Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Демонстративные расстройства личности (с преобладанием нарушений в эмоциональной сфере)



Диссоциальные расстройства личности. Впервые возникают в возрасте до 15 лет как грубое несоответствие поведения доминирующим социальным нормам, игнорирование и нарушение прав окружающих. Уже в детстве у потенциально диссоциальной личности часты побеги из дома, кражи, прогулы уроков. К 15 годам отмечается употребление психоактивных веществ и желание прекратить учебу. Кульминация расстройства наступает в возрасте поздней юности. В целом диссоциальное расстройство проявляется в бессердечном отношении к чувствам других; безответственности, пренебрежении правилами и обязанностями; неспособности поддерживать взаимоотношения при отсутствии трудностей в установлении контактов. Диссоциальная личность имеет низкую устойчивость к фрустрациям и низкий порог разрядки агрессии. Она неспособна испытывать чувство вины и извлекать пользу из жизненного опыта (особенно - из наказания); имеет выраженную склонность обвинять окружающих или выдвигать благовидные объяснения своему антиобщественному поведению. Диссоциальная личность склонна ко лжи, которая проявляется в частых и повторных обманах окружающих, стремлении получить из лжи личную выгоду или удовольствие. У таких людей нередко встречается безрассудное игнорирование личной безопасности и безопасности других людей, что повышает риск травматизации и насильственной смерти, а также развития делинквентного (противоправного) поведения.

 

Диссоциальные личности эмоционально неразвиты: у них не хватает готовности к сопереживанию и сочувствию, состраданию и благодарности. Из-за этого они склонны к садизму и насилию (не всегда, однако, достигающих криминального уровня).

 

Развитие диссоциального расстройства личности связано с ранней потерей родителей, недостатком заботы и внимания матери, антиобщественным поведением отца, непоследовательными (противоречивыми) отношениями между родителями, недостаточными эмоциональными связями между родителями и ребенком.

 

Эмоционально неустойчивые расстройстваличности заключаются в ярко выраженной тенденции действовать импульсивно, без учета последствий. Характерной чертой является неустойчивость настроения (легкость возникновения гнева) и повышенная возбудимость, что легко провоцирует у таких людей поведенческие взрывы и агрессию в тех случаях, когда окружающие выказывают свое неодобрение чрезмерной спонтанностью поведения эмоционально неустойчивых лиц или противодействуют им. Последствия своего поведения такие личности обычно не могут предвидеть, поэтому действуют импульсивно в соответствии только с изменчивым настроением без учета ситуации социального взаимодействия. Выделяют две разновидности эмоционально неустойчивого расстройства личности (импульсивная и пограничная личность), которые объединяет общая основа: импульсивность и отсутствие самоконтроля.

 

Импульсивный тип эмоционально неустойчивого расстройства личности проявляется в слабости контроля над поведением, вспышках агрессии и неоправданной жестокости в ответ на осуждение окружающими. Этот тип также называется "возбудимым (агрессивным, эксплозивным)". Возбудимые люди склонны к аффективным взрывам, сила которых не соответствует вызвавшему реакцию поводу. Аффект не сдерживается или сдерживается слабо, поэтому он быстро воплощается в наступательное агрессивное поведение, имеющее цель аффективной разрядки, после которой наступают сожаление и раскаяние. Между этими аффективными импульсами никаких других нарушений личностного функционирования не отмечается. Нередко провоцирующим фактором возбуждения для таких людей является алкоголь.

 

Развитие импульсивного типа эмоционально неустойчивого расстройства личности происходит на фоне незначительных органических повреждений мозга в раннем детстве, благодаря которым формируется повышенная готовность к аффективным приступам при неразвитости тормозных процессов. Вместе с тем эта органическая особенность актуализируется при наличии в психике неосознаваемых побудительных импульсов - вытесненных агрессивных устремлений.

 

Пограничный тип эмоционально-неустойчивого расстройства личности наряду с эмоциональной неустойчивостью включает тотальные искажения образа "Я" (личностная неопределенность, нестабильность самооценки и неуверенность в своих желаниях, предпочтениях, ценностях и т. п.). Содержание и направленность намерений и предпочтений (в том числе - сексуальных) пограничной личности неопределенны и часто непонятны окружающим людям и кажутся им странными. Поэтому межличностные отношения людей с пограничными расстройствами нестабильные и напряженные: они все время колеблются между идеализацией и обесцениванием своих партнеров и не могут понять, какие же чувства они на самом деле испытывают к ним. Нередко все люди разделяются ими на тех, кому человек с пограничным расстройством личности нравится, и тех, кто его ненавидит. Тем, кто, как кажется пограничной личности, позитивно относится к нему, пограничная личность приписывает разнообразные идеальные качества и стремится к разнообразному общению с ними. Человек как бы балансирует на грани сохранения адекватности реальным ситуациям взаимодействия. Ему кажется, что близкие люди могут скоро разорвать с ним всякие отношения, что приводит к неистовым попыткам избежать этого "неизбежного конца" (мнимого или реального). Неустойчивость межличностных отношений приводит к эмоциональным кризисам, выраженным колебаниям настроения (например, человек эпизодически впадает в глубокое уныние, озлобленность, гневливость или начинает испытывать сильную тревогу о своем будущем), постоянному ощущению опустошенности жизни. Эмоциональная нестабильность может проявляться в импульсивных потенциально саморазрушительных действиях (в том числе - постоянное желание участия в драках, угрозы покончить с собой), навязчивых желаниях и зависимостях (например, бездумная трата денег, бесконечная и бесцельная смена сексуальных партнеров, пренебрежение правилами, переедание, злоупотребление психоактивными веществами и т. д.).

 

Развитие пограничного расстройства личности связано с органическими нарушениями, обусловленными повреждением головного мозга в перинатальном периоде, травмами или заболеваниями головного мозга, вызывающими нарушения в деятельности лобных долей. Эти органические поражения актуализируются в условиях отсутствия родительской заботы в детстве, сложных семейных отношений, а также под действием ситуаций физического или сексуального насилия (особенно в детстве).

