Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Интерпретация результатов оценки 3 часть




 

Приложения 507

 

Тест «Восприятие индивидом группы»1

 

Самочувствие и оценка индивидом психологического климата во многом зависит от того, как он воспринимает группу, в которой ему приходится работать.

 

Межличностное восприятие в группе зависит от множества факторов. Наибо лее исследованными из них являются: социальные установки, прошлый опыт, особенности самовосприятия, характер межличностных отношений, степень ин формированности друг о друге, ситуационный контекст, в котором протекает про цесс межличностной перцепции, и т. д.

 

В качестве одного из основных факторов на межличностное восприятие могут влиять не только межличностные отношения, но и отношение индивида к группе. Восприятие индивидом группы представляет собой своеобразный фон, на кото ром протекает межличностное восприятие. В связи с этим исследование восприя тия индивидом группы является важным моментом в исследовании межличност ного восприятия, связывая между собой два различных социальноперцептивных процесса.

 

Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа данного восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего:

 

1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или отно сится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении кон тактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать «индиви дуалистическим».

 

2. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается

 

и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается пред почтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником не обходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы мож но назвать «прагматическим».

 

3. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность как в успехах каждого члена группы, так

 

и группы в целом, стремление внести свой вклад в групповую деятельность. Имеет место потребность в коллективных формах работы. Этот тип воспри ятия индивидом своей группы может быть назван «коллективистическим».

 

Методика

 

На основании трех описанных гипотетических «типов» восприятия индивидом группы была создана специальная анкета, выявляющая преобладание того или иного типа восприятия группы у исследуемого индивида.


 

1 Тест взят из книги: Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. М., 1998. С. 399.


 

508 Приложения

В качестве исходного «банка» суждений при разработке анкеты был использо ван список из 51 суждения, каждое из которых отражает определенный «тип» вос приятия индивидом группы. При создании анкеты использовались суждения из теста для изучения направленности личности и методики определения уровня социальнопсихологического развития коллектива. На основании экспертной оценки были отобраны наиболее информативные для решения поставленной за дачи суждения.

 

Анкета состоит из 14 пунктов — суждений, содержащих три альтернативных выбора. В каждом пункте альтернативы расположены в случайном порядке. Каж дая альтернатива соответствует определенному типу восприятия индивидом груп пы. Анкета создана с учетом специфики учебных групп и применялась для иссле дования перцептивных процессов в группах интенсивного обучения иностранным языкам, но при соответствующей модификации может быть применена и в дру гих группах.

 

По каждому пункту анкеты испытуемые должны выбрать наиболее подходя щую им альтернативу в соответствии с предлагаемой инструкцией.

Инструкция испытуемым

 

Мы проводим специальное исследование с целью улучшения организации учеб ного процесса. Ваши ответы на вопросы анкеты помогают нам в этом. На каждый пункт анкеты возможны три ответа, обозначенные буквами А, Б и В. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который наиболее точно выражает вашу точку зре ния. Помните, что «плохих» или «хороших» ответов в данной анкете нет. На каж дый вопрос может быть выбран только один ответ.

 

Текст анкеты

 

1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто: А — знает больше, чем я;

Б — все вопросы стремится решать сообща;

В — не отвлекает внимание преподавателя.

 

2. Лучшими преподавателями являются те, которые: А — используют индивидуальный подход;

 

Б — создают условия для помощи со стороны других;

 

В — создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказы ваться.

 

3. Я рад, когда мои друзья:

 

А — знают больше, чем я, и могут мне помочь; Б — умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;

 

В — помогают другим, когда представится случай.

 

4. Больше всего мне нравится, когда в группе: А — некому помогать; Б — мне не мешают при выполнении задачи;


 

Приложения 509


 

В — остальные слабее подготовлены, чем я.

5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

 

А — я могу получить помощь и поддержку со стороны других; Б — мои усилия достаточно вознаграждены;

В — есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.

 

6. Мне нравятся коллективы, в которых:

 

А — каждый заинтересован в улучшении результатов всех; Б — каждый занят своим делом и не мешает другим;

В — каждый человек может использовать других для решения своих задач.

 

7. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые: А — создают дух соперничества между учениками; Б — не уделяют им достаточного внимания;

 

В — не создают условия для того, чтобы группа помогала им.

