Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Методика «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова



 

Инструкция

 

Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая (соглашаясь или нет) на каждое из 36 утверждений, оценивать ответы следующим образом: при ответе: «не знаю» — 0 баллов, «нет, никогда» — 1, «иногда» — 2, «часто» — 3, «почти всегда» — 4 и при ответе: «да, всегда» — 5 баллов. Отвечать нужно на все пункты.

Текст опросника

 

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

 

2. Взрослых детей раздражает забота родителей.

3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.

4. Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю «Современные ритмы».

 

5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

 

6. Больному человеку можно помочь даже словом.

 

7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя ли цами.

 

8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

 

9. Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе на ворачивались слезы.

 

10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.


 

 

454Приложения

11. Я равнодушен к критике в мой адрес.

12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

 

13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.

 

14. Если лошадь плохо тянет, ее надо хлестать.

 

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, буд то это происходит со мной.

 

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

 

18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

 

19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.

20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

 

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых лю дей.

 

22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.

 

23. Все люди необоснованно озлоблены.

 

24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

 

25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

 

26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чемнибудь помочь.

 

27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

 

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

 

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение сво его хозяина.

 

31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить са мостоятельно.

 

32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

 

33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества ста риков.

 

34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники были так задумчивы.

 

35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

 

36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я ста раюсь перевести разговор на другую тему.

Обработка результатов

 

Подсчитывается сумма баллов. Но прежде нужно проверить степень откровенно сти обследуемого. Если он ответил «не знаю» на утверждения под номерами 3, 9, 11, 13, 28, 36 и «да, всегда» на утверждения 11, 13, 15 и 27, то это свидетельствует о его желании выглядеть лучше и о недостаточной откровенности. Результатам тестирования можно доверять, если опрашиваемый дал не больше трех неискрен них ответов.


 

Приложения 455

 

Выводы

 

При сумме от 82 до 90 баллов у человека очень высокий уровень эмпатийности, от 63 до 81 балла — высокий уровень, от 37 до 62 баллов — средний уровень, от 12 до 36 баллов — низкий уровень, 11 баллов и менее — очень низкий уровень эмпа тийности.

 

Методика В. В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии»

 

В структуре эмпатии В. В. Бойко выделяет несколько каналов.

 

Рациональный канал эмпатии. Характеризует направленность внимания, восприятия и мышления субъекта, выражающего эмпатию, на существо иного чело века — на его состояние, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к друго му, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера. В рациональном компоненте эмпатии не следует искать логику или мотивацию интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позво ляет выражающему эмпатию непредвзято выявлять его сущность.

 

Эмоциональный канал эмпатии. Фиксируется способность субъекта эмпатииэмоционально резонировать с окружающими — сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством «вхожде ния» в энергетическое поле партнера. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать возможно только в том случае, если про изошла энергетическая подстройка к тому, кому адресована эмпатия.

 

Интуитивный канал эмпатии. Балльная оценка свидетельствует о способностиреспондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита ис ходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уров не интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах. Ин туиция, надо полагать, менее зависит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие партнеров.

 

Установки, способствующие или препятствующие эмпатии, соответственно облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии, вероятно, снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спо койно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умона строения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпати ческого восприятия. Напротив, различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности.

 

Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуника тивное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, дове рительности, задушевности. Каждый из нас своим поведением и отношением к партнерам способствует информационноэнергетическому обмену или препят ствует ему. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряжен ности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпати ческому постижению.

 

Идентификация — еще одно непременное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, умение поставить себя на место


 

456 Приложения

партнера. В основе идентификации — легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.

 

Инструкция

 

Если вы согласны с данными утверждениями, ставьте рядом с их номерами знак «+», если не согласны — знак «–».

 

Текст опросника

 

1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, что бы понять их характер, наклонности, способности.

 

2. Если окружающие проявляют признаки нервозности, я обычно остаюсь спо койным.

 

3. Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции.

 

4. Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблема ми сослуживцев.

 

5. Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется.

 

6. Обычно я с первой же встречи угадываю «родственную душу» в новом че ловеке.

 

7. Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, работе, политике со слу чайными попутчиками в поезде, самолете.

 

8. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чемто угнетены.