 

Истерические расстройства личности. Впервые возникают в подростковом возрасте в виде чрезмерной эмоциональности и стремления привлекать к себе внимание. При истерическом расстройстве личность вместо истинных переживаний стремится демонстрировать "художественно более выраженные", театральные эмоции. Она склонна к самодраматизации и драматизации происходящего. Истерическая личность ощущает сильный эмоциональный дискомфорт в ситуациях, когда на нее не обращают внимания. Ее отношения с окружающими часто полны неуместных проявлений сексуальности (во внешности или в поведении). Такой человек чрезмерно озабочен своей физической привлекательностью, склонен трактовать возникающие отношения как более интимные, чем это есть на самом деле. Речь истерической личности чрезвычайно выразительна, но неточна. Такой человек обладает повышенной внушаемостью и подвержен влиянию окружающих. Эмоции лабильны и поверхностны, а сама личность стремится к постоянному эмоциональному возбуждению, у нее имеется своеобразная жажда переживаний и жажда контактов, могущих их дать. Поэтому истерические личности легко и быстро завязывают поверхностные знакомства, склонны приспосабливаться к мнению окружающих и манипулировать ими в своих целях. Из-за выраженной манипулятивности общения и недоверчивости им сложно устанавливать глубокие и прочные связи. При этом потребность в контактах чрезвычайная. Истерическая личность никогда не отступает, пока не добьется внимания к себе. Она склонна навязываться, бороться за дружбу, даже если дружеские отношения и не устанавливаются или не удовлетворяют ее. Выраженное стремление к установлению контактов и слабая коммуникативная способность связаны с повышенной обидчивостью и дают повод к развитию конфликтных межличностных отношений.

 

Истерической личности сложно установить счастливые семейные отношения, потому что она стремится к полному подчинению партнера. Вместе с тем истерические расстройства способствуют ранним и поспешным бракам, которые оказываются недолговечными. Впрочем, повторные браки по характеру отношений не отличаются от первого.

 

Следует различать истерическое расстройство личности от истерических конверсионных реакций, в которых преобладают соматические, а не эмоциональные нарушения. Конверсионные истерические реакции могут встречаться у любого человека, не обладающего истерическим расстройством.

 

Основа для развития истерического расстройства закладывается в возрасте приблизительно между четырьмя и шестью годами, когда ребенок сталкивается с несовпадением желаний и возможностей. Провоцирующим фактором развития истерического расстройства личности становится воспитание ребенка по типу "кумир семьи" или потворствующая гиперопека, когда родители балуют ребенка, оставляют его наедине со стойкими желаниями, направленными только на свои собственные потребности без учета реальных возможностей.

 

С возрастом истерические формы поведения ослабевают, уступая место ипохондрическим страхам и депрессиям.

 

. Тревожно-астенические расстройства личности (с преобладанием нарушений волевой сферы).

Ананкастные расстройства личности. Возникающая в подростковом возрасте чрезмерная озабоченность порядком, стремление к совершенству, организованности и контролю (озабоченность обязательным соблюдением правил, порядка, графика). У ананкастной личности имеется склонность к формированию навязчивого желания проявлять сверхточность и перфекционизм, быть чрезмерно добросовестным в ущерб межличностным связям и отношениям. Человек настолько оказывается связанным работой, что исключает возможность отдыха и дружеского общения (даже если его финансовое положение позволяет отдыхать). Стремление к перфекционизму мешает таким людям успешно завершать поставленные задачи: они никак не могут остановиться, считая, что сделали еще не все возможное, чтобы задача была решена как можно лучше, все время сомневаются в правильности и совершенстве уже принятого решения. Со склонностью к перфекционизму у них связана повышенная педантичность и приверженность социальным нормам, упрямство и негибкость мышления (один раз установленное правило они меняют с большим трудом). К другим людям они проявляют настойчивые требования, чтобы и они все делали точно так же, как и ананкасты, не желая предоставлять им свободу действий в выполнении заданий.

 

При ананкастном расстройстве личности человеку очень сложно избавляться от совершенно ненужных вещей, даже если они не связаны с приятными воспоминаниями. Они сохраняют их просто потому, что опасаются нарушения установленного порядка. Такое же отношение человек проявляет и к деньгам (примером ананкастной личности может быть такой литературный пример - скупой рыцарь, чахнущий над сундуком с золотом).

 

Нередко людей с ананкастным расстройством очень ценят за надежность, однако сами они являются рабами своей чрезмерной совестливости, скорее вступая в психологический конфликт с собой, чем с окружающими. Характеристика ананкастной личности напоминает описанный З. Фрейдом анальный характер.

 

На самом деле организованность, порядок и правила призваны освободить деятельность человека от решения банальных вопросов повседневной жизни, высвобождая время для решения серьезных проблем. Однако чем меньше уверена в себе и менее решительна личность, тем больше она нуждается в таком признаке, как заорганизованность жизнедеятельности: чем меньше человек, по своим представлениям о себе, может достичь в жизни, тем больше он стремится к упорядочению широкого круга процессов, в которые он может быть вовлечен, и хочет поддерживать (никогда не меняя) установившийся порядок.

 

Провоцирующим фактором здесь выступает такой стиль детско-родительских отношений, при которых к ребенку предъявляются завышенные требования и применяются жесткие санкции за несоблюдение установленных правил.

 

Расстройство уклоняющейся и избегающей личности. Впервые проявляется в подростковом возрасте в стремлении ограничить социальные контакты из-за ощущения собственной неполноценности и сверхчувствительности к отрицательным оценкам и критике со стороны окружающих. Такая личность испытывает постоянное общее чувство напряженности, тяжелые предчувствия, вызванные представлениями о своей социальной неспособности, личностной непривлекательности, приниженность по отношению к другим. При расстройстве уклоняющейся и избегающей личности человек не желает вступать ни в какие взаимоотношения без гарантий понравиться из-за страха перед упреками или насмешками со стороны партнеров. Гипертрофированное чувство собственной неполноценности заставляет уклоняющуюся личность подавлять возникающие в межличностных отношениях эмоции, особенно при общении с малознакомыми людьми. Страх критики и отвержения заставляет ее уклоняться от социальной или профессиональной деятельности, связанной с межличностными контактами и общением. Опасение оказаться в затруднительном положении заставляет уклоняющуюся личность отказываться от интересных предложений о новом виде деятельности, особенно связанном с ответственностью. Все это приводит к формированию ограниченного жизненного уклада.

 

Уклоняющиеся личности не проявляют настойчивости, скрывают свою злость, которую носят в себе долго и тяжело. Отрицательные переживания не вытесняются, а сохраняются, не проявляясь вовне. Поэтому они склонны к застреванию на аффекте. При значительном застое аффекта у них случаются внезапные и сильные взрывы поведения.

 

Уклоняющиеся личности в общем коммуникабельны, но пассивны в общении. Очень долго выбирают себе партнеров. Профессию они часто выбирают по принципу компенсации чувства неполноценности.

 

Литературным примером уклоняющейся личности может служить "гадкий утенок".

 

Провоцирующим фактором развития такого расстройства является воспитание в неполной семье, когда одинокая мать пытается вопреки реальности идеализировать отца в глазах ребенка или заменить отца (ребенок в этом случае выполняет символическую роль супруга). Одинокая мать старается привязать к себе ребенка, чрезмерно оберегает его и максимально разгружает от повседневных забот, ожидая от ребенка ответного идеального поведения, добросовестности, честолюбия и успехов, не обращая внимания на внутренние потребности самого ребенка. Если же ребенок начинает проявлять себя, то такое поведение встречает резкое осуждение со стороны родителей. При таком воспитании личность, с одной стороны, становится впечатлительной, мягкой и ранимой, а с другой - тщеславной. Это и определяет ее зависимость от внешних оценок.

