Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Тобиас Данциг объясняет, почему причины



Экспансии языка чисел следует искать

В потребностях, созданных новой алфавитной

Технологией

<£s Существует определенное соотношение между поиском новых, более точных средств количественного измерения в культурной жизни и тенденцией к индивидуализму, кото­рую все историки связывают с развитием книгопечатания. В самой технологии книгопечатания уже заложены средст­ва квантификации. Грандиозный труд Уильяма I Томаса и Флориана Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» является неоценимым пособием для любого се­рьезного исследователя воздействия печатной культуры на крестьянскую культуру. Авторы пишут (т.1, р.182):

Но как только эгоистическая установка проникает в экономические отношения, то с необходимостью возни­кает потребность в их объективном регулировании. Тем самым вводится и получает основополагающее значение принцип экономической эквивалентности услуг, хотя наряду с ним всегда сохраняется определенное место для старой системы ценностей, основанной на эффек­тивности взаимопомощи, и переходной системы ценно­стей, основанной на самопожертвовании.

Значение книги «Польский крестьянин...» для понима­ния галактики Гутенберга заключается в том, что она предлагает мозаическое исследование событий нашего вре­мени, которое соотносится с конфигурацией событий на за­ре Гутенберговой эпохи. То, что произошло с польским крестьянином, столкнувшимся с печатной технологией и индустриальной организацией, произошло затем (хотя и в

 

 

меньшем масштабе) в России и Японии, а теперь происхо­дит в Китае.

Прежде чем привести мнение профессора Нефа о раз­витии прикладного знания и процесса квантификации в истории западной цивилизации, отметим такой его аспект, как неотделимость эволюции математики от развития кни­гопечатания. Блестящее изложение культурной истории математики мы находим в книге Тобиаса Данцига «Число: язык науки», о которой Эйнштейн сказал: «Это, без сомне­ния, самая интересная книга об эволюции математики, ко­торая когда-либо попадала в мои руки». Уже в начале это­го труда мы находим объяснение связи евклидовой органи­зации чувственного опыта с фонетическим алфавитом. Фо­нетический алфавит — это язык и одновременно мифиче­ская форма западной цивилизации, и как таковой он осу­ществляет перевод всех наших чувств в визуальное, или «изобразительное», «замкнутое» пространство.

Математикам более, чем кому-либо другому, понятен произвольный и условный характер этого континуального, гомогенного визуального пространства. Почему? Потому что число как язык науки является условной формой для обратного перевода евклидового пространства в аудиотак-тильное.

В качестве примера Данциг приводит измерение длины дуги (р.139):

Возьмем в качестве иллюстрации понятие длины ду­ги кривой. Физическое представление в данном случае отталкивается от изогнутой проволоки как веществен­ного основания. Мы мысленно выпрямляем проволоку, при этом полагая, что мы ее не вытягиваем. После этого сегмент прямой линии служит нам мерой длины дуги. Но что же мы имеем в виду, когда говорим, что «не вы­тягиваем»? Мы имеем в виду, что при этом не изменя­ется длина. Но этот термин подразумевает, что мы уже что-то знаем о длине дуги. Такая формулировка явля­ется очевидным petitio рггтгсгрг'г172 и не может служить математической дефиницией.

Альтернатива заключается в том, чтобы вписать в

 

172 Предвосхищение основания (лат.) Прим. пер.

261

 

 

дугу последовательность прямолинейных отрезков уве­личивающегося числа сторон. Последовательность та­ких отрезков имеет предел, и длина дуги определяется пределом этой последовательности.

То, что верно для понятия длины, верно и для пло­щади, объема, массы, движения, давления, силы, натя­жения, скорости, ускорения и т.п. Все эти понятия ро­дились в «линейном», «рациональном» мире, где суще­ствуют лишь прямые линии, плоскости и где все едино­образно. Следовательно, мы должны либо отказаться от этих элементарных рациональных понятий (это означа­ло бы поистине революцию — настолько глубоко дан­ные понятия укоренились в нашем сознании), либо при­способить эти рациональные понятия к миру, который не является плоским, прямым и единообразным. Но Данциг ошибается, полагая, что евклидово простран­ство — линейное, плоское, прямое и единообразное — уко­ренено в нашем сознании искони. Такое пространство — продукт письма, и оно неведомо дописьменному, или арха­ическому, человеку. Мы уже обращались к Мирче Элиаде, который посвятил этой теме целую книгу («Священное и мирское»), где показал, что присущее западному человеку понятие гомогенного и континуального пространства и вре­мени совершенно отсутствует в опыте архаического чело­века. Точно так же оно отсутствует и в китайской культу­ре. Дописьменный человек всегда мыслит пространство и время уникальным образом структурированным, подобно тому, как это делает математическая физика.

Ценность указаний Данцига состоит в том, что для того, чтобы защитить свою заинтересованность в евклидовом пространстве (т.е. письме), западный человек изобрел па­раллельную, хотя и прямо противоположную, числовую форму, которая помогает ему справиться со всеми неевк­лидовыми измерениями повседневного опыта:

Но каким образом плоское, прямое и единообразное можно приспособить к их противоположности — к косо­му, кривому и к разнообразию форм? Разумеется, здесь нельзя указать конечное число шагов! Чудо нуждается в бесконечности. Решившись держаться за элементар­ные рациональные понятия, мы не оставили себе другой альтернативы, кроме как рассматривать «искривлен-

 

 

ную» реальность наших чувств как шаг в запредель-ность, в бесконечную последовательность плоских ми­ров, которые существуют только в нашем воображении. Чудо же заключается в том, что это работает! (р.140).

Как греки столкнулись со смешением языков,



Просмотров 521

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!