Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Процедура проведения исследования



 

Перед началом эксперимента подростка вводят в курс дела относительно целей и задач исследования, после чего ему предъявляется следующая инструкция:

 

«Просим вас оценить исходя из собственного опыта, какие из указанных поло жений более всего характерны для ваших родителей. Для этого внимательно про читайте каждое утверждение, не пропуская ни одного из них. Если вы считаете, что утверждение полностью соответствует воспитательным принципам вашего отца (или матери), обведите кружком цифру “2”. Если вы считаете, что данное выска зывание частично подходит для вашего отца (или матери), обведите цифру “1”. Если же, по вашему мнению, утверждение не относится к вашему отцу (или матери), обведите цифру “0”».

 

Затем подростку выдают регистрационный бланк для заполнения отдельно на каждого из родителей. Принципиальной разницы между формулировками вы


 

1 Тест взят из книги: Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М.: Владос, 1998. Кн. 2. С. 146–147.


 

532 Приложения

сказываний нет: по отношению к матери все утверждения представлены в жен ском роде, а по отношению к отцу — в мужском. Причем бланки заполняются от дельно, вначале, например, заполняют бланк, в котором отражаются воспитатель ные принципы матери, затем этот бланк сдается экспериментатору и только после этого выдается аналогичный бланк, где указанные положения должны быть оце нены подростком уже в применении к отцу.

 

Текст опросника

Мой отец (моя мать):

1. Очень часто улыбается мне.

2. Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, что нет.

 

3. Обладает недостаточной терпеливостью в отношении меня.

4. Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться.

5. Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает.

 

6. Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развесе литься.

 

7. Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять.

 

8. Постоянно жалуется комуто на меня.

9. Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо.

10. За одно и то же один раз наказывает, а другой — прощает.

11. Очень любит делать чтонибудь вместе.

 

12. Если назначает какуюнибудь работу, то считает, что я должен делать толь ко ее, пока не закончу.

 

13. Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал.

 

14. Не требует, чтобы я спрашивал у него разрешения, чтобы идти туда, куда захочу.

 

15. Отказывается от многих своих дел в зависимости от моего настроения.

16. Пытается развеселить и воодушевить меня, когда мне грустно.

17. Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я должен быть наказан.

 

18. Мало интересуется тем, что меня волнует и чего я хочу.

19. Допускает, чтобы я мог бы идти куда хочу каждый вечер.

20. Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда нет.

21. Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения.

22. Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано.

23. Иногда вызывает у меня ощущение, что я ему противен.

24. Практически позволяет мне делать все, что мне нравится.

25. Меняет свои решения так, как ему удобно.

26. Часто хвалит меня за чтолибо.


 

Приложения 533

 

 

27. Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь.

28. Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился.

29. Позволяет мне самому выбирать себе дело по душе.

30. Иногда очень легко меня прощает, а иногда — нет.

31. Старается открыто показать, что любит меня.

32. Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе.

33. Если я сделаю чтонибудь не так, постоянно и везде говорит об этом.

34. Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя».

 

35. Непредсказуем в своих поступках, если я сделаю чтонибудь плохое или хорошее.

 

36. Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу.

37. Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею.

 

38. Не будет со мной говорить, пока я сам не начну, если до этого я его чемто задену или обижу.

 

39. Всегда легко меня прощает.

 

40. Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало.

 

41. Всегда находит время для меня, когда это мне необходимо.

42. Постоянно указывает мне, как себя вести.

43. Вполне возможно, что, в сущности, меня ненавидит.

44. Проведение каникул я планирую по собственному желанию.

45. Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным.

46. Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я не спросил.

47. Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел.

48. Пренебрегает мной, как мне кажется.

 

49. Не вмешивается в то, убираю я или нет мою комнату (или уголок) — это моя крепость.

 

50. Очень неконкретен в своих желаниях и указаниях.

