Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Интерпретация результатов оценки 1 часть



 

Значение Л отражает количественно вашу ориентированность в процессе руко водства на формирование и поддержание благоприятного социальнопсихологи ческого климата в коллективе, на «человеческие отношения», на людей.

 

Значение П отражает количественно вашу ориентированность на достижение производственных целей, опору на формальную организацию и власть руково дителя.

 

Та или иная точка пересечения перпендикуляров, проведенных на графике от полученных вами значений Л и П, указывает на конкретное значение количе ственной оценки стиля вашего руководства. Эта оценка лежит в пределах следу ющих четырех крайних (экстремальных) стилей, ближе к какомуто из них.

 

Стиль 0.0. При стиле этого типа руководитель проявляет очень мало заботы како достижении целей собственного производства, так и о создании благоприятно го социальнопсихологического климата в коллективе. Фактически руководитель устранился от работы, пустил все на самотек и просто проводит время, передавая информацию от своих руководителей подчиненным, и наоборот.

 

Стиль 20.20. Это идеальный стиль руководства. У руководителя с таким стилем в равной и притом максимальной степени проявляется ориентированность на достижение высоких производственных результатов и на заботу о создании бла гоприятного социальнопсихологического климата в коллективе. Такой стиль, как правило, позволяет добиваться успешного решения производственных задач в со четании с условиями для наиболее полного раскрытия творческих способностей членов коллектива.

 

Стиль 20.0. Стиль данного типа присущ чаще всего руководителямавтократам,которые заботятся только о работе, о выполнении производственнохозяйствен ных задач, игнорируя человеческий фактор, личность работника, мнение коллек тива. Нередко такой руководитель превращается в погонялу и действует по прин ципу «давайдавай», который со временем изживает себя настолько, что перестает приносить успех и в достижении производственных целей.

 

Стиль 0.20. При таком стиле руководитель очень мало заботится о производстве, если вообще заботится о нем. Все внимание руководителя здесь направлено на поддержание и сохранение хороших, приятельских отношений с подчиненны ми. Создается такой социальнопсихологический климат, где все расслаблены, дружны. И этот психологический комфорт обволакивает коллектив, отодвигая на второй план решение производственнохозяйственных задач. В конечном счете такая ориентация на человеческие отношения не только затрудняет достижение производственных результатов, но и приводит к подрыву изнутри сложившегося уютного социальнопсихологического климата. Это может привести к утрате ру ководителем авторитета лидера.

 

Если Л и П отражают ориентированность стиля по соответствующим состав ляющим в абсолютных единицах, то относительные значения представлены еди


 

Приложения 497

 

 

ницами Сл и Сп. Они показывают, какой процент от идеала в терминах ориентации на людей и производство представляет собой данный стиль руководства коллек тивом, каковы фактические знания, сколько не хватает до идеала, по каким состав ляющим стиля руководства следует совершенствоваться.

 

Методика Е. П. Ильина «Склонность к определенному стилю руководства»

 

Методика проверена на надежность и валидность в диссертации Нгуен Ки Тыонга (2000) и представляет из себя опросник, с помощью которого можно узнать о склон ности субъекта к тому или иному стилю руководства. При этом надо, однако, учи тывать, что в реальном руководстве человек может использовать другой стиль.

 

Инструкция

 

Представьте себе, что вы руководите коллективом. Вам предлагается ответить, как бы вы осуществляли это руководство в ситуациях, изложенных в опроснике. По каждому пункту опросника из трех вариантов ответа (а, б, в) выберите тот, кото рый в большей степени характеризует ваше поведение в качестве руководителя, и соответствующую ответу букву обведите кружочком.

 

Текст опросника

 

1. При принятии важных решений вы: а) посоветуетесь с коллективом;

 

б) постараетесь не брать на себя ответственность за принятие решения; в) примете решение единолично.

 

2. При организации выполнения задания:

 

а) предоставите свободу выбора способа выполнения задания участникам коллектива, оставив за собой лишь общий контроль;

 

б) не будете вмешиваться в ход выполнения задания, полагая, что коллек тив сам сделает все, как надо;

 

в) будете регламентировать деятельность членов коллектива, строго опре деляя, как надо делать.

