Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Книгопечатание раскололо голоса тишины



4fS Пластический и аудиотактильный мир южной Италии дал разгадку «линейных» страданий сегментаторов из тех стран, где Гутенбергова механика достигла триумфа. Так полагали Мишле и Джойс.

Вернемся ненадолго к вопросу о пространственных представлениях, сформировавшихся вследствие изобрете­ния Гутенберга. Каждому знакомо выражение «голоса ти­шины». Оно традиционно употребляется по отношению к скульптуре. Если бы в программах колледжей предусмат­ривалось изучение этого выражения на протяжении одного года, то число компетентных людей в мире вскоре заметно возросло бы. Когда благодаря Гутенбергу мир наполнился книгами, человеческий голос перестал звучать. Люди нача­ли читать молча и пассивно, как потребители. Архитекту­ра и скульптура тоже усохли. В литературе новое слово, оживившее язык, сумели сказать только авторы, происхо­дившие из отсталых уголков мира с устной культурой, — Йейтсы, Синги, Джойсы, Фолкнеры, Диланы Томасы. Все эти темы сплелись в цитируемых ниже словах Корбюзье, в которых он пытается объяснить, почему камень и вода не­разделимы:

Вокруг здания, внутри здания есть определенные места, математические пункты, которые интегрируют целое и образуют платформы, откуда звук речи будет разноситься и отдаваться во всех частях помещения. Эти места предназначены для скульптуры. И эта скуль­птура не должна быть ни метопом или тимпаном, ни портиком. Она должна быть гораздо более тонкой и точ­ной. Эта площадка должна быть фокусом параболы или эллипса, местом точного пересечения различных плос­костей, которые и составляют архитектуру. Оттуда и должен раздаваться голос. Такие места должны быть фокальными точками скульптуры, поскольку они явля­ются фокальными акустическими точками. Здесь ваше

место, скульптор, если вам есть что сказать

 

258 caroia Giedion-Welcker, Contemporary Sculpture, p.205.

 

 

Как ни банально это звучит, но Гутенберг поставил че­ловека в центр мира только для того, чтобы затем Копер­ник низвел его до статуса окраинной пылинки. Человек на протяжении ряда столетий балансировал на вершине цепи бытия, до тех пор пока не вмешался Дарвин и не предло­жил вместо одной линейности другую, но уже с найденным недостающим звеном. Дарвин разрушил антропоцентриче­ское сознание, так же как Коперник разрушил антропо­центрическое пространство. Однако до Фрейда человек продолжал цепляться за остатки интуитивного представ­ления о самопроизвольности сознания. Но Фрейд покончил с этим, предложив свой образ сознания, подобного зыби на поверхности океана бессознательного. Если бы Запад не подвергся длительному воздействию книгопечатания, эти метафоры не нашли бы никакого отклика. Обратимся к книге математика сэра Эдмунда Уитекера, который час­тично прояснил причины этого явления. Отрывок из кан-товской «Критики практического разума» послужит нам введением в проблему: «...так как математика неопровер­жимо доказывает бесконечную делимость пространства, чего эмпиризм допустить не может, — то величайшая воз­можная очевидность демонстрации оказывается в прямом противоречии с мнимыми выводами из эмпирических принципов; и тогда можно спросить, как спрашивает сле­пой Чеслдена: что меня обманывает, зрение или чувство? (Ведь эмпиризм основывается на чувствуемой, а рациона­лизм — на усматриваемой необходимости.)»259. Канту не было известно не только то, что сущность числа состоит в аудиотактильности и бесконечной воспроизводимости, но и то, что визуальное, оторванное от аудиотактильного, ведет к образованию мира неразрешимых и ненужных антино­мий и дихотомий.

Сэр Эдмунд Уитекер в книге «Пространство и дух» (р.121) в терминах новейшей математики и физики объяс­няет конец ренессансного представления о непрерывном, однородном пространстве, сформировавшемся благодаря понятию визуальной квантификации:

 

259 Кант И. Сочинения в 6 т. — Т. 4, ч. 1. — М., 1965. — С.324, 325. — Прим. пер.