 

Обработка сырых данных

 

После того как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца. Затем по каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма сырых баллов (РОZ — пози тивный интерес, DIR — директивность, HOS — враждебность, AUT — автоном ность и NED — непоследовательность). К шкале POZ относятся вопросы 1, 6, 11, 16, 21, 26, 21, 26, 31, 36, 41, 46; к шкале DIR — 2, 7, 12, 17, 22, 27, 32, 37, 42, 47; к шкале HOS — 3, 8, 13, 18, 23, 28. 33, 38, 43, 48; к шкале AUT — 4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39, 44, 49; к шкале NED — 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50. Далее сырые баллы переводятся в стандартизованные в соответствии с таблицами. Стандартизован ные данные располагаются от 1 до 5, и нормой является среднее значение, т. е. 3.


 

534 Приложения

Если по параметру вышло 1–2 балла, то можно говорить, что он слабо выра жен, если же 4–5 — то измеряемое качество выражено вполне отчетливо. Затем строятся оценочные профили отношений как к матери, так и к отцу, на специаль ном бланке.

Интерпретация шкал

Оценка матери сыном

Шкала позитивного интереса

 

Прежде всего психологическое принятие матери мальчикиподростки видят в относительно критическом подходе к ним. Подростки часто испытывают необ ходимость в помощи и поддержке матери, в большинстве случаев принимают ее мнение, склонны соглашаться с ней. Такие же формы поведения, как властность, подозрительность, тенденция к лидерству, отрицаются. В то же время сыновья не ждут от матери чрезмерного конформизма, вплоть до тенденции «идти на поводу». Тем не менее просто компетентное поведение, дружеский способ общения и нор мальные эмоциональные контакты оказываются недостаточными для того, чтобы подросток мог утверждать, что мать испытывает по отношению к нему позитивный интерес. Они стремятся к сверхопеке сильного, взрослого и самостоятельного че ловека.

Шкала директивности

 

Директивность матери по отношению к сыну подростки видят в навязывании им чувства вины по отношению к ней, ее декларациям и постоянным напоминани ям о том, что «мать жертвует всем ради сына», полностью берет на себя ответствен ность за все, что сделал, делает и будет делать ребенок. Матерью как бы утверж дается изначальная зависимость ее статуса и оценки окружающих от соответствия сына «эталону ребенка», исключая при этом возможность других вариантов само выражения. Таким образом, мать стремится любым способом исключить непра вильное поведение сына, чтобы «не ударить в грязь лицом». Простые же формы проявления отзывчивости, проявления симпатии, вызывающие положительные эмоциональные отношения, отрицательно коррелируют с директивной формой взаимодействия матери и подростка.

Шкала враждебности

 

Враждебность матери в отношениях с сыномподростком характеризуется ее агрессивностью и чрезмерной строгостью в межличностных отношениях. Ориен тировка матери исключительно на себя, ее самолюбие, излишнее самоутвержде ние, как правило, исключают принятие ребенка. Он воспринимается прежде все го как соперник, которого необходимо подавить, дабы утвердить свою значимость. Так, эмоциональная холодность к подростку маскируется и зачастую выдается за сдержанность, скромность, следование «этикету» и даже подчиненность ему. В то же время может наблюдаться ярко выраженная подозрительность, склонность к чрезмерной критике в адрес сына и окружающих, целью которой является стрем ление унизить их в глазах окружающих. Наряду с этим постоянно (главным обра зом на вербальном уровне) демонстрируется положительная активность, ответ ственность за судьбу сына.


 

Приложения 535

 

 

Шкала автономности

 

Автономность матери в отношениях с сыном понимается им как диктат, пол ное упоение властью, даже некоторая маниакальность в этом отношении, не при знающая никаких вариаций. Мать при этом не воспринимает ребенка как личность со своими чувствами, мыслями, представлениями и побуждениями, она являет собой «слепую» силу власти и амбиций, которой все, невзирая ни на что, обязаны подчиняться. При этом адаптивная форма авторитета матери, основанная на до верии и уважении, а также приемлемые формы жесткости и резкости (когда они учитывают ситуацию), оказываются нехарактерными для автономности матерей в отношениях с сыновьямиподростками. Также, по мнению сыновей, ни эмоцио нальная привязанность, ни дружеский стиль общения не могут быть связаны с от гороженностью, невовлеченностью матери в дела сына.