 

9. Моя интуиция — более надежное средство понимания окружающих, чем знания или опыт.

 

10. Проявлять любопытство к внутреннему миру другой личности бестактно.

11. Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая того.

 

12. Я легко могу представить себя какимлибо животным, ощутить его повад ки и состояния.

 

13. Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение.

 

14. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.

 

15. Обычно за несколько дней я чувствую: чтото должно случиться с близким мне человеком, и ожидания оправдываются.

 

16. В общении с деловыми партнерами обычно стараюсь избегать разговоров о личном.

 

17. Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним.

18. Мне легко удается, подражая людям, копировать их интонацию, мимику.

19. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров.

20. Чужой смех обычно заражает меня.

21. Часто, действуя наугад, я тем не менее нахожу правильный подход к человеку.

22. Плакать от счастья глупо.

 

23. Я способен полностью слиться с любимым человеком, как бы растворив шись в нем.


 

Приложения 457

 

 

24. Мне редко встречались люди, которых я понимал бы без лишних слов.

 

25. Я невольно или из любопытства часто подслушиваю разговоры посторон них людей.

 

26. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.

 

27. Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, «разложив по полочкам».

 

28. Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются у кого либо из членов семьи.

 

29. Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседовать с насторожен ным, замкнутым человеком.

 

30. У меня творческая натура — поэтическая, художественная, артистичная.

 

31. Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых знакомых.

32. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.

 

33. Мое мышление больше отличается конкретностью, строгостью, последова тельностью, чем интуицией.

 

34. Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему.

 

35. Если я вижу, что у когото из близких плохо на душе, то обычно воздержи ваюсь от расспросов.

 

36. Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей.

 

Обработка результатов

 

Ниже приводятся 6 шкал с номерами определенных утверждений. Подсчитыва ется число ответов, соответствующих «ключу» каждой шкалы (каждый совпав ший ответ, с учетом знака, оценивается одним баллом), а затем определяется их общая сумма.

 

Рациональный канал эмпатии: +1, +7, –13, +19, +25, –31. Эмоциональный канал эмпатии: –2, +8, –14, +20, –26, +32. Интуитивный канал эмпатии: –3, +9, +15, +21, +27, –33. Установки, способствующие эмпатии: +4, –10, –16, –22, –28, –34. Проникающая способность в эмпатии: +5, –11, –17, –23, –29, –35. Идентификация в эмпатии: +6, +12, +18, –24, +30, –36.

 

Анализируются показатели отдельных шкал и общая суммарная оценка уров ня эмпатии. Оценки по каждой шкале могут варьироваться от 0 до 6 баллов и ука зывают на значимость конкретного параметра (канала) в структуре эмпатии. Они выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя — уров ня эмпатии. Суммарный показатель теоретически может изменяться в пределах от 0 до 36 баллов.

 

Выводы


 

Если в сумме по всем шкалам 30 баллов и выше — у человека очень высокий уро вень эмпатии; 29–22 — средний; 21–15 — заниженный; менее 14 баллов — очень низкий.


 

458 Приложения

Опросник интерперсонального диагноза (Т. Лири, Р. Л. Лафорже, Р. Ф. Сучек)

 

Метод для исследования интерперсонального поведения взрослых людей (типа отношений с другими людьми). Выделяют 8 типов:

I — авторитарный;

II — эгоистичный;

III — агрессивный;

IV — подозрительный;

V — подчиняемый;

VI — зависимый;

VII — дружелюбный;

VIII — альтруистический.

 

Метод содержит 128 оценочных имен прилагательных, расположенных блока ми из 4 прилагательных, упорядоченных по восходящей интенсивности. Каждый блок соответствует той или иной шкале, обозначенной римскими цифрами. Бло ки располагаются по порядку от I до VIII шкалы. Такое расположение прилага тельных повторяется 4 раза. Для диагностики нужно сложить ответы, выражаю щие согласие с данной характеристикой (прилагательным), по четырем блокам, обозначенным одной и той же римской цифрой (I + I + I + I или V + V + V + V и т. д.). Таким образом, каждый тип отношений с другими людьми может оцени ваться 16 прилагательными.

 

Для проведения исследования необходимы тестовая тетрадь, бланк для записи ответов и протокол. Респонденты по инструкции отмечают ответы в бланке, при чем могут оценивать поведение других (системой наблюдений), самого себя или других лиц по инструкции и оценивать идеал.