 

Расстройство зависимой личности. Представляет собой впервые возникающую в подростковом возрасте глубокую и чрезмерную потребность в заботе со стороны окружающих, в результате которой возникает покорное и зависимое поведение, страх перед разлукой. Это расстройство характеризуется стремлением человека переложить на других людей большую часть важных решений в своей жизни. Такой личности трудно сделать выбор для решения даже повседневных вопросов без помощи, подбадривания или убеждения со стороны. Она боится самостоятельности и одиночества одновременно. Боязнь самостоятельности связана не с отсутствием мотивации или энергии действовать, а с тотальной неуверенностью в своих силах. С этой же неуверенностью связан и страх одиночества: человек боится, что не сможет позаботиться о самом себе и, будучи один, окажется беспомощным. Поэтому зависимая личность судорожно цепляется за людей, подчиняет свои потребности и желания потребностям и желаниям окружающим и не хочет предъявлять даже разумные требования людям, которые с ней общаются. Партнерские отношения зависимая личность рассматривает как источник абсолютной поддержки и заботы о себе. Поэтому она испытывает страх быть покинутой лицом, с которым имеется тесная межличностная связь, и в случае утраты близких отношений немедленно пытается найти нового близкого человека, на которого можно было бы переложить ответственность за свою жизнь.

 

Условия возникновения этого расстройства мало известны. Предрасполагающими факторами можно считать чрезмерную родительскую заботу или ее полное отсутствие (по причине физической утраты родителей или их невнимательного, безразличного отношения к своему ребенку), а также наличие в детстве тревожного расстройства, вызванного разлукой. Чрезмерная забота блокирует развитие инициативности и активности во взаимоотношениях с окружающими и формирует "выученную беспомощность". Отсутствие родительской заботы формирует тотальную неуверенность в себе и стремление во что бы то ни стало получить признание других людей, от которых можно получить необходимую помощь и поддержку.

 

Вопрос 31. Коммуникативные девиации.

Это отклонения в поведении, захватывающие только сферу общения. При этом человек вступает в противоречие с реальностью, но активно не противостоит ей. Наиболее известные КД: аутистическое поведение (выбор одиночества, аскетизма, отшельничества), конформное поведение, гиперобщительность, вербальное поведение с преобладанием псевдологии, фобическое поведение, ревность, нигилизм, крусадерство, вегетативность, и пр.

Аутистическое поведение - отсутствие приспособления к действительности и требованиям повседневной жизни, уход в мир фантазий, мечтаний, отказ от общения и выбор одиночества, чувство бессмысленности существования, неспособностью испытывать чувство радости, удовольствия, удовлетворения (ангедония), чувствует себя в изоляции. При этом человек эмотивен, чувствителен, сентиментален, раним. Есть первичная и вторичная формы аутистического поведения. Первичная - синдром раннего детского аутизма, возникающий в младенчестве. Вторичное - формируется у взрослого после периода нормативного взаимодействия с миром, может возникать после событий, выходящих за рамки жизненного опыта, нередко в структуре посттравматического стрессового расстройства. Одиночество является эмоциональным подкреплением ухода от действительности. Четыре типа одиночества (по Колбелу): 1) позитивный внутренний тип («гордое одиночество»), переживаемый как необходимое средство раскрытия новых форм свободы или новых форм общения с другими людьми; 2) негативный внутренний тип, переживаемый как отчуждение от своего «Я» и от других людей, чувство отчужденности, даже в окружении других людей; 3) позитивный внешний тип, наличествующий в ситуации физического уединения, когда ведутся поиски нового позитивного опыта; 4) негативный внешний тип, наличествующий в том случае, когда внешние обстоятельства (смерть партнера, потеря контакта) ведут к весьма негативным ощущениям одиночества.

Гиперобщительность - повышенная потребность в общении, желание разговаривать и взаимодействовать со многими партнерами по коммуникации и в течение максимально возможного времени, неумение даже короткое время находиться в одиночестве, вне общества, болтливость, многоречивость, иногда хроническая мания - состояние длительного повышения настроения, сочетающееся с неумением структурировать время, с беспечностью, безответственностью, необязательностью. Неумение и нежелание слушать собеседника.

Конформистское поведение - склонность приспосабливаться к любому окружению, к любым точкам зрения и мировоззрению, жить не собственными интересами, а схемами, придуманными в обществе, игнорировать или не иметь своего взгляда на происходящие события. Конформист - это человек без свойств. Основная его способность - быть незаметным, «как все», не проявлять никаких реакций, которые могли бы отличаться от общепринятых и традиционных, полная подчиняемость без внутренней борьбы.

Псевдология - склонен активно и часто использовать ложные (неправдивые) высказывания. Он лжет не ради получения какой-либо выгоды, а с целью привлечения к собственной персоне внимания или для провоцирования окружающих. Псевдологическое поведение может иметь аддиктивный или патохарактерологический оттенок. Выгода заключается в изменении своего психологического состояния (получение удовлетворения от признания и привлечения внимания, радости от введения в заблуждение или запутывания собеседника, успокоения от причинения партнеру вреда).

Крусадерство, или идеологический авантюризм - чрезмерная склонностью выискивать для себя эффектные и важные предприятия, чтобы затем погрузиться в них с головой. Такие индивиды хватаются за любой повод для того, чтобы «выйти на улицу», стать сторонником какого-нибудь социального движения и активно участвовать в деятельности общественных организаций. Считается, что крусадерство базируется на обостренном чувстве бессмысленности существования, которое заполняется погружением человека в активную деятельность.

Нигилизм - активная, всепроникающая склонность дискредитировать деятельность, имеющую смысл для других, склонен подвергать критике с позиции постижения смысла любые поступки и устремления окружающих, «идеологическая пассивность», маскирующаяся под глубинный экзистенциальный анализ, часто отказывается от любой деятельности, рекламируемой другими, саркастически и иронично относясь к стремлениям окружающих достичь в ней успехов.

