Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Интерпретация результатов оценки 2 часть



Обработка

 

Все оценки параметров по левому столбцу складываются, и сумма соотносится со стандартной уровневой шкалой «0–10» (10, 9 — оптимальный уровень; 3, 2, 1, 0 — недопустимый уровень).

 

Методика «Дипломатичный и авторитарный стили поведения на деловом совещании»1

 

Используя эту методику, можно узнать об авторитарном или дипломатичном сти ле поведения руководителя при совместном решении деловых вопросов.

 

Инструкция

 

Поставьте — это надо сделать корректно и объективно — сами себе баллы от 1 до 5 и запишите их около каждого вопроса.

 

Оценки означают:


 

1 Источник: ЭКО. 1982. № 11.


 

 

502Приложения

1 — нет, так совсем не бывает;

2 — нет, как правило, так не бывает;

3 — неопределенная оценка;

4 — да, как правило, так бывает;

5 — да, так бывает всегда.

Вопросы$утверждения

 

1. Даю подчиненным нужные поручения даже в том случае, если есть опас ность, что при их невыполнении критиковать будут меня.

 

2. У меня всегда много идей и планов.

3. Я прислушиваюсь к замечаниям других.

 

4. Мне в основном удается привести логически правильные аргументы при обсуждениях.

 

5. Я настраиваю сотрудников на то, чтобы они решали свои задачи самостоя тельно.

 

6. Если меня критикуют, то я защищаюсь, несмотря ни на что.

7. Когда другие приводят свои доводы, я всегда прислушиваюсь.

 

8. Для того чтобы провести какоето мероприятие, мне приходится строить планы заранее.

 

9. Свои ошибки я по большей частью признаю.

10. Я предлагаю альтернативы предложениям других.

11. Я защищаю тех, у кого есть трудности.

12. Я высказываю свои мысли с максимальной убедительностью.

13. Мой энтузиазм заразителен.

 

14. Я принимаю во внимание точку зрения других и стараюсь включить ее в про ект решения.

 

15. Обычно я настаиваю на своей точке зрения и своих гипотезах.

16. Я с пониманием выслушиваю и агрессивно высказанные аргументы.

17. Я ясно выражаю свои мысли.

18. Я всегда признаюсь в том, что не все знаю.

19. Я энергично защищаю свои взгляды.

20. Я стараюсь развивать чужие мысли так, как будто бы они были моими.

 

21. Я всегда продумываю то, что могли бы ответить другие, и ищу контраргу менты.

 

22. Я охотно даю советы другим, как организовать свой труд.

23. Увлекаясь своими проектами, я обычно не беспокоюсь о чужих работах.

 

24. Я прислушиваюсь и к тем, кто имеет точку зрения, отличающуюся от моей собственной.

 

25. Если ктото не согласен с моим проектом, то я не сдаюсь, а ищу новые пути, как переубедить другого.


 

Приложения 503

 

 

26. Я использую все средства, чтобы заставить согласиться со мной.

27. Я открыто говорю о своих надеждах, опасениях и личных трудностях.

28. Я всегда нахожу, как облегчить другим поддержку моих проектов.

29. Я понимаю чувства других людей.

30. Я больше говорю о собственных мыслях, чем выслушиваю чужие.

31. Прежде чем защищаться, я всегда до конца выслушиваю критику.

32. Я излагаю свои мысли системно.

33. Я помогаю другим получить слово во время совещания.

34. Я внимательно слежу за противоречиями в чужих рассуждениях.

 

35. Я меняю точку зрения для того, чтобы показать другим, что слежу за ходом мыслей.

 

36. Как правило, я никого не перебиваю.

37. Не притворяюсь, что уверен в своей точке зрения, если это не так.

 

38. Я трачу много энергии на то, чтобы убедить других, как им нужно правиль но поступать.

 

39. Я выступаю эмоционально, чтобы вдохновить людей на работу.

 

40. Я стремлюсь, чтобы при подведении итогов были активны и те, которые очень редко просят слова.

 

Обработка результатов

 

Подсчет результатов заключается в суммировании поставленных баллов по каж дому вопросуутверждению в соответствии с ключом. Сумма баллов и по перво му, и по второму стилю поведения находится в интервале от 20 до 100.

 

Ключ

 

А. Дипломатичный стиль поведения: ответы «да» по пунктам 1, 3, 5, 7, 9, 11, 14,16, 18, 20, 22, 24, 27, 29, 31, 33, 35, 36, 37, 40.

 

Б. Авторитарный стиль поведения: ответы «да» по пунктам 2, 4, 6, 8, 10, 12, 13,15, 17, 19, 21, 23, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 38, 39.

 

Диагноз

 

Если сумма балльных оценок «А» хотя бы на 10 превышает сумму балльных оце нок «Б», вы хороший дипломат, т. е. у вас есть стремление учитывать мнение дру гих; вы стараетесь убедиться, совпадают ли ваши собственные идеи с мыслями сотрудников; идете на компромисс и даете понять сотрудникам, что вам вовсе не безразличен их вклад в принятие решения.

 

Если сумма балльных оценок «Б» как минимум на 10 баллов больше суммы оценок «А», вы ведете дискуссию авторитарно, властно и бесцеремонно, старае тесь протащить свои проекты, не обращая внимания на окружающих, не стреми тесь сделать решение общим делом, не ищете поддержки, необходимой для его реализации.


 

504 Приложения

Тест на оценку самоконтроля в общении (Марион Снайдер)1

 

Инструкция

 

Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное примени тельно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно вер ным, поставьте рядом с порядковым номером букву «В», если неверным или пре имущественно неверным — букву «Н».

 

Текст опросника

 

1. Мне кажется трудным искусство подражать повадкам других людей.

