Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Интерпретация результатов оценки 1 часть
Значение Л отражает количественно вашу ориентированность в процессе руко водства на формирование и поддержание благоприятного социальнопсихологи ческого климата в коллективе, на «человеческие отношения», на людей.
Значение П отражает количественно вашу ориентированность на достижение производственных целей, опору на формальную организацию и власть руково дителя.
Та или иная точка пересечения перпендикуляров, проведенных на графике от полученных вами значений Л и П, указывает на конкретное значение количе ственной оценки стиля вашего руководства. Эта оценка лежит в пределах следу ющих четырех крайних (экстремальных) стилей, ближе к какомуто из них.
Стиль 0.0. При стиле этого типа руководитель проявляет очень мало заботы како достижении целей собственного производства, так и о создании благоприятно го социальнопсихологического климата в коллективе. Фактически руководитель устранился от работы, пустил все на самотек и просто проводит время, передавая информацию от своих руководителей подчиненным, и наоборот.
Стиль 20.20. Это идеальный стиль руководства. У руководителя с таким стилем в равной и притом максимальной степени проявляется ориентированность на достижение высоких производственных результатов и на заботу о создании бла гоприятного социальнопсихологического климата в коллективе. Такой стиль, как правило, позволяет добиваться успешного решения производственных задач в со четании с условиями для наиболее полного раскрытия творческих способностей членов коллектива.
Стиль 20.0. Стиль данного типа присущ чаще всего руководителямавтократам,которые заботятся только о работе, о выполнении производственнохозяйствен ных задач, игнорируя человеческий фактор, личность работника, мнение коллек тива. Нередко такой руководитель превращается в погонялу и действует по прин ципу «давайдавай», который со временем изживает себя настолько, что перестает приносить успех и в достижении производственных целей.
Стиль 0.20. При таком стиле руководитель очень мало заботится о производстве, если вообще заботится о нем. Все внимание руководителя здесь направлено на поддержание и сохранение хороших, приятельских отношений с подчиненны ми. Создается такой социальнопсихологический климат, где все расслаблены, дружны. И этот психологический комфорт обволакивает коллектив, отодвигая на второй план решение производственнохозяйственных задач. В конечном счете такая ориентация на человеческие отношения не только затрудняет достижение производственных результатов, но и приводит к подрыву изнутри сложившегося уютного социальнопсихологического климата. Это может привести к утрате ру ководителем авторитета лидера.
Если Л и П отражают ориентированность стиля по соответствующим состав ляющим в абсолютных единицах, то относительные значения представлены еди
Приложения 497
ницами Сл и Сп. Они показывают, какой процент от идеала в терминах ориентации на людей и производство представляет собой данный стиль руководства коллек тивом, каковы фактические знания, сколько не хватает до идеала, по каким состав ляющим стиля руководства следует совершенствоваться.
Методика Е. П. Ильина «Склонность к определенному стилю руководства»
Методика проверена на надежность и валидность в диссертации Нгуен Ки Тыонга (2000) и представляет из себя опросник, с помощью которого можно узнать о склон ности субъекта к тому или иному стилю руководства. При этом надо, однако, учи тывать, что в реальном руководстве человек может использовать другой стиль.
Инструкция
Представьте себе, что вы руководите коллективом. Вам предлагается ответить, как бы вы осуществляли это руководство в ситуациях, изложенных в опроснике. По каждому пункту опросника из трех вариантов ответа (а, б, в) выберите тот, кото рый в большей степени характеризует ваше поведение в качестве руководителя, и соответствующую ответу букву обведите кружочком.
Текст опросника
1. При принятии важных решений вы: а) посоветуетесь с коллективом;
б) постараетесь не брать на себя ответственность за принятие решения; в) примете решение единолично.
2. При организации выполнения задания:
а) предоставите свободу выбора способа выполнения задания участникам коллектива, оставив за собой лишь общий контроль;
б) не будете вмешиваться в ход выполнения задания, полагая, что коллек тив сам сделает все, как надо;
в) будете регламентировать деятельность членов коллектива, строго опре деляя, как надо делать.
3. При осуществлении контроля над деятельностью подчиненных: а) будете жестко контролировать каждого из них; б) доверите осуществление контроля самим подчиненным; в) посчитаете, что контроль необязателен.