Фобическое поведение, может иметь как психопатологический, так и психологический характер. Характеризуется выбором стиля взаимодействия с окружающим миром, исходя из какого-либо реально обоснованного или необоснованного навязчивого страха (фобии). Оно может носить характер ритуального поведения, которое выступает в качестве психологической защиты от страха. Источником и фабулой фобического поведения могут служить разнообразные предметы и явления окружающего мира. Фобии составляют самую многочисленную группу навязчивых состояний. Особенностью фобического поведения считается его волнообразное течение со склонностью к усилению навязчивых страхов и охранительного поведения в период воздействия на человека психической травмы. Помимо собственно фобического поведения, базирующегося на навязчивых страхах, встречаются обсессивный и компульсивный его варианты. Под обсессиями понимают навязчивые мысли, воспоминания, представления, овладевающие сознанием больного, от которых он не может избавиться волевым усилием. Компульсии проявляются навязчивыми, не поддающимися коррекции и полной контролируемости действиями. К ним относятся, например: тикозные расстройства, навязчивое непреодолимое обкусывание и проглатывание ногтей (онихофагия), выдергивание волос (трихотилломания), сосание пальцев. Встречаются также навязчивые двигательные ритуалы в виде мытья рук с целью исключения случайного заражения, поступков (псевдосуеверий) - носить сумку только пряжкой внутрь, не наступать на трещины в асфальте и т. д.

Ревность - может базироваться на каких-либо реальных фактах или быть абсолютно беспочвенной. В первом случае говорят о проявлениях нормальной ревности, во втором - о сверхценных или бредовых идеях ревности. При этом трудно отметить какие-либо кардинальные различия в поведении нормального и патологического ревнивца.

Елейность поведения - часто встречается при эпилептических изменениях личности, а также в рамках эпилептоидных черт характера, это слащавость, умильность и угодливость в обращении с окружающими, которая воспринимается как неестественность и нарочитость, тем более что за подобным внешним поведением редко стоят истинные чувства и эмпатия.

Вопрос 32. Безнравственное поведение.

Безнравственным называют отклоняющееся поведение в виде действий и деятельности, результаты которых объективно противоречат нравственным нормам независимо от оценки личностью, их совершающей. Относят: алчность, гордыню, уныние, чревоугодие, прелюбодеяние (похоть), тщеславие, зависть и др. Не является патологическим.

Нарушение – сознательное или бессознательное – нравственных устоев, принятых обществом на данном историческом этапе.

Нравственные законы часто спаяны с духовностью и религиозностью, однако существуют и конфессиональные разночтения нравственных законов.

Вопрос 33. Аморальное поведение.

Аморальное поведение - это безнравственное девиантное поведение, которое оценивается личностью как безнравственное. Не является патологическим.

Аморальным поведением называют такое поведение субъекта, при котором все сформировавшиеся морально-нравственные устои общества оцениваются как малозначимые, привычный морально-этический взгляд на мир игнорируется, зачастую воспринимается пренебрежительно или даже агрессивно.

Аморальное поведение часто отождествляют с понятием девиантного поведения, но на самом деле эти понятия имеют различное значение, хотя и очень близки. Аморальным поведением следует считать такие поступки человека, которые не принимаются и осуждаются обществом, но при этом не несут в себе ярко выраженного антиобщественного смысла и не представляют угрозы общественной безопасности. Мерами воздействия на лиц, ведущих подобный образ жизни, обычно являются общественное осуждение и порицание.

Вопрос 34. Неэстетичное поведение или девиации стиля поведения.

Центральный пункт данного вида девиантного поведения - степень ориентации ценностей личности на такие параметры, как красота, гармония, вкус, стиль. Неэстетичное поведение не является патологическим. Однако оно способно приводить к межличностным конфликтам и может рассматриваться как существенная составляющая целостности личности.

К неэстетичному поведению относят отказ от следования правилам и принципам эстетики в различных сферах: питании, одежде, высказываниях, манерах и др. Основой оценки поведения человека как неэстетичного должны быть принципы гармонии, пропорциональности, симметрии, красоты, прекрасного и возвышенного, совершенства.

Эстетическая способность индивида - это совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, благодаря которым открывается возможность осуществлять эстетическую деятельность - эстетически воспринимать и переживать явления действительности и искусства, оценивать их посредством суждения, вкуса и соотношения с идеалом, создавать различные новые эстетические ценности.

При отклоняющемся поведении человек оказывается интактным (не вовлеченным) по отношению к миру прекрасного и эстетике. Он может быть сосредоточен на низменном в противовес возвышенному; уродливом в противоположность прекрасному и т.д.

В клинике неэстетичное поведение выражается, например, в неаккуратности, неопрятности, нечистоплотности, отсутствии вкуса в выборе одежды, хороших манер во время принятия пищи и общения, непонимании возвышенных чувств. Нередко неэстетичное девиантное поведение охватывает область двигательных реакций, экспрессии, походки. Мимика и жестикуляция таких индивидов приобретает характер неестественности, негармоничности и некрасивости. Это происходит либо в силу неадекватного формирования в процессе воспитания навыков экспрессии, либо под влиянием какого-либо психического или неврологического заболевания.

Особое место среди форм отклоняющегося от нормы неэстетичного поведения занимают девиации, характеризующиеся стилевыми изменениями и нарушениями, - девиации стиля поведения.

Стиль - это устойчивая субъективно-специфическая система способов осуществления человеком разных типов активности; интегральная характеристика формально-динамической сферы индивидуальности, выражающаяся в предпочтении субъектом определенной формы взаимодействия с физической (предметной) и социальной

(коммуникативно-символической) средой.

Можно выделить следующие девиации:

1) девиации стиля движений и манеры поведения (мимики, жестикуляции, походки): гримасничание, патетичность, жеманность, кокетство, вычурность, амимию, гипермимию и эхомимию, моторную неловкость, неуклюжесть, разновидности плача, смеха, улыбки и др.

2) девиации стиля речи (произношения, голоса): отклонения голосовых характеристик (особенностей произношения звуков), например, гундосость, а также отклонения стилей устной и письменной речи (алалия, афазия, заикание, дислалия, косноязычие или демагогия, макрография и микрография и т. д.).

3) девиации стиля взгляда: разновидности направленности и устремленности взора (например, бегающий, застывший, пристальный, расфокусированный и иные).

В рамках перечисленных вариантов отклоняющегося по стилю поведения

особо выделяются патологические привычки (привычные действия), которые

чаще встречаются в детском и подростковом возрасте. К ним относят неадекватные

ситуациям (в том числе неэстетичные) двигательные стереотипы, при кото-

рых отмечаются произвольные и непроизвольные, повторяющиеся, нередко

ритмичные движения. Они могут быть самоповреждающими (повторяющиеся удары головой, шлепанье по лицу, кусание рук, губ и пр.) и несамоповреждающими (раскачивание тела, качание головой, сосание пальца, ощипывание или накручивание волос, ковыряние в носу, взмахи руками, щелчки или характерные движения языком и пр.). Патологические привычки крайне сложно дифференцировать с непатологическими привычками. В основе и тех и других лежат отклонения волевой регуляции сформированием неспособности противостоять нарастающему желанию совершать подобные действия либо в связи с психоэмоциональным напряжением, либо вследствие утраты контроля. Патологические привычки встречаются при патохарактерологическом и психопатологическом типах девиантного поведения.

