![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Преодоление оратором нервозности
Нервозность (волнение) перед выступлением — явление довольно обычное, име ющее как положительное, так и отрицательное влияние на выступление оратора. Все дело в степени волнения. Небольшое волнение мобилизует оратора, сильное волнение мешает выступлению. От 15 до 20% людей постоянно испытывают страх перед выступлением. У них начинаются спазмы в животе, потеют ладони, пере сыхает горло, в речи появляются такие связующие слова и выражения, как «гм», «типа», «понимаете». Такие люди стараются избегать выступлений, а если этого сделать не удается, то говорят как можно короче.
Возникновению нервозности способствует слабая подготовка к выступлению либо мнение оратора о том, что он плохо подготовлен (это характерно для лиц с вы сокой тревожностью). Влияет и отсутствие опыта публичных выступлений.
Рассмотрим конкретные действия, которые помогают контролировать нервоз ность.
1. Выбор для сообщения интересной и известной для оратора темы.
2. Полноценная подготовка к выступлению. Это наряду с первым пунктом придаст уверенность перед и при выступлении.
3. Планирование очередности выступления, являющейся для оратора опти мальной: одни предпочитают выступать с докладом первыми, другие, послу шав выступления предыдущих ораторов, лучше адаптируются к ситуации выступления, поэтому предпочитают выступать в конце заседания.
4. Мысленная репетиция (визуализация) успешности своего выступления. Нужно представить себя спокойным и улыбающимся при приближении
282Раздел III. Практические аспекты общения к трибуне; напомнить себе, что вы хорошо подготовились и слушатели хотят услышать то, что вы собираетесь рассказать. Представьте, как слушатели одобрительно кивают, когда вы говорите, а по окончании речи аплодируют вам. 5. Использование позитивной установки перед выходом на трибуну: «Я рад, что у меня есть возможность поделиться этой информацией с другими», «Я хорошо подготовился и готов к выступлению».
6. Использование паузы продолжительностью в несколько секунд перед на чалом речи. Отрегулируйте свое дыхание, сделайте для этого глубокий вдох. Постарайтесь немного подвигаться во время произнесения начальных фраз; иногда несколько жестов или шагов бывают достаточными для снятия на пряжения.
ГЛАВА 16 Деловое общение
Деловое общение — понятие в какойто мере условное. Оно означает служебные, т. е. официальные контакты с обратной связью между начальством и подчинен ными, а также между подчиненными. Через общение руководитель организует совместную деятельность коллектива, управляет деятельностью и поведением ис полнителей. Подсчитано («Социальные…», 1981), что 3/4 рабочего времени руко водителей уходит на общение с исполнителями, а также с выше и нижестоящи ми руководителями.
Некоторые полагают, что их исключительная компетенция в каком_либо вопросе или началь_ ственная должность, например, уже сами по себе являются гарантией успеха в общении с другими людьми, а следовательно, напрочь отрицают какую_либо стратегию и тактику об_ щения. «Я — человек прямой», — говорит обычно такой человек и безапелляционно, ничуть не сомневаясь ни в чем, доводит всех, с кем имеет дело, до нервного срыва или сердечного приступа. Окрик, волевой нажим — вот почти единственные способы общения такого челове_ ка с другими. Понятно, что подобная форма общения может иметь лишь частный, весьма ограниченный во времени успех и не может служить способом установления подлинно де_ мократических гуманных взаимоотношений людей, не может снискать ему любовь, привя_ занность, искренность общающихся с ним. Грехнев В. С., 1990, с. 10.
Наиболее рациональным способом общения между людьми в служебной обста новке являются непосредственные устные контакты и телефонные разговоры. Устные контакты особенно необходимы в том случае, когда требуется изменить точку зрения собеседника или скорректировать неправильную информацию. Ис следования показывают, что при знании методик и техники ведения деловых ин дивидуальных бесед желаемого результата можно добиться в четырехпяти слу чаях из десяти.
![]() |