Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Френсис Бэкон, PR-представитель moderni, обеими ногами стоял на почве средних веков



ВД

S3 Джеймс Джойс в романе «Поминки по Финнегану» не­однократно характеризует Вавилонскую башню как башню Сна, т.е., иными словами, как башню безрассудных допу-4 щений или того, что Бэкон называл царством идолов. % Френсис Бэкон всегда казался фигурой, полной противоре-Й чий. Будучи, так сказать, PR-представителем современной ]| науки, он сам обеими ногами твердо стоит на средневеко-

 

 

вой почве. Его непоколебимая репутация ренессансного мыслителя ставит в тупик тех, кто не может найти ничего научного в его методе. Гораздо более элитарный, чем педа­гогически ориентированный Петрус Рамус, он, однако, един с ним в плане крайней приверженности визуальному, что объединяет его также с однофамильцем Роджером Бэ­коном, жившим в двенадцатом веке, и Ньютоном, жившим в восемнадцатом. Все сказанное до сих пор в этой книге мо­жет служить введением к Френсису Бэкону. И без работ Онга, Данцига и Нефа было бы нелегко найти к нему под­ход. Все становится на свои места, как только мы вспомним о том, что для Бэкона природа была книгой, страницы ко­торой пострадали вследствие грехопадения человека. Но поскольку он принадлежит к истории современной науки, никто не обращает внимания на его средневековые наклон­ности. Онг, Неф и Данциг помогают нам внести ясность в этот вопрос. Начиная с древности и до эпохи Бэкона, раз­витие науки было нацелено на то, чтобы извлечь визуаль-ность из связи с другими чувствами. Но эта тенденция не­отделима от рукописной и печатной культур. Таким обра­зом, средневековый характер философии Бэкона вовсе не был в его время чем-то невиданным. Как показывают Февр и Мартен в «Появлении книги», первые два столетия пе­чатной культуры были почти полностью средневековыми по содержанию. А профессор Неф в «Культурных основа­ниях индустриальной цивилизации» (р.ЗЗ) утверждает, что именно средневековый универсализм, т.е. вера в адекват­ность человеческого разума всему миру сотворенных ве­щей, «придал человеку смелости для того, чтобы заново прочитать Книгу Природы, которая, как полагал каждый европеец, была сотворена Богом, явленным во Христе... Ле­онардо да Винчи, Коперник и Везалий как раз пытались прочитать эту книгу заново, но не они были первооткрыва­телями новых методов ее чтения. Они принадлежат к пе­риоду перехода от древней науки к новой. Их методы ис­следования природных явлений в основном были унаследо­ваны от прошлого».

Потому-то величие Фомы Аквинского состоит в его до­казательстве того, что модусы бытия соответствуют моду­сам человеческого разума.

Наблюдение и эксперимент вовсе не были чем-то бес-

 

 

прецедентным. Новым было требование осязаемых, вос­производимых и видимых доказательств. Неф пишет (р.27): «Такое требование осязаемых доказательств едва ли было известно до Уильяма Гильберта Колчестерского, родивше­гося в 1544 г. В книге «De magnete»179, опубликованной в 1600 г., Гильберт писал, что никакое книжное описание или объяснение не убедит его, пока он сам не проверит все не­сколько раз, не увидит все "своими собственными глаза­ми"». Но должно было пройти около ста или более лет, прежде чем книгопечатание утвердило принципы единооб­разия, непрерывности и воспроизводимости. До этого же требование, выдвинутое Гильбертом, не вызвало почти ни­какого отклика. Сам Бэкон хорошо понимал разрыв между его веком и всей предшествующей историей — разрыв, по­ложенный развитием механики. В «Новом Органоне» он пишет:

Хотелось бы еще показать силу, достоинство и по­следствия открытий; а это обнаруживается нагляднее всего на примере тех трех открытий, которые не были известны древним и происхождение которых, хотя и недавнее, однако, темно и лишено громкой славы, а именно: искусство печатания, применение пороха и мо­реходной иглы. Ведь эти три изобретения изменили об­лик и состояние всего мира, во-первых, в деле просве­щения, во-вторых, в делах военных, в-третьих, в море­плавании. Отсюда последовали бесчисленные измене­ния вещей, так что никакая власть, никакое учение, ни­какая звезда не смогли бы произвести большее дейст­вие и как бы влияние на человеческие дела, чем эти ме­ханические изобретения180.

