Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Когда числа проникли в евклидово



Пространство

ё5 Давайте еще раз зададимся вопросом, почему фонети­ческий алфавит создал условную фикцию плоского, прямо­го и единообразного пространства? Фонетический алфавит, в отличие от сложного пиктографического письма, создан­ного писцами из жреческого сословия для храмовых нужд, представлял собой ускоренное письмо, изобретенное для коммерческих целей. Научиться пользоваться им с легко­стью мог любой человек, и к тому же его можно было при­менить к любому языку.

Число само по себе есть аудиотактильный код, и оно приобретает смысл лишь в высокоразвитой культуре фо­нетического письма как его дополнение. Буквы и число вместе образуют, так сказать, мощную систолодиастоличе-скую машину для перевода и обратного перевода форм че­ловеческого сознания в системе «двойного перевода», по­добную той, которая так привлекала гуманистов эпохи Возрождения. Однако сегодня число как форма организа­ции и применения опыта и знания устарело так же, как и фонетический алфавит. Век электроники — это эпоха по­стписьменная и постчисловая. Данциг упоминает в качест­ве примера додесятеричную систему счисления (р.14):

У наиболее примитивных племен Австралии и Аф­рики имеется двоичная система счисления, в которой отсутствуют 5, 10, 20 как базовые числа, а базовым чис­лом является двойка. Эти племена еще не пришли к счету на пальцах. У них есть единица и двойка как са­мостоятельные числа и сложные числа до шести. Все, что больше шести, они называют «кучей».

Данциг отмечает, что даже счет на пальцах — это уже

 

 

вид абстракции или отделения тактильного от других чувств, тогда как предшествующая ему система «да-нет» представляет собой более «целостную» форму мышления. Именно такими являются современные компьютеры, кото­рые пользуются двоичным числовым кодом и благодаря которым стала возможной структурная физика Гейзенбер-га. Для древнего человека числа не были лишь средством измерения, чем они стали в расколотом визуальном мире эпохи Возрождения. Как утверждает Тейяр де Шарден в «Феномене человека»: '

То, о чем догадывалась античная мысль и что изоб­ражала как естественную гармонию чисел, современная наука постигла и реализовала в точных формулах, основанных на измерении. В самом деле, знанием мик­ро- и макроструктуры универсума мы скорее обязаны все более тщательным измерениям, чем прямым наблю­дениям. И также благодаря все более смелым измере­ниям выявлены поддающиеся вычислениям условия, которым подчиняется всякое преобразование материи со стороны участвующей в нем мощности173.

Шагнув в визуальное пространство, абстрагированное от других чувств, мир Возрождения и восемнадцатого века, «до сих пор... статичный и делимый на части, казалось, по­коился на трех осях своей геометрии. Теперь он составляет один поток»174. Это не вопрос ценностей. Следует понять, что достижения эпохи Возрождения были связаны с раз­делением функций и чувств. Открытие визуальных техник разделения и статической фиксации было чрезвычайно плодотворным в условиях традиционной аудиотактильной культуры. Использование этих же техник, но уже в мире, гомогенизированном ими самими, может оказаться далеко не столь продуктивным. Тейяр де Шарден пишет:

По привычке мы разгораживаем человеческий мир на отсеки различных «реальностей»: естественное и ис­кусственное, физическое и моральное, органическое и юридическое...

В пространстве-времени, закономерно и обязательно

 

173 Тейяр де Шарден П. Феномен человека. 51. — Прим. пер.

174 Там же. — С.175. — Прим. пер.

 

 

охватывающем развитие духа в нас, границы между противоположными членами каждой из этих пар стира­ются. В самом деле, так ли уж велико различие с точки зрения экспансии жизни между позвоночным, расплас­тавшим в полете свои оперенные члены, и авиатором, летящим на крыльях, которые он приделал себе искус­ственно?175

Вовсе не обязательно говорить об исчислении бесконеч­но малых величин как продолжении печатной технологии. Исчисление как более нейтральная, чем алфавит, техноло­гия делает возможным перевод или редукцию любого рода пространства, движения или энергии в унифицированную воспроизводимую формулу. В книге «Число: язык науки» Данциг так определяет вклад, сделанный в области нуме­рации и счисления финикийцами, которыми двигали ком­мерческие интересы: «Порядковая нумерация, где числа обозначаются буквами алфавита в их алфавитной последо­вательности» (р.24, см. также р.221).

Но, используя буквы, греки и римляне так и не смогли приблизиться к методу, который облегчил бы арифметиче­ские операции: «Вот почему начиная с древности и до по­явления современной позиционной нумерации в искусстве счета прогресс был столь незначительным» (р.25). Иными словами, до того, как число получило визуальный, про­странственный характер и было абстрагировано от аудио-тактильной матрицы, оно было неотделимо от области ма­гии. «Человек, искусный в счете, наделялся почти сверхъ­естественной силой... даже просвещенные греки так никог­да полностью и не освободились от мистицизма числа и формы» (р.25, 26).

Теперь понятно, почему первый кризис в математике возник в связи с попыткой греков применить арифметику к геометрии, перевести один вид пространства в другой, до того как печатная технология предоставила средства до­стижения гомогенности: «Это смешение языков продолжа­ется и по сей день. Вокруг бесконечности выросли все па­радоксы математики: от аргументов Зенона до антиномий Канта и Кантора» (р.65). В двадцатом веке нам трудно по­нять, почему наши предшественники испытывали такие

 

175 Там же. — С.177. — Прим. пер.

 

 

затруднения с переходом от аудиотактильного пространст­ва к визуальным языкам и способам мышления. Дело именно в привычке к одному виду пространства, которая делала все остальные виды не поддающимися уразумению. С одиннадцатого и до пятнадцатого века шла борьба между сторонниками алфавитной и арабской нумерации, т.е. меж­ду людьми письма и людьми цифр. В ряде мест арабские цифры были запрещены. Например, в Италии в тринадца­том веке некоторые купцы пользовались ими как секрет­ным кодом. В условиях рукописной культуры внешний вид цифр претерпел множество изменений, и, как говорит Дан­циг (р.34): «Фактически цифры приняли окончательный вид только с появлением книгопечатания. В скобках можно добавить, что стабилизирующее воздействие книгопечата­ния было столь сильным, что сегодня цифры выглядят, по существу, так же, как и в пятнадцатом веке».



Просмотров 493

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!