![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
О Маршалле Мак-Люэнс и его книге
(Вместо послесловия) К этой книге следовало бы написать большое послесловие (предисловие) исследовательского толка- Хотя бы по соображениям вкуса — чтобы уравновесить «веселую науку» Мак-Люэна внимательным и аргументированным разбором всех его кажущихся легкими нокаутирующих движений, которые он наносит некоторым интеллектуальным лидерам новоевропейской культуры: Бэкону, Декарту, Ньютону, Фрейду, Хайдеггеру и др. Маршалл Мак-Люэн (1911—1980) — фигура культовая. Настолько, что личность автора книг «Механическая невеста» (1952 г.), «Галактика Гутенберга» (1962 г.), «Осмысляя средства коммуникации» (1964 г.), «Средство коммуникации — это сообщение» (1967 г.), «Война и мир в глобальной деревне» (1968 г.) перешла в разряд знаков, и человек Маршалл Мак-Люэн стал дополнением этого знака, его материальным выражением. В фильме Буди Аллена «Энни Хол» Мак-Люэн сыграл роль (хотя и эпизодическую) самого себя. Лучшего примера не найти. Основательное послесловие нужно было бы и для того, чтобы избежать попадания в число поклонников этого культа. Но исследование «откладывается», да и нижеизложенные соображения ставят в некоторой степени под сомнение его возможность. Поэтому вместо послесловия придется ограничиться рядом конспективных соображений. Возможно, они пригодятся читателю. Идеи Мак-Люэна просты и «легкоусваиваемы» (или кажутся таковыми). Иначе они не завоевали бы такой популярности. Но не следует слишком поспешно обвинять его в легковесности. Основным предметом своего интереса он избирает письменность, каковая является, по его мнению, основной технологией, лежащей, в свою очередь, в основе всех остальных технологий европейской цивилизации и определяющей формы общения и человеческого сознания. По Мак-Люэну, письмо раскалывает аудиотак-тильное единство сознания племенного человека и выдвигает на первый план визуальную составляющую человеческой чувственности. В особенности речь идет об алфавитном письме. А печатная технология как предельная
форма развития письменности довершает указанный раскол. Этот катаклизм и является истоком всех наших проблем — от социальных до психологических. Но, так сказать, к счастью, совершающийся в наше время переход к электрическим технологиям обещает поправить дело. Тезис головокружительной широты. Для его подтверждения следовало бы написать множество томов исследования человеческой культуры в самых разных областях, что в эпоху узкой специализации вряд ли под силу кому бы то ни было. К чести Мак-Люэна следует заметить, что эрудиции ему не занимать, и легковесность его изложения, любовь к эффектным фразам вместо развернутой аргументации, тенденциозный подбор материала, изобилие цитат, которые нередко превышают по объему комментарии к ним, — не воинствующий дилетантизм, отправившийся в поход против академической науки, а вынужденный методический прием. Научному обмороку Мак-Люэн предпочел интеллектуальную провокацию. Простота основного тезиса Мак-Люэна — это результат, с одной стороны, пренебрежения детализацией научного рассмотрения, а с другой — постоянного методического выпячивания его на самом разнообразном историческом материале, что до некоторой степени свидетельствует о его логической силе. Его эвристический потенциал кажется достаточным для того, чтобы предложить взгляд на историю развития человеческого общества как такового, что вполне своевременно в эпоху всеобщего исторического скептицизма. Уходя от спора о правомерности такого широкого обобщения, следует сказать, что по крайней мере в области гуманитарной науки, особенно истории литературы в узком и широком смысле, ценность концепции Мак-Люэна (область специализации которого — литературоведение) весьма велика, и, я думаю, ее еще предстоит оценить (сужу как литературовед). Наконец, last but not least — книга Мак-Люэна вызывает уважение своим историческим оптимизмом в смысле воодушевления по поводу происходящих и грядущих технологических преобразований наших форм коммуникации — оптимизмом, который, надо признать, за сорок лет после выхода книги несколько поистрепался, но еще не исчерпал себя. Да и основной пафос пророка «глобальной
деревни» в конечном счете научен (!) и философичен: избавиться от путаницы, смешения вопросов ценности, морали с вопросами технологии, — ибо нацелен на преодоление того, что мешает взаимопониманию. Возможно, мы нуждаемся в «веселой науке» не меньше, чем в добродетельном академизме. Замечания к переводу некоторых слов и терминов: 1. Слово «print» (реже «printing») — в большинстве 2. Слова «literacy» и соответственно «literate», 3. Слова «homogeneous», «homogeneity» — переводятся 4. Слова «uniform», «uniformity» переводятся также по 5. То же самое в отношении слова «simultaneity» — 6. Понятию «соотношения чувств» в оригинале соответ А. Юдин
Библиография ANSHEN, R. N., Language: An Inquiry into its Meaning and Function, Science of Culture Series, vol. Ill (New York: Harper, 1957). AQUINAS, THOMAS, Summa Theologica, part III (Taurini, Italy: Marietti, 1932). ARETINO, PIETRO, Dialogues, including The Courtesan, trans. Samuel Putnam (New York: Covici-Friede, 1933). ----- The Works of Aretino, trans. Samuel Putnam (New York: Covici- ATHERTON, JAMES S., Books at the Wake (London: Faber, 1959). AUERBACH, ERICH, Mimesis; The Representation of Reality in Western Literature, trans. Willard R. Trask (Princeton: Princeton University Press, 1953). BACON, FRANCIS, The Advancement of Learning, Everyman 719 (New York: Button. n.d. [original date, 1605]). Odyssey Press, 1939). BALDWIN, C. S., Medieval Rhetoric and Poetic (New York: Columbia University Press, 1928). BANTOCK, G. H., "The Social and Intellectual Background," in Boris Ford, ed., The Modern Age, Pelican Guide to English Literature (London: Penguin Books, 1961). BARNOUW, ERIK, Mass Communication (New York: Rinehart, 1956). BARZUN, JACQUES, The House of Intellect (New York: Harper, 1959). BEKESY, GEORG VON, Experiments in Hearing, ed. and trans. E. G. Wever (New York: McGraw-Hill, 1960). Review, vol. 66, no. 1, Jan., 1959. BERKELEY, BISHOP, A New Theory of Vision (1709), Everyman 483 (New York: Dutton, n.d.). BERNARD, CLAUDE, The Study of Experimental Medicine (New York: Dover Publications, 1957). BETHELL, S. L., Shakespeare and the Popular Dramatic Tradition (London: Staples Press, 1944). Blake, The Poetry and Prose of William, ed. Geoffrey Keynes (London: Nonsuch Press, 1932). BOAISTUAU, PIERRE, Theatrum Mundi, trans. John Alday, 1581 (STC 3170). BONNER, S. F., Roman Declamation (Liverpool: Liverpool University Press, 1949). BOUYER, LOUIS, Liturgical Piety (Notre Dame, Ind.: University of Notre Dame, 1955). BRETT, G. S., Psychology Ancient and Modern (London: Longmans, 1928). BROGLIE, LOUIS DE, The Revolution in Physics (New York: Noonday Press. 1953). BRONSON, В. Н., "Chaucer and His Audience," in Five Studies in Literature (Berkeley, Calif.: University of California Press, 1940). BUHLER, CURT, The Fifteenth Century Book (Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1960).
