Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Обработка результатов и выводы 2 часть



 

2. В трудных ситуациях я, принимая решение, всегда думаю о других, а потом о себе.

 

3. Меня раздражает, когда ктото проявляет слишком много инициативы.

4. Как правило, я не полагаюсь на своих помощников.

 

5. Я умею объективно оценивать своих подчиненных, выделяя среди них силь ных и слабых.

 

6. Я часто советуюсь со своими помощниками, прежде чем отдать ответствен ное распоряжение.

 

7. Я редко настаиваю на своем, чтобы не вызывать у подчиненных раздраже ния.

 

8. Я всегда требую от подчиненных неукоснительного выполнения моих рас поряжений.

 

9. Мне легче работать одному, чем кемто руководить.

 

10. Я игнорирую коллективное руководство, чтобы обеспечить эффективность единоначалия.

 

11. Чтобы не подорвать свой авторитет, я не признаю своих ошибок.

 

12. На грубость подчиненного я стараюсь реагировать так, чтобы не вызвать конфликт.

 

13. Я делаю все, чтобы подчиненные охотно выполняли мои распоряжения.

14. Я всегда стремлюсь быть первым во всех начинаниях коллектива.

 

15. Мне легче подстроиться под мнение большинства коллектива, чем высту пить против него.

 

16. Мне приходится чаще просить, чем требовать.

 

17. Я предоставляю хорошим специалистам большую свободу в решении слож ных задач, особо их не контролирую.

 

18. Мне нравится обсуждать и анализировать с подчиненными проблемы кол лектива.


 

 

1 Методика, приведенная в книге А. В. Аграшенкова «Психология на каждый день» (М., 1997), не сколько модифицирована мной, чтобы сократить число пунктов опросника (вместо 60 оставлено 33) и исключить те, которые имеют весьма отдаленное отношение к диагностируемым стилям.


 

 

484Приложения

19. Мои помощники справляются не только со своими, но и с моими обязанно стями.

 

20. Мне легче избежать конфликта с вышестоящим руководством, чем с под чиненными.

 

21. Я всегда добиваюсь выполнения своих распоряжений, даже наперекор об стоятельствам.

 

22. Чтобы лучше понять подчиненных, я стараюсь представить себя на их месте.

 

23. Самое трудное для меня — вмешиваться в ход работы людей, требовать от них дополнительных усилий.

 

24. Меня больше волнуют собственные проблемы, чем проблемы подчиненных.

 

25. Я думаю, что управление людьми должно быть гибким: нельзя использовать ни железную непреклонность, ни панибратство.

 

26. Руководство людьми я представляю себе как мучительное занятие.

27. Я стараюсь развивать в коллективе сотрудничество и взаимопомощь.

28. Я с благодарностью отношусь к советам и предложениям подчиненных.

29. Иногда мне кажется, что в коллективе я — лишний человек.

 

30. Эффективность управления достигается тогда, когда подчиненные являют ся лишь исполнителями решений начальника.

 

31. Лучше всего предоставлять коллективу полную самостоятельность и ни во что не вмешиваться.

 

32. Меня часто упрекают в чрезмерной мягкости к подчиненным.

 

33. Главное в руководстве — умело распределить свои обязанности между по мощниками.

Обработка результатов

За каждый утвердительный ответ начисляется 1 балл.

 

Ключ к расшифровке данных

 

О проявлении авторитарного стиля руководства свидетельствуют утвердитель ные ответы по пунктам: 1, 3, 4, 8, 10, 11, 14, 15, 21, 22, 30.

 

О проявлении демократического стиля руководства свидетельствуют утверди тельные ответы по пунктам 2, 5, 6, 12, 13, 18, 19, 24, 25, 27, 28.

 

О проявлении либерального (попустительского) стиля руководства свидетель ствуют утвердительные ответы по пунктам 7, 9, 16, 17, 20, 23, 26, 29, 31, 32, 33.

 

Выводы

 

Подсчитывается сумма набранных по каждой шкале (по каждому стилю) баллов. Степень выраженности каждого стиля такова:

0–3 балла — слабая;

4–7 баллов — средняя;

8–11 баллов — высокая.


 

Приложения 485

 

 

Если по всем шкалам оценки низкие, то стиль не сформирован, если высокие — речь может идти о смешанном стиле управления. Преобладание оценок по одной из шкал на 3 и более балла свидетельствует о большем проявлении стиля, харак теризуемого этой шкалой.

 

Методика А. Л. Журавлева «Стиль руководства»

 

Методика направлена на оценку преобладающего стиля руководства:

директивного (авторитарного);

коллегиального (демократического);

либерального.

