Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Характеристики педагогического общения
Читатель знает таких учителей и директоров школ, которые, даже беседуя с вами наедине, ведут себя так, будто находятся на трибуне. Особенно легко усваивают такую псевдооратор_ скую манеру «начальники» всех рангов — от директоров до классных руководителей. Гово_ ря с собеседником, они, как правило, смотрят «сквозь него» и обращаются к некоторой вооб_ ражаемой массе: «Пора, товарищи, наконец, понять, что главное для вас — это дисциплина» и т. д. При этом они избегают встречи со взглядом собеседника, опасаясь изменения ком_ муникативной ситуации и необходимости учитывать окружающий контекст. Такой «педагог» не склонен индивидуализировать свои высказывания и согласовывать их с внутренним со_ стоянием собеседника. Для него главное — удержать функционально_ролевую дистанцию. Трудно представить, что такой руководитель сможет вызвать коллег_учителей или учеников на откровенный разговор, пробудить в них желание «раскрыть душу», поделиться наболев_ шим. В то же время он искренне хотел бы вызвать сочувствие к своим собственным пробле_ мам и получить положительную оценку своих усилий. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999, с. 303.
Часто у учителей наблюдается безапелляционная манера общения. Она про является в стремлении учителя разговаривать с учащимися в официальном, не редко менторском тоне, в жестких, категорических фразах, с неулыбчивым лицом,
314 Раздел III. Практические аспекты общения типа: «Ты ничего не хочешь понимать!», «Я не допущу, чтобы у меня на уроках…», «Я не позволю тебе…» и т. п.
Интенсивность общения.По данным психологов, педагог за рабочий день в среднем имеет больше тысячи контактов общения. Однако интенсивность общения с учениками у учителей может быть разной. Одни учителя характеризуются ма лоинтенсивным общением, которое к тому же носит официальный характер. У них общение связано преимущественно с передачей наиболее важной учебной инфор мации. Такая манера общения подчеркивает строгость и деловитость этих учителей.
Другие учителя имеют высокую интенсивность общения, направленную на установление деловых отношений с учащимися. Этих учителей характеризует ровный, спокойный, преимущественно доброжелательный тон обращения к уча щимся. Они сами вызывают учащихся на общение. Урок проходит у них более эмоционально, но дисциплина на нем ниже.
Ряд учителей просто подчиняются «стихии общения»: не они сами, а школь ники диктуют характер общения этих учителей с классом. Такие учителя не до биваются своих целей, а подстраиваются под учащихся.
Интенсивность общения учителей с учащимися зависит от возраста последних. Интенсивность дидактических обращений от младших классов к старшим снижа ется, а эффективность их возрастает (школьники становятся более понятливыми). В средних классах возрастает интенсивность воспитательных обращений.
|