Для заполнения опросника (оценки одного лица) требуется 10–15 мин.

Инструкция

 

Поставьте знак «+» против тех определений, которые соответствуют вашему пред ставлению о себе (если нет полной уверенности, знак «+» не ставьте).

Текст опросника

I

1. Умеет нравиться.

2. Производит впечатление на окружающих.

3. Умеет распоряжаться, приказывать.

 

4. Умеет настоять на своем.

II

5. Обладает чувством собственного достоинства.

6. Независимый.


 

Приложения 459


 

7. Способен сам позаботиться о себе.

8. Может проявить безразличие.

III

9. Способен быть суровым.

 

10. Строгий, но справедливый.

 

11. Может быть искренним.

12. Критичен к другим.

IV

13. Любит поплакаться.

14. Часто печален.

 

15. Способен проявлять недоверие.

16. Часто разочаровывается.

V

17. Способен быть критичным к себе.

18. Способен признать свою неправоту.

19. Охотно подчиняется.

 

20. Покладистый.

VI

21. Благодарный.

22. Восхищающийся и склонный к подражанию.

23. Уважительный.

 

24. Ищущий одобрения.

VII

25. Способный к сотрудничеству и взаимопомощи.

 

26. Стремится ужиться с другими.

 

27. Доброжелательный.

 

28. Внимательный и ласковый.

VIII

29. Деликатный.

 

30. Ободряющий.

 

31. Отзывчивый к призывам о помощи.

 

32. Бескорыстный.

I

33. Способен вызывать восхищение.

 

34. Пользуется у других уважением.

 

35. Обладает талантом руководителя.

 

36. Любит ответственность.

II

37. Уверен в себе.

 

38. Самоуверен и напорист.


 

460 Приложения


 

39. Деловитый и практичный.

40. Соперничающий.

III

 

41. Стойкий и крутой, где надо.

 

42. Неумолимый, но беспристрастный.

 

43. Раздражительный.

44. Открытый и прямолинейный.

IV

45. Не терпит, чтобы им командовали.

46. Скептичен.

 

47. На него трудно произвести впечатление.

48. Обидчивый, щепетильный.

V

49. Легко смущается.

50. Неуверенный в себе.

51. Уступчивый.

52. Скромный.

 

VI

 

53. Часто прибегает к помощи других.

 

54. Очень почитает авторитеты.

55. Охотно принимает советы.

 

56. Доверчив и стремится радовать других.

 

VII

 

57. Всегда любезен в обхождении.

58. Дорожит мнением окружающих.

 

59. Общительный и уживчивый.

 

60. Добросердечный.

VIII

61. Добрый, вселяющий уверенность.

 

62. Нежный и мягкосердечный.

 

63. Любит заботиться о других.

 

64. Щедрый.

I

65. Любит давать советы.

 

66. Производит впечатление значительности.

 

67. Начальственноповелительный.

 

68. Властный.

II

69. Хвастливый.

 

70. Надменный и самодовольный.


 

Приложения 461


 

71. Думает только о себе.

72. Хитрый.

III

73. Нетерпим к ошибкам других.

 

74. Расчетливый.

 

75. Откровенный.

76. Часто недружелюбен.

IV

77. Озлоблен.

78. Жалобщик.

 

79. Ревнивый.

80. Долго помнит обиды.

V

81. Склонный к самобичеванию.

82. Застенчивый.

83. Безынициативный.

 

84. Кроткий.

VI

85. Зависимый, несамостоятельный.

86. Любит подчиняться.

87. Предоставляет другим принимать решения.

 

88. Легко попадает впросак.

VII

89. Легко поддается влиянию друзей.

 

90. Готов довериться любому.

 

91. Благорасположен ко всем без разбора.

 

92. Всем симпатизирует.

VIII

93. Прощает все.

 

94. Переполнен чрезмерным сочувствием.

 

95. Великодушен и терпим к недостаткам.

 

96. Стремится помочь каждому.

I

97. Стремится к успеху.

 

98. Ожидает восхищения от каждого.

 

99. Распоряжается другими.

100. Деспотичный.

II

 

101. Относится к окружающим с чувством превосходства.