 

Инструкция

 

Вам будет предложено 27 характеристик деятельности вашего руководителя и к каж дой из них указано по 5 вариантов ее проявления. Выберите, пожалуйста, один или несколько из этих 5 вариантов, которые соответствуют его руководству, и отметь те их. Просим быть искренним.

 

Текст опросника

1. Распределение полномочий между руководителями и подчиненными:

 

а) централизует руководство, требует, чтобы о всех деталях докладывали именно ему;

 

б) пассивен в выполнении управленческих функций;

 

в) четко распределяет функции между собой, своими заместителями и под чиненными;

 

г) ожидает указаний сверху или даже требует их; д) централизует руководство только в трудных ситуациях.

 

2. Действия руководителя в критических (напряженных) ситуациях: а) переходит на более жесткие методы руководства; б) не меняет способы руководства;

 

в) не обходится без помощи вышестоящих руководителей; г) начинает более тесно взаимодействовать с подчиненными; д) плохо справляется со своими обязанностями.

 

3. Контакты руководителя с подчиненными:

а) недостаточно общительный, с людьми разговаривает мало;

 

б) регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в кол лективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть;

 

в) умеет общаться, но специально ограничивает общение с подчиненными, держится от них на расстоянии;

 

г) старается общаться с подчиненными, но при этом испытывает трудно сти в общении;


 

486 Приложения

д) общается в основном с активом коллектива.

 

4. Продуктивность работы коллектива в отсутствие руководителя: а) исполнители работают хуже; б) коллектив не снижает продуктивности;

 

в) исполнители постоянно работают не в полную силу; г) продуктивность работы повышается; д) коллектив работает с переменным успехом.

 

5. Отношение руководителя к советам и возражениям со стороны исполнителей: а) сам обращается за советом к подчиненным; б) не допускает, чтобы руководимые ему советовали и тем более возражали;

 

в) подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руко водителю;

 

г) руководитель советуется даже тогда, когда обстоятельства не особенно требуют этого;

 

д) если исполнители знают, как лучше выполнить работу, они говорят об этом своему руководителю.

 

6. Контроль деятельности подчиненных: а) контролирует от случая к случаю;

 

б) всегда очень строго контролирует работу отдельных исполнителей и кол лектива в целом;

 

в) контролируя работу, всегда замечает положительные результаты, хвалит исполнителей;

 

г) контролируя, всегда выискивает недостатки в работе; д) нередко вмешивается в работу исполнителей.

 

7. Соотношение решений производственных и социальнопсихологических задач в процессе руководства коллективом:

 

а) его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг

 

к другу;

 

б) решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе;

 

в) в работе не заинтересован, подходит к делу формально; г) больше внимания уделяет налаживанию взаимоотношений в коллекти

 

ве, а не выполнению производственных заданий; д) когда нужно, защищает интересы своих подчиненных.

8. Характер приказов руководителя:

 

а) приказывает так, что хочется выполнять; б) приказывать руководитель не умеет;

 

в) просьба руководителя не отличается от приказа; г) приказы принимаются, но выполняются недостаточно хорошо и быстро;

д) его приказы вызывают у руководимых недовольство.


 

Приложения 487


 

 

9. Отношение руководителя к критике со стороны подчиненных: а) обычно не обижается, прислушивается к ней;

 

б) выслушивает, даже обещает принять меры, но ничего не делает; в) не любит, когда его критикуют, и не старается скрыть это;

 

г) принимает критику только со стороны вышестоящих руководителей; д) не реагирует.

 

10. Поведение руководителя при недостатке знаний:

 

а) сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком; б) если чтото не знает, то не боится это показать и обращается за помощью

 

к другим;

 

в) не стремится пополнить свои знания; г) когда чегото не знает, скрывает это и старается самостоятельно воспол

 

нить недостаток знаний; д) если не знает, как решить вопрос или выполнить работу, то поручает это

 

своим подчиненным.

11. Распределение ответственности между руководителем и подчиненными:

 

а) складывается впечатление, что он боится отвечать за свои действия, хо чет уменьшить свою ответственность;

 

б) ответственность распределяет между собой и своими подчиненными; в) всю ответственность возлагает только на себя;

 

г) нередко подчеркивает ответственность вышестоящих руководителей, старается свою ответственность переложить на них;

 

д) бывает, что руководитель, являясь ответственным за какоето дело, пы тается переложить его на своих замов или нижестоящих руководителей.

 

12. Отношение руководителя к своим заместителям или помощникам:

 

а) старается, чтобы его заместители были квалифицированными специали стами;

 

б) добивается безотказного подчинения заместителей и помощников;

 

в) руководителю безразлично, кто у него работает заместителем (помощ ником);

 

г) осторожен по отношению к заместителям, потому что боится за свое положение;

 

д) не желает иметь рядом очень квалифицированного специалиста.

