Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



О Маршалле Мак-Люэнс и его книге



(Вместо послесловия)

К этой книге следовало бы написать большое послесло­вие (предисловие) исследовательского толка- Хотя бы по соображениям вкуса — чтобы уравновесить «веселую науку» Мак-Люэна внимательным и аргументированным разбором всех его кажущихся легкими нокаутирующих движений, которые он наносит некоторым интеллектуаль­ным лидерам новоевропейской культуры: Бэкону, Декар­ту, Ньютону, Фрейду, Хайдеггеру и др.

Маршалл Мак-Люэн (1911—1980) — фигура культовая. Настолько, что личность автора книг «Механическая не­веста» (1952 г.), «Галактика Гутенберга» (1962 г.), «Осмыс­ляя средства коммуникации» (1964 г.), «Средство комму­никации — это сообщение» (1967 г.), «Война и мир в гло­бальной деревне» (1968 г.) перешла в разряд знаков, и че­ловек Маршалл Мак-Люэн стал дополнением этого знака, его материальным выражением. В фильме Буди Аллена «Энни Хол» Мак-Люэн сыграл роль (хотя и эпизодиче­скую) самого себя. Лучшего примера не найти. Основа­тельное послесловие нужно было бы и для того, чтобы из­бежать попадания в число поклонников этого культа.

Но исследование «откладывается», да и нижеизложен­ные соображения ставят в некоторой степени под сомне­ние его возможность. Поэтому вместо послесловия придет­ся ограничиться рядом конспективных соображений. Воз­можно, они пригодятся читателю.

Идеи Мак-Люэна просты и «легкоусваиваемы» (или кажутся таковыми). Иначе они не завоевали бы такой по­пулярности. Но не следует слишком поспешно обвинять его в легковесности. Основным предметом своего интереса он избирает письменность, каковая является, по его мне­нию, основной технологией, лежащей, в свою очередь, в основе всех остальных технологий европейской цивилиза­ции и определяющей формы общения и человеческого сознания. По Мак-Люэну, письмо раскалывает аудиотак-тильное единство сознания племенного человека и выдви­гает на первый план визуальную составляющую челове­ческой чувственности. В особенности речь идет об алфа­витном письме. А печатная технология как предельная

 

 

 

форма развития письменности довершает указанный рас­кол. Этот катаклизм и является истоком всех наших про­блем — от социальных до психологических. Но, так ска­зать, к счастью, совершающийся в наше время переход к электрическим технологиям обещает поправить дело.

Тезис головокружительной широты. Для его подтвер­ждения следовало бы написать множество томов исследо­вания человеческой культуры в самых разных областях, что в эпоху узкой специализации вряд ли под силу кому бы то ни было. К чести Мак-Люэна следует заметить, что эрудиции ему не занимать, и легковесность его изложе­ния, любовь к эффектным фразам вместо развернутой аргументации, тенденциозный подбор материала, изоби­лие цитат, которые нередко превышают по объему ком­ментарии к ним, — не воинствующий дилетантизм, отпра­вившийся в поход против академической науки, а вынуж­денный методический прием. Научному обмороку Мак-Люэн предпочел интеллектуальную провокацию.

Простота основного тезиса Мак-Люэна — это резуль­тат, с одной стороны, пренебрежения детализацией науч­ного рассмотрения, а с другой — постоянного методиче­ского выпячивания его на самом разнообразном историче­ском материале, что до некоторой степени свидетельству­ет о его логической силе. Его эвристический потенциал кажется достаточным для того, чтобы предложить взгляд на историю развития человеческого общества как таково­го, что вполне своевременно в эпоху всеобщего историче­ского скептицизма.

Уходя от спора о правомерности такого широкого обобщения, следует сказать, что по крайней мере в облас­ти гуманитарной науки, особенно истории литературы в узком и широком смысле, ценность концепции Мак-Люэна (область специализации которого — литературоведение) весьма велика, и, я думаю, ее еще предстоит оценить (су­жу как литературовед).

Наконец, last but not least — книга Мак-Люэна вызы­вает уважение своим историческим оптимизмом в смысле воодушевления по поводу происходящих и грядущих тех­нологических преобразований наших форм коммуникации — оптимизмом, который, надо признать, за сорок лет по­сле выхода книги несколько поистрепался, но еще не ис­черпал себя. Да и основной пафос пророка «глобальной

 

 

 

деревни» в конечном счете научен (!) и философичен: из­бавиться от путаницы, смешения вопросов ценности, мо­рали с вопросами технологии, — ибо нацелен на преодо­ление того, что мешает взаимопониманию. Возможно, мы нуждаемся в «веселой науке» не меньше, чем в доброде­тельном академизме.

Замечания к переводу некоторых слов и терминов:

1. Слово «print» (реже «printing») — в большинстве
случаев переводится как «книгопечатание» и лишь в не­
которых случаях — как «печать», для того чтобы избе­
жать неудобной омонимии.

2. Слова «literacy» и соответственно «literate»,
«postliteracy» — переводятся в основном как «письмен­
ность», «письменный», «постписьменность», поскольку у
Мак-Люэна, безусловно, не идет речь о «грамотности» (та­
ково основное значение этого слова в английском языке).

3. Слова «homogeneous», «homogeneity» — переводятся
соответственно в зависимости от контекста по стилистиче­
ским соображениям как «гомогенный»/«однородный» и
«гомогенность»/«однородность», для того чтобы сохранить
переход к понятию «homogenization», поскольку другой
перевод, кроме как «гомогенизация», не представляется
возможным.

4. Слова «uniform», «uniformity» переводятся также по
стилистическим соображениям синонимической парой
«однообразный»(«единообразный»)/«однотипный» и «одно­
образие»(« единообразие »)/ « однотипность ».

5. То же самое в отношении слова «simultaneity» —
« симультанность » / « одновременность ».

6. Понятию «соотношения чувств» в оригинале соответ­
ствует формула «sense ratios».

А. Юдин

 

 

 

Библиография

ANSHEN, R. N., Language: An Inquiry into its Meaning and Function, Science of Culture Series, vol. Ill (New York: Harper, 1957).

AQUINAS, THOMAS, Summa Theologica, part III (Taurini, Italy: Marietti, 1932).

ARETINO, PIETRO, Dialogues, including The Courtesan, trans. Samuel Putnam (New York: Covici-Friede, 1933).

----- The Works of Aretino, trans. Samuel Putnam (New York: Covici-
Friede, 1933).

ATHERTON, JAMES S., Books at the Wake (London: Faber, 1959).

AUERBACH, ERICH, Mimesis; The Representation of Reality in Western Literature, trans. Willard R. Trask (Princeton: Princeton University Press, 1953).

BACON, FRANCIS, The Advancement of Learning, Everyman 719 (New

York: Button. n.d. [original date, 1605]).
-------- Essays or Counsels, Civil and Moral, ed. R. F. Jones (New York:

Odyssey Press, 1939).

BALDWIN, C. S., Medieval Rhetoric and Poetic (New York: Columbia Uni­versity Press, 1928). BANTOCK, G. H., "The Social and Intellectual Background," in Boris Ford,

ed., The Modern Age, Pelican Guide to English Literature (London:

Penguin Books, 1961).

BARNOUW, ERIK, Mass Communication (New York: Rinehart, 1956). BARZUN, JACQUES, The House of Intellect (New York: Harper, 1959). BEKESY, GEORG VON, Experiments in Hearing, ed. and trans. E. G. Wever

(New York: McGraw-Hill, 1960).
-------- "Similarities Between Hearing and Skin Sensation," Psychological

Review, vol. 66, no. 1, Jan., 1959. BERKELEY, BISHOP, A New Theory of Vision (1709), Everyman 483 (New

York: Dutton, n.d.). BERNARD, CLAUDE, The Study of Experimental Medicine (New York:

Dover Publications, 1957). BETHELL, S. L., Shakespeare and the Popular Dramatic Tradition (London:

Staples Press, 1944). Blake, The Poetry and Prose of William, ed. Geoffrey Keynes (London:

Nonsuch Press, 1932). BOAISTUAU, PIERRE, Theatrum Mundi, trans. John Alday, 1581 (STC

3170). BONNER, S. F., Roman Declamation (Liverpool: Liverpool University Press,

1949). BOUYER, LOUIS, Liturgical Piety (Notre Dame, Ind.: University of Notre

Dame, 1955).

