Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Умения учителя, влияющие на эффективность



Общения

 

Эффективность педагогического общения зависит прежде всего от наличия у учите ля коммуникативных, гностических и экспрессивных умений.

 

Коммуникативные умениясвязаны с общением учителя с учащимися, коллегами по работе, с родителями, шефами. Их можно разделить на три группы: соб ственно коммуникативные умения, дидактические умения (хотя последние и вы ходят за рамки чисто коммуникативных умений, но их основное ядро составляют умения по передаче знаний учащимся) и ораторские умения.

 

Собственно коммуникативные умения выражаются в умении учителя вступатьв контакт с людьми, строить деловые и личностноэмоциональные отношения. От этих умений во многом зависят организаторские возможности учителя, в част ности в установлении в классе или в кружке нормального психологического кли мата, в сплочении класса, в привлечении школьников к занятиям в кружках.

 

Дидактические умения связаны с умением учителя ясно и доходчиво доноситьдо сознания учащихся учебный материал. Учителям это удается не всегда. У мо лодых учителей наиболее часто встречаются следующие затруднения в передаче знаний и умений учащимся: учитель точно не знает, что нужно рассказать учащим ся; учитель знает, что нужно рассказать, но не может это передать учащимся; учи тель затрудняется объяснить учащемуся, как нужно исправить ошибку.

 

Все это свидетельствует о том, что молодые учителя могут неплохо знать, чему учить школьников, но затрудняются применять эти знания в практической работе изза слабой сформированности дидактических умений.


 

 

Глава 17. Педагогическое общение 315

 

К этим умениям относятся также: умение управлять вниманием класса, умение прогнозировать последствия своих педагогических воздействий на учеников, способности учеников и потенциал их развития (а это служит базой для осуществле ния учителем профориентационной работы с учащимися, их ориентации на раз личные профессии).

 

К дидактическим умениям относят умение учителя пробудить интерес к свое му предмету, передать учащимся свою увлеченность им. Все эти умения, хотя и не являются чисто коммуникативными, базируются все же на умении учителя об щаться со школьниками.

 

Трудность овладения дидактическими умениями, связанными с передачей зна ний учащимся, состоит в том, что учитель должен оценивать сложность и доступность учебного материала, ориентируясь не на свои возможности, а на возможности уча щихся. Только тогда он сможет сделать трудное — легким, сложное — простым, не понятное — понятным, пробудит у учащихся активную самостоятельную мысль, сумеет передать свою убежденность.

 

Ораторские умения необходимы учителю для осуществления прежде всегообразовательнопросветительной функции. Для этого учитель должен обладать большой эрудицией и культурой речи.

 

Гностические умениясвязаны с познанием учителем как отдельных учеников,так и коллектива класса в целом, с анализом педагогических ситуаций и резуль татов своей деятельности. Гностические умения, следовательно, тесно связаны

 

с процессами восприятия (перцепцией) и базируются на перцептивных умениях, т. е. умениях учителя наблюдать, подмечать ошибки при исполнении учащимися упражнений. Молодым учителям это не всегда удается, они затрудняются проана лизировать и оценить поступок школьника. Во многом это связано с тем, что учи тель не успевает переключить внимание с одного объекта на другой, быстро про анализировать наблюдаемую ситуацию. Гностические умения включают в себя умение пользоваться учебнометодической и научной литературой, умение про водить элементарные исследования и анализировать их результаты для того, что бы внести коррективы в методику преподавания и воспитания.

 

Экспрессивные умения учителя.В педагогическом общении важную рольиграют экспрессивные умения учителя. Экспрессия в переводе с латинского озна чает «выражение». Следовательно, экспрессивные умения связаны с умением учи теля выражать свои эмоции, свою позицию. Учитель выражает их через речевые, мимические, пантомимические, жестикуляционные средства, а также через офор мление внешности (прическа, костюм, украшения).

 

Использование экспрессивных средств речи позволяет учителю передавать многообразие эмоций и чувств — торжественность, иронию, уничижительность, презрение, радость, восторг, удивление, осуждение и т. д. Жесты могут сопровож дать, дополнять, уточнять, а подчас и заменять слово. Они несут многообразную информацию. С их помощью учитель указывает, выражает просьбу, требование, благодарность, порицание, предупреждает о наказании и т. д. Ведущая роль в же стикуляции принадлежит рукам, и не зря К. С. Станиславский называл пластику рук «глазами тела».

 

Овладение учителем экспрессивными умениями означает и овладение им ак терским мастерством. «Педагог не может не играть, — говорил А. С. Макаренко, —


 

316 Раздел III. Практические аспекты общения

но нельзя играть просто сценически, внешне… Это не мертвая игра… а настоящее отражение тех процессов, которые имеются в вашей душе». Однако чувства, пе редаваемые учителем учащимся, должны быть педагогически целесообразными, т. е. должны помогать решению педагогической задачи.