BURKE, EDMUND, Reflections on the Revolution in France (1790), Everyman 460 (New York: Dutton). BUSHNELL, GEORGE HERBERT, From Papyrus to Print (London: Grafton 1947). CAPONIGRI, A. ROBERT, Time and Idea: The Theory of History in Giambattista Vico (London: Routledge and Kegan Paul, 1953). CAROTHERS, J. C, "Culture, Psychiatry and the Written Word," in Psychiatry, Nov., 1959. CARPENTER, E. S., Eskimo (identical with Explorations, no. 9; Toronto: University of Toronto Press, 1960). CARPENTER, E. S., and H. M. MCLUHAN, "Acoustic Space," in idem, eds., Explorations in Communication (Boston: Beacon Press, 1960). CARTER, T. F., The Invention of Printing in China and its Spread Westward (1931), 2nd rev. ed., ed. L. C. Goodrich (New York: Ronald, 1955). CASSIRER, ERNST, Language and Myth, trans. S. K. Langer (New York-Harper, 1946). CASTRO, AMERIGO, "Incarnation in Don Quixote," in Angel Flores and M. I. Bernadete, eds., Cervantes Across the Centuries (New York: Dryden Press, 1947). Press, 1954). CHARDIN, PIERRE TEILHARD DE, Phenomenon of Man, trans. Bernard Wall (New York: Harper, 1959). CHAUCER, GEOFFREY, Canterbury Tales, ed. F. N. Robinson, Student's Cambridge ed. (Cambridge, Mass.: Riverside Press, 1933). CHAYTOR, H. J., From Script to Print (Cambridge: Heffer and Sons, 1945). CICERO, De oratore, Loeb Library no. 348-9 (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, n.d.). CLAGETT, MARSHALL, The Science of Mechanics in the Middle Ages (Madison, Wise.: University of Wisconsin Press, 1959). CLARK, D. L., Rhetoric and Poetry in the Renaissance (New York: Columbia University Press, 1922). CLARK, J. W., The Care of Books (Cambridge: Cambridge University Press 1909). COBBETT, WILLIAM, A Year's Residence in America, 1795 (London: Chapman and Dodd, 1922). CROMBIE, A. C., Medieval and Early Modern Science (New York: Doubleday Anchor books, 1959). CRUMP, G. C., and E. F. JACOB, eds, The Legacy of the Middle Ages (Oxford: Oxford University Press, 1918). CRUTTWELL, PATRICK, The Shakespearean Moment (New York: Columbia University Press, 1955; New York: Random House, 1960, Modern Library paperback). CURTIS, CHARLES P., It's Your Law (Cambridge, Mass.- Harvard University Press, 1954). CURTIUS, ERNST ROBERT, European Literature and the Latin Middle Ages, trans. W. R. Trask (London: Routledge and Kegan Paul, 1953). DANIELSSON, BROR, Studies on Accentuation of Polysyllabic Latin, Greek, and Romance Loan-Words in English (Stockholm: Almquist and Wiksell, 1948).
DANTZIG, TOBIAS, Number: The Language of Science, 4th ed. (New York: Doubleday, 1954, Andhor book). DESCARTES, RENE, Principles of Philosophy', trans. Holdvane and Rose (Cambridge: Cambridge University Press, 1931; New York: Dover Books, 1955). DEUTSCH, KARL, Nationalism and Social Communication (New York: Wiley, 1953). DIRINGER, DAVID, The Alphabet (New York: Philosophic Library, 1948). DODDS, E. R., The Greeks and the Irrational (Berkeley: University of California Press, 1951; Boston: Beacon Press paperback, 1957). DUDEK, LOUIS, Literature and the Press (Toronto: Ryerson Press, 1960). EINSTEIN, ALBERT, Short History of Music (New York: Vintage Books, 1954). ELIADE, MIRCEA, The Sacred and the Profane: The Nature of Religion, trans. W.R. Trask (New York: Harcourt Brace, 1959). ELIOT, T. S., Selected Essays (London: Faber and Faber, 1932). FARRINGTON, BENJAMIN, Francis Bacon, Philosopher of Industrial Science (London: Lawrence and Wishart, 1951). FEBVRE, LUCIEN, and MARTIN, HENRI-JEAN, L'Apparition du livre (Paris: Editions Albin Michel, 1950). FISHER, H. A. L., A History of Europe (London: Edward Arnold, 1936). FLORES, ANGEL, and M. I BERNADETE, eds., Cervantes Across the Centuries (New York: Dryden Press, 1947). FORD, BORIS, ed., The Modern Age, The Pelican Guide to English Literatlire (London: Penguin Books, 1961). FORSTER, E. M., Abinger Harvest (New York: Harcourt Brace, 1936; New York: Meridian Books, 1955). FRAZER, SIR JAMES, The Golden Bough, 3rd ed. (London: Macmillan, 1951). FRIEDENBERG, EDGAR Z., The Vanishing Adolescent (Boston: Beacon Press, 1959). FRIES, CHARLES CARPENTER, American English Grammar (New York: Appleton, 1940). FRYE, NORTHROP, Anatomy of Criticism (Princeton: Princeton University Press, 1957). GIEDION, SIEGFRIED, Mechanization Takes Command (New York: Oxford University Press, 1948). Communication). GIEDION-WELCKER, CAROLA, Contemporary Sculpture, 3rd rev. ed. (New York: Wittenborn, 1960). GILMAN, STEPHEN, "The Apocryphal Quixote," in Angel Flores and M. I. Bernadete, eds., Cervantes Across the Centuries (New York: Dryden Press, 1947). GILSON, ETIENNE, La Philosophic аи Моуеп Age (Paris: Payot, 1947). xxxv.4, 1957). GOLDSCHMIDT, E. P., Medieval Texts and Their First Appearance in Print (Oxford: Oxford University Press, 1943).