BRETT, G. S., Psychology Ancient and Modern (London: Longmans, 1928). BROGLIE, LOUIS DE, The Revolution in Physics (New York: Noonday

Press. 1953). BRONSON, В. Н., "Chaucer and His Audience," in Five Studies in Literature

(Berkeley, Calif.: University of California Press, 1940). BUHLER, CURT, The Fifteenth Century Book (Philadelphia: University of

Pennsylvania Press, 1960).

 

 

 

BURKE, EDMUND, Reflections on the Revolution in France (1790),

Everyman 460 (New York: Dutton). BUSHNELL, GEORGE HERBERT, From Papyrus to Print (London: Grafton

1947).

CAPONIGRI, A. ROBERT, Time and Idea: The Theory of History in

Giambattista Vico (London: Routledge and Kegan Paul, 1953). CAROTHERS, J. C, "Culture, Psychiatry and the Written Word," in Psy­chiatry, Nov., 1959. CARPENTER, E. S., Eskimo (identical with Explorations, no. 9; Toronto:

University of Toronto Press, 1960). CARPENTER, E. S., and H. M. MCLUHAN, "Acoustic Space," in idem, eds.,

Explorations in Communication (Boston: Beacon Press, 1960). CARTER, T. F., The Invention of Printing in China and its Spread Westward

(1931), 2nd rev. ed., ed. L. C. Goodrich (New York: Ronald, 1955). CASSIRER, ERNST, Language and Myth, trans. S. K. Langer (New York-Harper, 1946). CASTRO, AMERIGO, "Incarnation in Don Quixote," in Angel Flores and M. I.

Bernadete, eds., Cervantes Across the Centuries (New York: Dryden

Press, 1947).
-------- The Structure of Spanish History (Princeton: Princeton University

Press, 1954). CHARDIN, PIERRE TEILHARD DE, Phenomenon of Man, trans. Bernard

Wall (New York: Harper, 1959). CHAUCER, GEOFFREY, Canterbury Tales, ed. F. N. Robinson, Student's

Cambridge ed. (Cambridge, Mass.: Riverside Press, 1933). CHAYTOR, H. J., From Script to Print (Cambridge: Heffer and Sons, 1945). CICERO, De oratore, Loeb Library no. 348-9 (Cambridge, Mass.: Harvard

University Press, n.d.). CLAGETT, MARSHALL, The Science of Mechanics in the Middle Ages

(Madison, Wise.: University of Wisconsin Press, 1959). CLARK, D. L., Rhetoric and Poetry in the Renaissance (New York: Columbia

University Press, 1922). CLARK, J. W., The Care of Books (Cambridge: Cambridge University Press

1909). COBBETT, WILLIAM, A Year's Residence in America, 1795 (London:

Chapman and Dodd, 1922). CROMBIE, A. C., Medieval and Early Modern Science (New York: Doubleday

Anchor books, 1959).

CRUMP, G. C., and E. F. JACOB, eds, The Legacy of the Middle Ages (Ox­ford: Oxford University Press, 1918). CRUTTWELL, PATRICK, The Shakespearean Moment (New York: Columbia

University Press, 1955; New York: Random House, 1960, Modern

Library paperback). CURTIS, CHARLES P., It's Your Law (Cambridge, Mass.- Harvard University

Press, 1954). CURTIUS, ERNST ROBERT, European Literature and the Latin Middle Ages,

trans. W. R. Trask (London: Routledge and Kegan Paul, 1953).

DANIELSSON, BROR, Studies on Accentuation of Polysyllabic Latin, Greek, and Romance Loan-Words in English (Stockholm: Almquist and Wiksell, 1948).

 

 

 

DANTZIG, TOBIAS, Number: The Language of Science, 4th ed. (New York: Doubleday, 1954, Andhor book).

DESCARTES, RENE, Principles of Philosophy', trans. Holdvane and Rose (Cambridge: Cambridge University Press, 1931; New York: Dover Books, 1955).

DEUTSCH, KARL, Nationalism and Social Communication (New York: Wiley, 1953).

DIRINGER, DAVID, The Alphabet (New York: Philosophic Library, 1948).

DODDS, E. R., The Greeks and the Irrational (Berkeley: University of Cali­fornia Press, 1951; Boston: Beacon Press paperback, 1957).

DUDEK, LOUIS, Literature and the Press (Toronto: Ryerson Press, 1960).

EINSTEIN, ALBERT, Short History of Music (New York: Vintage Books,

1954). ELIADE, MIRCEA, The Sacred and the Profane: The Nature of Religion,

trans. W.R. Trask (New York: Harcourt Brace, 1959). ELIOT, T. S., Selected Essays (London: Faber and Faber, 1932).

FARRINGTON, BENJAMIN, Francis Bacon, Philosopher of Industrial

Science (London: Lawrence and Wishart, 1951). FEBVRE, LUCIEN, and MARTIN, HENRI-JEAN, L'Apparition du livre

(Paris: Editions Albin Michel, 1950).

FISHER, H. A. L., A History of Europe (London: Edward Arnold, 1936). FLORES, ANGEL, and M. I BERNADETE, eds., Cervantes Across the Cen­turies (New York: Dryden Press, 1947). FORD, BORIS, ed., The Modern Age, The Pelican Guide to English Literatlire

(London: Penguin Books, 1961). FORSTER, E. M., Abinger Harvest (New York: Harcourt Brace, 1936; New

York: Meridian Books, 1955).

FRAZER, SIR JAMES, The Golden Bough, 3rd ed. (London: Macmillan, 1951). FRIEDENBERG, EDGAR Z., The Vanishing Adolescent (Boston: Beacon

Press, 1959). FRIES, CHARLES CARPENTER, American English Grammar (New York:

Appleton, 1940). FRYE, NORTHROP, Anatomy of Criticism (Princeton: Princeton University

Press, 1957).

GIEDION, SIEGFRIED, Mechanization Takes Command (New York: Oxford

University Press, 1948).
-------- The Beginnings of Art (in progress; quoted in Explorations in

Communication). GIEDION-WELCKER, CAROLA, Contemporary Sculpture, 3rd rev. ed. (New

York: Wittenborn, 1960). GILMAN, STEPHEN, "The Apocryphal Quixote," in Angel Flores and M. I.

Bernadete, eds., Cervantes Across the Centuries (New York: Dryden

Press, 1947).

GILSON, ETIENNE, La Philosophic аи Моуеп Age (Paris: Payot, 1947).
------- Painting and Reality (New York: Pantheon Books, Bollingen Series,

xxxv.4, 1957). GOLDSCHMIDT, E. P., Medieval Texts and Their First Appearance in Print

(Oxford: Oxford University Press, 1943).

 

 

 

GOLDSMITH, OLIVER, Enquiry into the Present State of Polite Learning in Europe, cited by Leo Lowenthal in Popular Culture and Society.

GOMBRICH, E. H., Art and Illusion (New York: Pantheon Books, Bellinger Series xxxc.5, 1960).

GREENSLADE, S. L, The Work of William Tyndale (London and Glasgow: Blackie and Son, 1938).

GRONINGEN, BERNARD VAN, In the Grip of the Past (Leiden: E. J. Brill, 1953).

GUERARD, ALBERT, The Life and Death of an Ideal: France in the Clas­sical Age (New York: Scribner, 1928).