4. В экстремальной для коллектива ситуации: а) будете советоваться с коллективом; б) возьмете все руководство на себя;
в) полностью положитесь на лидеров коллектива. 5. Строя взаимоотношения с членами коллектива:
498 Приложения а) будете сами проявлять активность в общении; б) будете общаться в основном, если к вам обратятся; в) будете поддерживать свободу общения между вами и подчиненными. 6. При управлении коллективом:
а) будете оказывать помощь подчиненным и в их личных делах; б) посчитаете, что в личные дела подчиненных нет необходимости «соваться»;
в) будете интересоваться личными делами подчиненных скорее из вежли вости.
7. В отношениях с членами коллектива:
а) будете стараться поддерживать хорошие личные отношение даже в ущерб деловым;
б) будете поддерживать только деловые отношения;
в) будете стараться поддерживать и личные, и деловые отношения в оди наковой степени.
8. По отношению к замечаниям со стороны коллектива: а) не допустите замечаний в свой адрес; б) выслушаете и учтете замечания; в) отнесетесь к замечаниям безразлично.
9. При поддержании дисциплины:
а) будете стремиться к беспрекословному послушанию подчиненных; б) сумеете поддерживать дисциплину без напоминания о ней подчиненным;
в) учтете, что поддержание дисциплины — это не ваш «конек», и не будете «давить» на подчиненных.
10. В отношении того, что о вас подумает коллектив: а) вам будет безразлично;
б) постараетесь всегда быть хорошим для подчиненных, на обострения не пойдете;
в) внесете коррективы в свое поведение, если оценка будет негативной. 11. Распределив полномочия между собой и подчиненными:
а) будете требовать, чтобы вам докладывали о всех деталях; б) будете полагаться на исполнительность подчиненных; в) будете осуществлять только общий контроль.
12. При возникновении затруднений при принятии решения: а) обратитесь за советом к подчиненным;
б) советоваться с подчиненными не будете, так как все равно отвечать за все придется вам;
в) примете советы подчиненных, даже если их не просили. 13. Контролируя работу подчиненных:
а) будете хвалить исполнителей, отмечать их положительные результаты; б) будете выискивать в первую очередь недостатки, что надо исправить;
Приложения 499 в) осуществлять контроль будете от случая к случаю (зачем вмешиваться?). 14. Руководя подчиненными:
а) сумеете так приказать, что задания будут выполняться беспрекословно; б) будете в основном использовать просьбу, а не приказ; в) вообще не умеете приказывать.
15. При недостатке знаний для принятия решения:
а) будете решать сами — ведь вы же руководитель; б) не побоитесь обратиться за помощью к подчиненным;
в) постараетесь отложить решение: может, все образуется само собой.
16. Оценивая себя как руководителя, можете предположить, что вы: а) будете строгим, даже придирчивым; б) будете требовательным, но справедливым;
в) к сожалению, будете не очень требовательным. 17. В отношении нововведений:
а) будете скорее консервативен (как бы чего ни вышло); б) если они целесообразны, то охотно их поддержите;
в) если они полезны, добьетесь их внедрения в приказном порядке. 18. Вы считаете, что в нормальном коллективе:
а) подчиненные должны иметь возможность работать самостоятельно, без постоянного и жесткого контроля руководителя;
б) должен осуществляться жесткий и постоянный контроль, так как на со весть подчиненных рассчитывать не приходится; в) исполнители могут быть предоставлены сами себе.
Обработка результатов За каждый сделанный выбор проставляется по 1 баллу.
Ключ к постановке диагноза
500 Приложения
В таблице (ключе) приняты следующие обозначения: А — автократический стиль руководства, Д — демократический, Л — либеральный (попустительский) стиль. Баллы суммируются отдельно по каждому стилю (А, Д, Л) руководства.
Выводы
Поскольку в «чистом» виде склонность к одному из стилей руководства практи чески не встречается, речь может идти о смешанных стилях руководства при тен денции быть склонным к одному из них. Опрашиваемые чаще всего выбирают ответы, характеризующие демократический стиль руководства. Если их больше 12, можно говорить о склонности к демократическому стилю; если меньше и при этом выборы А превалируют на 3 очка над Л, можно говорить о склонности к автори тарнодемократическому стилю, а в случае превалирования на 3 очка выборов Л над А — о склонности к либеральнодемократическому стилю.
Методика оценки уровня демократизации управления по стилевым характеристикам1
Компетентные эксперты пользуются десятью парами характеристикпараметров. Для каждого значения параметры по левому и правому столбцам определяются таким образом, чтобы сумма была равна единице. Например, по первому парамет ру доля значения характеристики в левом столбце определяется равной 0,4, тогда доля значения характеристики в правом столбце равняется 0,6. В бланк ответов записывается только значение того выражения параметра, которое расположено слева (в данном случае: 1, 0,4).
1 Методика взята из книги: Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. М., 1998.
|