 

102. Тщеславный.


 

 

462Приложения

103. Эгоистичный.

104. Холодный, черствый.

III

 

105. Язвительный, насмешливый.

 

106. Злой, жестокий.

 

107. Часто гневлив.

108. Бесчувственный, равнодушный.

 

IV

 

109. Злопамятный.

 

110. Проникнут духом противоречия.

 

111. Упрямый.

112. Недоверчивый и подозрительный.

 

V

 

113. Робкий.

 

114. Стыдливый.

115. Услужливый.

 

116. Мягкотелый.

VI

117. Почти никому не возражает.

118. Ненавязчивый.

119. Любит, чтобы его опекали.

 

120. Чрезмерно доверчив.

VII

121. Стремится снискать расположение каждого.

 

122. Со всеми соглашается.

 

123. Всегда со всеми дружелюбен.

 

124. Всех любит.

VIII

125. Слишком снисходителен к окружающим.

 

126. Старается утешить каждого.

 

127. Заботится о других в ущерб себе.

 

128. Портит людей чрезмерной добротой.

 

Обработка результатов

 

Бланк ответов представляет собой таблицу, состоящую из 8 строк по 16 номеров в каждой. По каждой строке производится подсчет количества выбранных прила гательных. Выбранное прилагательное оценивается в 1 балл. Сумма набранных баллов по строке свидетельствует о выраженности данного типа отношения к окру жающим.

 

Шкалы I, II, III, IV относятся к доминированию, шкалы V, VI, VII — к подчи нению, шкала VIII — к альтруизму.


 

Приложения 463

 

 

Степень доминирования определяется по формуле:

 

Дом. = (I – V) + 0,7 × (VIII + II – IV – VI). Степень дружелюбия определяется по формуле:

Др. = (VII – III) + 0,7 × (VIII – II – IV + VI).

Выводы

 

Степень выраженности по каждой шкале определяется следующим образом: 0–4 балла — низкая, 5–8 баллов — умеренная, 9–12 баллов — высокая, 13–16 баллов — очень высокая.

 

Методика изучения застенчивости1

Инструкция

 

Вам предлагается ряд утверждений, которые помогут определить некоторые свой ства вашей личности. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибоч ных». Люди различны, и каждый имеет свое мнение по поводу одного и того же. Старайтесь отвечать точно и искренне.

 

Отвечая на каждое утверждение, вы должны выбрать один из четырех предла гаемых ответов, а именно тот, который в наибольшей степени соответствует ва шим взглядам, вашему мнению о себе.

 

Не нужно тратить много времени на обдумывание ответов. Давайте тот ответ, который первым придет вам на ум. Обязательно отвечайте на все утверждения подряд, ничего не пропуская.

 

В бланке для ответов, выбрав одно из четырех утверждений, ставьте крестик напротив номера вопроса.

 

Текст опросника

 

1. Я боюсь какойнибудь выходкой испортить впечатление, которое состави ли обо мне окружающие:

 

А — очень редко;

 

Б — иногда; В — бывает часто;

Г — испытываю это чувство постоянно.

 

2. Если в беседе у меня внезапно иссякает тема разговора, я чувствую себя: А — очень неприятно; Б — достаточно неудобно;

 

В — несколько неудобно;

 

Г — совершенно спокойно.


 

1 Методика взята из книги: Обозов Н. Н. Психология менеджмента. СПб., 1997. Отобраны только по ложения, полностью отвечающие задаче методики. При этом некоторые утверждения мной модифи цированы.


 

 

464Приложения

3. В разговоре с более опытными и знающими людьми я чувствую себя глупее их:

А — очень редко; Б — иногда; В — часто;

 

Г — почти всегда.

 

4. Когда меня дома застают врасплох (непричесанным, одетым подомашне му), я очень смущаюсь:

 

А — так бывает почти всегда;

 

Б — случается часто; В — бывает иногда;

 

Г — почти никогда не случается.

 

5. Я чувствую себя весьма скованно в общении с лицами противоположного пола:

 

А — очень редко;

Б — иногда;

В — часто;

Г — всегда.

 

6. Попросить когонибудь о маленьком одолжении мне: А — всегда неудобно; Б — довольно часто неудобно; В — иногда неудобно;

 

Г — не составляет никакого труда.