GUILBAUD, G. Т., What is Cybernetics? trans. Valerie Mackay (New York: Grove Press, Evergreen ed., 1960).

HADAS, MOSES, Ancilla to Classical Learning (New York: Columbia Uni­versity Press, 1954). HAJNAL, ISTVAN, L'Enseignement de I'ecriture aux universites medievales,

2nd. ed. (Budapest: Academia Scientiarum Hurigarica Budapestini,

1959).

HALL, EDWARD Т., The Silent Language (New York: Doubleday, 1959). HARRINGTON, JOHN H, "The Written Word as an Instrument and a

Symbol of the Christian Era," Master's thesis (New York: Columbia

University, 1946). HATZFELD, HELMUT, Literature through Art (Oxford: Oxford University

Press, 1952). HAYES, CARLETON, Historical Evolution of Modern Nationalism (New

York: Smith Publishing Co., 1931). HEISENBERG, WERNER, The Physicist's Conception of Nature (London:

Hutchinsoii, 1958). HILDEBRAND, ADOLF VON, The Problem of Form in the Figurative Arts,

trans. Max Meyer and R. M. Ogden (New York: G. E. Stechert, 1907,

reprinted 1945).

HILLYER, ROBERT, In Pursuit of Poetry (New York: McGraw-Hill, 1960). HOLLANDER, JOHN, The Untuning of the Sky (Princeton: Princeton

University Press, 1961). HOPKINS, GERARD MANLEY, A Gerard Manley Hopkins Reader, ed. John

Pick (New York and London: Oxford University Press, 1953). HUIZINGA, J., The Waning of the Middle Ages (New York: Doubleday, 1954;

Anchor book). HUTTON, EDWARD, Pietro Aretino, The Scourge of Princes (London:

Constable, 1922). HUXLEY, T. H., Lay Sermons, Addresses and Reviews (New York: Appleton,

1871).

INKELES, ALEXANDER, Public Opinion in Russia (Cambridge, Mass.:

Harvard University Press, 1950). INNIS, HAROLD, Empire and Communications (Oxford: University of

Oxford Press, 1950).
-------- Essays in Canadian Economic History (Toronto: University of Toronto

Press, 1956).
-------- The Bias of Communication (Toronto: University of Toronto Press,

1951).
-------- The Fur Trade in Canada (New Haven: Yale University Press, 1930).

 

 

 

IVINS, WILLIAM, JR.,' Art and Geometry: A Study in Space Intuitions (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1946).

------- Prints and Visual Communication (London: Routledge and Kegan

Paul, 1953).

JAMES, A. LLOYD, Our Spoken Language (London: Nelson, 1938).

JOHNSON, SAMUEL, Rambler no. 4 (March 31, 1750).

JONES, R. F., The Triumph of the English Language (Stanford, Calif.:

Stanford University Press, 1953). JONSON, BEN, Volpone.

JOSEPH, B. L., Elizabethan Acting (Oxford: Oxford University Press, 1951). JOYCE, JAMES, Finnegans Wake (London: Faber and Faber, 1939).

------- Ulysses (New York Modern Library, 1934; New York: Random

House, 1961 [new ed.]).

KANT, EMMANUEL, Critique of Practical Reason, 1788, Library of Liberal

Arts ed. KANTOROWICZ, ERNST H., The King's Two Bodies: A Study in Medieval

Political Theology (Princeton: Princeton University Press, 1957). KENYON, FREDERICK, C, Books and Readers in Ancient Greece and Rome

(Oxford: Clarendon Press, 1937).

KEPES, GYORGY, The Language of Vision (Chicago: Paul Theobald, 1939). KILLHAM, JOHN, ed., Critical Essays on Poetry of Tennyson (London:

Routledge and Kegan Paul, 1960).

LATOURETTE, KENNETH SCOTT, The Chinese, Their History and Culture (New York: Macmillan, 1934).

LECLERC, JOSEPH, Toleration and the Reformation, trans. T. L. Westow (New York: Association Press; London: Longmans, 1960).

LECLERCQ, DOM JEAN, The Love for Learning and the Desire for God, trans. Catherine Misrahi (New York: Fordham University Press, 1961).

Leibnitz, Selections from, ed. Philip P. Wiener (New York: Scribners, 1951).

LEVER, J. W., The Elizabethan Sonnet (London: Methuen, 1956).

LEWIS, C. S., English Literature in the Sixteenth Century (Oxford: Oxford University Press, 1954).

LEWIS, D. B. WYNDHAM, Doctor Rabelais (New York: Sheed and Ward, 1957).

LEWIS, PERCIVAL WYNDHAM, The Lion and the Fox (London: Grant Richards, 1927).

—----- Time and Western Man (London: Chatto and Windus, 1927).

LORD, ALBERT В., The Singer of Tales (Cambridge, Mass.: Harvard Uni­versity Press, 1960).

LOWE, E. A, "Handwriting," in The Legacy of the Middle Ages, ed. G. C. Crump and E. F. Jacob (Oxford: Oxford University Press, 1928).

LOWENTHAL, LEO, Literature and the Image of Man (Boston: Beacon Press, 1957).

•----- Popular Culture and Society (Englewood Cliffs, New York: Prentice-
Hall, 1961).

LUKASIEWICZ, JAN, Aristotle's Syllogistic (Oxford: Oxford University Press, 1951).

MAHOOD, M. M., Shakespeare's Wordplay (London: Methuen, 1957).

 

 

 

MALLET, С. Е., A History of the University of Oxford (London: Methuen, 1924).

MALRAUX, ANDRE, Psychologie de Tart, vol. I, Le Musee imaginaire (Ge­neva: Albert Skira Editeur, 1947).

MARLOWE, CHRISTOPHER, Tamburlaine the Great.

MARROU, H. I, .Saint Augustin et la fin de la culture antique (Paris: de Coddard, 1938).

MCGEOCH, JOHN A., The Psychology of Human Learning (New York: Longmans, 1942).

MCKENZIE, JOHN L., Two-Edged Sword (Milwaukee: Bruce Publishing Co., 1956).

MCLUHAN, HERBERT MARSHALL, ed. with E. S. Carpenter, Explorations

in Communication (Boston: Beacon Press, 1960).
-------- "Inside the Five Sense Sensorium," in Canadian Architect, vol. 6, no.

6, June, 1961.

------ "Joyce, Mallarme and the Press," in Sewanee Review, Winter, 1954.

------- "Myth and Mass Media," in Henry A. Murray, ed, Myth and

Mythmaking (New York: George Braziller, 1960).
-------- "Printing and Social Change," in Printing Progress: A Mid-Century

Report (Cincinnati: The International Association of Printing House

Craftsmen, Inc., 1959).
-------- "Tennyson and Picturesque Poetry," in John Killham, ed., Critical

Essays of the Poetry of Tennyson (London: Routledge and Kegan Paul,

1960).

------ "The Effects of the Improvement of Communication Media," in

Journal of Economic History, Dec., 1960.

------- "The Effect of the Printed Book on Language in the Sixteenth

Century," in Explorations in Communications.

----- The Mechanical Bride: Folklore of Industrial Man (New York: Van­
guard Press, 1951).

MELLERS, WILFRED, Music and Society (London: Denis Dobson, 1946).

MERTON, THOMAS, "Liturgy and Spiritual Personalism," in Worship magazine, Oct., 1960.

MILANO, PAOLO, ed., The Portable Dante, trans. Laurence Binyon and D. G. Rossetti (New York: Viking Press, 1955).

MILL, JOHN STUART, On Liberty, ed. Alburey Castell (New York: Apple-ton-Century-Crofts, 1947).

MITCHELL, W. F., English Pulpit Oratory from Andrewes to Tillotson (Lon­don: Macmillan, 1932).