13. Эмоциональная удовлетворенность исполнителя в отсутствие руководителя:

 

а) исполнители довольны, когда отсутствует руководитель, они чувствуют некоторое облегчение;

 

б) с руководителем работать интересно, поэтому ожидают его возвращения; в) отсутствие руководителя не замечается исполнителями;

 

г) вначале исполнители довольны, что руководитель отсутствует, а потом скучают;


 

488 Приложения

д) сначала отсутствие руководителя чувствуется исполнителями, а затем быстро забывается.

 

14. Преобладающие методы воздействия на подчиненных:

 

а) для выполнения какойто работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных;

 

б) всегда чтонибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит;

 

в) часто обращается к подчиненным с поручениями, просьбами, советами; г) часто делает руководимым замечания и выговоры; д) его замечания всегда справедливы.

 

15. Характер обращения руководителя с подчиненными:

 

а) всегда обращается к подчиненным вежливо и доброжелательно; б) по отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым; в) в обращении к подчиненным часто проявляет равнодушие;

 

г) создается впечатление, что вежливость руководителя неискренняя; д) характер обращения с подчиненными у него часто меняется.

 

16. Участие членов коллектива в управлении:

 

а) руководитель привлекает членов коллектива к управлению; б) нередко руководитель перекладывает свои функции на других;

 

в) управленческие функции не закрепляются стабильно, их распределение может меняться;

 

г) бывает, что управленческие функции фактически принимают на себя другие члены коллектива, а не руководитель;

 

д) управленческие функции выполняет только руководитель.

17. Поддержание руководителем трудовой дисциплины:

 

а) стремится к формальной дисциплине и идеальному подчинению; б) не может влиять на дисциплину; в) умеет поддержать дисциплину и порядок;

 

г) дисциплина выглядит хорошей, так как подчиненные боятся руководи теля;

 

д) недостаточно пресекает нарушения дисциплины.

18. Характер общения руководителя с исполнителями:

а) общается с подчиненными только по деловым вопросам;

 

б) заговаривая с подчиненными о деле, руководитель спрашивает и о лич ном, о семье;

 

в) часто общается по личным вопросам, не касаясь дела;

 

г) инициатива общения исходит от исполнителей, руководитель редко за говаривает сам;

 

д) нередко руководителя трудно понять в общении с ним.


 

Приложения 489


 

19. Характер принятия решения по руководству коллективом:

 

а) руководитель единолично вырабатывает решения или отменяет их; б) редко берется за выполнение сложного дела, а скорее уходит от этого;

 

в) старается решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы;

 

г) решает только те вопросы, которые сами возникают, не старается зара нее предусмотреть их решение;

 

д) берется за решение в основном мелких вопросов.

20. Взаимоотношения между людьми в коллективе:

 

а) в коллективе недостаточно развиты взаимопомощь и взаимное доверие; б) старается, чтобы на работе у подчиненных было хорошее настроение;

 

в) в коллективе наблюдается повышенная текучесть кадров, люди нередко уходят из коллектива и не жалеют об этом;

 

г) люди относятся друг к другу чутко, подружески;

 

д) в присутствии руководителя исполнителям постоянно приходится рабо тать в напряжении.

 

21. Предоставление самостоятельности подчиненным:

а) способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно;

 

б) иногда руководитель навязывает свое мнение, а говорит, что это мнение большинства;

 

в) исполнители работают больше по указаниям руководителя, нежели са мостоятельно;

 

г) исполнители предоставлены сами себе; д) предоставляет подчиненным самостоятельность лишь время от времени.

 

22. Отношение руководителя к советам других:

 

а) регулярно советуется с исполнителями, особенно с опытными работни ками;

 

б) советуется с подчиненными только в сложной ситуации;

 

в) обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми исполнителями;

 

г) с удовольствием прислушивается к мнению коллег; д) советуется только с вышестоящими руководителями.

 

23. Соотношение инициативы руководителя и подчиненных:

 

а) инициатива подчиненных руководителем не принимается; б) считает, что лучше сделать меньше (тогда меньше спросят); в) руководитель поддерживает инициативу подчиненных;

 

г) руководитель не может действовать сам, а ждет, когда его «подтолкнут»; д) инициативу не проявляют ни руководитель, ни подчиненные.

 

24. Характер требовательности руководителя:


 

490 Приложения

а) его любимый лозунг: «Давай, давай!»; б) он требователен, но заодно и справедлив;

 

в) о нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчи вым;

 

г) пожалуй, он не очень требовательный человек; д) руководитель требователен к себе и к другим.

25. Отношение руководителя к нововведениям:



Просмотров 813

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!