 

7. Критика, направленная в мой адрес, сковывает меня, угнетает: А — очень редко; Б — редко;

 

В — достаточно часто;

Г — почти всегда.

 

8. Мне кажется, что если я буду откровенно высказывать свои мысли, жела ния, многие сочтут это бестактным:

 

А — это относится ко мне полностью; Б — относится ко мне в достаточной степени;

 

В — относится ко мне в некоторой степени;

Г — ко мне это совсем не относится.

 

9. Потребовать чтото от другого человека я: А — могу довольно легко; Б — иногда получается; В — могу очень редко;

 

Г — не в состоянии.


 

Приложения 465


 

 

10. Я очень смущаюсь, когда мне приходится входить в помещение, где уже собрались люди:

 

А — да, это почти всегда; Б — часто; В — иногда;

 

Г — очень редко.

11. Мне очень трудно просить незнакомых людей об одолжении:

А — никогда не бывает;

 

Б — случается редко; В — иногда бывает;

 

Г — это относится ко мне целиком и полностью.

 

12. Мне кажется, что моя внешность проигрывает по сравнению с другими людьми, и поэтому я смущаюсь, когда на меня пристально смотрят:

 

А — это относится ко мне целиком и полностью;

Б — до известной степени;

В — иногда;

Г — это ко мне не относится.

 

13. Когда мне дают поручение, я боюсь сделать чтонибудь не так: А — очень редко; Б — иногда; В — очень часто;

 

Г — постоянно.

 

14. Безболезненно я воспринимаю критику только близких мне людей: А — это относится ко мне целиком; Б — до известной степени; В — довольно редко;

 

Г — это ко мне совершенно не относится.

 

15. При обращении к чиновнику или начальнику я чувствую себя скованным, мысли мои сбиваются и я не могу ничего рассказать толком:

 

А — так никогда не бывает; Б — иногда бывает; В — бывает очень часто;

Г — бывает всегда.

 

16. Когда мне приходится разговаривать с незнакомыми людьми, я чувствую себя неуверенно:

 

А — всегда; Б — часто; В — иногда;

Г — так не бывает вообще.


 

 

466Приложения

17. Даже в узком кругу знакомых мне людей я чувствую себя смущенным: А — очень редко;

Б — временами; В — очень часто; Г — всегда.

 

18. Опасение, что я могу сказать чтонибудь нелепое, заставляет меня быть сдер жанным в присутствии начальства:

 

А — почти всегда;

Б — часто;

 

В — иногда; Г — никогда.

 

19. Обратиться к другим людям с какойнибудь просьбой для меня: А — нетрудно; Б — несколько затруднительно;

 

В — затруднительно;

Г — очень трудно.

 

20. Скорее я откажусь от своих планов, чем обращусь за помощью к другим людям:

 

А — это для меня типично; Б — характерно в большинстве случаев; В — это со мной бывает;

 

Г — этого я не могу о себе сказать.

 

21. Разговаривая с людьми, уважаемыми мной, я кажусь себе ничтожным и бо юсь сказать лишнее слово:

 

А — никогда; Б — иногда; В — часто;

Г — всегда.

 

22. Если я чувствую, что на меня смотрят, то я очень смущаюсь: А — всегда; Б — это случается часто; В — иногда;

 

Г — такого не бывает.

 

23. Я смущаюсь, когда мне приходится высказывать свою точку зрения в при сутствии многих людей:

 

А — никогда; Б — иногда; В — часто;

Г — всегда.


 

Приложения 467

 

 

24. У меня часто бывают ситуации, в которых я чувствую себя неловко: А — почти каждый день;

 

Б — достаточно часто; В — иногда;

 

Г — это ко мне не относится.

 

25. Если я чемнибудь себя скомпрометирую, я бываю совершенно подавлен и не могу прийти в себя:

 

А — это не соответствует моему характеру;

Б — бывает со мной редко;

В — бывает достаточно часто;

Г — это полностью соответствует моему характеру.

 

26. Если мне приходится воспользоваться чьейлибо помощью, я чувствую себя:

 

А — в высшей степени неуверенно; Б — достаточно неудобно; В — несколько неловко;

 

Г — абсолютно спокоен.