Вопрос 35. Этнокультурные варианты девиантного поведения.

В рамках научного подхода этнокультурным вариантом девиантное поведение может быть признано лишь тогда, когда отклонение от традиционных стереотипов поведения одновременно является отклонением от общепринятых, разделяемых большинством общественных групп норм (права, нравственности, эстетики).

Этнос - это естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система (структура), противопоставляющая себя всем другим таким же коллективам, исходя из ощущения комплиментарности.

Этнокультурные стереотипы поведения (этностереотипы) людей - разделяют на автостереотипы и гетеростереотипы. Первые из них отражают самооценку этнической или культурной группы, вторые - оценку «со стороны». К составляющим этностереотипов относят: общий стиль поведения; общий стиль деятельности; отношение к людям; отношение к себе; волевые качества; качества ума; эмоциональные качества; социальное поведение; ментальные характеристики.

Этнокультурная нормативность поведения регистрируется на основании бытующих пословиц и поговорок, которые в этнопсихологии называются индикаторами оценки поведенческой нормы.

Этнокультурные стереотипы поведения формируются в процессе социализации, что приводит к становлению феномена, названного национальным характером. Под ним понимается совокупность типичных и повторяющихся у лиц определенной национальности черт характера в виде манер, стиля поведения, способов осмысления действительности. В процесс воспитания характера гармонично включается и формирование значимых для этноса и национальности черт, считающихся нормативными.

В рамках этнического, расового, культурного и национального многообразия оценка нормативности и отклонений поведения возможна лишь внутри каждой группы. Сравнение групповых этнокультурных норм и стереотипов поведения не может считаться оправданным и научно обоснованным.

Лишь этническое (культурное, национальное и пр.) самосознание создает нормативный поведенческий каркас, выход за рамки которого рассматривается как отклоняющееся поведение. По мнению А. К. Байбурина, можно отметить два основных типа этнической специфики в стереотипах поведения: 1) когда одним и тем же действиям придается различное содержание в разных этнических культурах и 2) когда одно и то же содержание находит различное выражение в поступках.

Можно выделить четыре аспекта современной этнокультурной психологии девиантного поведения:

1) диагностический аспект связан с выработкой и описанием строгих диагностических критериев, отграничением психопатологической симптоматики от этнокультурных стереотипов поведения, традиционных верований, мировоззрения, паттернов мышления и речевой практики.

2) этиопатогенетический аспект направлен на оценку роли этнических и культурных особенностей человека в возникновении и развитии различных типов и клинических форм девиантного поведения.

3) клинический аспект может быть разделен на три самостоятельных фактора:

- специфические девиантные формы поведения и психопатологические расстройства, встречающиеся исключительно в определенных этнических и культурных группах. Они достаточно широко известны и хорошо описаны в литературе. К ним относят, например, амок (страны Азии и Океании, сумеречное сознание), коро («втягивание» половых органов в брюшную полость), лата, меряченье (Россия, непроизвольная синхронность действий большого количества людей, автоматизированное выполнение приказов, при формально ясном сознании), икота («икотка», «бес вселился», Россия).

- структурно-динамические особенности известных девиантных форм поведения, психопатологических расстройств – включает их анализ - многие ученые обратили внимание на то, что реактивные психозы чаще встречаются в Африке, чем в Европе; кататония (двигательные расстройства) преобладает в Индии и Африке; бред самообвинения встречается преимущественно у европейцев; в традиционных культурах слуховые псевдогаллюцинации с позитивным содержанием встречаются чаще, чем в других, так же как истинные галлюцинации - чаще, чем псевдогаллюцинации. По некоторым данным (Н. Клетт), отмечаются различия даже по странам Европы.

Различные клинические формы девиантного поведения, так же, как и психопатологические расстройства, имеют специфические структурно-динамические особенности. Отклоняющееся агрессивное поведение редко напрямую бывает обусловлено этнокультурными факторами, однако можно утверждать, что субкультурные параметры (например, криминальная среда, группы подростков) способны формировать готовность разрешать возникающие проблемы с помощью активности, направленной на соперника. Одной из важных этнокультурных составляющих агрессивного поведения считается предвзятая атрибуция враждебности (Р. Бэрон, Д. Ричардсон), под которой понимается готовность индивида принимать и оценивать непонятные действия окружающих дурными намерениями.

Аутоагрессивное поведение, так же, как и агрессивное, может иметь этнокультурные корни и особенности. Известным является факт широкой распространенности суицидального поведения среди представителей угро-финской этнической группы. На риск суицидального поведения влияет и фактор вероисповедания. В католических странах (Италия, Испания, Португалия) отмечается низкий процент самоубийств, так же, как и в странах ислама. В литературе описаны такие этнокультурные варианты суицидального поведения, как сати и харакири. Они относятся к ритуальному суицидальному поведению, отличающемуся от индивидуального стремлением достичь внешней гармонии с окружающим миром (а не внутренней, как при индивидуальном самоубийстве), отсутствием свободы в принятии решения об уходе из жизни и в выборе способа, средств, места и времени самоубийства, а также минимальным самовыражением личности в суицидальном акте. Сати - это ритуальное самосожжение индийских вдов после смерти мужа, а харакири - традиционный способ ухода из жизни японских самураев (наряду с суицидом в форме откусывания собственного языка), соответствующий их кодексу чести.

Девиантное поведение в виде злоупотребления веществами, изменяющими психическое состояние, имеет специфичные этнокультурные особенности. В случаях, когда таким веществом становится алкоголь, указывается на «традиции пития», паттерны алкогольного поведения, мотивы употребления спиртных напитков. При этом традиции употребления алкогольных напитков рассматриваются в связи со структурой личности, национального характера, способами совладания со стрессовыми ситуациями. Значимым диагностическим культурно обусловленным параметром считается понятие «злоупотребления» и его дифференциация с употреблением. В традициях стран и народов со «спиртовой культурой», в отличие от «винных и пивных культур», грань между патологией (или девиацией) и нормой алкогольного поведения крайне незначительна. Так, например, считается, что нормой является способность хорошо переносить большие дозы алкоголя. Нередко в таких культурах девиацией называют трезвеннические установки и поведение, обосновывая это нетактичностью, нелюдимостью, недружелюбностью отказывающегося от употребления спиртных напитков.

Структура употребления наркотических веществ подвержена этнокультурному влиянию в меньшей степени. Однако известно, что в некоторых государствах употребление «легких наркотиков» (марихуаны) не расценивается как серьезная девиация и даже узаконено их использование в медицине.

