Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Обработка результатов и выводы 3 часть
а) наверное, он консервативен, потому что боится нового; б) охотно поддерживает целесообразные нововведения;
в) поддерживая нововведения в сфере производства, с большим трудом меняет характер общения с людьми;
г) у него лучше получается с нововведениями в непроизводственной сфе ре (в быту, на отдыхе, в межличностных отношениях); д) нововведения проходят мимо руководителя. 26. Привлечение членов коллектива к выработке решений:
а) в своей работе широко опирается на общественные организации; б) многие вопросы решаются коллективом на общем собрании;
в) некоторые важные дела решаются фактически без участия руководите ля, его функции выполняют другие;
г) большинство вопросов решает за коллектив сам руководитель;
д) руководитель способствует внедрению различных форм самоуправле ния в коллективе.
27. Отношение руководителя к самому себе: а) руководителю безразлично, что о нем думают подчиненные;
б) никогда и ни в чем не проявляет своего превосходства над исполни телями;
в) считает себя незаменимым в коллективе;
г) увлеченно занимается своим делом и не думает о том, как его оцени вают;
д) руководитель излишне критичен по отношению к исполнителям.
Ключ
В соответствии с таблицей подсчитайте сумму баллов по каждому из стилей руко водства: • Д — директивный;
• К — коллегиальный;
• П — попустительский.
Сумму баллов по каждому стилю руководства приведите к цифре, удобной для дальнейшего анализа: разделите на 10 и округлите до целого значения.
Peзyльтaт выpaжaeтcя тpeмя цифpaми, каждая из кoтopыx находится в пределах дo 10 баллов. Сначала oпpeдeлитe дoминирующий стиль pyкoвoдcтвa. Зa кoли чeствeнный пoкaзaтeль доминирования того или иного типа пpинятa paзница в 3 и бoлee бaллoв. Boзможныe cooтнoшeния трех кpaйниx типoв в стиле pyкoвoдcтвa таковы: 1) Д–1–1: директивный стиль (нaпpимep, 10–2–4, 6–3–4, 9–5–4 и т. п.); 2) 1–К–1: коллегиальный стиль (нaпpимep, 4–9–4, 3–8–4, 5–10–4 и т. п.); 3) 1–1–П: попустительский cтиль (нaпpимep, 3–2–10, 4–3–9 и т. п.).
Если выpaжeнные два cтиля дoминиpyют нaд тpeтьим пpиблизитeльнo oди нaкoво, это стиль pyкoвoдcтвa смешанный:
492Приложения 4) Д–K–l: диpeктивнoкoллeгиaльный (нaпpимep, 7–8–4, 6–7–3 и т. п.);
5) 1–К–П: кoллeгиaльнoпопустительский (нaпpимep, 4–7–9, 4–7–7, 3–6–7 и т. п.);
6) Д–1–П: диpeктивнoпопустительский (нaпpимep, 8–1–6, 8–3–8, 7–2–9 и т. п.);
7) Д–К–П: смешанный (например, 2–3–3; 3–3–3; 5–6–6; 10–8–8 и т. п.). При этом результаты смешанного типа cooтвeтcтвyют paзным xapaктepиcти кaм pyкoвoдcтвa:
• oдинaкoвo низкaя выpaжeннocть cтилeй (2–3–3, 3–3–3 и т. п.) xapaктepнa для нeопытныx pyкoвoдитeлeй;
• одинаково средняя выраженность cтилeй (5–6–6, 6–6–4 и т. п.) xapaктepи зyeт oпepaтивно меняющегося pyкoвoдитeля;
• одинаково выcoкaя выpaжeннocть cтилeй (10–8–8, 9–9–8 и т. п.) xapaктe pизyeт пpoтивоpeчивый, нeпpeдcкaзyeмый тип.
Интepпpeтaция результатов
Любое сочетание cтилeй пpиeмлемo, если значение диpeктивного — в диапазоне от 5 дo 7 бaллoв (лучше 6–10–5 или 5–0–4, чeм 3–0–4 или 3–8–3).
Тест «Стиль управления»1
Тест позволяет оценить стиль управления с точки зрения соотношения в нем де мократических и формальноорганизационных факторов.