GOLDSMITH, OLIVER, Enquiry into the Present State of Polite Learning in Europe, cited by Leo Lowenthal in Popular Culture and Society. GOMBRICH, E. H., Art and Illusion (New York: Pantheon Books, Bellinger Series xxxc.5, 1960). GREENSLADE, S. L, The Work of William Tyndale (London and Glasgow: Blackie and Son, 1938). GRONINGEN, BERNARD VAN, In the Grip of the Past (Leiden: E. J. Brill, 1953). GUERARD, ALBERT, The Life and Death of an Ideal: France in the Classical Age (New York: Scribner, 1928). GUILBAUD, G. Т., What is Cybernetics? trans. Valerie Mackay (New York: Grove Press, Evergreen ed., 1960). HADAS, MOSES, Ancilla to Classical Learning (New York: Columbia University Press, 1954). HAJNAL, ISTVAN, L'Enseignement de I'ecriture aux universites medievales, 2nd. ed. (Budapest: Academia Scientiarum Hurigarica Budapestini, 1959). HALL, EDWARD Т., The Silent Language (New York: Doubleday, 1959). HARRINGTON, JOHN H, "The Written Word as an Instrument and a Symbol of the Christian Era," Master's thesis (New York: Columbia University, 1946). HATZFELD, HELMUT, Literature through Art (Oxford: Oxford University Press, 1952). HAYES, CARLETON, Historical Evolution of Modern Nationalism (New York: Smith Publishing Co., 1931). HEISENBERG, WERNER, The Physicist's Conception of Nature (London: Hutchinsoii, 1958). HILDEBRAND, ADOLF VON, The Problem of Form in the Figurative Arts, trans. Max Meyer and R. M. Ogden (New York: G. E. Stechert, 1907, reprinted 1945). HILLYER, ROBERT, In Pursuit of Poetry (New York: McGraw-Hill, 1960). HOLLANDER, JOHN, The Untuning of the Sky (Princeton: Princeton University Press, 1961). HOPKINS, GERARD MANLEY, A Gerard Manley Hopkins Reader, ed. John Pick (New York and London: Oxford University Press, 1953). HUIZINGA, J., The Waning of the Middle Ages (New York: Doubleday, 1954; Anchor book). HUTTON, EDWARD, Pietro Aretino, The Scourge of Princes (London: Constable, 1922). HUXLEY, T. H., Lay Sermons, Addresses and Reviews (New York: Appleton, 1871). INKELES, ALEXANDER, Public Opinion in Russia (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1950). INNIS, HAROLD, Empire and Communications (Oxford: University of Oxford Press, 1950). Press, 1956). 1951).
IVINS, WILLIAM, JR.,' Art and Geometry: A Study in Space Intuitions (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1946). ------- Prints and Visual Communication (London: Routledge and Kegan Paul, 1953). JAMES, A. LLOYD, Our Spoken Language (London: Nelson, 1938). JOHNSON, SAMUEL, Rambler no. 4 (March 31, 1750). JONES, R. F., The Triumph of the English Language (Stanford, Calif.: Stanford University Press, 1953). JONSON, BEN, Volpone. JOSEPH, B. L., Elizabethan Acting (Oxford: Oxford University Press, 1951). JOYCE, JAMES, Finnegans Wake (London: Faber and Faber, 1939). ------- Ulysses (New York Modern Library, 1934; New York: Random House, 1961 [new ed.]). KANT, EMMANUEL, Critique of Practical Reason, 1788, Library of Liberal Arts ed. KANTOROWICZ, ERNST H., The King's Two Bodies: A Study in Medieval Political Theology (Princeton: Princeton University Press, 1957). KENYON, FREDERICK, C, Books and Readers in Ancient Greece and Rome (Oxford: Clarendon Press, 1937). KEPES, GYORGY, The Language of Vision (Chicago: Paul Theobald, 1939). KILLHAM, JOHN, ed., Critical Essays on Poetry of Tennyson (London: Routledge and Kegan Paul, 1960). LATOURETTE, KENNETH SCOTT, The Chinese, Their History and Culture (New York: Macmillan, 1934). LECLERC, JOSEPH, Toleration and the Reformation, trans. T. L. Westow (New York: Association Press; London: Longmans, 1960). LECLERCQ, DOM JEAN, The Love for Learning and the Desire for God, trans. Catherine Misrahi (New York: Fordham University Press, 1961). Leibnitz, Selections from, ed. Philip P. Wiener (New York: Scribners, 1951). LEVER, J. W., The Elizabethan Sonnet (London: Methuen, 1956). LEWIS, C. S., English Literature in the Sixteenth Century (Oxford: Oxford University Press, 1954). LEWIS, D. B. WYNDHAM, Doctor Rabelais (New York: Sheed and Ward, 1957). LEWIS, PERCIVAL WYNDHAM, The Lion and the Fox (London: Grant Richards, 1927). —----- Time and Western Man (London: Chatto and Windus, 1927). LORD, ALBERT В., The Singer of Tales (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1960). LOWE, E. A, "Handwriting," in The Legacy of the Middle Ages, ed. G. C. Crump and E. F. Jacob (Oxford: Oxford University Press, 1928). LOWENTHAL, LEO, Literature and the Image of Man (Boston: Beacon Press, 1957). •----- Popular Culture and Society (Englewood Cliffs, New York: Prentice- LUKASIEWICZ, JAN, Aristotle's Syllogistic (Oxford: Oxford University Press, 1951). MAHOOD, M. M., Shakespeare's Wordplay (London: Methuen, 1957).