8. Больше всего удовлетворения в жизни дает:

 

А — возможность работы, когда тебе никто не мешает; Б — возможность получения новой информации от других людей;

В — возможность сделать полезное другим людям.

 

9. Основная роль школы должна заключаться:

 

А — в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими; Б — в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей;

 

В — в подготовке людей, умеющих извлекать помощь из общения с други ми людьми.

 

10. Если перед группой стоит какаято проблема, то я:

 

А — предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему; Б — предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;

В — стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.

 

11. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель: А — имел ко мне индивидуальный подход;

Б — создавал условия для получения иной помощи со стороны других;

 

В — поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха.

 

12. Нет ничего хуже того случая, когда:

 

А — ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха; Б — чувствуешь себя ненужным в группе;

В — тебе не помогают окружающие.

13. Больше всего я ценю:

 

А — личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей; Б — общий успех, в котором есть и моя заслуга;

В — успех, достигнутый ценой собственных усилий.


 

 

510Приложения

14. Я хотел бы:

 

А — работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и ме тоды совместной работы;

Б — работать индивидуально с преподавателем; В — работать со сведущими в данной области людьми.

 

Обработка результатов

 

На основании ответов испытуемых с помощью «ключа» производится подсчет баллов по каждому типу восприятия индивидом группы. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные испытуемым по всем 14 пунк там анкеты, суммируются для каждого типа восприятия отдельно. При этом общая сумма баллов по всем трем типам восприятия для каждого испытуемого должна быть равна 14. При обработке данных «индивидуалистический» тип восприятия индивидом группы обозначается буквой «И», «прагматический» — «П», «коллек тивистический» — «К». Результаты каждого испытуемого записываются в виде следующего многочлена:

iИ + mП + nК,

 

где i — количество баллов, полученное испытуемым по «индивидуалистическому» типу восприятия, m — «прагматическому», n — «коллективистическому».

Например: 4И + 6П + 4К.

 

Ключ для обработки анкеты

  Тип восприятия индивидом группы  
индивидуалистический коллективистический прагматический
     
10Б 10В 10А
11А 11В 11Б
12А 12Б 12В
13В 13Б 13А
14Б 14А 14В
     


 

Приложения 511

 

Тест «Любят ли вас люди?»1

Инструкция

 

Отметьте один из предлагаемых ответов на вопросы: «да» — если согласны, и «нет» — если не согласны.

 

Текст опросника

 

1. Вы должны помнить, что почти ежеминутно в течение дня вас пристально оценивают те, с кем вам приходится общаться.

 

2. У человека должно быть достаточно развито чувство независимости, чтобы обсуждать с друзьями свое хобби независимо от того, разделяют они или нет его увлечение.

 

3. Самое мудрое — это сохранять достоинство даже тогда, когда у вас имеется сильный соблазн поступить иначе.

 

4. Если человек замечает ошибки в речи других, ему следует их поправлять.

 

5. Когда вы встречаетесь с незнакомыми людьми, вы должны быть достаточно остроумны, общительны и привлекательны, чтобы произвести на них впе чатление.

 

6. Когда вас представляют другому человеку и вы не расслышали его имя, вы должны попросить его повторить.

 

7. Вы уверены, что вас уважают за то, что вы никогда не позволяете другим подшучивать над собой.

 

8. Вы должны быть всегда настороже, не то окружающие начнут подшучивать над вами и выставлять в смешном виде.

 

9. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, лучше не ввязы ваться в соревнование, а отдать ему должное и выйти из разговора.

 

10. Человек всегда должен стараться, чтобы его поведение соответствовало настроению компании, в которой он находится.

 

11. Вы должны всегда помогать своим друзьям, потому что может прийти вре мя, когда вам очень понадобится их помощь.

 

12. Не стоит оказывать слишком много услуг другим, потому что, в конце кон цов, очень немногие оценивают эти услуги по достоинству.

 

13. Лучше, если другие зависят от вас, чем если вы зависите от других.

 

14. Настоящий друг старается помогать своим друзьям.

 

15. Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оце нили по достоинству и одобрили.

 

16. Если в компании рассказывают анекдот, который вы уже слышали, вы долж ны остановить рассказчика.

 

17. Если в компании рассказывают анекдот, который вы уже слышали, вы долж ны быть достаточно вежливы, чтобы от всего сердца посмеяться над анекдотом.