«С Бэконом мы попадаем в новый ментальный климат», — пишет Бенджамин Фаррингтон в книге «Френсис Бэкон: философ индустриальной науки» (р.141). «Анализ показы­вает, что дело заключается не столько в научном прогрес­се, сколько в незыблемой вере в то, что жизнь человека может быть преобразована наукой». По мнению Фарринг-тона, если бы дела обернулись для человека и науки не

 

179 О магните (лат.). Прим. пер.

Т. 2. — С.81. —

180 Бэкон Ф. Соч. в двух томах. — М., 1972.
Прим. пер.

 

 

столь замечательным образом, то уверенность Бэкона по­казалась бы хвастовством и вздором. Но тому, кто видит средневековые корни Бэкона, легко понять причины его интеллектуальной убедительности. Само выражение «экс­периментальная наука» было введено в употребление в тринадцатом веке его однофамильцем Роджером Бэконом. Как указывает Жильсон, Роджер (в своем известном рас­суждении о радуге) отказывается полагаться на дедукцию и настаивает на необходимости очевидных свидетельств181.

Бэкон восторженно, пожалуй, как никто другой, кроме Рабле, принимает книгопечатание, видя в нем прежде все­го проект прикладного знания. На протяжении всех сред­них веков на природу смотрели как на книгу, которую сле­дует читать как vestigia det182. Смысл книгопечатания для Бэкона заключался в, так сказать, новом и улучшенном из­дании этой книги. Здесь уже просматривается замысел эн­циклопедии. Именно полное принятие идеи Книги Приро­ды делает Бэкона в значительной степени средневековым, но в не меньшей степени и современным человеком. Но где же проходит линия разрыва? Дело в том, что средневеко­вая Книга Природы предназначалась для contempZatio183, как и Библия. Ренессансная же Книга Природы предназна­чалась для appZzcatio184 и использования, подобно печатно­му прессу. Более пристальный взгляд на Бэкона поможет разрешить эту проблему и пролить свет на переход от средневекового к современному миру.

Другое воззрение на книгу как на мост между средневе­ковьем и современностью находим у Эразма. Его новая, 1516 года, латинская версия Нового Завета в 1620 г. полу­чила название «Novum Organum»185. Эразм применил но­вую печатную технологию к традиционному использова­нию грамматики и риторики, а также к упорядочиванию Священного писания. Это же Бэкон попытался сделать по отношению к тексту природы. Несмотря на различие меж­ду этими деяниями, и в том, и в другом проявилась эффек-

 

181 См. Etienne Gilson, La Philosophic аи Моуеп Age, p.481.

182 Следы, отпечатки Бога (лат.). Прим. пер.

183 Созерцание (лат.). — Прим. пер.

184 Применение (лат.). — Прим. пер.

185 Новый органон (лат.). — Прим. пер.

 

 

тивность печатной технологии, которая внедряла в созна­ние идею прикладного знания. Однако такие перемены требуют времени. Например, в книге Сэмюэла Элиота Мо-рисона «Адмирал и океан» мы неоднократно сталкиваемся с недоумением автора по поводу неспособности моряков Колумба позаботиться о себе в условиях нового мира: «...на борту каравелл, сидевших на мели, не осталось даже сухой корки хлеба. Испанцы страдали от голода. Непонятно, по­чему они не пытались ловить рыбу...» (р.643). И как проти­воположность этому вспомним «Робинзона Крузо», где изображен уже новый человек, обладающий неистощимой находчивостью и приспособляемостью, умеющий перевес­ти любой вид опыта в новые формы. Книга Дефо — эпос прикладного знания. В первое столетие существования книгопечатания люди еще не успели выработать в себе эту способность.



Просмотров 525

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!