MALLET, С. Е., A History of the University of Oxford (London: Methuen, 1924). MALRAUX, ANDRE, Psychologie de Tart, vol. I, Le Musee imaginaire (Geneva: Albert Skira Editeur, 1947). MARLOWE, CHRISTOPHER, Tamburlaine the Great. MARROU, H. I, .Saint Augustin et la fin de la culture antique (Paris: de Coddard, 1938). MCGEOCH, JOHN A., The Psychology of Human Learning (New York: Longmans, 1942). MCKENZIE, JOHN L., Two-Edged Sword (Milwaukee: Bruce Publishing Co., 1956). MCLUHAN, HERBERT MARSHALL, ed. with E. S. Carpenter, Explorations in Communication (Boston: Beacon Press, 1960). 6, June, 1961. ------ "Joyce, Mallarme and the Press," in Sewanee Review, Winter, 1954. ------- "Myth and Mass Media," in Henry A. Murray, ed, Myth and Mythmaking (New York: George Braziller, 1960). Report (Cincinnati: The International Association of Printing House Craftsmen, Inc., 1959). Essays of the Poetry of Tennyson (London: Routledge and Kegan Paul, 1960). ------ "The Effects of the Improvement of Communication Media," in Journal of Economic History, Dec., 1960. ------- "The Effect of the Printed Book on Language in the Sixteenth Century," in Explorations in Communications. ----- The Mechanical Bride: Folklore of Industrial Man (New York: Van MELLERS, WILFRED, Music and Society (London: Denis Dobson, 1946). MERTON, THOMAS, "Liturgy and Spiritual Personalism," in Worship magazine, Oct., 1960. MILANO, PAOLO, ed., The Portable Dante, trans. Laurence Binyon and D. G. Rossetti (New York: Viking Press, 1955). MILL, JOHN STUART, On Liberty, ed. Alburey Castell (New York: Apple-ton-Century-Crofts, 1947). MITCHELL, W. F., English Pulpit Oratory from Andrewes to Tillotson (London: Macmillan, 1932). MONTAGU, ASHLEY, Man: His First Million Years (Cleveland and New York: World Publishing Co., 1957). MORE, THOMAS, Utopia (Oxford: Clarendon Press, 1904). More, St. Thomas: Selected Letters (1557), ed. E. F. Rogers (New Haven: Yale University Press, 1961). MORISON, SAMUEL ELIOT, Admiral of the Ocean Sea (New York: Little Brown, 1942). MORRIS, EDWARD P., On Principles and Methods in Latin Syntax (New York: Scribners, 1902). MOXON, JOSEPH, Mechanick Exercises on the Whole Art of Printing (1683- 84), ed. Herbert Davis and Harry Carter (London: Oxford University Press, 1958)
MULLER-THYM, В. J., "New Directions for Organization Practice," in Ten Years Progress in Management, 1950—1960 (New York: American Society of Mechanical Engineers, 1961). MUMFORD, LEWIS, Sticks and Stones (New York: Norton, 1934; 2nd rev. ed., New York: Dover Publications, 1955). NEF, JOHN U., Cultural Foundations of Industrial Civilization (Cambridge: Cambridge University Press, 1958). ONG, WALTER, "Ramist Classroom Procedure and the Nature of Reality," in Studies in English Literature, 1500—1900, vol. I, no. 1, Winter, 1961. ----- Ramus: Method and the Decay of Dialogue (Cambridge, Mass.: Har ----- "Ramist Method and the Commercial Mind," in Studies in the Ren OPIE, IONA and PETER, Lore and Language of Schoolchildren (Oxford: Oxford University Press, 1959). PANOFSKY, ERWIN, Gothic Architecture and Scholasticism, 2nd ed. (New York: Meridian Books, 1957). PATTISON, BRUCE, Music and Poetry of the English Renaissance (London: Methuen, 1948). PIRENNE, HENRI, Economic and Social History of Medieval Europe (New York: Harcourt Brace, 1937; Harvest book 14). PLATO, Dialogues, trans. B. Jowett (New York: 1895). POLANYI, KARL, The Great Transformation (New York: Farrar Strauss, 1944; Boston: Beacon Press paperback, 1957). in Early Empires (Glencoe, 111.: The Free Press, 1957). POPE, ALEXANDER, The Dunciad, ed. by James Sutherland. 2nd ed. (London: Methuen, 1953). POPPER, KARL R, The Open Society and Its Enemies (Princeton: Princeton University Press, 1950). POULET, GEORGES, Studies in Human Time, trans. E. Coleman (Baltimore: Johns Hopkins Pi-ess, 1956; New York: Harper Torch Books, 1959). POUND, EZRA, The Spirit of Romance (Norfolk, Conn.: New Directions Press, 1929). POWYS, JOHN COWPER, Rabelais (New York: Philosophic Library, 1951). Rabelais, The Works of Mr. Francis, trans. Sir Thomas Urquhart (New York: Harcourt, 1931). RASHDALL, HASTINGS, The University of Europe in the Middle Ages, 2nd ed. (Oxford: Oxford University Press, 1936). RIESMAN, DAVID J., with REUEL DENNY and NATHAN GLAZER, The Lonely Crowd (New Haven: Yale University Press, 1950). ROSTOW, W. W., The Stages of Economic Growth (Cambridge: Cambridge University Press, I960). RUSKIN, JOHN, Modern Painters, Everyman ed. (New York: Dutton, n.d.). RUSSELL, BERTRAND. ABC of Relativity (1st ed., 1925), rev. ed. (London: Allen and Unwin, 1958; New York: Mentor paperback, 1959). ------ History of Western Philosophy (London: Allen and Unwin, 1946). RYAN, EDMUND JOSEPH, Role of the Sensus Communis in the Psychology of St. Thomas Aquinas (Cartagena, Ohio: Messenger Press, 1951).
RYLE, GILBERT, The Concept of the Mind (London: Hutchinson, 1949). SAINT BENEDICT, "De opera manum cotidiana" in The Rule of Saint Benedict, ed. and trans, by Abbot Justin McCann (London: Burns Oates, 1951). SARTRE, JEAN-PAUL, What is Literature? trans. Bernard Frechtman (New York: Philosophic Library, 1949). SCHOECK, R. J., and JEROME TAYLOR, eds., Chaucer Criticism (Notre Dame, Ind.: Notre Dame University Press, 1960). SCHRAMM, WILBUR, with JACK LYLE and EDWIN B. PARKER, Television in the Lives of Our Children (Stanford, Calif.: University of California Press, 1961). SELIGMAN, KURT, The History of Magic (New York: Pantheon Books, 1948). SELTMAN, CHARLES THEODORE, Approach to Greek Art (New York: E. P. Dutton, 1960). Shakespeare, The Complete Works of, ed. G. L. Kittredge (Boston, New York, Chicago: Ginn and Co., 1936). SHAKESPEARE, WILLIAM, Troilus and Cressida, First Quarto Collotype Facsimile, Shakespeare Association (Sidgwick and Jackson, 1952). SIEBERT, F. S., Freedom of the Press in England 1476—1776: The Rise and Decline of Government Controls (Urbana, Ш.: University of Illinois Press, 1952). SIMSON, OTTO VON, The Gothic Cathedral (London: Routledge and Kegan Paul, 1956). SISAM, KENNETH, Fourteenth Century Verse and Prose (Oxford: Oxford University Press, 1931). SMALLEY, BERYL, Study of the Bible in the Middle Ages (Oxford: Oxford University Press, 1952). SPENGLER, OSWALD, The Decline of the West (London: Allen and Unwin, 1918). SUTHERLAND, JAMES, On English Prose (Toronto: University of Toronto Press, 1957). TAWNEY, R. H., Religion and the Rise of Capitalism. Holland Memorial Lectures, 1922 (New York: Pelican books, 1947). THOMAS, WILLIAM I, and FLORIAN ZNANIECKI, The Polish Peasant in Europe and America (first published Boston: R. G. Badger, 1918-20; New York: Knopf, 1927). TOCQUEVILLE, ALEXIS DE, Democracy in America, trans. Phillips Bradley (New York: Knopf paperback, 1944). TUVE, ROSAMUND, Elizabethan and Metaphysical Imagery (Chicago: University of Chicago Press, 1947). USHER, ABBOTT PAYSON, History of Mechanical Inventions (Boston: Beacon Press paperback, 1959). WHITE, JOHN, The Birth and Rebirth of Pictorial Space (London: Faber and Faber, 1957). WHITE, LESLIE A., The Science of Culture (New York: Grove Press, n.d.). WHITE, LYNN, "Technology and Invention in the Middle Ages," in Speculum, vol. XV, April, 1940.
