Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Обработка результатов и выводы 1 часть



 

Вопросы +1, –8, +17, +21, +30, +32 — возбудимость положительных эмоций. Вопросы +3, +10, +12, +18, +23, +28 — интенсивность положительных эмоций. Вопросы +6, –15, +19, –24, + 31, +33 — длительность положительных эмоций. Вопросы +4, +9, +17, +22, +27, +34 — возбудимость отрицательных эмоций. Вопросы +7, +11, +16, +25, +29, +35 — интенсивность отрицательных эмоций. Вопросы –2, +5, –13, +20, –26, +36 — длительность отрицательных эмоций.


 

Приложения 477

 

Тест «Умеете ли вы слушать?» (1)1

Инструкция

 

Отметьте ситуации, которые вызывают у вас неудовлетворение или досаду и раз дражение при беседе с любым человеком — будь то ваш товарищ, сослуживец, непосредственный начальник, руководитель или просто случайный собеседник.

Ситуации,

Варианты ситуаций вызывающие

п/п

досаду

1 Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть что сказать, но нет возможности вставить слово

 

2 Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время разговора, и я не уверен, слушают ли меня

 

3 Разговор с таким партнером часто вызывает чувство пустой траты времени

 

4 Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага его занимают больше, чем мои слова

 

5 Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство неловкости и тревоги

 

6 Собеседник всегда отвлекает меня вопросами и комментариями 7 Что бы я ни высказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл

8 Собеседник всегда старается опровергнуть меня

 

9 Собеседник передергивает смысл моих слов и вкладывает в них другое содержание

 

10 Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться

 

11 Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал

 

12 Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться

 

13 Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонним: играет сигаретой, протирает стекла очков и т. д., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен

 

14 Собеседник делает выводы за меня

15 Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование

 

16 Собеседник всегда смотрит на меня очень внимательно, не мигая

17 Собеседник смотрит на меня как бы оценивая. Это беспокоит меня

 

18 Когда я вхожу в кабинет, он бросает все дела и все внимание обращает на меня

 

19 Собеседник ведет себя так, будто я мешаю ему делать что-нибудь важное

 

20 Собеседник требует чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы не согласны?»


 

1 Тест взят из книги: Рогов Е. И. Учитель как объект психологического изучения. М., 1998.


 

478 Приложения

Ситуации,

Варианты ситуаций вызывающие

п/п

досаду

21 Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же

 

22 Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает

 

23 Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты

 

24 Собеседник часто смотрит на часы во время разговора

Обработка результатов

Подсчитайте процент ситуаций, вызывающих досаду и раздражение.

 

Интерпретация

 

70–100% — Вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учить ся слушать.

 

40–70% — Вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к вы сказываниям, вам еще недостает некоторых достоинств хорошего собеседника, избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимания на манере говорить, не притворяйтесь, ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.

 

10–40% — Вы хороший собеседник, но иногда отказываете партнеру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи — и мо жете быть уверены, что общаться с вами будет еще приятнее.

 

0–10% — Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать, ваш стиль общения может стать примером для окружающих.

 

Тест «Умеете ли вы слушать?» (2)

Инструкция

На 10 вопросов следует дать ответы, которые оцениваются:

«почти всегда» — 2 балла;

«в большинстве случаев» — 4 балла;

«иногда» — 6 баллов;

«редко» — 8 баллов;

«почти никогда» — 10 баллов.

 

Текст опросника

 

1. Стараетесь ли вы «свернуть» беседу в тех случаях, когда тема или собесед ник неинтересны вам?


 

Приложения 479

 

 

2. Раздражают ли вас манеры вашего партнера по общению?

 

3. Может ли неудачное выражение другого человека спровоцировать вас на резкость или грубость?

 

4. Избегаете ли вы вступать в разговор с неизвестным или малознакомым вам человеком?

 

5. Имеете ли вы привычку перебивать говорящего?

6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?

 

7. Меняете ли вы тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник?

 

8. Меняете ли вы тему разговора, если он коснулся неприятной для вас темы?

 

9. Поправляете ли вы человека, если в его речи встречаются неправильно про изнесенные слова, названия, вульгаризмы?

 

10. Бывает ли у вас снисходительноменторский тон с оттенком пренебреже ния и иронии по отношению к тому, с кем вы говорите?

 

Обработка и интерпретация

 

Чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Если набра но более 62 баллов, то слушатель «выше среднего уровня». Обычно средний балл слушателей — 55.

 

Анкета «Учитель — ученик»1

 

В анкету включено 24 вопроса, выявляющих отношение учеников к учителю по трем параметрам (по 8 вопросов) — гностическому, эмоциональному, поведенческому.

 

Инструкция

 

Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует вашим отношениям с учителем, то напишите «да», если оно неверно, то — «нет».

 

Текст опросника

1. Учитель умеет точно предсказать успехи своих учеников.

 

2. Мне трудно ладить с учителем.

3. Учитель — справедливый человек.

4. Учитель умело готовит меня к контрольным и экзаменам.

5. Учителю явно не хватает чуткости в отношениях с людьми.

6. Слово учителя для меня — закон.

7. Учитель тщательно планирует работу со мной.

8. Я вполне доволен учителем.


 

1 Тест взят из книги: Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. М., 1998. С. 356.


 

 

480Приложения

9. Учитель недостаточно требователен ко мне.

10. Учитель всегда может дать разумный совет.

 

11. Я полностью доверяю учителю.