MONTAGU, ASHLEY, Man: His First Million Years (Cleveland and New York: World Publishing Co., 1957).

MORE, THOMAS, Utopia (Oxford: Clarendon Press, 1904).

More, St. Thomas: Selected Letters (1557), ed. E. F. Rogers (New Haven: Yale University Press, 1961).

MORISON, SAMUEL ELIOT, Admiral of the Ocean Sea (New York: Little Brown, 1942).

MORRIS, EDWARD P., On Principles and Methods in Latin Syntax (New

York: Scribners, 1902). MOXON, JOSEPH, Mechanick Exercises on the Whole Art of Printing (1683-

84), ed. Herbert Davis and Harry Carter (London: Oxford University Press, 1958)

 

 

 

MULLER-THYM, В. J., "New Directions for Organization Practice," in Ten Years Progress in Management, 1950—1960 (New York: American Society of Mechanical Engineers, 1961).

MUMFORD, LEWIS, Sticks and Stones (New York: Norton, 1934; 2nd rev. ed., New York: Dover Publications, 1955).

NEF, JOHN U., Cultural Foundations of Industrial Civilization (Cambridge: Cambridge University Press, 1958).

ONG, WALTER, "Ramist Classroom Procedure and the Nature of Reality," in Studies in English Literature, 1500—1900, vol. I, no. 1, Winter, 1961.

----- Ramus: Method and the Decay of Dialogue (Cambridge, Mass.: Har­
vard University Press, 1958).

----- "Ramist Method and the Commercial Mind," in Studies in the Ren­
aissance,
vol. VIII, 1961.

OPIE, IONA and PETER, Lore and Language of Schoolchildren (Oxford: Oxford University Press, 1959).

PANOFSKY, ERWIN, Gothic Architecture and Scholasticism, 2nd ed. (New

York: Meridian Books, 1957). PATTISON, BRUCE, Music and Poetry of the English Renaissance (London:

Methuen, 1948). PIRENNE, HENRI, Economic and Social History of Medieval Europe (New

York: Harcourt Brace, 1937; Harvest book 14). PLATO, Dialogues, trans. B. Jowett (New York: 1895). POLANYI, KARL, The Great Transformation (New York: Farrar Strauss,

1944; Boston: Beacon Press paperback, 1957).
------- Conrad M. Arenberg, and Harry W. Pearson, eds., Trade and Market

in Early Empires (Glencoe, 111.: The Free Press, 1957). POPE, ALEXANDER, The Dunciad, ed. by James Sutherland. 2nd ed.

(London: Methuen, 1953). POPPER, KARL R, The Open Society and Its Enemies (Princeton: Princeton

University Press, 1950). POULET, GEORGES, Studies in Human Time, trans. E. Coleman (Baltimore:

Johns Hopkins Pi-ess, 1956; New York: Harper Torch Books, 1959). POUND, EZRA, The Spirit of Romance (Norfolk, Conn.: New Directions

Press, 1929). POWYS, JOHN COWPER, Rabelais (New York: Philosophic Library, 1951).

Rabelais, The Works of Mr. Francis, trans. Sir Thomas Urquhart (New York:

Harcourt, 1931). RASHDALL, HASTINGS, The University of Europe in the Middle Ages, 2nd

ed. (Oxford: Oxford University Press, 1936). RIESMAN, DAVID J., with REUEL DENNY and NATHAN GLAZER, The

Lonely Crowd (New Haven: Yale University Press, 1950). ROSTOW, W. W., The Stages of Economic Growth (Cambridge: Cambridge

University Press, I960).

RUSKIN, JOHN, Modern Painters, Everyman ed. (New York: Dutton, n.d.). RUSSELL, BERTRAND. ABC of Relativity (1st ed., 1925), rev. ed. (London:

Allen and Unwin, 1958; New York: Mentor paperback, 1959).

------ History of Western Philosophy (London: Allen and Unwin, 1946).

RYAN, EDMUND JOSEPH, Role of the Sensus Communis in the Psychology

of St. Thomas Aquinas (Cartagena, Ohio: Messenger Press, 1951).

 

 

 

RYLE, GILBERT, The Concept of the Mind (London: Hutchinson, 1949).

SAINT BENEDICT, "De opera manum cotidiana" in The Rule of Saint Benedict, ed. and trans, by Abbot Justin McCann (London: Burns Oates, 1951).

SARTRE, JEAN-PAUL, What is Literature? trans. Bernard Frechtman (New York: Philosophic Library, 1949).

SCHOECK, R. J., and JEROME TAYLOR, eds., Chaucer Criticism (Notre Dame, Ind.: Notre Dame University Press, 1960).

SCHRAMM, WILBUR, with JACK LYLE and EDWIN B. PARKER, Tele­vision in the Lives of Our Children (Stanford, Calif.: University of California Press, 1961).

SELIGMAN, KURT, The History of Magic (New York: Pantheon Books, 1948).

SELTMAN, CHARLES THEODORE, Approach to Greek Art (New York: E. P.

Dutton, 1960). Shakespeare, The Complete Works of, ed. G. L. Kittredge (Boston, New York,

Chicago: Ginn and Co., 1936). SHAKESPEARE, WILLIAM, Troilus and Cressida, First Quarto Collotype

Facsimile, Shakespeare Association (Sidgwick and Jackson, 1952). SIEBERT, F. S., Freedom of the Press in England 1476—1776: The Rise and

Decline of Government Controls (Urbana, Ш.: University of Illinois

Press, 1952). SIMSON, OTTO VON, The Gothic Cathedral (London: Routledge and Kegan

Paul, 1956). SISAM, KENNETH, Fourteenth Century Verse and Prose (Oxford: Oxford

University Press, 1931). SMALLEY, BERYL, Study of the Bible in the Middle Ages (Oxford: Oxford

University Press, 1952). SPENGLER, OSWALD, The Decline of the West (London: Allen and Unwin,

1918).

SUTHERLAND, JAMES, On English Prose (Toronto: University of Toronto Press, 1957).

TAWNEY, R. H., Religion and the Rise of Capitalism. Holland Memorial

Lectures, 1922 (New York: Pelican books, 1947). THOMAS, WILLIAM I, and FLORIAN ZNANIECKI, The Polish Peasant in

Europe and America (first published Boston: R. G. Badger, 1918-20;

New York: Knopf, 1927). TOCQUEVILLE, ALEXIS DE, Democracy in America, trans. Phillips Bradley

(New York: Knopf paperback, 1944). TUVE, ROSAMUND, Elizabethan and Metaphysical Imagery (Chicago:

University of Chicago Press, 1947).

USHER, ABBOTT PAYSON, History of Mechanical Inventions (Boston: Beacon Press paperback, 1959).

WHITE, JOHN, The Birth and Rebirth of Pictorial Space (London: Faber and Faber, 1957).

WHITE, LESLIE A., The Science of Culture (New York: Grove Press, n.d.).

WHITE, LYNN, "Technology and Invention in the Middle Ages," in Specu­lum, vol. XV, April, 1940.

 

 

 

WHITEHEAD, A. N., Science and the Modern World (New York: Macmillan, 1926).

WHITTAKER, SIR EDMUND, Space and Spirit (Hinsdale, 111.: Henry Regnery, 1948).

WHYTE, LANCELOT LAW, The Unconscious Before Freud (New York: Basic Books, 1960).

WILLEY, BASIL, The Seventeenth Century Background (London: Chatto and Windus, 1934).

WILLIAMS, AUBREY, Pope's Dunciad (Baton Rouge, La.: Louisiana State University Press, 1955).

WILLIAMS, RAYMOND, Culture and Society 1780-1950 (New York: Co­lumbia University Press, 1958; Anchor books, 1959).

WILLIAMSON, GEORGE, Senecan Amble (London: Faber and Faber, 1951).