WHITEHEAD, A. N., Science and the Modern World (New York: Macmillan, 1926). WHITTAKER, SIR EDMUND, Space and Spirit (Hinsdale, 111.: Henry Regnery, 1948). WHYTE, LANCELOT LAW, The Unconscious Before Freud (New York: Basic Books, 1960). WILLEY, BASIL, The Seventeenth Century Background (London: Chatto and Windus, 1934). WILLIAMS, AUBREY, Pope's Dunciad (Baton Rouge, La.: Louisiana State University Press, 1955). WILLIAMS, RAYMOND, Culture and Society 1780-1950 (New York: Columbia University Press, 1958; Anchor books, 1959). WILLIAMSON, GEORGE, Senecan Amble (London: Faber and Faber, 1951). WOLFFLIN, HEINRICH, Principles of Art History (New York: Dover Publications, 1915). WILSON, JOHN, "Film Literacy in Africa," in Canadian Communications, voL I, no. 4, Summer, 1961. WORDSWORTH, CHRISTOPHER, Scholae Academicae: Some Account of the Studies at the English Universities in the Eighteenth Century (Cambridge: Cambridge University Press, 1910). WRIGHT, L. В., Middle-Class Culture in Elizabethan England (Chapel Hill, N.C.; University of North Carolina Press, 1935). YOUNG, J. Z., Doubt and Certainty in Science (Oxford: Oxford University Press, 1961).
Именной указатель
Абеляр 153, 165, 232 Август 151, 335 Августин 129, 134, 135, 148-150, 155, 199, 275, 283 Авсоний 335 Аддисон Джозеф 202, 376, 398 Айвинз Уильям мл. 60, 61, 87, 107, 109, 116, 117, 119-121, 168, 188, 189 Аквинат см. Фома Аквинский 147, 171 Алан 274 Александр [Македонский] 179 Александр VII 206 Аллен 331 Альберти Леоне Батиста 168 Альфонсо Великодушный 180 Амвросий 129 Анна 138 Ансельм Кентерберийский 166, Апеллес 399 Арбетнот 374 Аретино Пьетро 196, 203, 285- 291 Аристотель 78, 88, 94, 96, 124, 127, 144, 151, 259, 281, 369 Армстронг Луи 297 Арнольд Мэтью 203, 392 Арнул Бохерисский 135 Архимед 120 Атертон Джеймс С. 112 Аттик 152 Ауэрбах Эрих 84, 221 Ашер Пэйсон 11, 13, 187, 225, 226, 229 Ашэм 283 Байрон 312 Банток Дж.Х. 405 Барзен Жак 48, 49 Барнув Эрик 192 Басби 377 Батиста делла Порта Джован- ни 192 Беда 343 Бекеши Джордж фон 63, 64, 79, 94, 191 Бембо 334 Бенедикт св. 134, 140
Бергсон 78, 360 Беренгар 165 Беренсон Бернард 123 Бери Ричард де 382 Берк Эдмунд 251, 401 Беркли 26, 79, 394 Бернар Клод 7, 267 Бертон Роберт 156, 221 Бетелл С.Л. 303 Блейк Уильям 106, 110, 385-387, 389-392, 394, 397 Бовуар Симона де 292, 293 Богораз Владимир 100 Воден 248, 266 Бодлер 267, 403 Болдуин К.С. 148 Болингброк 327 Боннер С.Ф. 150-152, 155 Борджиа Чезаре 179 Боун Дж.Д. 334 Боччони 202 Брайсон Лайман 27 Браун Томас 156, 275, 284 Бретт Г.С. 111 Бройль Луи де 10 Бруммель 138 Брут 180, 374 Буало 353 Буастюо Пьер 298 Буйе Луис 204-208 Булер Курт 194, 227, 228, 306 Бушнел Джордж Герберт 92 Бэкон Роджер 270, 272 Бэкон Френсис 37, 138, 149, 153, 154, 156, 158, 220, 269-273, 275-283, 342, 344, 402 Бюхер Карл 5 Вазари 170 Валери 403, 405 Ван Эйк 168 Везалий 270 Вельфлин Генрих 62, 122, 176 Вергилий 335, 336 Вив 335 Вида 335 Вико Джамбатиста 365 Виллари 180,' 181 Виньола 243 Висконти Филиппе Марио 180
Витрувий 82, 243, 352 Вордсворт Кристофер 309 Вордсворт [Уильям] 284, 316 Вулф 348 Ганнибал 179 Гассенди 370 Гегель 326 Геддес Патрик 243 Гей 138, 374 Гейзенберг Вернер 44, 45, 264 Гексли Томас 254, 307 Гельмгольц 122 Генрих VII 182 Генрих VIII 138, 185, 186, 327, Герар Альбер 220 Гермоген 283 Геродот 84, 129 Герои 120 Гиббон 373 Гидион Зигфрид 66, 67, 96, 97, 99, 161, 219 , Гилман Стивен 203, 333 Гильберт Уильям Колчестер- ский 271 Гильбод Дж.Т. 229 Гильдебранд Адольф фон 62, Годфри 374 Гойя 331 Голдсмит Оливер 399-401 Гольдшмидт И.П. 196-201 Гомбрих Э. 25, 76, 78, 79, 122 Гомер 3, 77, 84, 95, 128, 129, 335, 344 Гонгора 331 Гораций 398 Горгий 129 Грегуар Пьер 182 Грей Томас 181 Григорий св. 135 Гриффит 291 Гронинген Бернард ван 83-87 Гувер Герберт 346 Гуго Сен-Викторский 166, 199 Гумбольдт Вильгельм фон 46 Гутенберг Иоган 16, 26, 61, 69, 91, 103, 136, 160, 161, 168, 172, 177, 178, 191-194, 200, 201, 204-206, 208, 212, 215, 218, 226, 229, 230, 236, 237, 254, 259, 268, 292, 322, 338,
346, 362, 364-367, 383, 388, 390, 404 Гюго Виктор 243 Даниэльсон Грор 340 Данте 170, 171, 233, 274, 284 Данциг Тобиас Д. 121, 260-263, 265, 266, 268, 270 Дарвин 367 Дезарг 87 Декарт 12, 45, 67, 79, 231, 233, 235, 247, 275, 355-357, 359-363 Деккер 300 Демосфен 283 Дефо 273 Джеймс А. Ллойд 131 Джоветт 42 Джозеф Б.Л. 149 Джойс Джеймс 29, 85, 111, 113, 114, 125, 223, 226, 229, 269, 299, 301, 318, 358, 365, 366, 384, 388-390, 392, 406 Джонс Р.Ф. 333, 336 Джонсон Бен 248, 257, 288, 376, Джотто 86, 123 Диккенс 253 Диоген Лаэртский 128 Дионисий Галикарнасский 129 Диринджер Дэвид 71, 73-75 Доддс И.Р. 77 Доил 254 Дойч Карл 345 Дональдсон Е.Т. 203 Донн Джон 20, 316, 342, 343, Дорп Мартин 140 Драйден 294, 392 Дрого 165 Друкер Питер 6 Дуглас Гевин 336 Дудек Луис 318, 376 Дуллерт Джон 258 Дьюи Джон 215, 217 Дюгем 186 Дюркгейм Эмиль 64, 97, 98 Евклид 82, 87 Елизавета 138, 327 Жильсон Этьен 76, 272
Зенон 265 Зиберт Ф.С. 346, 347 Знанецкий Флориан 260 Ибсен 303, 311 Изабелла 331 Инкельс Александр 32 Иннис Гарольд 38, 74, 75, 92, 173, 240, 243, 317, 318, 323, 346, 347, 379, 380 Иоанн св. 206 Иоанн Герсон 135 Иоанн Пеккамм 135 Ирод 206 Исократ 129 Йейтс У.Б. 22, 26, 316, 366, 381 Калигула 151 Каллимах 128 Каммингс Э.Э. 125 Кант 265, 367 Кантен Жан 258 Кантор 265 Канторович Эрнст X. 181-183, 185 Кар Кембриджский 283 Кардано 298 Карл VIII 182 Карл Великий 378 Карл Смелый 178 Карманьола 179 Каротерс Дж. К. 27-31, 33, 39-43, 47, 49, 51, 53, 63, 100 Карпентер И.С. 29, 98, 100 Картер Т.Ф. 61 Касальдуэро 333 Кассирер Эрнст 38, 39 Кастро Америке 330-333 Кауард Ноэль 303 Квинтилиан Марк Фабий 148, 152, 155, 389 Кеведо 331 Кеймс 401 Кеньон Фредерик Г. 124, 126, Кеньята 29 Кепеш Дьердь 190, 191 Кертис 246 Киприан 199 Клавдий 159 Клагет Маршалл 120, 121, 158, 230
