Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Общительность руководителя и эффективность деятельности коллектива
По данным А. Л. Журавлева (1985), очень низкая степень общительности (замк нутость) не характерна для руководителей: только 6% руководителей оказались
312 Раздел III. Практические аспекты общения замкнутыми. Однако около четверти руководителей имели низкий уровень общи тельности. Умеренная общительность была у 55%, а высокая — у 12,5% руководи телей.
Руководители, обладающие разными уровнями общительности, используют различные методы, способы и приемы общения, которые обусловливают и разные способы взаимодействия между руководителями и исполнителями. В свою оче редь, разные способы взаимодействия влияют на эффективность руководства.
По данным этого автора, низкие показатели эффективности руководства имеют место у «замкнутых» руководителей (интровертов) и высокообщительных руко водителей (экстравертов). Руководители с умеренно низкой общительностью (8–10 баллов при 24балльной шкале) и умеренно высокой общительностью (14– 15 баллов) достигают большей эффективности руководства. Однако там, где уро вень организованности и сработанности коллектива высок, низкая общительность руководителя не только допустима, но даже желательна. Высокая же общитель ность руководителя требуется при недостаточном уровне развития организован ности и сработанности коллектива, так как в этой ситуации руководителю нужно проявлять постоянные организаторские усилия.
Низкую эффективность руководства лицами с высокой общительностью (16 бал лов и выше) А. Л. Журавлев объясняет тем, что, как и замкнутость, она ограничи вает познавательные возможности руководителей по анализу, изучению и оценке как членов коллектива, так и в целом ситуации, в которой коллектив работает. Они нередко могут руководствоваться внешними признаками, ситуативными эле ментами, иметь трудности в различении существенного и несущественного для организации деятельности коллектива. Высокая общительность может мешать руководителям сосредоточиться на решении главных вопросов взаимодействия в коллективе, вызывать трудности в концентрации внимания.
По мнению сотрудников, высокообщительные руководители нередко могут просто мешать работе коллектива, отвлекать большим числом контактов, затруд нять взаимодействие повышенной вербальной активностью и плохим умением выслушивать других.
ГЛАВА 17 Педагогическое общение
Педагогическое общение — это профессиональное общение учителя с учащими ся, а также с их родителями, имеющее определенные педагогические, в том числе и воспитательные, цели. С помощью педагогического общения не только переда ются знания и умения, но и изменяются свойства личности учащихся, устанавли вается взаимопонимание, меняются мнения и установки. Общение — обоюдосто ронний процесс, взаимная связь между людьми. Поэтому, общаясь с учениками, учитель не только влияет на них, но и ученики, общаясь с учителем, хотя бы и по инициативе последнего, влияют на учителя, заставляют его реагировать тем или иным способом на свое поведение, действия и слова. Поэтому педагогическое общение не является процессом одностороннего давления учителя на учеников.
|