WOLFFLIN, HEINRICH, Principles of Art History (New York: Dover Pub­lications, 1915).

WILSON, JOHN, "Film Literacy in Africa," in Canadian Communications, voL I, no. 4, Summer, 1961.

WORDSWORTH, CHRISTOPHER, Scholae Academicae: Some Account of the Studies at the English Universities in the Eighteenth Century (Cambridge: Cambridge University Press, 1910).

WRIGHT, L. В., Middle-Class Culture in Elizabethan England (Chapel Hill, N.C.; University of North Carolina Press, 1935).

YOUNG, J. Z., Doubt and Certainty in Science (Oxford: Oxford University Press, 1961).

 

 

 

Именной указатель

 

 

Абеляр 153, 165, 232

Август 151, 335

Августин 129, 134, 135, 148-150,

155, 199, 275, 283 Авсоний 335

Аддисон Джозеф 202, 376, 398 Айвинз Уильям мл. 60, 61, 87,

107, 109, 116, 117, 119-121,

168, 188, 189 Аквинат см. Фома Аквинский

147, 171 Алан 274

Александр [Македонский] 179 Александр VII 206 Аллен 331

Альберти Леоне Батиста 168 Альфонсо Великодушный 180 Амвросий 129 Анна 138 Ансельм Кентерберийский 166,

Апеллес 399 Арбетнот 374 Аретино Пьетро 196, 203, 285-

291 Аристотель 78, 88, 94, 96, 124,

127, 144, 151, 259, 281, 369 Армстронг Луи 297 Арнольд Мэтью 203, 392 Арнул Бохерисский 135 Архимед 120 Атертон Джеймс С. 112 Аттик 152

Ауэрбах Эрих 84, 221 Ашер Пэйсон 11, 13, 187, 225,

226, 229 Ашэм 283

Байрон 312

Банток Дж.Х. 405

Барзен Жак 48, 49

Барнув Эрик 192

Басби 377

Батиста делла Порта Джован-

ни 192 Беда 343 Бекеши Джордж фон 63, 64,

79, 94, 191 Бембо 334 Бенедикт св. 134, 140

 

Бергсон 78, 360

Беренгар 165

Беренсон Бернард 123

Бери Ричард де 382

Берк Эдмунд 251, 401

Беркли 26, 79, 394

Бернар Клод 7, 267

Бертон Роберт 156, 221

Бетелл С.Л. 303

Блейк Уильям 106, 110, 385-387, 389-392, 394, 397

Бовуар Симона де 292, 293

Богораз Владимир 100

Воден 248, 266

Бодлер 267, 403

Болдуин К.С. 148

Болингброк 327

Боннер С.Ф. 150-152, 155

Борджиа Чезаре 179

Боун Дж.Д. 334

Боччони 202

Брайсон Лайман 27

Браун Томас 156, 275, 284

Бретт Г.С. 111

Бройль Луи де 10

Бруммель 138

Брут 180, 374

Буало 353

Буастюо Пьер 298

Буйе Луис 204-208

Булер Курт 194, 227, 228, 306

Бушнел Джордж Герберт 92

Бэкон Роджер 270, 272

Бэкон Френсис 37, 138, 149, 153, 154, 156, 158, 220, 269-273, 275-283, 342, 344, 402

Бюхер Карл 5

Вазари 170

Валери 403, 405

Ван Эйк 168

Везалий 270

Вельфлин Генрих 62, 122, 176

Вергилий 335, 336

Вив 335

Вида 335

Вико Джамбатиста 365

Виллари 180,' 181

Виньола 243

Висконти Филиппе Марио 180

 

 

 

Витрувий 82, 243, 352 Вордсворт Кристофер 309 Вордсворт [Уильям] 284, 316 Вулф 348

Ганнибал 179

Гассенди 370

Гегель 326

Геддес Патрик 243

Гей 138, 374

Гейзенберг Вернер 44, 45, 264

Гексли Томас 254, 307

Гельмгольц 122

Генрих VII 182

Генрих VIII 138, 185, 186, 327,

Герар Альбер 220 Гермоген 283 Геродот 84, 129 Герои 120 Гиббон 373 Гидион Зигфрид 66, 67, 96, 97,

99, 161, 219

, Гилман Стивен 203, 333 Гильберт Уильям Колчестер-

ский 271

Гильбод Дж.Т. 229 Гильдебранд Адольф фон 62,

Годфри 374 Гойя 331

Голдсмит Оливер 399-401 Гольдшмидт И.П. 196-201 Гомбрих Э. 25, 76, 78, 79, 122 Гомер 3, 77, 84, 95, 128, 129,

335, 344 Гонгора 331 Гораций 398 Горгий 129 Грегуар Пьер 182 Грей Томас 181 Григорий св. 135 Гриффит 291

Гронинген Бернард ван 83-87 Гувер Герберт 346 Гуго Сен-Викторский 166, 199 Гумбольдт Вильгельм фон 46 Гутенберг Иоган 16, 26, 61, 69, 91, 103, 136, 160, 161, 168, 172, 177, 178, 191-194, 200, 201, 204-206, 208, 212, 215, 218, 226, 229, 230, 236, 237, 254, 259, 268, 292, 322, 338,

 

346, 362, 364-367, 383, 388, 390, 404 Гюго Виктор 243

Даниэльсон Грор 340

Данте 170, 171, 233, 274, 284

Данциг Тобиас Д. 121, 260-263, 265, 266, 268, 270

Дарвин 367

Дезарг 87

Декарт 12, 45, 67, 79, 231, 233, 235, 247, 275, 355-357, 359-363

Деккер 300

Демосфен 283

Дефо 273

Джеймс А. Ллойд 131

Джоветт 42

Джозеф Б.Л. 149

Джойс Джеймс 29, 85, 111, 113, 114, 125, 223, 226, 229, 269, 299, 301, 318, 358, 365, 366, 384, 388-390, 392, 406

Джонс Р.Ф. 333, 336

Джонсон Бен 248, 257, 288, 376,

Джотто 86, 123 Диккенс 253 Диоген Лаэртский 128 Дионисий Галикарнасский 129 Диринджер Дэвид 71, 73-75 Доддс И.Р. 77 Доил 254 Дойч Карл 345 Дональдсон Е.Т. 203 Донн Джон 20, 316, 342, 343,

Дорп Мартин 140 Драйден 294, 392 Дрого 165 Друкер Питер 6 Дуглас Гевин 336 Дудек Луис 318, 376 Дуллерт Джон 258 Дьюи Джон 215, 217 Дюгем 186 Дюркгейм Эмиль 64, 97, 98

Евклид 82, 87 Елизавета 138, 327

Жильсон Этьен 76, 272

 

 

 

Зенон 265

Зиберт Ф.С. 346, 347

Знанецкий Флориан 260

Ибсен 303, 311

Изабелла 331

Инкельс Александр 32

Иннис Гарольд 38, 74, 75, 92, 173, 240, 243, 317, 318, 323, 346, 347, 379, 380 Иоанн св. 206 Иоанн Герсон 135 Иоанн Пеккамм 135 Ирод 206 Исократ 129

Йейтс У.Б. 22, 26, 316, 366, 381

Калигула 151 Каллимах 128

Каммингс Э.Э. 125

Кант 265, 367

Кантен Жан 258

Кантор 265

Канторович Эрнст X. 181-183, 185

Кар Кембриджский 283

Кардано 298

Карл VIII 182

Карл Великий 378

Карл Смелый 178

Карманьола 179

Каротерс Дж. К. 27-31, 33, 39-43, 47, 49, 51, 53, 63, 100

Карпентер И.С. 29, 98, 100

Картер Т.Ф. 61

Касальдуэро 333

Кассирер Эрнст 38, 39

Кастро Америке 330-333

Кауард Ноэль 303 Квинтилиан Марк Фабий 148,

152, 155, 389 Кеведо 331 Кеймс 401 Кеньон Фредерик Г. 124, 126,

Кеньята 29

Кепеш Дьердь 190, 191 Кертис 246 Киприан 199 Клавдий 159

Клагет Маршалл 120, 121, 158, 230

 