Зенон 265 Зиберт Ф.С. 346, 347 Знанецкий Флориан 260 Ибсен 303, 311 Изабелла 331 Инкельс Александр 32 Иннис Гарольд 38, 74, 75, 92, 173, 240, 243, 317, 318, 323, 346, 347, 379, 380 Иоанн св. 206 Иоанн Герсон 135 Иоанн Пеккамм 135 Ирод 206 Исократ 129 Йейтс У.Б. 22, 26, 316, 366, 381 Калигула 151 Каллимах 128 Каммингс Э.Э. 125 Кант 265, 367 Кантен Жан 258 Кантор 265 Канторович Эрнст X. 181-183, 185 Кар Кембриджский 283 Кардано 298 Карл VIII 182 Карл Великий 378 Карл Смелый 178 Карманьола 179 Каротерс Дж. К. 27-31, 33, 39-43, 47, 49, 51, 53, 63, 100 Карпентер И.С. 29, 98, 100 Картер Т.Ф. 61 Касальдуэро 333 Кассирер Эрнст 38, 39 Кастро Америке 330-333 Кауард Ноэль 303 Квинтилиан Марк Фабий 148, 152, 155, 389 Кеведо 331 Кеймс 401 Кеньон Фредерик Г. 124, 126, Кеньята 29 Кепеш Дьердь 190, 191 Кертис 246 Киприан 199 Клавдий 159 Клагет Маршалл 120, 121, 158, 230
Лютер Мартин 102, 281, 337, 338 Мазаччо 168 Майбридж Эдвард 66 Майер 186 Мак-Геок Джон А. 211 Макиавелли 26, 203, 234, 251, Маккензи Джон Л. 244 Малин 248, 307 Малларме 389 Мальро Андре 178 Мамфорд Льюис 243 Маринетти 100 Мария Тюдор 328 Маркони 390 Маркс 33 Марло Кристофер 289, 290, 294, 295, 297 Марру 148-150 Мартен 194, 212, 213, 224, 270, 287, 304, 305, 335-337 Марциал 335 Матисс 171 Медичи Лоренцо180 Медичи 177 Мейджер Джон 258 Меллерс Уилфред 294, 295 Мен 248 Менандр 95 Мередит 312 Меркатор (Герард Кремер) 17, Мерсенн 247 Мертон Томас 204 Микеланджело 206 Микели Джованни 328 Милане Паоло 171 Миллер Перри 238 Милль Д.С. 390, 392, 404 Мильтон 24, 25, 148, 204, 278, 284, 327 Мишле 366 Моксон Джозеф 373 Молинос Мигель де 331 Монкретьен 248 Монрад-Крон 30 Монтегю Эшли 114, 115 Монтень 156, 233, 235, 275, 353- 355, 363, 400 Мор Томас 140, 193, 194, 203, 213, 214, 233, 294, 343
Мори Этьен Жюль 67 Морисон Сэмюэл Элиот 273 Моррис Эдвард П. 341 Мохой-Надь 100 Мулкастер Ричард 351 Мусей 297, 344 Мэллит К.Е. 308 Мюллер-Тим Б.Дж. 209, 229 Наполеон 179, 218, 220, 326 Нарди Бернардо 180 Непер Джон 267 Неф Джон У. 246-248, 259, 261, 267, 268, 270, 271, 355 Николай Кузанский 189 Нильссон 77 Ницше 326 Нортклиф 286 Ньюмен 284 Ньютон 45, 79, 270, 369, 370, Ньютон Дуглас 137 Нэш 203, 224, 296, 300 Озорий 282 Онг Уолтер 157, 194, 215, 217, 236, 238, 241, 246, 248, 257- 259, 270 Опай Иона 136 Опай Питер 136 Орем Никола 121 Ориген 158 Орф Карл 60 Орфей 344 Отто Рудольф 101, 102 Палладио 243 Панофский Эрвин 160, 161, 169, 170 Папиниан 220 Папп 87 Паркер Эдвин Б. 216 Парри Милман 3, 4, 7 Паскаль 247, 332, 362-364, 370, Патнэм 286, 287 Паттисон Брюс 296 Паунд Эзра 108, 125 Пахомий 165 Петр Достопочтенный 135 Петр Испанский 236, 237 Петр Ломбардский 165 Петрарка 284, 334
Пикассо 155, 171 Пилат 206 Пипе Сэмюэл 138, 250 Пиренн Анри 172, 173, 240 Пирсон Гарри 5 Писистрат 128 Пифагор 146, 147, 344 Пиччинини Никколо 179 Плавт 301, 335 Платон 35, 37, 38, 41, 60 76 78 94, 95, 220, 281 Плиний Младший 117, 275 Плотин 94 По Эдгар Аллан 35, 68, 115, 403-405 Поланьи Карл 392, 393, 395- Поллайоло 123 Поппер Карл 13, 14, 16 Поуис Джон Каупер 222, 223 Поуис Ф.Р. 223 Поуп Александр 218, 230, 288, 294, 359, 369, 373-383, 386, 390-393 Пруст 387 Пуле Жорж 22, 23, 353-356, 364 Пульман 219 Рабле Франсуа 218-224, 226, 227, 247, 248, 272, 285, 286, Райен Джозеф 160 Райл Гилберт 108, 109 Раймонди 288 Райт Л.Б. 239, 348 Рамус Петрус 157, 194, 215, 217, 224, 236-239, 241, 246, 248, 257-259, 270 Рассел Бертран 34, 62 Рейнольде 401 Рембо 267, 387-389 Ренан 131 Рескин 387-389 Ризман Дейвид 42-44, 47, 315 Родбертус Карл 5 Ростоу У.У. 136 Руо 171 Руссо 284, 389 Рэшдолл 162, 163 Сазерленд Джеймс 296, 297 Сан-Хуан де ла Крус 331 Сартр Жан-Поль 293
Саути 138 Сванберг У.А. 292 Свифт Джонатан 137, 203, 359, 369, 373, 374, 380, 392, 393 Сезанн 64, 65, 76, 96, 122, 124 Селая Хуан де 258 Селигмен Курт 163, 164 Селтман Чарльз 91-96 Сенека 151, 154-156, 224 Сервантес 26, 45, 218, 285, 307, 310, 311, 313, 314, 332, 333, Сидни Филип 230, 303, 357 Сизам Кеннет 291 Симеон Отто фон 158, 159, 161 Скалигер 335 Скелтон Джон 222 Смит Адам 240, 390, 391 Смит Томас 350 Смолли Верил 149, 158, 159, 164, 165 Сократ 35-37, 41, 146, 147 Соломон 278-280 Солон 129, 344 Спенсер 284, 302 Спрат 342-345 Стайн Гертруда 125 Стендаль 179, 303 Стерн 369 Стивенсон Р.Л. 390 Стил 376, 398 Суисет Жан 373 Сфорца Муцио 179 Сципион 179 Тацит 127 Тейяр де Шарден Пьер 47, 48, 69, 101, 202, 256, 257, 264 Теренций 301, 335 Тиберий 150 Тиндаль 334 Токвиль Алексис де 12, 13, 241, 254, 321-323, 246 Томас Уильям I 260 Торндайк 186 Трумэн Гарри 346 Тьюв Розамунд 342 Тюдоры 308, 347 Уайт Джон 82, 83 Уайт Ланселот Лоу 358-360 Уайт Линн 119 Уайтхед А.Н. 68, 402, 403
Узенер 39 Уилсон Джон 54-56, 59, 62, 63 Уильяме Обри 380, 383 Уильяме Реймонд 397 Уильямсон Джордж 156 Уитекер Эдмунд 85, 367, 369- Уитмен 223, 289, 291 Уоддингтон 238 Уортонс 401 Фалес 344 Фарадей 366 Фаррингтон Бенджамин 271 Февр Люсьен 194, 212, 213, 224, 267, 270, 287, 304, 305, 335- Фердинанд 331 Ферма 247 Ферранте Арагонский 180 Фидлер Конрад 122, 123 Фишер Х.А.Л. 40 Фолинго Сезар 292 Фома Аквинский 35, 146, 147, 160, 167, 270 Форд Генри 219 Форстер Э.М. 298 Фоссомброне Оттавиано Пет- руччи 91 Фрай Нортроп 283 Фрайденберг Эдгар 3. 315, 316 Фрайз Чарльз Карпентер 449 Франциск I 182 Фрейд 108, 358, 367 Фрит Джон 214 Фрэзер Джеймс 136 Фукидид 95, 96 Хадас Мозес 92, 127-130, 304 Хайдеггер Мартин 362, 365 Хайнал Иштван 141-143, 145- 149, 164, 195, 274 Хант Джеймс 328 Харрингтон Джон X. 164 Хаттон Эдвард 287 Хацфельд Хельмут 203 Хейзинга И. 156, 175-177, 180, 181, 183, 206 Хервеген 205 Херст 286, 292 Хильер Роберт 339, 340 Хинкс Р. 159