Нарушения пищевого поведения в виде нервной анорексии характерны для лиц с высоким культурным уровнем. Существенное значение для формирования девиаций пищевого поведения имеет значимость процесса питания. Для многих культур и стран с западным психологическим типом взаимоотношений еда не является ценностью (особенно ее количество). В других же регионах мира (на Востоке) гостеприимство подразумевает обильное потребление пищи и угощение ею. Кроме того, разнятся стандарты красоты и внешней привлекательности, влияющие на способ приема пищи и пищевые стереотипы. Восточный тип красоты подразумевает полноту, западный - худобу. Определенные личностные культурно обусловленные особенности выражаются и в таком нарушении пищевого поведения, как гиперфагическая (обжорство) реакция на стресс. Оно возникает вследствие невозможности найти правильный (непищевой) выход из конфликтной ситуации или использовать совершенные способы психологической защиты.

Считается, что сексуальные девиации и перверсии имеют существенную этнокультурную обусловленность. Их диагностика и оценка нередко всецело зависят от культурных традиций и верований. По мнению И. С. Кона, сексуальное поведение - это социокультурное, а не биологическое явление, и, следовательно, оценка девиаций должна строиться лишь с учетом сексуальной культуры индивида.

Некоторые формы сексуальных отклонений поведения регистрируются чаще, чем другие. Так, гиперсексуальность более типична для представителей южных народов по сравнению с северными, выбору гомосексуального поведения нередко способствует стиль жизни, причастность к определенному субкультурному кругу людей. Известно, что оценка сексуальных девиаций может зависеть от конфессиональных регламентации.

Из сверхценных психологических и психопатологических увлечений лишь некоторые имеют этнокультурную специфику. Так, считается, что трудоголизм присущ в большей степени выходцам из западной психологической культуры (немцам, американцам), а увлечение азартными играми (гемблинг) характерно для лиц с восточной психологией.

Возникновение коммуникативных девиаций, так же, как и некоторых иных форм отклоняющегося поведения, зависит от этнокультурного понимания нормы коммуникации, в частности общительности. Известно, что представители южноамериканских и африканских государств более экспрессивны и коммуникабельны, чем северяне. Вследствие этого диагностика аутистического поведения и гиперобщительности должна разниться в различных регионах мира. Отклоняющееся поведение на базе ревности нередко связано с этнокультурными взглядами на нормативность поведения (проявление верности) мужчин и женщин. Большее значение в данном случае имеет структура общественных отношений на уровне семьи. В культурах, построенных на авторитаризме, имеются одни (более жесткие) требования к верности и ревность носит более выраженный антисоциальный характер. При демократической структуре отношений критерии девиантности поведения на базе ревности кардинально иные. Специфика общественных отношений влияет на становление и такой коммуникативной девиации, как конформизм.

Отклоняющееся поведение в форме безнравственного, аморального и неэстетичного поведения больше других зависит от доминирующих этнокультурных традиций.

- особые нозологические формы - нацелен на оценку роли этнокультурных факторов в формировании особых нозологических форм психических заболеваний. Из известных заболеваний лишь одно можно причислить к этой группе - болезнь Жиля де ля Туретта. Оно проявляется в виде генерализованных тиков, захватывающих мышцы лица и нередко сопровождается насильственной вокализацией (копролалией). По данным американских психиатров и неврологов, данная болезнь в подавляющем большинстве случаев регистрируется у евреев из этничнеской подгруппы ашкенази (К. Видерхольт).

В рамках клинического аспекта особо выделяется раздел, изучающий этнокультурное влияние на формирование исходов (дефекта, изменений лич-

ности и пр.) психических расстройств и поведенческих девиаций.

4) коррекционно-терапевтический аспект - включает в себя оценку влияния различных традиционных и приоритетных способов психологического воздействия (психокоррекции и психотерапии) на эффективность купирования поведенческих девиаций.

Вопрос 36. Гендерные особенности отклоняющегося поведения.

На уровне сбалансированного психофизиологического функционирования (темпераментальных свойств) можно отметить тот факт, что стилевые характеристики поведения мужчин и женщин существенно разнятся. Процесс воспитания способен сгладить или заострить различия и сказаться на становлении и диагностике девиантных форм поведения.

На уровне характерологических свойств стилевые особенности проявляются в виде тендерных стереотипов полоролевого поведения. Под ними понимаются модели поведения, система предписаний, которые должен усвоить соответствующий индивид, чтобы его признали мужчиной или женщиной. Формирование полоролевого поведения происходит на базе соответствующих тендерных особенностей темперамента под воздействием воспитания. Как правило, воспитание носит целенаправленный характер и включает в себя традиционные вербальные и невербальные способы. Вершиной полоролевого воспитания является формирование психосексуальной ориентации (гетеро- или гомосексуальной), что имеет значение для оценки сексуальных девиаций и перверсий.

Оценка нормативности женского и мужского поведения зависит от этнокультурных параметров, поскольку половые роли могут разниться в зависимости от общественных ожиданий и требований.

Можно отметить следующие характеристики типичного (нормативного) женского и мужского стереотипов поведения на уровне характерологических особенностей. К мужскому стереотипу, обозначаемому как маскулинность, относят: активность, бескомпромиссность, решительность, независимость, самостоятельность, самодостаточность, эмоциональную устойчивость. К женскому, называемому фемининностъ, причисляют: покорность, нежность, послушание, терпимость, аккуратность, зависимость, несамостоятельность, чувственность, эмпатийность, тревожность и склонность к ярким экспрессивным реакциям.

Анализ гендерных стилей поведения показывает, что значимыми являются особенности поведения и самопрезентации человека в следующих сферах:

1) внешность и стиль одежды;

2) манера поведения (мимика, жесты, походка);

3) манера речи;

4) стиль взаимодействия в семье;

5) стиль взаимодействия в обществе;

6) стиль сексуальной активности.

Выделяют классические и неклассические типы полоролевых особенностей.

К классическим вариантам относят маскулинность и фемининность, к неклассическим - андрогинность (сочетание маскулинности и фемининности) и недифференцированность гендерного стереотипа поведения.

Нормативным считается поведение, соответствующее биологическому полу (маскулинное у мужчины, фемининное у женщины). Остальные варианты могут быть при определенных условиях отнесены к формам девиантного поведения.

В рамках психологии девиантного поведения выделяют гиперролевое поведение, характеризующееся тем, что нормативные гендерные особенности проявляются в крайней, иногда гротескной форме. У мужчин гиперролевое поведение называется гипермаскулинным, у женщин - гиперфемининным.

К преимущественно женскому варианту патохарактерологического типадевиантного поведения относят истерическое, к мужскому - нарциссическое поведение.

Истерическое поведениехарактеризуется склонностью быть в центре всеобщего внимания, привлекать интерес к себе, не быть незамеченной. Для достижения этой метацели существует набор (репертуар) адекватных и отклоняющихся форм поведения. К первым относится кокетство, жеманство и иные специфически женские стилевые особенности поведения. Ко вторым причисляют нарочитость, вычурность, театральность, неестественность, демонстративность, псевдологию и другие «карикатурные» формы поведения. На базе истерического отклоняющегося поведения возможно формирование диссоциативных (конверсионных) расстройств. Клинически они проявляются такими психосоматическими симптомами, как: парезы и параличи, афония (потеря голоса), амнезия (потеря памяти), амавроз (утрата способности видеть) и др.

