Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Характеристики педагогического общения



 

Читатель знает таких учителей и директоров школ, которые, даже беседуя с вами наедине, ведут себя так, будто находятся на трибуне. Особенно легко усваивают такую псевдооратор_ скую манеру «начальники» всех рангов — от директоров до классных руководителей. Гово_ ря с собеседником, они, как правило, смотрят «сквозь него» и обращаются к некоторой вооб_ ражаемой массе: «Пора, товарищи, наконец, понять, что главное для вас — это дисциплина» и т. д. При этом они избегают встречи со взглядом собеседника, опасаясь изменения ком_ муникативной ситуации и необходимости учитывать окружающий контекст. Такой «педагог» не склонен индивидуализировать свои высказывания и согласовывать их с внутренним со_ стоянием собеседника. Для него главное — удержать функционально_ролевую дистанцию. Трудно представить, что такой руководитель сможет вызвать коллег_учителей или учеников на откровенный разговор, пробудить в них желание «раскрыть душу», поделиться наболев_ шим. В то же время он искренне хотел бы вызвать сочувствие к своим собственным пробле_ мам и получить положительную оценку своих усилий.

Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999, с. 303.

 

 

Часто у учителей наблюдается безапелляционная манера общения. Она про является в стремлении учителя разговаривать с учащимися в официальном, не редко менторском тоне, в жестких, категорических фразах, с неулыбчивым лицом,


 

314 Раздел III. Практические аспекты общения

типа: «Ты ничего не хочешь понимать!», «Я не допущу, чтобы у меня на уроках…», «Я не позволю тебе…» и т. п.

 

Интенсивность общения.По данным психологов, педагог за рабочий день в среднем имеет больше тысячи контактов общения. Однако интенсивность общения с учениками у учителей может быть разной. Одни учителя характеризуются ма лоинтенсивным общением, которое к тому же носит официальный характер. У них общение связано преимущественно с передачей наиболее важной учебной инфор мации. Такая манера общения подчеркивает строгость и деловитость этих учителей.

 

Другие учителя имеют высокую интенсивность общения, направленную на установление деловых отношений с учащимися. Этих учителей характеризует ровный, спокойный, преимущественно доброжелательный тон обращения к уча щимся. Они сами вызывают учащихся на общение. Урок проходит у них более эмоционально, но дисциплина на нем ниже.

 

Ряд учителей просто подчиняются «стихии общения»: не они сами, а школь ники диктуют характер общения этих учителей с классом. Такие учителя не до биваются своих целей, а подстраиваются под учащихся.

 

Интенсивность общения учителей с учащимися зависит от возраста последних. Интенсивность дидактических обращений от младших классов к старшим снижа ется, а эффективность их возрастает (школьники становятся более понятливыми).

В средних классах возрастает интенсивность воспитательных обращений.

 



Просмотров 488

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!