 

12. Оценка учителя очень важна для меня.

 

13. Учитель в основном работает по шаблону.

14. Работать с учителем — одно удовольствие.

 

15. Учитель уделяет мне мало внимания.

 

16. Учитель, как правило, не учитывает моих индивидуальных особенностей.

17. Учитель плохо чувствует мое настроение.

 

18. Учитель всегда выслушивает мое мнение.

 

19. У меня нет сомнений в правильности и необходимости методов и средств, которые применяет учитель.

 

20. Я не стану делиться с учителем своими мыслями.

21. Учитель наказывает меня за малейший проступок.

 

22. Учитель хорошо знает мои слабые и сильные стороны.

 

23. Я хотел бы стать похожим на учителя.

 

24. У нас с учителем чисто деловые отношения.

Обработка результатов

 

Каждый вопрос, совпадающий с «ключом», оценивается в 1 балл. Гностический компонент включает вопросы:

ответ «да» — 1, 4, 7, 10, 19, 22;

ответ «нет» — 13, 16.

Эмоциональный компонент включает вопросы:

ответ «да» — 8, 11, 14, 23;

ответ «нет» — 2, 5, 17, 20.

Поведенческий компонент включает вопросы:

ответ «да» — 3, 6, 12, 18;

ответ «нет» — 9, 15, 21, 24.

 

Гностический компонент выявляет уровень компетентности учителя как спе циалиста с точки зрения ученика, эмоциональный — определяет степень симпа тии ученика к учителю, а поведенческий — показывает, как складывается реаль ное взаимодействие учителя и ученика. При сравнении учителей разных классов целесообразно использовать суммарный показатель.

 

Тест «Трансактный анализ общения»1

 

Трансакция — единица акта общения, в течение которой собеседники, находящи еся в одном из трех состояний Я, обмениваются парой реплик.


 

1 Тест взят из книги: Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. М., 1998. С. 372.


 

Приложения 481

 

 

Обращаясь к другому человеку, мы обычно выбираем себе и собеседнику одно из трех возможных состояний нашего Я: состояние Родителя, Взрослого или Ди тяти.

Характеристики состояний:

назидательный, самоуверенноагрессивный;

рациональный;

корректный;

сдержанный;

эмоциональный;

неуверенный;

подчиняемый.

Родитель, Взрослый, Дитя

учит, направляет оценивает, осуждает опекает;

трезво оценивает, логически мыслит, владеет собой;

капризничает, упрямится, творит, протестует.

 

Человек, говоря первую фразу, задает тон разговора тем, что невольно выби рает себе и собеседнику подходящее состояние Я. Деловое общение должно про исходить на уровне Взрослый—Взрослый.

 

Трансактный анализ общения позволит вам овладеть тонкостями делового общения: более точно улавливать скрытый смысл сказанного, стать инициатором общения, избежать тактических и стратегических ошибок контакта.

 

Эти три «Я» сопровождают нас всю жизнь. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогают ему вовремя вернуться во «взрослое» состояние, что особенно и отли чает зрелую личность от юнца, пусть даже солидного возраста.

 

Попробуйте оценить, как сочетаются эти три Я в вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.

 

Текст опросника

1. Мне порой не хватает выдержки.

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

 

3. Родители (как более взрослые люди) должны устраивать семейную жизнь своих детей.

 

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в какихлибо событиях.

5. Меня провести нелегко.

6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.


 

 

482Приложения

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети должны беспрекословно следовать указаниям родителей.

16. Я — увлекающийся человек.

17. Мой основной критерий оценки человека — объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

Обработка результатов

Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам:

1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 (Д — Дитя);

2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 (В — Взрослый);

3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 (Р — Родитель).

 

Расположите соответствующие символы в порядке убывания веса. Если у вас получилась формула ВДР, то это значит, что вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны и непосредственны и не склонны к назида ниям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранить эти качества и впредь. Они помогут в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, твор чеством.

 

Хуже, если на первом месте стоит Р. Категоричность и самоуверенность про тивопоказаны, например, педагогу, организатору — словом, всем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами.

 

Сочетание РДВ порой способно осложнить жизнь обладателю такой характе ристики. «Родитель» с детской непосредственностью режет «правдуматку», ни

 

в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Но и тут нет особых поводов для уныния. Если вас не привлекают организаторская работа, шумные компании и вы предпочитаете побыть наедине с книгой, кульманом или этюдником, то все

 

в порядке. Если же нет и вы захотите передвинуть свое Р на второе или даже на третье место, то это вполне осуществимо. Вам помогут и так называемые группы тренировки общения, организованные профессиональными психологами во мно гих городах.

 

Д во главе приоритетной формулы — вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн, например, однажды шутливо объяснил причину сво их научных успехов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумался лишь тогда, когда люди обычно уже перестают о них думать.

 

Но детская непосредственность хороша до определенных пределов. Если она начинает мешать делу, то, значит, пора взять свои эмоции под контроль.


 

Приложения 483

 

Методика «Самооценка стиля управления»1

Инструкция

 

По каждому пункту опросника ответьте, долго не задумываясь, «да» или «нет» в зависимости от того, согласны ли вы или же не согласны с высказанным в нем утверждением, и в бланке для ответов сделайте соответствующую пометку.

 

Текст опросника

 

1. В работе с людьми я предпочитаю, чтобы они беспрекословно выполняли мои распоряжения.



Просмотров 628

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!