Зенон 265

Зиберт Ф.С. 346, 347

Знанецкий Флориан 260

Ибсен 303, 311

Изабелла 331

Инкельс Александр 32

Иннис Гарольд 38, 74, 75, 92, 173, 240, 243, 317, 318, 323, 346, 347, 379, 380 Иоанн св. 206 Иоанн Герсон 135 Иоанн Пеккамм 135 Ирод 206 Исократ 129

Йейтс У.Б. 22, 26, 316, 366, 381

Калигула 151 Каллимах 128

Каммингс Э.Э. 125

Кант 265, 367

Кантен Жан 258

Кантор 265

Канторович Эрнст X. 181-183, 185

Кар Кембриджский 283

Кардано 298

Карл VIII 182

Карл Великий 378

Карл Смелый 178

Карманьола 179

Каротерс Дж. К. 27-31, 33, 39-43, 47, 49, 51, 53, 63, 100

Карпентер И.С. 29, 98, 100

Картер Т.Ф. 61

Касальдуэро 333

Кассирер Эрнст 38, 39

Кастро Америке 330-333

Кауард Ноэль 303 Квинтилиан Марк Фабий 148,

152, 155, 389 Кеведо 331 Кеймс 401 Кеньон Фредерик Г. 124, 126,

Кеньята 29

Кепеш Дьердь 190, 191 Кертис 246 Киприан 199 Клавдий 159

Клагет Маршалл 120, 121, 158, 230

 

 

 

Лютер Мартин 102, 281, 337, 338

Мазаччо 168

Майбридж Эдвард 66

Майер 186

Мак-Геок Джон А. 211

Макиавелли 26, 203, 234, 251,

Маккензи Джон Л. 244 Малин 248, 307 Малларме 389 Мальро Андре 178 Мамфорд Льюис 243 Маринетти 100 Мария Тюдор 328 Маркони 390 Маркс 33 Марло Кристофер 289, 290,

294, 295, 297 Марру 148-150 Мартен 194, 212, 213, 224, 270,

287, 304, 305, 335-337 Марциал 335 Матисс 171 Медичи Лоренцо180 Медичи 177 Мейджер Джон 258 Меллерс Уилфред 294, 295 Мен 248 Менандр 95 Мередит 312 Меркатор (Герард Кремер) 17,

Мерсенн 247 Мертон Томас 204 Микеланджело 206 Микели Джованни 328 Милане Паоло 171 Миллер Перри 238 Милль Д.С. 390, 392, 404 Мильтон 24, 25, 148, 204, 278,

284, 327 Мишле 366 Моксон Джозеф 373 Молинос Мигель де 331 Монкретьен 248 Монрад-Крон 30 Монтегю Эшли 114, 115 Монтень 156, 233, 235, 275, 353-

355, 363, 400 Мор Томас 140, 193, 194, 203,

213, 214, 233, 294, 343

 

Мори Этьен Жюль 67 Морисон Сэмюэл Элиот 273 Моррис Эдвард П. 341 Мохой-Надь 100 Мулкастер Ричард 351 Мусей 297, 344 Мэллит К.Е. 308 Мюллер-Тим Б.Дж. 209, 229

Наполеон 179, 218, 220, 326 Нарди Бернардо 180 Непер Джон 267 Неф Джон У. 246-248, 259, 261,

267, 268, 270, 271, 355 Николай Кузанский 189 Нильссон 77 Ницше 326 Нортклиф 286 Ньюмен 284 Ньютон 45, 79, 270, 369, 370,

Ньютон Дуглас 137 Нэш 203, 224, 296, 300

Озорий 282

Онг Уолтер 157, 194, 215, 217,

236, 238, 241, 246, 248, 257-

259, 270 Опай Иона 136 Опай Питер 136 Орем Никола 121 Ориген 158 Орф Карл 60 Орфей 344 Отто Рудольф 101, 102

Палладио 243

Панофский Эрвин 160, 161,

169, 170 Папиниан 220 Папп 87

Паркер Эдвин Б. 216 Парри Милман 3, 4, 7 Паскаль 247, 332, 362-364, 370,

Патнэм 286, 287 Паттисон Брюс 296 Паунд Эзра 108, 125 Пахомий 165

Петр Достопочтенный 135 Петр Испанский 236, 237 Петр Ломбардский 165 Петрарка 284, 334

 

 

 

Пикассо 155, 171

Пилат 206

Пипе Сэмюэл 138, 250

Пиренн Анри 172, 173, 240

Пирсон Гарри 5

Писистрат 128

Пифагор 146, 147, 344

Пиччинини Никколо 179

Плавт 301, 335

Платон 35, 37, 38, 41, 60 76 78

94, 95, 220, 281 Плиний Младший 117, 275 Плотин 94 По Эдгар Аллан 35, 68, 115,

403-405 Поланьи Карл 392, 393, 395-

Поллайоло 123 Поппер Карл 13, 14, 16 Поуис Джон Каупер 222, 223 Поуис Ф.Р. 223 Поуп Александр 218, 230, 288,

294, 359, 369, 373-383, 386,

390-393 Пруст 387

Пуле Жорж 22, 23, 353-356, 364 Пульман 219

Рабле Франсуа 218-224, 226,

227, 247, 248, 272, 285, 286,

Райен Джозеф 160 Райл Гилберт 108, 109 Раймонди 288 Райт Л.Б. 239, 348 Рамус Петрус 157, 194, 215,

217, 224, 236-239, 241, 246,

248, 257-259, 270 Рассел Бертран 34, 62 Рейнольде 401 Рембо 267, 387-389 Ренан 131 Рескин 387-389 Ризман Дейвид 42-44, 47, 315 Родбертус Карл 5 Ростоу У.У. 136 Руо 171 Руссо 284, 389 Рэшдолл 162, 163

Сазерленд Джеймс 296, 297 Сан-Хуан де ла Крус 331 Сартр Жан-Поль 293

 

Саути 138

Сванберг У.А. 292

Свифт Джонатан 137, 203, 359,

369, 373, 374, 380, 392, 393 Сезанн 64, 65, 76, 96, 122, 124 Селая Хуан де 258 Селигмен Курт 163, 164 Селтман Чарльз 91-96 Сенека 151, 154-156, 224 Сервантес 26, 45, 218, 285, 307,

310, 311, 313, 314, 332, 333,

Сидни Филип 230, 303, 357 Сизам Кеннет 291 Симеон Отто фон 158, 159, 161 Скалигер 335 Скелтон Джон 222 Смит Адам 240, 390, 391 Смит Томас 350 Смолли Верил 149, 158, 159,

164, 165

Сократ 35-37, 41, 146, 147 Соломон 278-280 Солон 129, 344 Спенсер 284, 302 Спрат 342-345 Стайн Гертруда 125 Стендаль 179, 303 Стерн 369 Стивенсон Р.Л. 390 Стил 376, 398 Суисет Жан 373 Сфорца Муцио 179 Сципион 179

Тацит 127

Тейяр де Шарден Пьер 47, 48,

69, 101, 202, 256, 257, 264 Теренций 301, 335 Тиберий 150 Тиндаль 334 Токвиль Алексис де 12, 13,

241, 254, 321-323, 246 Томас Уильям I 260 Торндайк 186 Трумэн Гарри 346 Тьюв Розамунд 342 Тюдоры 308, 347

Уайт Джон 82, 83

Уайт Ланселот Лоу 358-360

Уайт Линн 119

Уайтхед А.Н. 68, 402, 403

 

 

 