 

Характеризуя профессиональное мастерство, экспрессивные умения должны отражать творческую индивидуальность учителя, а не быть механической копией когото.

 

Педагогический такт

 

Общение во многом зависит и от самого учителя, от того, как он себя держит с учениками. Педагогический такт — это качество, присущее учителюмастеру, учителюинтеллигенту. К. Д. Ушинский писал, что так называемый педагогиче ский такт, без которого воспитатель, как бы он ни изучил теорию педагогики, ни когда не будет хорошим воспитателемпрактиком, есть, в сущности, не более как такт психологический.

 

Педагогический такт базируется на многих качествах, называемых в обиходе душевными, — доброжелательности, чуткости, отзывчивости, искренности. Так тичный преподаватель может быстро и безошибочно разобраться в возникшей ситуации, понять трудности общения для того или иного учащегося, определить его состояние и с учетом этого найти единственно правильное решение, подобрать подходящую форму воздействия на учащегося, найти верные слова, интонацию, чтобы не поставить учащегося в неловкое положение.

 

Тактичный учитель будет терпеливо относиться к ученику, если его медли тельность связана с особенностями темперамента, а не покрикивать на него, бу дет проявлять особый такт при дефектах речи учащихся, относиться с сочувстви ем к подростку, проявляющему неуклюжесть, или к девочке, боящейся выполнить упражнение.

 

Тактичный учитель никогда не позволит себе «выворачивать наизнанку» душу ученика, чтобы докопаться до мотивов его поступков, отношения к учебе и жизни.

 

Соблюдение педагогического такта требует постоянного контроля за своими мыслями, действиями. Например, на родительском собрании учитель, не желая ставить родителей одной ученицы в неловкое положение, сказал: «Одна девочка попала в дурную компанию» — и… тут же предложил папе этой девочки остаться для разговора. Всем стало ясно, о ком идет речь. В результате некоторые родите ли запретили своим дочерям общаться с этой девочкой.

 

Выделяют следующие психологические особенности личности учителя, отли чающие педагогический такт от нетактичности:

естественность и простота обращения без фамильярности;

доверие без попустительства;

серьезность тона без натянутости;

ирония и юмор без насмешливости;

требовательность без мелочной придирчивости, грубости;

доброжелательность без заласкивания;


 

 

Глава 17. Педагогическое общение 317

деловой тон без раздражительности;

своевременность воспитательного воздействия без поспешности;

принципиальность и настойчивость без упрямства;

внимательность и чуткость к учащимся без подчеркивания этого;

отдача распоряжений без упрашивания;

обучение без подчеркивания своего превосходства в знаниях и умениях;

выслушивание без выражения безразличия.

 

Культура речи учителя

 

Одним из слагаемых мастерства учителя является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот при прочих равных условиях — уровне знаний и методиче ском мастерстве — достигает бульших успехов в учебновоспитательной работе.

 

Культура речи — широкое и емкое многокомпонентное понятие, но прежде все го это грамотность построения фраз. Твердое знание грамматических правил дает возможность учителю правильно выражать свои мысли, придает его речи строй ный, осмысленный характер, что облегчает учащимся восприятие и понимание учебного материала, команд и т. д. Иначе могут случаться казусы. Так, один учи тель в плане воспитательной работы написал: «Приучать детей к еде с закрытым ртом». Грамматически правильное построение речи обеспечивает ее содержатель ность, логическую последовательность, понятность.

 

Второй составляющей культуры речи учителя является простота и ясность изложения. Одну и ту же мысль можно выразить в доступной для пониманияучащимися форме или, наоборот, придать речи такой наукообразный вид, что учащиеся так и не сумеют понять, что же от них требуется, что они должны усво ить. Умение рассказать просто о сложном, сделать доходчивым отвлеченное ос новывается на ясности мышления учителя, на образности и жизненности приво димых для пояснения примеров.

Компоненты культуры речи учителя:

1. Грамотность построения фраз.

 

2. Грамотное произношение слов из обыденной жизни: а) правильное ударение в словах; б) исключение местных диалектов.

 

3. Простота и ясность изложения.

 

4. Выразительность:

 

а) интонация и тональность; б) темп речи, паузы; в) динамика звучания голоса;

 

г) словарное богатство; д) образность речи; е) дикция.


 

 

318Раздел III. Практические аспекты общения

5. Правильное использование специальной терминологии: а) исключение режущих слух фразеологических оборотов; б) исключение лишних слов; в) исключение жаргонных и модных словечек.

 

6. Немногословие.

7. Речедвигательная координация.

Третьей составляющей культуры речи является выразительность. Она дости гается как подбором нужных слов и синтаксических конструкций, так и активным использованием основных компонентов выразительности устной речи — тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз, ударения, интонации, дикции.

