Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Этнокультуральные стереотипы и феномен «национального характера»



Стереотип – это представление человека о мире, формирующееся под влиянием культурного окружения. В качестве стереотипов могут выступать как характеристики другого народа, так и все, что касается представлений одной нации о культуре другой нации в целом: общие понятия, нормы речевого общения, поведения, категории, мыслительные аналогии, предрассудки, суеверия, моральные и этикетные нормы, традиции, обычаи и т.п.

Под этнокультурным стереотипом понимается обобщенное представление о типичных чертах, характеризующих какой-либо народ. Стереотипные представления принято соотносить не просто со всей нацией, но и с каждым отдельным ее представителем. Распространенными стереотипами являются немецкая аккуратность, русский «авось», китайские церемонии, африканский темперамент, вспыльчивость итальянцев, упрямство финнов, медлительность эстонцев, польская галантность, скрытость латышей и т. д. Часто на основе стереотипных национальных представлений появляются анекдоты о национальном характере.

Существует два вида этнокультурных стереотипов - автостереотип и гетеростереотип. Автостереотип - это представление народа о самом себе. Он позволяет человеку идентифицировать себя со своим народом. С его помощью формируются общие нормы поведения человека («я должен вести себя так, потому что все вокруг ведут себя так»). При составлении автостереотипов народ старается идеализировать себя, превозносит положительные черты («мы такие трудолюбивые и храбрые, мы всегда протянем руку помощи»). Также, с целью идеализации, люди, сравнивая себя с другими нациями, дают себе синонимы, несущие позитивную нагрузку, в то время как для других народов синонимы обычно имеют несколько негативный смысл («они упрямые, а мы настойчивые» - настойчивость это всегда хорошо, это позитивное слово, а упрямство несет негативную нагрузку).

Гетеростереотип - это представление о данном народе со стороны других народов. Гетеростереотипы часто являются источником национальных предрассудков и предубеждений. Субъективность восприятия приводит к искажению истолкования смысла действий представителей других стран. Исходя из этого, финны считают итальянцев слишком эмоциональными, испанцы считают норвежцев угрюмыми, аргентинцы для американцев тщеславные, а немцы думают, что австралийцы недисциплинированны. Главными чертами русских являются, по мнению американцев, эмоциональность, загадочность русской души, алогичность мышления, лень, доброта, широта натуры, подозрительность, религиозность, покорность, тяга к страданию, пессимизм и фатализм. Как видно, многие стереотипы далеко не лестны и зачастую просто не обоснованы.

Стереотипы - неотъемлемый элемент любой культуры. Культурные стереотипы усваиваются с того момента, как только человек начинает идентифицировать себя с определённым этносом, определённой культурой и осознавать себя их элементом. Они оказывают довольно сильное влияние на психологию и поведение людей, стимулируют у них формирование таких черт характера, которые отражены в стереотипе.

Этнокультуральные стереотипы поведения формируются в процессе социализации, что приводит к становлению феномена, названного национальным характером. Под ним понимается совокупность типичных и повторяющихся у лиц определенной национальности черт характера в виде манер, стиля поведения, способов осмысления действительности. В процесс воспитания характера гармонично включается и формирование значимых для этноса и национальности черт, считающихся нормативными. Для русского это доброта, терпение, гостеприимство, дружелюбие, широта души, патриотизм, доверчивость, открытость; для француза - любвеобилие, жизнелюбие, веселость, элегантность, общительность, изысканность, утонченность, улыбчивость; для немца - аккуратность, пунктуальность, педантизм, расчетливость, экономность, бережливость, чистоплотность; для американца - патриотизм, деловитость, свободолюбие, расчетливость, практичность, целеустремленность, общительность, раскованность (З.В. Сикевич).

Национальный характер — сложное социальное явление и понятие в философии, культурологии, социальной психологии, этнологии и этнополитологии, описывающее устойчивые особенности, характерных для членов того или иного национального (этнического) сообщества и включающее в себя идеи, интересы, чувства, психический склад, мораль, религию, духовные ценности, мотивы, стремления, социально-психологические защитные механизмы того или иного народа (этноса, нации).

Национальный характер — особый психо-генетический склад народа, возникающий на основе всего его исторического и социокультурного опыта, всей совокупности традиций, идей, ценностей, стереотипов, идеалов, интересов, распространенных в данной этнической общности. Характер народа (национальный характер) проявляется, прежде всего, как система социокультурных норм и как психическое явление.

В то же время в мировой и российской гуманитарной сфере, а также в СМИ продолжаются дискуссии относительно самого факта существования национального характера. По поводу споров о существовании национального характера академик Д. С. Лихачев писал: «Национальные особенности — достоверный факт. Не существует только каких-то единственных в своем роде особенностей, свойственных только данному народу, только данной нации, только данной стране. Все дело в некоторой их совокупности и в кристаллически неповторимом строении этих национальных и общенациональных черт. Отрицать наличие национального характера, национальной индивидуальности, значит делать мир народов очень скучным и серым»…"

 

45. Профессиональные варианты отклонений в поведении.

Влияние профессии на отклоняющееся поведение индивида может быть двояким:

1) профессия способна заострять те или иные имевшиеся индивидуально-психологические особенности человека, формировать у него типичный психологический портрет, выражающийся в строго заданном поведенческом стереотипе, нередко носящем девиантный характер;

2) профессия может оказывать влияние на формирование известных девиаций поведения в силу влияния интенсивности, рискованности, специфичности, темповых и иных особенностей профессиональной деятельности.

Специфические профессиональные варианты отклоняющегося поведения могут наблюдаться у представителей разных профессий. Чаще у врачей, политиков, педагогов, спасателей, моделей (манекенщиц), военных и представителей творческих специальностей.