 

 

С этого момента мы покидаем упорядоченный нью­тоновский космос... Согласно привычному способу рас­суждения, каждому следствию соответствует только одна причина, а каждая причина имеет только одно следствие, так что все причинные цепи суть простые линейные последовательности. Если теперь принять во внимание тот факт, что следствие может быть произве­дено совместным действием нескольких различных причин, а также то, что одна причина может повлечь за собой несколько следствий, то причинные цепи стано­вятся разветвленными и переплетаются друг с другом. Но поскольку это не нарушает правила, согласно кото­рому причина всегда предшествует следствию во вре­мени, очевидно, что на способ доказательства это суще­ственно не влияет. Более того, такой способ рассужде­ния не требует того, чтобы все причинные цепи, если их проследить в обратном направлении, заканчивались не­пременно в одной и той же конечной точке. Иными сло­вами, из этого не вытекает заключение, что состав все­ленной образовался вследствие единой посылки акта Творения, без каких-либо воздействий после этого. Та­ким образом, этот способ аргументации вовсе не служит обоснованием того воззрения (столь распространенного среди деистически настроенных ньютонианцев восем­надцатого века), что мир представляет собой абсолютно закрытую систему, сформировавшуюся в силу чисто механических законов, и что, следовательно, все исто­рические события были в точности предопределены уже в предвечный момент Творения. Напротив, новей­шая тенденция в физической мысли (как это станет яс­но из сказанного о принципе каузальности) склоняется к воззрению, что в физической сфере непрерывно про­исходят новые вмешательства, или акты Творения. Все­ленная — это не только математическое следствие рас­положения частиц в момент Творения, но и место, го­раздо более интересное и событийно наполненное, чем это представляет себе любой детерминист.

Этот отрывок — ключ к названию и методу нашего ис­следования, хотя это никоим образом не означает, что он предопределяет и рассматриваемые нами конфигурации. Склонность к монолинейной каузальности объясняет тот

 

 

факт, что печатная культура долгое время оставалась сле­пой по отношению к другим типам каузальности. Совре­менная наука и философия проявили согласие в переходе во всех сферах познания от исследования «причин» к ис­следованию «конфигураций». Вот почему Уитекеру как по­пытка св. Ансельма в раннем средневековье установить су­ществование Бога с помощью чистого разума, так и усилия Ньютона, идущие в противоположном направлении, ка­жутся в равной степени бесплодными (р.126, 127): «Несмот­ря на глубокий интерес к теологии, Ньютон, по-видимому, считал, что физику позволительно все свое внимание на­правлять на исследование законов, которые дадут ему воз­можность предсказывать явления, оставляя совершенно без внимания более глубокие проблемы: его цель состоит скорее в том, чтобы описывать, а не объяснять».

Именно в этом заключается сущность картезианской техники аналитического разделения, в силу которой все отброшенные аспекты опыта сваливались в бессознатель­ное. Эта стратегия, выросшая из линейной специализации и разделения функций, создала тщеславный и унылый мир, высмеянный Свифтом, Поупом и Стерном. Ньютон вполне бы подошел на роль героя «Дунсиады», и уж конеч­но, ему нашлось бы место в «Путешествиях Гулливера».

Мы уже говорили о том, как алфавит привел греков к фиктивному «евклидовому пространству». Одним из след­ствий перехода из аудиотактильного мира в визуальный под влиянием фонетического алфавита было то, что в фи­зике и в литературе возникло ложное понятие «содержа­ния». Уитекер пишет об этом следующее (р.79): «В понима­нии Аристотеля место тела определяется внутренней по­верхностью [другого] тела, в котором оно содержится: тела же, которые не содержатся в других телах, не имеют мес­та, а потому первое или последнее небо не имеет места и пространство и время не существуют за его пределами. Исходя из этого он заключил, что вселенная конечна».

 

 



Просмотров 496

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!