 

Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на чувства учеников, так как придают эмоциональную окраску словам и фразам. Тональ ность речи может быть праздничной, торжественной, задушевной, радостной, гнев ной, грустной и т. п. В зависимости от ситуации учитель должен использовать все богатства тональности, а не произносить монологи бесстрастным, монотонным голосом.

При сюжетных играх учитель, меняя интонацию, способствует формированию

 

у учащихся адекватных представлений и зрительных образов, соответствующих сюжету. Например, при проведении игры «Лиса идет», чтобы добиться от детей бесшумных и осторожных движений, учитель вводит в урок рассказ: «Никто не шевелится (повествовательно), все молчат (понижается звучание голоса). Тиши на (пауза). Ходит лиса по поляне (голос громче), ищет зайчиков. А зайчиков нет. Куда они делись (недоумение и вопрос)? А зайчики молчат (тихим голосом с за говорщицкой интонацией). Ушла лиса, и зайчики вновь играют, прыгают (весе лое, громкое звучание), радуются, что спаслись от лисы».

 

Тон речи учителя должен быть спокойным, уверенным, властным. Однако для этого необходимо, чтобы сам учитель был спокойным, убежденным в правильно сти отдаваемых распоряжений, своих поступков, оценок действий и поступков учащихся. Крайне нежелателен назидательный, менторский тон, он обычно оттал кивает учащихся от учителя, так как чем старше школьник, тем в большей степени

 

у него выражено стремление к самоутверждению, к признанию себя личностью.

 

Темп речи также определяет ее выразительность. Непригодна как слишкомбыстрая речь, так как при ней ученикам трудно сосредоточиться на том, что гово рит учитель, успеть «переварить» всю информацию, так и очень медленная речь, действующая на учеников усыпляюще.

 

Паузы речи при их правильном использовании позволяют лучше передать смыслпроизнесенного слова и фразы. С помощью паузы можно увеличить интригующий смысл речи учителя, его сообщения о какомто событии и т. п.

 

Еще одним фактором, определяющим выразительность речи учителя, являет ся динамика звучания голоса, варьирование его силы.

 

Словарное богатство способствует образности речи, а через нее — и выразительности. Умелое применение пословиц, поговорок, крылатых слов, метафор, гипербол делает речь учителя сочной, эмоциональной, поднимает настроение уча щихся. Конечно, пользоваться надо только теми речевыми средствами, которые доступны пониманию детей данного возраста.


 

Глава 17. Педагогическое общение 319

Образность речи играет существенную роль в доходчивости для учащихся учебного материала, объясняемого учителем.

 

Дикция, т. е. ясное и отчетливое произнесение звуков, слов и фраз, облегчаетпонимание школьниками речи учителя. Небрежность в произнесении окончания слов («проглатывание»), гнусавость — эти недостатки дикции могут быть устра нены учителем, если он будет систематически упражняться как самостоятельно, так и под руководством специалиста по технике речи.

 

Некоторые учителя, так называемые «монотонщики», обладают характерны ми особенностями речи, «усыпляющими» учащихся. Они редко используют из менение (повышение или понижение) тона речи, громкость речи у них невысокая, паузы затянуты, интонация речи, как и ее темп, меняется очень редко, они прак тически не используют логическое ударение.

 

Четвертой составляющей культуры речи учителя является грамотное произ9 несение слов из обыденной речи. Встречаются, например, ошибки при постановке ударений в словах. Так, некоторые учителя говорят «километр» вместо «кило метр», «поняли» вместо «поняли» и т. д.

 

Другого рода ошибки встречаются при применении слов и выражений, возник ших под влиянием местных диалектов. Говорят, например, «слазь» вместо «сле зай», «ложи» вместо «положи», «ложить» вместо «положить», «класть», «жгет» вместо «жжет». Недопустимы для употребления и глагольные формы «заберите» вместо «возьмите», «обождите» вместо «подождите», «бежи» вместо «беги», «ла зать» вместо «лазить», «подымать» вместо «поднимать».

 

Учителю решительно нужно изгонять из своей речи и жаргонные и модные словечки, такие как «клево», «оттянуться» и т. п. Недопустимы в речи учителя, как бы он ни был раздражен, оскорбительные слова.

 

Пятой составляющей культуры речи учителя является немногословие. Неко торые учителя вместо того, чтобы четко назвать задачи урока, подробнейшим об разом описывают, что учащиеся будут делать на уроке, о чем пойдет речь. Много словие выражается и в повторении фраз и слов.

 

Конечно, немногословие не является самоцелью. Чрезмерно сжатый, почти телеграфный язык тоже не украшает речь, особенно когда вследствие сокращения слов фразы учителя становятся двусмысленными.

 



Просмотров 748

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!