Узенер 39

Уилсон Джон 54-56, 59, 62, 63 Уильяме Обри 380, 383 Уильяме Реймонд 397 Уильямсон Джордж 156 Уитекер Эдмунд 85, 367, 369-

Уитмен 223, 289, 291 Уоддингтон 238 Уортонс 401

Фалес 344

Фарадей 366

Фаррингтон Бенджамин 271

Февр Люсьен 194, 212, 213, 224,

267, 270, 287, 304, 305, 335-

Фердинанд 331 Ферма 247

Ферранте Арагонский 180 Фидлер Конрад 122, 123 Фишер Х.А.Л. 40 Фолинго Сезар 292 Фома Аквинский 35, 146, 147,

160, 167, 270 Форд Генри 219 Форстер Э.М. 298 Фоссомброне Оттавиано Пет-

руччи 91

Фрай Нортроп 283 Фрайденберг Эдгар 3. 315, 316 Фрайз Чарльз Карпентер 449 Франциск I 182 Фрейд 108, 358, 367 Фрит Джон 214 Фрэзер Джеймс 136 Фукидид 95, 96

Хадас Мозес 92, 127-130, 304 Хайдеггер Мартин 362, 365 Хайнал Иштван 141-143, 145-

149, 164, 195, 274 Хант Джеймс 328 Харрингтон Джон X. 164 Хаттон Эдвард 287 Хацфельд Хельмут 203 Хейзинга И. 156, 175-177, 180,

181, 183, 206 Хервеген 205 Херст 286, 292 Хильер Роберт 339, 340 Хинкс Р. 159

 

Хойкаас 241 Холиншед 351 Холландер Джон 89, 297 Хопкинс Джерард Менли 124,

125, 224, 352 Хью 167 Хэйес Карлтон 320, 321, 324-

327, 329, 345

Цезарь 92, 179

Цицерон 35-37, 95, 148, 150-152,

179, 180, 186, 220, 237, 239,

278, 279, 283, 377

Чеймберс Р.У. 343 Чейтор Х.Дж. 130-133, 138, 139 Черри И. Колин 66, 69, 70 Чосер 203, 294

Шателен 177

Шекспир 14, 19-21, 24-26, 45, 95, 138, 160, 181, 202, 203, 207, 239, 241, 242, 257, 288, 298, 300, 302, 303, 339, 352, 357, 360, 377, 378, 403

Шоу 95

Шпенглер Освальд 81

Шрамм Уилбур 216, 217

Штурм 282

Шугер 160

Эдуард II 181

Эдуард VI 328

Эйнштейн Альберт 62, 90, 91,

261, 371 Элиаде Мирче 77, 100-105, 262,

Элиот Т.С. 125, 403 Эмерсон 237 Эразм [Роттердамский] 102,

150, 165, 203, 272, 283 Эсхил 95, 96

Ювенал 127, 335 Юм 401 Юнг 108 Юнгман 205

Яков I 358

Янг Дж.З. 7, 10, 11, 13

 

 

 

Оглавление

ПРОЛОГ.................................................................................................... 3

ГАЛАКТИКА ГУТЕНБЕРГА.............................................................. 17

«Король Лир» — рабочая модель процесса обнажения
личности, посредством которого люди переходят из
мира ролей в мир должностей..................................................... 21

Болезненное переживание третьего измерения впервые
получает свое словесное выражение в поэтической
истории «Короля Лира»................................................................ 24

Интериоризация технологии фонетического алфавита
перемещает человека из магического мира звука в
нейтральный визуальный мир..................................................... 27

Шизофрения, по-видимому, является закономерным

следствием распространения письменности........................... 33

Ведет ли интериоризация таких средств коммуникации,
как буквы, к изменению соотношения между
чувствами и изменениям в ментальности?............................... 36

Цивилизация дарит варвару, или племенному человеку,
глаз вместо уха, но теперь оказывается не в ладах с
электронным миром....................................................................... 39

Современный физик уютно чувствует себя в пространстве

восточной теории поля................................................................. 43

Новая электронная взаимозависимость возвращает мир к

ситуации глобальной деревни..................................................... 47

Письменность воздействует на физиологию, а также на

психическую жизнь африканских туземцев............................ 49

Почему представители бесписьменных обществ не могут
воспринимать кинофильмы или фотографии без
длительной предварительной подготовки................................ 54

Африканская аудитория не может удовлетвориться
привычной нам ролью пассивного потребителя при
просмотре фильма......................................................................... 58

Когда технология приводит к расширению одного из
наших чувств, то вместе с интериоризацией новой
технологии происходит перестройка форм восприятия....... 61

Теория культурных изменений невозможна без

понимания изменений соотношения чувств, вызванных

их различными экстернализациями........................................... 64

В двадцатом веке происходит встреча алфавитного и
электронного ликов культуры, и печатное слово
начинает служить тормозом в пробуждении Африки
внутри нас.....................................................................................
67

Современное движение за реформу правил чтения и
орфографии свидетельствует о смещении акцента с
визуального на слышимое........................................................... 71

 

 

 

Гарольд Иннис первым показал, что алфавит является
агрессивной и воинствующей формой, поглощающей и
трансформирующей культуры.................................................... 74

Развитие индивидуального «я» приводит гомеровского

героя к расколу психической жизни.......................................... 76

Пример древних греков — наглядное объяснение того,
почему до интериоризации алфавитной технологии
людей не интересовала визуальная внешность...................... 80

Точка зрения в искусстве и хронологии древних греков
имеет мало общего с нашими точками зрения, но
обнаруживает много родственного со средневековыми...... 83

Греки сделали свои открытия в искусстве и науке после

интериоризации алфавита............................................................ 87

Преемственность древнегреческого и средневекового
искусства была обеспечена связью между саеШига
(чеканкой) и искусством иллюминирования........................... 91

Усиление роли визуальности привело греков к

отчуждению от примитивного искусства, которое вновь
возрождается в век электроники после
интериоризации электрического единого поля, где все
происходит одновременно........................................................... 94

Обществу номадов недоступен опыт замкнутого

пространства................................................................................... 96

Примитивизм стал по большей части вульгарным клише в

современном искусстве и гуманитарной науке.................... 100

Цель «Галактики Гутенберга» — показать, почему

алфавитный человек склонен к десакрализации своего
способа существования.............................................................. 103

Метод двадцатого века заключается в использовании не
одной, а множества моделей экспериментального
исследования, т.е. техники «подвешенного» суждения...... 107

История книгопечатания представляет собой лишь часть

истории письма............................................................................ ПО

До сих пор культура механически предопределяла судьбу
человеческих обществ, поскольку представляла собой
автоматическую интериоризацию их собственных
технологий.................................................................................... 114

Техники унификации и воспроизводимости были введены

в употребление древними римлянами и средневековьем.. 116

Слово «современный» (modern) служило представителям
патристики для порицания средневековых ученых,
разработавших новую логику и физику................................. 120

В античности и в средние века чтение было по своей

сущности чтением вслух............................................................ 124

Рукописная культура была разговорной уже потому, что
писатель и его аудитория были физически связаны
формой публикации как исполнения........................................ 126

 

 

 

Рукописность сформировала средневековые литературные
конвенции на всех уровнях....................................................

Традиционный школьный «фольклор» указывает на
разрыв между человеком рукописной культуры и
человеком печатной культуры..............................................

Кабинка для чтения на самом деле служила

средневековому монаху помещением для пения.............

В церковных школах грамматика изучалась прежде всего
для того, чтобы способствовать правильности устной
речи.............................................................................................

Средневековому студенту приходилось быть одновременно
палеографом, редактором и издателем читаемых им
авторов.......................................................................................

Фома Аквинский объясняет, почему Сократ, Христос и Пифагор не облекли свои учения в письменную форму...

Появление схоластов, или moderni, в двенадцатом веке
привело к глубокому разрыву с древними
представителями христианской науки................................