Нарциссическое отклоняющееся поведениенесколько сходно с истерическим по клиническим проявлениям. Оно характеризуется грандиозным чувством собственной значимости, талантливости, одаренности, непревзайденности, любованием собой. При этом человек нуждается в постоянном подтверждении собственной исключительности, жаждет комплиментов и одобрения его деятельности со стороны окружающих, не приемлет какой бы то ни было критики в свой адрес. Отличительной чертой нарциссического поведения считается неспособность испытывать настоящие чувства радости и удовольствия от достижения реальных успехов. Такому индивиду свойственно завистливое поведение.

В отличие от мужчин, женщина проходит ряд этапов физиологических и патофизиологических изменений и переживает специфические состояния, которые способны формировать либо гармоничный, либо отклоняющийся тип поведения. К таким состояниям относят беременность, климакс, бесплодие, предменструальный синдром.

Признанный факт, что отклоняющееся агрессивное поведениеболее выражено у мужчин, чем у женщин. Типичным для мужского и нетипичным для женского стиля поведениясчитается наступательное эротическое поведение. Аутоагрессивное (суицидальное) поведение - известно, что соотношение мужчин и женщин при совершаемых (завершенных) самоубийствах составляет 4:1, в то времякак при суицидальных попытках, не заканчивающихся летальным исходом, - 1:2.Нарушения пищевого поведенияможно считать характерными преимущественно для женского стиля поведения. Это связано в первую очередь со значимостью внешности и привлекательности для женщины.Злоупотребления веществами, изменяющими психическое состояние - Алкогольное поведение женщины отличается от алкогольного поведения мужчины.Сексуальные девиации и перверсии. Кним относятся приведенные выше гиперролевые разновидности полового поведения (гипермаскулинность и гиперфемининность), а также нарушения эректильного поведения мужчины, аноргазмическое поведение и вагинизм у женщины, виргогамические брачные отношения. Наряду с этим, к исключительно женским сексуальным девиациям относят такое парафильное поведение, как фетишизм, а к преимущественно мужским — эксгибиционизм и вуайеризм.

Из сверхценных психологических и психопатологических увлечениймногие чаще проявляются у мужчин, чем у женщин. Это относится и к гемблингу, и к трудоголизму, и к фанатизму.

Коммуникативные девиации -известно, что аутистическое поведение значительно чаще наблюдается у мужчин, чем у женщин,а гиперобщительность - наоборот.

Девиантное поведение на базе ревности. К. Леонгард описывает ряд устойчивых различий инстинктивно-биологической и психологической основы сексуальности и ревности у мужчин и женщин. Так, по его мнению, мужчина желает господствовать всексуальности, решать судьбу женщины, руководить ею в сексуальном отношении. Для женщин же характерен инстинкт подчинения. Что касается различий в переживании эмоции стыда женщинами и мужчинами в связи с изменой супруга, то мужчины при измене жены стараются скрыть это, чтобы неиспытать стыда перед окружающими, а женщины часто даже без причиныжалуются на неверность мужа. Представляет интерес и то, что женщина, сненавистью преследующая свою соперницу, согласна вернуться к мужу и вслучае успеха будет расценивать свое возвращение как победу. Мужчины несклонны прощать жену, а в отношении соперников они значительно болеечувствительны, чем женщины. Они могут ревновать к тому, с кем жена былараньше, тогда как женщины, наоборот, часто бывают даже довольны, что мужи раньше обнаруживал «мужскую силу», имеет большой опыт половых сношений, встречался со многими женщинами.

Брайнер с соавторами на основании ряда исследований пришел к выводуо зависимости половых различий и потребности контролировать партнера(применительно к ситуациям супружеской неверности). Оказалось, у мужчин эта потребность больше выражена применительно к сексуальной (физической) неверности партнерши, у женщин - в случаях эмоциональной неверности.

Отклоняющееся поведение в форме безнравственного, аморального или неэстетичного поведенияпрактически не имеет гендерных особенностей.

Вопрос 37. Возрастные варианты отклонений в поведении.

Под возрастной поведенческой нормой понимается модель поведения, система предписаний, которых должен придерживаться индивид, чтобы его

признали соответствующим определенному возрасту. В процессе оценки возрастной нормы следует анализировать различные особенности (стили) деятельности, которым должен соответствовать человек определенного возраста:

1) коммуникативный стиль (толерантность и компетентность в общении); Коммуникативный стиль подразумевает компетентность в общении, то есть способность точно и правильно распознавать (диагностировать) психологическое состояние партнера по общению, понимать его замыслы и намерения.

2) особенности саморегуляции поведения (волевые характеристики); относят способы (модели, стили, шаблоны) контролирования собственных поступков,

эмоций. Они отражают границы допустимого с точки зрения индивида характера взаимодействия с окружающими. В детском и подростковом возрасте саморегуляция носит неустойчивый, поисковый характер, во взрослом и пожилом - устоявшийся.

3) интеллектуальные особенности (в частности, способность планировать,

прогнозировать собственную деятельность); в данном контексте включают в себя способности точно и правильно понимать действия и намерения

окружающих людей, предугадывать их поступки, планировать и прогнозировать собственную деятельность. В психологии данные особенности обозначаются термином антиципационная состоятельность

4) эмоциональные особенности; преобладание и доминирование определенных эмоций, чувств у лиц разного возраста

5) психомоторные особенности (мимический и жестикуляционный стили); мимическом и жестикуляционном стилях,

манере походки

6) стиль устной и письменной речи. в норме, так же, как и психомоторные характеристики, обладает возрастной специфичностью. Речь отличается по темпу и скорости. Особенности письменной речи характеризуются спецификой почерка, который с возрастом становится устойчивее.

По мнению Дж. Кулка, к критериям нормальности и аномальности ребенка, взрослого и пожилого человека следует относить:

1) субъективную удовлетворенность, характерную больше для зрелого человека, чем для ребенка и подростка;

2) идентичность, которая становится устойчивой лишь к 5-6 годам;

3) интегральность, целостность, приобретаемую в период длительной социализации;

4) автономность (независимость), типичную для гармоничного взрослого;

5) адекватность восприятия реальности;

6) адекватное самопознание, самопереживание и самооценку;

7) толерантность к фрустрации;

8) резистентность по отношению к стрессу;

9) социальную адаптацию;

10) оптимальное самоутверждение.

Специфичных исключительно для периода взрослости девиаций поведения крайне мало (трудоголизм), тогда как встречающихся преимущественно у лиц пожилого возраста достаточное количество. К ним, в частности, относят: отклоняющееся поведение на базе идей ущерба, эгоцентрическое и ипохондрическое поведение.