 

2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позаба вить окружающих.

 

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

 

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю чтото более глубоко, чем это есть на самом деле.

 

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

 

6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя со вершенно поразному.

 

7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

 

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

 

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.

 

Обработка результатов

 

1 балл — начисляется за ответ «Н» на 1, 5 и 7 вопросы и за ответ «В» на все осталь ные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы искренне отвечали на вопросы, то о вас, повидимому, можно сказать следующее:

 

0–3 балла — у вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устой чиво, и вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы спо собны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудоб ным» в общении по причине вашей прямолинейности.

 

4–6 баллов — у вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.

7–10 баллов — у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите

в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо ее чувствуете и даже

в состоянии предвидеть впечатление, которое вы произведете на окружающих.


 

1 Тест взят из книги: Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. М., 1998. С. 381.


 

Приложения 505

 

 

Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдер, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмо ций. Вместе с тем у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный мо мент». Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и от крыты, у них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.

 

Шкала оценки психологического климата в коллективе1

 

Инструкция

 

Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологиче ского климата в вашем коллективе. Для этого прочтите сначала предложения сле ва, затем — справа и после этого обведите в средней части листа ту оценку, кото рая, по вашему мнению, соответствует истине.

 

Оценки: 3 — свойство проявляется в коллективе всегда; 2 — свойство проявля ется в большинстве случаев; 1 — свойство проявляется нередко; 0 — проявляется в одинаковой степени и то и другое свойство.

 

1. Преобладает бодрый, жизнера- +3 +2 +1 0 –1 –2 –3 1. Преобладает подавленное  
  достный тон настроения   настроение  
       
           
2. Доброжелательность в отноше- +3 +2 +1 0 –1 –2 –3 2. Конфликтность в отношениях  
  ниях, взаимные симпатии   и антипатии  
       
           
3. В отношениях между группиров-   3. Группировки конфликтуют  
  ками внутри коллектива суще- +3 +2 +1 0 –1 –2 –3   между собой  
  ствует взаимное расположение,      
         
  понимание        
           
4. Членам коллектива нравится   4. Проявляют безразличие к более  
  вместе проводить время, +3 +2 +1 0 –1 –2 –3   тесному общению, выражают  
  участвовать в совместной   отрицательное отношение  
       
  деятельности     к совместной деятельности  
           
5. Успехи или неудачи товарищей   5. Успех или неудачи товарищей  
  вызывают сопереживание, ис- +3 +2 +1 0 –1 –2 –3   оставляют равнодушными или  
  креннее участие всех членов   вызывают зависть, злорадство  
       
  коллектива        
           
6. С уважением относятся   6. Каждый считает свое мнение  
  к мнению друг друга +3 +2 +1 0 –1 –2 –3   главным, нетерпим к мнению  
        товарищей  
           
7. Достижения и неудачи коллек-   7. Достижения и неудачи коллек-  
  тива переживаются как свои +3 +2 +1 0 –1 –2 –3   тива не находят отклика  
  собственные     у членов коллектива  
           


 

1 Тест взят из книги: Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. М., 1998.


 

506 Приложения

8. В трудные минуты для коллек-   8. В трудные минуты коллектив  
  тива происходит эмоциональное +3 +2 +1 0 –1 –2 –3   «раскисает», возникают ссоры,  
  единение: «Один за всех —     растерянность, взаимные  
  и все за одного»     обвинения  
           
9. Чувство гордости за коллектив,   9. К похвалам и поощрениям  
  если его отмечают руководи- +3 +2 +1 0 –1 –2 –3   коллектива здесь относятся  
  тели     равнодушно  
           
10. Коллектив активен, полон +3 +2 +1 0 –1 –2 –3 10. Коллектив инертен и пассивен  
  энергии      
         
           
11. Участливо и доброжелательно   11. Новички чувствуют себя чужи-  
  относятся к новым членам +3 +2 +1 0 –1 –2 –3   ми, к ним часто проявляют  
  коллектива, помогают им   враждебность  
       
  освоиться в коллективе        
           
12. Совместные дела увлекают   12. Коллектив невозможно поднять  
  всех, велико желание работать +3 +2 +1 0 –1 –2 –3   на совместное дело, каждый  
  коллективно     думает о своих интересах  
           
13. В коллективе существует спра-   13. В коллективе заметно выделя-  
  ведливое отношение ко всем +3 +2 +1 0 –1 –2 –3   ются «привилегированные»;  
  членам, поддерживают слабых,   наблюдается пренебрежитель-  
       
  выступают в их защиту     ное отношение к слабым  
           

 

Обработка полученных данных

Осуществляется в несколько этапов.

 

Первый этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала (+), по том (–) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным зна ком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.

 

Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого учени ка (педагога), необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики: +22 и более — это высокая степень благоприятности социальнопсихологического климата; от 8 до 21 — средняя степень благоприятности социальнопсихологического климата; от 0 до 7 — низ кая степень (незначительная) благоприятности; от 0 до (–8) — начальная небла гоприятность социальнопсихологического климата; от (–9) до (–10) — средняя неблагоприятность; от (–11) и ниже в отрицательную сторону — сильная небла гоприятность.

Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:

 

а) записать, а затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым уча стником опроса;

 

б) полученную цифру разделить на число участников. Когда будут подсчита ны индексы по каждому свойству, выстраивают ранжированный ряд из этих цифр по степени убывания их величины. Таким образом мы выявляем свой ства, способствующие как сплочению коллектива (положительные), так и его разобщению (свойства с отрицательным знаком).

 

Описанная методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития (тех свойств, которые «заложены» в опросном листе).



Просмотров 542

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!