 

Обработка результатов

За каждый ответ начисляется от 0 до 3 баллов.  
При нечетных утверждениях: При четных утверждениях:
ответ А — 0 баллов; ответ А — 3 балла;
ответ Б — 1 балл; ответ Б — 2 балла;
ответ В — 2 балла; ответ В — 1 балл;
ответ Г — 3 балла. ответ Г — 0 баллов.

 

Затем находится общая сумма баллов. Чем больше сумма баллов, тем более застенчивым является данный испытуемый.

 

Стенфордский опросник застенчивости1

 

Он предназначен для самоанализа выраженности застенчивости, ее причин и про явлений.

 

Инструкция

 

Перед вами опросник. Заполните его в быстром темпе, а затем еще раз вдумчиво прочитайте, чтобы понять, насколько застенчивость действительно определяет вашу жизнь.


 

1 Методика приведена в книге: Зимбардо Ф. Застенчивость. М., 1991.


 

468 Приложения

Текст опросника

 

1. Считаете ли вы себя застенчивым человеком? 1 — да; 2 — нет.

 

2. Если да, то всегда ли вы были таким (т. е. были застенчивы прежде и остае тесь теперь)?

 

1 — да; 2 — нет.

 

3. Если на первый вопрос вы ответили отрицательно, то было ли такое время в вашей жизни, когда вы были застенчивы?

 

1 — да; 2 — нет.

Если нет, то далее можно не отвечать. Спасибо.

 

Если вы ответили «да» хотя бы на один из трех вопросов, продолжайте дальше.

 

4. Когда вами владеет застенчивость, насколько она сильна? 1 — чрезвычайно сильна; 2 — очень сильна; 3 — весьма сильна;

 

4 — умеренно сильна;

5 — это нечто вроде смущения;

6 — мной владеет лишь легкое смущение.

 

5. Как часто вы испытываете (испытывали) ощущение застенчивости? 1 — каждый день; 2 — почти каждый день;

 

3 — часто, почти через день;

4 — один или два раза в неделю;

 

5 — иногда — реже, чем раз в неделю; 6 — редко — один раз в месяц или еще реже.

 

6. В сравнении с людьми вашего круга, пола и возраста, насколько вы застен чивы?

 

1 — гораздо более застенчив;

2 — более застенчив;

3 — примерно столь же застенчив;

4 — менее застенчив;

5 — значительно менее застенчив.

 

7. Насколько желательно для вас быть застенчивым? 1 — весьма нежелательно; 2 — нежелательно; 3 — безразлично; 4 — желательно;

 

5 — очень желательно.


 

Приложения 469

 

 

8. Является ли (являлась ли) застенчивость для вас личной проблемой? 1 — да, часто; 2 — да, иногда;

 

3 — да, изредка;

4 — редко;

5 — никогда.

 

9. Испытывая застенчивость, можете ли вы это скрывать, так чтобы другие не считали вас застенчивым?

 

1 — да, всегда;

2 — иногда получается, иногда — нет;

3 — нет, обычно мне этого скрыть не удается.

 

10. Считаете ли вы себя интровертом или экстравертом? 1 — выраженный интроверт; 2 — умеренный интроверт;

 

3 — слегка интровертированный;

4 — нейтральный;

5 — слегка экстравертированный;

6 — умеренный экстраверт;

7 — выраженный экстраверт.

 

11–19. Что из перечисленного может быть причиной вашей застенчивости? От метьте то, что касается вас.

Опасение, что меня негативно оценят.

Страх быть отвергнутым.

Недостаточная уверенность в себе.

Недостаток социальных навыков, а именно _______________ .

Боязнь близких отношений.

Склонность к уединению.

Асоциальные интересы, увлечения и т. п.

Собственное несовершенство, недостатки, а именно ______________ .

Другое, а именно _______________ .

 

20–27. Восприятие застенчивости. Считают ли названные ниже люди, что вы застенчивы? Как вы полагаете, насколько застенчивым они вас считают?

 

Отвечайте, пользуясь следующими баллами: 1 — крайне застенчивый; 2 — очень застенчивый; 3 — весьма застенчивый;

4 — умеренно застенчивый;

5 — до некоторой степени застенчивый;

6 — слегка застенчивый;




Просмотров 1220

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!