Хойкаас 241 Холиншед 351 Холландер Джон 89, 297 Хопкинс Джерард Менли 124, 125, 224, 352 Хью 167 Хэйес Карлтон 320, 321, 324- 327, 329, 345 Цезарь 92, 179 Цицерон 35-37, 95, 148, 150-152, 179, 180, 186, 220, 237, 239, 278, 279, 283, 377 Чеймберс Р.У. 343 Чейтор Х.Дж. 130-133, 138, 139 Черри И. Колин 66, 69, 70 Чосер 203, 294 Шателен 177 Шекспир 14, 19-21, 24-26, 45, 95, 138, 160, 181, 202, 203, 207, 239, 241, 242, 257, 288, 298, 300, 302, 303, 339, 352, 357, 360, 377, 378, 403 Шоу 95 Шпенглер Освальд 81 Шрамм Уилбур 216, 217 Штурм 282 Шугер 160 Эдуард II 181 Эдуард VI 328 Эйнштейн Альберт 62, 90, 91, 261, 371 Элиаде Мирче 77, 100-105, 262, Элиот Т.С. 125, 403 Эмерсон 237 Эразм [Роттердамский] 102, 150, 165, 203, 272, 283 Эсхил 95, 96 Ювенал 127, 335 Юм 401 Юнг 108 Юнгман 205 Яков I 358 Янг Дж.З. 7, 10, 11, 13
Оглавление ПРОЛОГ.................................................................................................... 3 ГАЛАКТИКА ГУТЕНБЕРГА.............................................................. 17 «Король Лир» — рабочая модель процесса обнажения Болезненное переживание третьего измерения впервые Интериоризация технологии фонетического алфавита Шизофрения, по-видимому, является закономерным следствием распространения письменности........................... 33 Ведет ли интериоризация таких средств коммуникации, Цивилизация дарит варвару, или племенному человеку, Современный физик уютно чувствует себя в пространстве восточной теории поля................................................................. 43 Новая электронная взаимозависимость возвращает мир к ситуации глобальной деревни..................................................... 47 Письменность воздействует на физиологию, а также на психическую жизнь африканских туземцев............................ 49 Почему представители бесписьменных обществ не могут Африканская аудитория не может удовлетвориться Когда технология приводит к расширению одного из Теория культурных изменений невозможна без понимания изменений соотношения чувств, вызванных их различными экстернализациями........................................... 64 В двадцатом веке происходит встреча алфавитного и Современное движение за реформу правил чтения и
Гарольд Иннис первым показал, что алфавит является Развитие индивидуального «я» приводит гомеровского героя к расколу психической жизни.......................................... 76 Пример древних греков — наглядное объяснение того, Точка зрения в искусстве и хронологии древних греков Греки сделали свои открытия в искусстве и науке после интериоризации алфавита............................................................ 87 Преемственность древнегреческого и средневекового Усиление роли визуальности привело греков к отчуждению от примитивного искусства, которое вновь Обществу номадов недоступен опыт замкнутого пространства................................................................................... 96 Примитивизм стал по большей части вульгарным клише в современном искусстве и гуманитарной науке.................... 100 Цель «Галактики Гутенберга» — показать, почему алфавитный человек склонен к десакрализации своего Метод двадцатого века заключается в использовании не История книгопечатания представляет собой лишь часть истории письма............................................................................ ПО До сих пор культура механически предопределяла судьбу Техники унификации и воспроизводимости были введены в употребление древними римлянами и средневековьем.. 116 Слово «современный» (modern) служило представителям В античности и в средние века чтение было по своей сущности чтением вслух............................................................ 124 Рукописная культура была разговорной уже потому, что
Рукописность сформировала средневековые литературные Традиционный школьный «фольклор» указывает на Кабинка для чтения на самом деле служила средневековому монаху помещением для пения............. В церковных школах грамматика изучалась прежде всего Средневековому студенту приходилось быть одновременно Фома Аквинский объясняет, почему Сократ, Христос и Пифагор не облекли свои учения в письменную форму... Появление схоластов, или moderni, в двенадцатом веке Схоластика, как и традиции сенековского красноречия, Рукописная культура и готическая архитектура устремлены к свету, идущему сквозь предмет, а не Средневековое освещение, глосса и скульптура суть аспекты важнейшего искусства рукописной культуры Для человека устной культуры письменный текст содержит все уровни значения............................................. Рост объема информационного потока уже сам по себе Столкновение между письменными и устными Конец средневекового мира ознаменовался неистовой Ренессансная Италия превратилась в подобие голливудской коллекции декораций античности, а Средневековые идолы короля..................................................... Изобретение книгопечатания укрепило и расширило новую визуальность прикладного знания, создав