Шкала непоследовательности

 

Непоследовательность проводимой матерью линии воспитания оценивается подростками как некое чередование (в зависимости от степени информативной значимости) таких психологических тенденций, как господство силы и амбиций и покорность (в адаптивных формах), деликатность и сверхальтруизм и недовер чивая подозрительность.

 

Причем все они имеют тенденцию к экстремальным формам проявления (ампли туда колебаний максимальна).

 

Оценка отца сыном

Шкала позитивного интереса

 

Позитивный интерес в отношениях с сыном рассматривается как отсутствие грубой силы, стремления к нераздельной власти в общении с ним. Подростки го ворят о позитивном интересе в случаях, когда отцы стремятся достигнуть их рас положения и почитания отцовского авторитета, не прибегая к декларациям догм. Психологическое принятие сына отцом основано прежде всего на доверии. При подобных отношениях характерно находить истину в споре, прислушиваясь к раз личным аргументам и отдавая предпочтение логике здравого смысла. Здесь пол ностью отрицается какоголибо рода конформизм.

Шкала директивности

 

Директивность в отношениях с сыном отец проявляет в форме тенденции к ли дерству, путем завоевания авторитета, основанного на фактических достижениях и доминантном стиле общения. Его власть над сыном выражается главным обра зом в управлении и своевременной коррекции поведения ребенка, исключая ам бициозную деспотичность. При этом он очень четко дает понять ребенку, что ради его благополучия жертвует некоторой имеющейся у него частичкой власти; что это не просто покровительство, а стремление решать все мирно, невзирая на сте пень раздражения.

Шкала враждебности

 

Жестокие отцы всегда соглашаются с общепринятым мнением, слишком при держиваются конвенций, стремятся удовлетворить требования других быть «хо рошим» отцом и поддерживать положительные отношения. Воспитывая, они


 

536 Приложения

пытаются вымуштровать своего сына в соответствии с принятым в данном обществе и в данной культуре представлением о том, каким должен быть идеальный ребенок. Отцы стремятся дать сыновьям более широкое образование, развивать различные способности, что зачастую приводит к непосильной нагрузке на юношеский орга низм. Наряду с этим проявляются полная зависимость от мнения окружающих, боязнь и беспомощность, невозможность противостоять им. В то же время по от ношению к сыну отец суров и педантичен. Подросток постоянно находится в со стоянии тревожного ожидания низкой оценки его деятельности и наказания ро дительским отвержением по формуле: «Как ты смеешь не соответствовать тому, что ждут от тебя, ведь я жертвую всем, чтобы сделать из тебя человека». Тут же звучит постоянное недовольство, скептическое отношение к достижениям сына, что неизбежно снижает мотивацию его деятельности.

Шкала автономности

 

Автономность отца в отношениях с сыном проявляется в формальном отноше нии к воспитанию, в излишней беспристрастности в процессе общения. Взаимо действие основывается на позициях силы и деспотичности. Отец «замечает» сына только в случаях, когда тот чтонибудь натворил, причем даже на разбор случив шегося, как правило, «не хватает времени». Отец слишком занят собой, чтобы вникать в жизнь и проблемы сына. О них он узнает только из его просьб помочь или посоветоваться в том или ином вопросе, не особенно перетруждая себя объяс нениями. Его не интересуют увлечения сына, круг его знакомств, учеба в школе, он только делает вид, что это его беспокоит. Часто его просто раздражает, когда сын обращается к нему. По его мнению, сын «сам должен все знать».

