Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Новое коллективное бессознательное Поуп



Рассматривал как накапливающиеся отходы

Личностного самовыражения

<*S Первые три книги «Дунсиады» подчинены очень про­стой схеме. В первой книге речь идет об авторах, их эгоиз­ме, стремлении к самовыражению и вечной славе. Во вто­рой — Поуп переходит к книготорговцам, обеспечивающим связь с публикой. Тема третьей книги — коллективное бес­сознательное, растущий поток выбросов приливной волны самовыражения. По мнению Поупа, туман тупоумия и но­вого трайбализма спровоцированы печатным прессом. Рас­ширение бессознательного ведет к возрастающей анесте­зии разума, который есть не что иное, как быстрое взаимо­действие наших чувств и способностей. Тот, кто, стремясь понять мысль Поупа, идет через содержание творчества упомянутых им писателей, двигается по ложному пути. Пытаясь найти внутреннее объяснение метаморфозы, По­уп имеет в виду формальную, а не действующую причину. Вся суть дела выражена в простом двустишии (I, 91-94):

Спустилась ночь, и занавес упал, Но новый день опять наполнит зал.

 

 

Печать с ее унифицированностью, воспроизводимостью и безграничными возможностями способна подарить новую жизнь и славу чему угодно. Весь мир оказался в плену ту­поумия с его тупыми интересами. Поскольку читателям не занимать тщеславия у авторов, они жаждут лицезреть свой собственный собирательный образ, а посему требуют от тупоумных авторов еще большего усердия для удовлет­ворения спроса все возрастающей аудитории. И высшей формой выражения этой коллективной динамики стано­вятся газеты, претендующие на выражение «интересов че­ловека» (Дунсиада, IV, 11, 91-94):

Вот Мэры и Шерифы сыто спят, Но и во сне им подавай услад. Не спит Поэт, он бьется над стихом, Чтобы читателям не скучно было днем.

Разумеется, Поуп вовсе не имеет в виду, что читателям наскучат продукты ночных бдений поэтов и газетных пи­сак. Совсем напротив — они будут в восторге, увидев свое собственное отражение в зеркале прессы. Сон читателей — это сон духа. Их ум при этом ничуть не страдает, он просто хиреет.

Поуп выразил сущность книгопечатания для англоя­зычного мира, подобно тому как это сделали Сервантес для испаноязычного и Рабле для франкоязычного миров. Это наваждение. Это наркотик, обладающий трансформирую­щей, преобразующей силой, который навязывает создан­ные им мыслительные привычки всем уровням сознания. Но сейчас, в 1960-е годы, книгопечатание начинает отсту­пать на задний план, подобно кинематографу или поезду. Это позволяет нам распознать его скрытые силы, благода­ря чему мы можем понять положительные черты книгопе­чатания, а также проникнуть в существо более мощных недавно возникших форм, таких как радио и телевидение.

В своем анализе книг, авторов и рынков Поуп, как и Га­рольд Иннис в книге «Скрытое влияние коммуникации», стоит на той точке зрения, что воздействие книгопечата­ния на нашу жизнь не только носит в целом бессознатель­ный характер, но и по этой же причине неизмеримо рас-

 

 

ширяет область бессознательного. В самом начале «Дунси-ады» Поуп выводит образ совы. Иннис также озаглавил на­чальную главу своей книги «Сова Минервы»: «Сова Минер­вы вылетает только с наступлением сумерек...»

Замечательное толкование267 второй «Дунсиады» 1729 г. предложил Обри Уильяме. Он цитирует слова самого Поу­па, обращенные к Свифту:

Новое издание «Дунсиады» будет весьма роскош­ным... Оно включит Proeme, Prolegomena, Testimonia Scriptorum, Index Authorum и Примечания Variorum268. Что касается последних, то я бы хотел, чтобы ты пробе­жался по тексту и приписал несколько примечаний в любом роде и на твой вкус: либо язвительных — о стиле и содержании пошлой критики, либо юмористических — об авторах поэм, либо исторических — о людях, мес­тах и временах, либо пояснительных, либо в виде вы­борки параллельных цитат из древних.

Иными словами, вместо простого наскока на тупость в виде отдельной книжки Поуп выбрал формат коллектив­ной газеты, привнеся в него изрядную толику «человече­ского интереса» к поэме. Таким образом, он не без драма­тизма имитирует те самые трудолюбие и усердие как не­изменных спутников бэконовского прикладного знания и кропотливый коллективный труд, которые прямо-таки из­лучают порицаемую им Тупость. Уильяме указывает (р.60), что причину, по которой «новый материал, приложенный к поэме, так и не дождался адекватного подхода, следует ис­кать, по-видимому, в мнении большинства критиков и из­дателей: дескать, примечания имеют чисто историческое значение и их основная цель — продолжение сатиры в форме комментария».

267 Pope's Dunciad, p.60.

268 Предисловие, вступление, свидетельства писателей, указа­
тель имен авторов... разное (лат.). Прим. пер.

 

 



Просмотров 541

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!