первый однотипный и воспроизводимый товар, первый Фиксированная точка зрения, ставшая возможной только Естественная магия камеры-обскуры предвосхитила Томас Мор предлагает проект моста через бурную реку схоластической философии...................................................... 193 Рукописная культура не знала авторов и публики в том смысле, в каком они были созданы печатной культурой... 195 Средневековая книготорговля была букинистической Лишь более чем через два столетия после изобретения Визуальная переориентация позднего средневековья отрицательно сказалась на литургическом благочестии, «Интерфейс» Ренессанса оказался зоной контакта Петрус Раму с и Джон Дьюи — два «серфера» - реформатора образования, оседлавшие волны двух Рабле рисует перспективу будущего печатной культуры как потребительского рая прикладного знания.................... 218 Пресловутый «материализм» Рабле есть не что иное, как кильватер уходящей рукописной культуры.......................... 222 Книгопечатание как первый случай механизации ремесла Человеческое мышление всегда оказывается в затруднении в начальный период интериоризации С Гутенбергом Европа вступает в технологическую фазу Прикладное знание в эпоху Ренессанса приняло форму
Книгопечатание превращает язык из средства восприятия и познания в товар....................................................................... 239 Книгопечатание — это не только технология, это — такой В эпоху Возрождения господствующей становится страсть к точному измерению................................................................. 246 Раскол между сердцем и умом, вызванный книгопечатанием, — это травма, переживаемая Европой со времени Макиавелли и до наших дней............. 251 И макиавеллевский, и купеческий ум разделяют веру в Тобиас Данциг объясняет, почему причины экспансии языка чисел следует искать в потребностях, созданных Как греки столкнулись со смешением языков, когда числа проникли в евклидово пространство....................................... 263 Великий раскол между искусством и наукой произошел в Френсис Бэкон, PR-представитель moderni, обеими ногами стоял на почве средних веков................................................... 269 Френсис Бэкон освятил причудливое бракосочетание Бэконовский Адам был средневековым мистиком, тогда Насколько тиражированный печатный текст сумел заменить тайную исповедь?...................................................... 281 Аретино, подобно Рабле и Сервантесу, осознал гаргантюанский, фантастический, сверхчеловеческий смысл книгопечатания................................................................ 285 Марло предвосхитил варварский вой Уитмена, Книгопечатание превратило национальные языки в
Именно книжная страница первой отразила раскол между поэзией и музыкой....................................................................... 294 Устная полифония прозы Нэша нарушает принципы линейности и разделения стилей в литературе..................... 296 Печатный пресс был поначалу всеми, кроме Шекспира, ошибочно принят за машину бессмертия.............................. 298 Портативность книги, а также мольбертной живописи, немало поспособствовала развитию культа индивидуализма........................................................................... 303 Унифицированность и воспроизводимость печатного текста создали политическую арифметику семнадцатого и гедонистический расчет восемнадцатого века................................................................... 306 Логика книгопечатания создала аутсайдера, отчужденного индивида как тип целостного, т.е. интуитивного и иррационального, человека......................... 311 Сервантес создал Дон Кихота, чтобы противопоставить его человеку печатной культуры.................................................. ...313 Человек печатной культуры способен выразить, но не осознать конфигурацию печатной технологии..................... 317 Хотя историкам хорошо известно, что национализм возник в шестнадцатом веке, они пока не могут найти объяснения этой страсти, предшествовавшей появлению соответствующей теории...................................... 320 Национализм настаивает на равных правах как для индивидов, так и для наций....................................................... 323 Гражданские армии Кромвеля и Наполеона были идеальными проявлениями новой технологии..................... 326 У испанцев был иммунитет против печати благодаря старой вражде с маврами........................................................... 330 Книгопечатание вывело из употребления латынь..................... 334 Книгопечатание стало фактором формирования и стабилизации языков................................................................... 336 Книгопечатание изменило не только орфографию и грамматику, но также ударения и окончания слов, оно сделало возможной плохую грамматику.............................. 339 Нивелирование флексии и игры слов стало частью программы прикладного знания в семнадцатом веке......... 342 Книгопечатание сделало нацию однородной, а государство централизованным, но оно же создало индивидуализм и оппозицию правительству................................ ,.................... 345 В бесписьменном обществе не делают грамматических ошибок......................................................................................... ...349 Изглаживание тактильных качеств из жизни и речи способствовало «очищению» языка, к которому так стремилась эпоха Возрождения и которое отвергает
![]() |