Шкала непоследовательности

 

Непоследовательность применяемых отцом воспитательных мер по отноше нию к их сыновьямподросткам последние видят в непредсказуемости, невозмож ности предвидеть, как их отец отреагирует на ту или иную ситуацию, событие, — подвергнет ли сына суровому наказанию за мелкие проступки или слегка пожу рит за чтонибудь существенное, просто приняв заверения последнего в том, что это больше не повторится; такой отец либо долго и педантично будет «промывать косточки», либо примет на веру заверения сына в невиновности и т. п.

 

При сравнении практики матерей и отцов мальчикамиподростками выявля ются следующие характерные различия. При психологическом принятии родите лями сына у отцов по сравнению с матерями доминирует отсутствие тенденции к лидерству, поскольку они стремятся достичь расположения и почитания их ав торитета, не прибегая к силе, в отличие от матерей, которые в исключительных случаях позволяют себе авторитаризм в межличностных отношениях «ради бла га» ребенка. В то же время у матерей в качестве позитивного интереса мальчики отмечают критический подход к ним и сверхопеку, тогда как у отцов более выра жены независимость и твердость позиций. По шкале директивности у матерей по сравнению с отцами на первый план выступает тенденция к покровительству, поскольку матери более склонны воздействовать на детей индуктивной техникой. Также матери готовы пойти на компромисс ради достижения своей цели, тогда как отцы предпочитают авторитет силы. Враждебность матерей отличается от анало гичной характеристики отцов тем, что у матерей она проявляется в результате


 

Приложения 537

 

 

борьбы за свою независимость, а у отцов — это скорее тенденция к конформности по отношению к окружающим.

 

Автономность матерей и отцов основана на деспотической «слепой» власти, не терпящей потворствования, однако у матерей замечен акцент на отсутствие тре бованийзапретов в отношении подростков, а у отцов — отгороженность. И у тех и у других отсутствует даже тенденция к покровительству, хотя отцы могут в виде исключения оторваться от дел и внять просьбам подростка.

 

Непоследовательность же в проведении линии воспитания у обоих родителей одинаково оценивается подростками как тенденция к экстремальнопротиворечи вым формам проявления с максимальной амплитудой выражения. Причем у ма терей противоположностью силе и недоверию являются уступчивость и гипер проективность, а у отцов — доверчивость и конформизм.

 

Оценка матери дочерью

Шкала позитивного интереса

 

Положительное отношение к дочери со стороны матери, основанное на психо логическом принятии, описывается подросткамидевочками как отношение к ма ленькому ребенку, который постоянно требует внимания, заботы, помощи, кото рый сам по себе мало что может.

 

Такие матери часто одобряют обращение за помощью дочерей в случаях ссор или какихлибо затруднений, с одной стороны, и ограничение самостоятельности — с другой. Наряду с этим девочки отмечают фактор потворствования, когда мать находится как бы «на побегушках» и стремится удовлетворить любое желание дочери.

Шкала директивности

 

Описывая директивность своих матерей, девочкиподростки отмечали жест кий контроль с их стороны, тенденцию к легкому применению своей власти, осно ванной на амбициях и не приветствующей при этом выражения собственного мнения дочери. Такие матери больше полагаются на строгость наказания, упрямо считая, что они «всегда правы, а дети еще слишком малы, чтобы судить об этом».

Шкала враждебности

 

Враждебность матерей их дочерьмиподростками описывается как подозри тельное отношение к семейной среде и дистанция по отношению к ее членам (в частности, к детям). Подозрительное поведение и отказ от социальных норм приводят их, как правило, к отгороженности и возвышению себя над остальными.

Шкала автономности

 

Автономность матерей исключает какуюлибо зависимость от ребенка, его со стояния, требований. Отрицаются также какиелибо формы заботы и опеки по отношению к дочерям. Такие матери оцениваются подростками как снисходитель ные, нетребовательные. Они практически не поощряют детей, относительно ред ко и вяло делают замечания, не обращают внимания на воспитание.

Шкала непоследовательности

 

Под непоследовательностью воспитательной практики со стороны матери де вочки понимают резкую смену стиля, приемов, представляющих собой переход от



Просмотров 515

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!