 

3. При осуществлении контроля над деятельностью подчиненных: а) будете жестко контролировать каждого из них; б) доверите осуществление контроля самим подчиненным; в) посчитаете, что контроль необязателен.

 

4. В экстремальной для коллектива ситуации: а) будете советоваться с коллективом; б) возьмете все руководство на себя;

 

в) полностью положитесь на лидеров коллектива.

5. Строя взаимоотношения с членами коллектива:


 

498 Приложения

а) будете сами проявлять активность в общении; б) будете общаться в основном, если к вам обратятся;

в) будете поддерживать свободу общения между вами и подчиненными.

6. При управлении коллективом:

 

а) будете оказывать помощь подчиненным и в их личных делах; б) посчитаете, что в личные дела подчиненных нет необходимости «соваться»;

 

в) будете интересоваться личными делами подчиненных скорее из вежли вости.

 

7. В отношениях с членами коллектива:

 

а) будете стараться поддерживать хорошие личные отношение даже в ущерб деловым;

 

б) будете поддерживать только деловые отношения;

 

в) будете стараться поддерживать и личные, и деловые отношения в оди наковой степени.

 

8. По отношению к замечаниям со стороны коллектива: а) не допустите замечаний в свой адрес; б) выслушаете и учтете замечания; в) отнесетесь к замечаниям безразлично.

 

9. При поддержании дисциплины:

 

а) будете стремиться к беспрекословному послушанию подчиненных; б) сумеете поддерживать дисциплину без напоминания о ней подчиненным;

 

в) учтете, что поддержание дисциплины — это не ваш «конек», и не будете «давить» на подчиненных.

 

10. В отношении того, что о вас подумает коллектив: а) вам будет безразлично;

 

б) постараетесь всегда быть хорошим для подчиненных, на обострения не пойдете;

 

в) внесете коррективы в свое поведение, если оценка будет негативной.

11. Распределив полномочия между собой и подчиненными:

 

а) будете требовать, чтобы вам докладывали о всех деталях; б) будете полагаться на исполнительность подчиненных; в) будете осуществлять только общий контроль.

 

12. При возникновении затруднений при принятии решения: а) обратитесь за советом к подчиненным;

 

б) советоваться с подчиненными не будете, так как все равно отвечать за все придется вам;

 

в) примете советы подчиненных, даже если их не просили.

13. Контролируя работу подчиненных:

 

а) будете хвалить исполнителей, отмечать их положительные результаты; б) будете выискивать в первую очередь недостатки, что надо исправить;


 

Приложения 499

в) осуществлять контроль будете от случая к случаю (зачем вмешиваться?).

14. Руководя подчиненными:

 

а) сумеете так приказать, что задания будут выполняться беспрекословно; б) будете в основном использовать просьбу, а не приказ; в) вообще не умеете приказывать.

 

15. При недостатке знаний для принятия решения:

 

а) будете решать сами — ведь вы же руководитель; б) не побоитесь обратиться за помощью к подчиненным;

 

в) постараетесь отложить решение: может, все образуется само собой.

 

16. Оценивая себя как руководителя, можете предположить, что вы: а) будете строгим, даже придирчивым; б) будете требовательным, но справедливым;

 

в) к сожалению, будете не очень требовательным.

17. В отношении нововведений:

 

а) будете скорее консервативен (как бы чего ни вышло); б) если они целесообразны, то охотно их поддержите;

 

в) если они полезны, добьетесь их внедрения в приказном порядке.

18. Вы считаете, что в нормальном коллективе:

 

а) подчиненные должны иметь возможность работать самостоятельно, без постоянного и жесткого контроля руководителя;

 

б) должен осуществляться жесткий и постоянный контроль, так как на со весть подчиненных рассчитывать не приходится;

в) исполнители могут быть предоставлены сами себе.

 

Обработка результатов

За каждый сделанный выбор проставляется по 1 баллу.