Схоластика, как и традиции сенековского красноречия,
была непосредственно связана с устными традициями
афористического обучения...................................................

Рукописная культура и готическая архитектура

устремлены к свету, идущему сквозь предмет, а не
падающему на предмет..........................................................

Средневековое освещение, глосса и скульптура суть

аспекты важнейшего искусства рукописной культуры
— искусства запоминания.....................................................

Для человека устной культуры письменный текст

содержит все уровни значения.............................................

Рост объема информационного потока уже сам по себе
способствовал визуальной организации знания и
возникновению перспективного восприятия даже до
изобретения книгопечатания.................................................

Столкновение между письменными и устными
структурами знания происходит также и в
общественной жизни средневековья...................................

Конец средневекового мира ознаменовался неистовой
тягой к прикладному знанию — новому
средневековому знанию, нацеленному на возрождение
античности.................................................................................

Ренессансная Италия превратилась в подобие

голливудской коллекции декораций античности, а
обусловленное новой визуальностью ренессансное
увлечение античностью открыло путь к власти
представителям всех классов................................................

Средневековые идолы короля.....................................................

Изобретение книгопечатания укрепило и расширило новую визуальность прикладного знания, создав

 

 

 

первый однотипный и воспроизводимый товар, первый
конвейер и первую отрасль массового производства......... 187

Фиксированная точка зрения, ставшая возможной только
с появлением печати, кладет конец образу как
пластическому организму......................................................... 189

Естественная магия камеры-обскуры предвосхитила
Голливуд в превращении зрелища окружающего мира
в потребительский товар, упакованный в рамку................... 192

Томас Мор предлагает проект моста через бурную реку

схоластической философии...................................................... 193

Рукописная культура не знала авторов и публики в том

смысле, в каком они были созданы печатной культурой... 195

Средневековая книготорговля была букинистической
торговлей и точным подобием сегодняшней торговли
произведениями «старых мастеров».................................... 200

Лишь более чем через два столетия после изобретения
книгопечатания авторы прозаических сочинений
научились выдерживать единый тон или единую
позицию на протяжении всего текста...................................... 202

Визуальная переориентация позднего средневековья

отрицательно сказалась на литургическом благочестии,
тогда как развитие электроники в наши дни оказало на
нее стимулирующее влияние.................................................... 204

«Интерфейс» Ренессанса оказался зоной контакта
средневекового плюрализма, с одной стороны, и
современной гомогенности и механистичности, с
другой, — формула скорости и изменения........................... 210

Петрус Раму с и Джон Дьюи — два «серфера» -

реформатора образования, оседлавшие волны двух
антитетических периодов — эпохи Гутенберга и
электронной эпохи «Маркони»................................................ 215

Рабле рисует перспективу будущего печатной культуры

как потребительского рая прикладного знания.................... 218

Пресловутый «материализм» Рабле есть не что иное, как

кильватер уходящей рукописной культуры.......................... 222

Книгопечатание как первый случай механизации ремесла
— пример не просто нового знания, а прикладного
знания............................................................................................. 224

Человеческое мышление всегда оказывается в

затруднении в начальный период интериоризации
любой технологии, придуманной и реализованной на
практике самим же человеком................................................. 227

С Гутенбергом Европа вступает в технологическую фазу
прогресса, когда изменение как таковое становится
архетипической нормой жизни общества.............................. 230

Прикладное знание в эпоху Ренессанса приняло форму
перевода слухового в визуальные термины, а
пластического — в форму образа на сетчатке...................... 236

 

 

 

Книгопечатание превращает язык из средства восприятия

и познания в товар....................................................................... 239

Книгопечатание — это не только технология, это — такой
же природный ресурс или продукт производства, как
хлопок, лес или радио, и как любой продукт
производства оно формирует не только чувственность
частного человека, но также и формы
взаимозависимости людей в обществе................................... 242

В эпоху Возрождения господствующей становится страсть

к точному измерению................................................................. 246

Раскол между сердцем и умом, вызванный

книгопечатанием, — это травма, переживаемая

Европой со времени Макиавелли и до наших дней............. 251

И макиавеллевский, и купеческий ум разделяют веру в
необходимость для власти процедуры сегментации — в
силу дихотомии власти и морали, а также денег и
морали............................................................................................ 256

Тобиас Данциг объясняет, почему причины экспансии

языка чисел следует искать в потребностях, созданных
новой алфавитной технологией................................................ 260

Как греки столкнулись со смешением языков, когда числа

проникли в евклидово пространство....................................... 263

Великий раскол между искусством и наукой произошел в
шестнадцатом веке с появлением средств ускорения
расчетов......................................................................................... 266

Френсис Бэкон, PR-представитель moderni, обеими ногами

стоял на почве средних веков................................................... 269

Френсис Бэкон освятил причудливое бракосочетание
средневековой Книги Природы и новой книги,
вышедшей из-под печатного пресса....................................... 273

Бэконовский Адам был средневековым мистиком, тогда
как мильтоновский Адам был скорее профсоюзным
лидером.......................................................................................... 277

Насколько тиражированный печатный текст сумел

заменить тайную исповедь?...................................................... 281

Аретино, подобно Рабле и Сервантесу, осознал

гаргантюанский, фантастический, сверхчеловеческий

смысл книгопечатания................................................................ 285

Марло предвосхитил варварский вой Уитмена,
использовав в качестве национальной системы
обращения к публике белый ямбический стих —
формирующуюся систему стихосложения, удобную
для создания новых популярных произведений.................. 289

Книгопечатание превратило национальные языки в
средства массовой коммуникации, в замкнутые
системы, и тем самым создало современный
национализм как централизующую силу............................... 293

 

 

 

Именно книжная страница первой отразила раскол между

поэзией и музыкой....................................................................... 294

Устная полифония прозы Нэша нарушает принципы

линейности и разделения стилей в литературе..................... 296

Печатный пресс был поначалу всеми, кроме Шекспира,

ошибочно принят за машину бессмертия.............................. 298

Портативность книги, а также мольбертной живописи,

немало поспособствовала развитию культа

индивидуализма........................................................................... 303

Унифицированность и воспроизводимость печатного

текста создали политическую арифметику

семнадцатого и гедонистический расчет

восемнадцатого века................................................................... 306

Логика книгопечатания создала аутсайдера,

отчужденного индивида как тип целостного, т.е.

интуитивного и иррационального, человека......................... 311

Сервантес создал Дон Кихота, чтобы противопоставить его

человеку печатной культуры.................................................. ...313

Человек печатной культуры способен выразить, но не

осознать конфигурацию печатной технологии..................... 317

Хотя историкам хорошо известно, что национализм

возник в шестнадцатом веке, они пока не могут найти

объяснения этой страсти, предшествовавшей

появлению соответствующей теории...................................... 320

Национализм настаивает на равных правах как для

индивидов, так и для наций....................................................... 323

Гражданские армии Кромвеля и Наполеона были

идеальными проявлениями новой технологии..................... 326

У испанцев был иммунитет против печати благодаря

старой вражде с маврами........................................................... 330

Книгопечатание вывело из употребления латынь..................... 334

Книгопечатание стало фактором формирования и

стабилизации языков................................................................... 336

Книгопечатание изменило не только орфографию и

грамматику, но также ударения и окончания слов, оно

сделало возможной плохую грамматику.............................. 339

Нивелирование флексии и игры слов стало частью

программы прикладного знания в семнадцатом веке......... 342

Книгопечатание сделало нацию однородной, а государство

централизованным, но оно же создало индивидуализм

и оппозицию правительству................................ ,.................... 345

В бесписьменном обществе не делают грамматических

ошибок......................................................................................... ...349

Изглаживание тактильных качеств из жизни и речи

способствовало «очищению» языка, к которому так

стремилась эпоха Возрождения и которое отвергает



Просмотров 624

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!