Инструкция
Вам предложено 40 утверждений, которые отражают различные факторы стиля управления. Постарайтесь оценить свое отношение к этим утверждениям в соответствии с вашими привычными мыслями и поведением.
• С — явление наблюдается систематически (в 80–100% случаев от того, на сколько это вообще возможно);
• Ч — явление наблюдается часто (60–80% случаев);
• И — явление наблюдается иногда (40–60%);
• Р — явление наблюдается редко (20–40%);
• Н — явление не наблюдается никогда (0–20%).
Текст опросника
1. В критических ситуациях провожу в коллективе обследования социально психологического климата, мнений, настроений людей.
1 Тест взят из книги: Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. М., 1998. С. 424.
Приложения 493
2. В работе коллектива используются, где необходимо, стандартные правила, методические указания, инструкции и другие управленческие документы.
3. Я обосновываю и отстаиваю мнение коллектива (если убежден в его спра ведливости) перед вышестоящим руководством.
4. Тщательно планирую работу аппарата управления.
5. Прикладываю все усилия, чтобы добиться от подчиненных выполнения плана.
6. Мои подчиненные четко знают свои и общие задачи, стоящие перед коллек тивом.
7. Я лично решаю, что и как должно делаться в коллективе для достижения поставленных целей, предоставляя подчиненным исполнительские функции.
8. Допускаю в работе подчиненных проявление высокого уровня инициативы и самостоятельности в выборе способов достижения стоящих перед ними целей.
9. Допускаю это не только в выборе способов, но и в самом процессе выработ ки целей при условии, что подчиненные обосновывают их важность.
10. Мне как руководителю приходится в отступление от установленного гра фика идти на организацию в коллективе работ сверхурочно.
11. Для обеспечения контроля за выполнением планов и дисциплины испол нения требую, чтобы подчиненные информировали меня о проделанной ими работе.
12. Допускаю, чтобы подчиненные устанавливали свой собственный темп, ре жим и порядок выполнения работы, если это не отражается отрицательно на конечных результатах.
13. Осуществляю руководство, консультируясь и советуясь в разумной мере с подчиненными.
14. Стараюсь поддерживать в коллективе определенный этикет, стиль отноше ний и поведения. Слежу, чтобы подчиненные придерживались их.
15. Планирую служебный рост подчиненных так, чтобы люди знали перспек тивы своего продвижения и условия, требуемые для этого.
16. Считаю, что в современных условиях лучшие результаты в управлении (ка чество, надежность, точность и т. д.) достигаются, когда человек или коллек тив работает в условиях принудительного режима, задаваемого извне.
17. В работе коллектива, которым я руковожу, бывают сбои, авралы.
18. Информирую коллектив о событиях, происходящих в нем, и общем поло жении дел в системе управления.
19. Поддерживаю свой внешний вид, одежду, порядок в кабинете, манеры по ведения на должном уровне.
20. Оценка и стимулирование труда в коллективе осуществляются в соответ ствии с реальным вкладом каждого в общий результат.
21. Как руководитель я провожу в жизни долгосрочную кадровую политику (придерживаюсь на практике определенных, известных коллективу прин ципов найма, продвижения, увольнения работников).
494Приложения 22. Анализируя работу своих подчиненных, прихожу к выводу, что они — не достаточно знающие и умелые работники, у них не хватает инициативы, деловитости и других необходимых качеств.
23. В руководстве использую личный положительный пример как средство по влиять на подчиненных и создать благоприятный социальнопсихологиче ский климат в коллективе.
24. В коллективе, которым я руковожу, бывают конфликты.
25. Создаю условия, при которых подчиненные имеют благоприятные возмож ности высказать мнение и оказывать практическое влияние на производ ственный процесс.
26. В руководстве использую распределение полномочий (оставляю за собой решение наиболее важных вопросов, а второстепенные делегирую на ниж ние уровни).
27. Читаю книги и слушаю лекции о том, как работать с людьми в процессе руководства.
28. Как руководитель придерживаюсь на практике известных мне теоретиче ских и прикладных рекомендаций по работе с людьми.
|