 

1 Тест взят из книги: Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. М., 1998. С. 405.


 

 

512Приложения

18. Если вас пригласили к другу, а вы предпочитаете сходить в кино, вы долж ны сказать, что у вас болит голова, или придумать какоето другое объясне ние, но не рисковать обидеть друга, сообщая ему действительную причину.

 

19. Настоящий друг требует, чтобы его близкие поступали всегда наилучшим для него образом, даже когда они не хотят этого.

 

20. Люди не должны упрямо и настойчиво защищать свои убеждения всякий раз, когда ктонибудь выразит противоположное мнение.

Обработка результатов

 

За каждый ответ, который совпадает с правильным, начислите себе по 5 баллов. Правильные ответы: «да» — 6, 13, 14 и 20 пункты. «нет» — все остальные.

 

Сложите баллы: 85–100 — отлично; 75–84 — хорошо; 65–74 — удовлетвори тельно; до 65 — плохо.

 

Чем выше сумма баллов, тем больше у вас оснований считать, что окружающие вас любят.

 

 

Программа изучения профессионально$ педагогической общительности1

I

1. Испытываете ли вы потребность в общении с людьми?

 

2. Скучно ли вам одному, хочется ли быть в обществе людей или, наоборот, вы испытываете удовлетворение, пребывая в одиночестве?

 

3. Есть ли у вас стремление, встретив на улице знакомого, поговорить с ним или вы стремитесь свернуть возможную беседу?

 

4. Много ли у вас знакомых?

 

5. Как вы думаете, испытывают ли ваши знакомые удовлетворение от обще ния с вами?

 

6. Легко ли вы вступаете в контакт с незнакомыми людьми?

 

7. Долго ли вы беседуете по телефону (по сравнению с вашими родственни ками, друзьями, коллегами)?

 

8. Бывает ли у вас такое состояние: вы устали от общества, постоянного обще ния, вам кажется, что все надоело, и какойто период времени хочется по быть в одиночестве, но проходит буквально несколько часов — и вы вновь испытываете потребность в общении с людьми?

 

9. Появляется ли у вас при случайной мысли о знакомых желание поговорить с ними и возникает ли возможная тема разговора?

 

II

10. Испытываете ли вы постоянную потребность в общении с детьми?

11. Думаете ли вы о детях, своих учениках в свободное от работы время?


 

1 Источник: КанКалик В. А., 1987, с. 54–56.


 

Приложения 513


 

12. Бывают ли у вас такие ситуации: вы читаете книгу, воспринимаете какие то факты и явления, и у вас появляется желание рассказать об этом своим учащимся?

 

13. Возникает ли у вас желание обучать, воспитывать при одной мысли о де тях, классе, общении с ними?

 

14. Возникает ли у вас в период каникул потребность в общении с детьми?

 

15. Как вы думаете, влияет ли предстоящий процесс общения с детьми и мысли о нем на ваше рабочее самочувствие?

 

16. Как на вас действует сам факт вашего прихода в школу перед началом заня тий?

 

17. Как известно, перемена — шумный момент в школьной жизни. Какое ощу щение в этот период у вас преобладает: безразличие, раздражение, утомле ние, стремление наблюдать за детьми, удовлетворение?

 

18. Вы находитесь в учительской перед уроком. Думаете ли вы о предстоящем общении с классом, как влияют мысли об этом на ваше рабочее самочув ствие?

 

19. Можете ли вы легко преодолеть раздражение по отношению к слабым или недисциплинированным ученикам?

 

20. Интересно ли вам с детьми на уроке или вы скорее чувствуете себя нейт рально?

 

21. Как вы чувствуете себя, когда отношения с классом не складываются: пере живаете, переживаете и стремитесь их наладить, диктуете условия, безраз личны к собственной системе взаимоотношений с классом?

 

22. Возникает ли у вас потребность поговорить с вашими учениками, если вы просто встречаете их на улице?

 

23. Есть ли у вас стремление в нейтральной ситуации (в троллейбусе, на улице и т. п.), наблюдая за ребенком, оценить и понять его состояние?

 

24. Проанализируйте, что для вас типично в ходе преподавания: стремление понять детей, ощутить их настроение и переживания или главным образом независимо от этого реализовать собственный план?

 

25. Когда вы готовитесь к уроку, продумываете ли вы параллельно с содержа нием и методикой процесс общения?



Просмотров 917

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!