 

Ключ к постановке диагноза

 

№ п/п   Ответы    
       
а б в  
   
         
Д Л А  
         
Д Л А  
         
А Д Л  
         
Д А Л  
         
Д А Л  
         
Д А Л  
         
Д А Л  
         
А Д Л  
         
А Д Л  
         
А Л Д  
         
А Л Д  
         


 

500 Приложения

№ п/п   Ответы    
       
а б в  
   
         
Д А Л  
         
Д А Л  
         
А Д Л  
         
А Д Л  
         
А Д Л  
         
Л Д А  
         
Д А Л  
         

 

В таблице (ключе) приняты следующие обозначения: А — автократический стиль руководства, Д — демократический, Л — либеральный (попустительский) стиль.

Баллы суммируются отдельно по каждому стилю (А, Д, Л) руководства.

 

Выводы

 

Поскольку в «чистом» виде склонность к одному из стилей руководства практи чески не встречается, речь может идти о смешанных стилях руководства при тен денции быть склонным к одному из них. Опрашиваемые чаще всего выбирают ответы, характеризующие демократический стиль руководства. Если их больше 12, можно говорить о склонности к демократическому стилю; если меньше и при этом выборы А превалируют на 3 очка над Л, можно говорить о склонности к автори тарнодемократическому стилю, а в случае превалирования на 3 очка выборов Л над А — о склонности к либеральнодемократическому стилю.

 

Методика оценки уровня демократизации управления по стилевым характеристикам1

 

Компетентные эксперты пользуются десятью парами характеристикпараметров. Для каждого значения параметры по левому и правому столбцам определяются таким образом, чтобы сумма была равна единице. Например, по первому парамет ру доля значения характеристики в левом столбце определяется равной 0,4, тогда доля значения характеристики в правом столбце равняется 0,6. В бланк ответов записывается только значение того выражения параметра, которое расположено слева (в данном случае: 1, 0,4).

 

1. Ориентация руководителя и педагогов   1. Осторожное отношение к рискован-  
  на экспериментирование, здоровую кон-     ным действиям, склонность к спо-  
  куренцию идей и мнений     койным отношениям в коллективе  
           
2. Побудительный характер воздействий   2. Воздействия преимущественно  
  через мотивационную сферу, личный     через приказы, распоряжения,  
  пример, поощрение     наказания  
           


 

1 Методика взята из книги: Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. М., 1998.


 

        Приложения
           
3. Учет индивидуальных особенностей и же-   3. Делегирование подчиненным только  
  ланий членов коллектива, делегирование     тех полномочий, которые учитывают  
  им тех функций, которые ведут к развитию     их функциональные особенности  
  личности          
           
4. Децентрализация власти и информацион-   4. Централизация всей власти, всей  
  ных потоков, предоставление свободы     информации на себя.  
  в выборе процедур деятельности, разви-     Строгая регламентация обязанно-  
  тие различных форм самоуправления     стей, процедур, сроков и контроль  
  в коллективе     за ходом выполнения  
           
5. Лояльное отношение к ошибкам.   5. Непримиримое отношение к ошиб-  
  В первую очередь — поиск причин оши-     кам, срывам, промахам.  
  бок, невыполнения задания и путей их     В первую очередь — наказание  
  устранения     виновного  
           
6. Контактное отношение с подчиненными,   6. Позиция руководителя вне группы  
  позиция руководителя внутри группы     (Я и Они). Отношения с подчинен-  
  (Мы).     ными дистанционные и только  
  Общение неформальное, выходящее за     по поводу производственных  
  рамки производственных вопросов     вопросов  
           
7. Производственные и социальные вопросы   7. Основными являются производ-  
  признаются равноценными. Но в решении     ственные вопросы  
  производственных проблем главными яв-          
  ляются социальные ценности          
           
8. Поощряются независимость мнения   8. Поощряются исполнительские  
  и критика в адрес руководства     качества и дисциплинированность  
        подчиненных  
           
9. Поощряются конструктивные предложе-   9. Конструктивные предложения под-  
  ния коллег по улучшению работы и соот-     чиненных рассматриваются как  
  ветствующее участие в их реализации     посягательство на авторитет  
        руководителя  
         
10. Решения принимаются коллегиально   10. Решения принимаются единолично  
             



Просмотров 619

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!