Перечисленные формы девиантного поведения у лиц разных возрастных групп являются специфичными для какой-нибудь одной из них. Однако возрастные различия наблюдаются и в клинических проявлениях иных форм отклоняющегося поведения.

Возрастные различия в проявлении известных клинических форм отклоняющегося поведения представлены довольно ярко. Некоторые формы преимущественно или исключительно встречаются у лиц определенного возраста, сказываясь на процессе диагностики.

Перечисленные кардинальные возрастные различия нельзя не отметить в рамках отклоняющегося агрессивного поведения.

Известно, что физическая агрессия чаще наблюдается у молодых людей и лиц зрелого возраста и значительно реже - у пожилых и стариков. Особенно ярко различия проявляются в сексуальном агрессивном поведении.

Аутоагрессивное (суицидальное) поведение у лиц разных возрастных групп имеет свои особенности и закономерности, различаясь частотой, выбором способа самоубийства и мотивами. Покушение на самоубийство совершают преимущественно молодые люди до 29 лет, в более старших возрастных группах частота суицидальных попыток значительно уменьшается. Вероятность лишения себя жизни с возрастом имеет тенденцию к увеличению. Суицидальные попытки пожилых людей чаще оказываются спланированными, неманипулятивными, в то время как суицидальные попытки у молодых людей чаще носят демонстративный или манипулятивный характер.

Нарушения пищевого поведения можно считать характерными преимущественно для девушек-подростков, что обусловлено своеобразием иерархии ценностей человека в этом возрастном периоде. злоупотребления веществами, изменяющими психическое состояние, преимущественно начинает формироваться в подростковом возрасте, а некоторые формы зависимостей преобладают у лиц молодого возраста. сексуальных девиаций и перверсий. К типичным для детского возраста особенностям сексуального поведения относят: игры со взаимным обнажением, вуайеризм, увлечение порнографией, некоторые разновидности мастурбационного поведения. К сексуальным девиациям, характерным для лиц подросткового и зрелого возраста, причисляют подавляющее большинство парафилий (как по способам реализации, объекту сексуального интереса, так и по аномалиям половой идентичности, и по сексуальной ориентации).

Сверхценные психологические и психопатологические увлечения имеют тенденцию формироваться в подростковом возрасте в силу особенностей структуры психической деятельности. К ним относится гемблинг, фанатизм (спортивный, музыкальный, религиозный) и многие другие.

Коммуникативые девиации - атистическое поведение у подростка и пожилого отличаются существенно.

Поведение на базе ревности преобладает у лиц среднего возраста.

Отклоняющееся поведение в форме безнравственного и аморального практически не имеет возрастных особенностей. Особо следует отметить неэстетичное поведение, считающееся типичным для детей и подростков. Часто оно проявляется в выборе какой-либо разновидности эпатажного поведения.

Вопрос 38. Девиации в детском возрасте.

Клинически очерченные специфически детские формы отклоняющегося поведения включают в себя: поведение на базе фантазирования, гиперкинетическое поведение, т. н. детские страхи.

Гиперкинетическое (гипердинамическое) поведение проявляется в первую очередь двигательной расторможенностью, неусидчивостью и иными признаками гиперактивности в сочетании с нарушениями внимания (иногда оно обозначается синдромом дефицита внимания). Характерными проявлениями данного поведения являются беспокойные движения в кистях и стопах, нетерпеливость, назойливость, болтливость и др.

Детские страхи типичны для детей периода раннего детства. Они представляют собой гамму разнообразных по клинической форме феноменов. Страхи могут носить дифференцированный и недифференцированный характер, быть навязчивыми, сверхценными или бредовыми по структуре. Специфичными являются ночные страхи и страх темноты.

У ребенка с отклоняющимся поведением на базе фантазирования отмечается живость воображения, склонность к смешиванию вымысла, фантазии и реальности. Часто первым признаком подобного поведения становится своеобразие игровой деятельности ребенка, во время которой он на длительный период способен «перевоплотиться» в животное, выдуманный образ или неодушевленный предмет.

Отклонения нормального развития и поведения в детском возрасте носят крайне разнообразный характер и включают в себя множество поведенческих стереотипов (87), таких, как, например, задержка развития или полное отсутствие речи, устойчивая озабоченность деталями каких-либо предметов, стереотипные, повторяющиеся ужимки, расстройство приобретения учебных навыков, неспособность слушать собеседника, лживость, воровство, сосание пальцев и др.

Вопрос 39. Психологические особенности отклонений в подростковом возрасте.

Наиболее ярким проявлением детско-подростковой специфики отклоняющегося поведения считаются акселерация и ретардация психического и поведенческого развития.

Девиация в виде акселерации может выражаться в ускорении психосексуального развития, в форме интеллектуального опережения.

Отклоняющееся поведение в виде ретардации психического и поведенческого развития характеризуется отставанием в формировании возрастных стереотипов поведения. Это проявляется в психическом инфантилизме, включающем сохранение в психике и поведении взрослого или подростка особенностей, присущих детскому возрасту.

К типично подростковым девиациям, например, относят дисморфоманическое и гебоидное поведения, дромоманию и пироманию, анорексию, поведение на базе застенчивости.

Дисморфоманическое (дисморфобическое) поведение базируется на ложной убежденности подростка (чаще девушки) в наличии у нее физических недостатков. Убежденность в физических недостатках собственного тела у подростка может носить как сверхценный, так и бредовый характер.

Гебоидное поведение характеризуется дезорганизацией деятельности подростка, выраженным инфантильным эгоцентризмом, гротескным стремлением к самоутверждению с грубой оппозицией к окружающим, полным игнорированием нравственных правил и ценностей, жестокостью и пр., интерес ко всему, что связано с насилием, убийствами, издевательствами. Подобная форма девиантного поведения встречается только при психопатологическом типе, чаще в структуре шизофренического спектра расстройств.

Дромомания характеризуется повторяющимися уходами ребенка из дома или из школы, поездками в другие районы города или иные населенные пункты, стремлением бродяжничать и путешествовать.

Пиромания выражается в стремлении ребенка или подростка к совершению поджогов.

Одно из типичных для подросткового возраста - отклоняющееся поведение на базе застенчивости. Оно проявляется смущением и робостью, неумением общаться с незнакомыми людьми и страхом перед общением, неспособностью эффективно и результативно действовать в присутствии посторонних,

страхом быть неправильно или предвзято понятым, излишне назойливым или

утомительным. Поведение застенчивого подростка характеризуется замкнутостью, нелюдимостью, аутизацией, игнорированием собственных интересов в виде отказа от любых действий, направленных на получение удовлетворения.

 



Просмотров 1575

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!