Представленность известных клинических форм девиантного поведения у лиц разных профессий имеет свою специфику. Подверженность отклоняющемуся поведению возрастает по мере увеличения в профессиональной деятельности творческого начала. Креативность нередко способствует формированию аддиктивного типа девиантного поведения, поскольку творчество предполагает «жажду острых (новых) ощущений», являющуюся характерной для аддикций.

Агрессивное отклоняющееся поведение в большей степени присуще военнослужащим, работникам правоохранительных органов, спортсменам. Аутоагрессивное поведение в виде склонности к суицидам преобладает у медицинских работников и лиц творческих профессий. К группе риска злоупотребления веществами, изменяющими психическое состояние, относят представителей «богемы». Нарушения пищевого поведения не носят профессиональной окраски, поскольку, как правило, встречаются у подростков и молодежи.

Сверхценные психологические и психопатологические увлечения типичны для лиц, профессия которых может быть связана с риском или творчеством (художники, писатели, спасатели, бизнесмены).

Коммуникативные девиации часто наблюдаются у политиков, педагогов, артистов, писателей. Безнравственное и неэстетичное поведение связей с профессиональной ориентацией не имеет.

1) Описано четыре психологических типа врача, составляющих альтернативные пары: «сопереживающий» или «эмоционально нейтральный», «директивный» или «недирективный».

Специфичной для медицинских работников является девиация поведения, называемая «синдромом эмоционального выгорания». Подобное поведение связано с профессиональной деятельностью, необходимостью ежедневно, ежечасно сталкиваться с ситуациями, характеризующимися повышенной эмоциональной насыщенностью (смерть, страдания), приписыванием ответственности за жизнь человека и его здоровье, интенсивным уровнем труда. Проявляется в эмоциональной черствости, безразличии к результатам собственного труда, пессимизме, снижении чувства опасности и ответственности, агрессивности и раздражительности, психосоматических проблемах. Данной разновидности отклоняющегося поведения в большей степени подвержены врачи и медицинские сестры хирургического профиля.

2) Особые формы поведения (в том числе отклоняющегося), по результатам многочисленных исследований, считаются типичными для врачей-гинекологов. Их поведению приписывается отсутствие чувства стыдливости, цинизм, неэмпатичность, маскулинность, что при определенных условиях может быть расценено как девиация поведения.

3) К девиантным стереотипам поведения политика причисляют авторитарность, лживость, склонность к демагогии, отказ от близких эмоциональных отношений с людьми (отсутствие друзей), трудоголизм, властолюбие, неразборчивость в средствах достижения цели, грубость, склонность к интригам, эмоциональная холодность, повышенная требовательность к себе и окружающим, стрессоустойчивость.

К типичным девиациям могут относиться гиперактивность (излишней активностью, которая способна сформировать такие поведенческие девиации, как алкогольное поведение, сверхценные увлечения, связанные с рискованной деятельностью (экстремальные виды спорта, гемблинг), сексуальные девиации) и гипермнезия (повышенной способности запоминать и сохранять в памяти огромное количество информации (событий, имен), что в рамках девиации способствует формированию качества злопамятности).

4) Стереотипы поведения педагогов (преподавателей) базируются на нормативах подобного рода деятельности. К ним относятся строгие требования к внешности (необходимость выглядеть «подобающим образом», консерватизм в одежде), нравственному контролю собственного поведения (необходимость «не посрамить статус педагога»), эстетические требования (аккуратности, опрятности, чистоплотности), а также пунктуальность, педантизм, организованность, обязательность. Специфичной для профессии педагогов поведенческой девиацией считается сентенционное поведение. Оно характеризуется склонностью к нравоучениям не только в рамках профессиональной деятельности, но и вне ее (в собственной семье, во взаимоотношениях с родственниками, соседями, в обществе). При этом человек стремится учить всех и вся, склонен к критике и предъявлению советов. Его поведенческий стиль отличается паттернализмом, желанием быть покровителем, оберегать окружающих его людей от неправедных и опасных для них самих поступков. Помимо сентенционного, для педагогов типична девиация, обозначаемая как консервативное поведение. Она нередко сочетается с первой и выражается в шаблонности, неизменности (на протяжении многих лет) стиля внешней самопрезентации (отказе от требований моды), консерватизме мировоззрения, политических взглядов с ориентацией на устойчивые традиции.

5) К типичным поведенческим девиациям для профессии военнослужащего относят т. н. командное (командирское) поведение. Оно характеризуется переносом традиций военной дисциплины на взаимоотношения с близким окружением офицера. Отклоняющееся поведение включает повышенную требовательность к себе и окружающим в отношении выполнения обыденных дел. В его основе лежит чрезмерная дисциплинированность, четкое следование распорядку, графику, последовательности деятельности. Данный вид девиации предполагает наличие эпилептоидных черт характера: пунктуальности, склонности к порядку в виде любви к симметрии, чистоте, аккуратности, экономности. Стереотипизация обыденной жизни, казарменный тип взаимоотношений нередко приводят к конфликтам в семье. Военнослужащий-девиант в случае нарушения членами семьи заведенного им порядка может реагировать вспышками гнева, становиться раздражительным и несдержанным.

6) Особые разновидности девиантного поведения выявляются улиц творческих профессий (художников, писателей, артистов), относящих себя к узкому кругу людей, называемому «богемой». В иерархии поведенческих ценностей на первом месте стоят самобытность, нетрадиционность, нетривиальность, эмоциональная насыщенность, артистизм, изысканность, утонченность, приверженность изменениям моды, избранность (обладание «искрой Божьей»). Вследствие приверженности к перечисленным выше ценностям отклоняющееся поведение человека творческой профессии может носить оттенок нарциссизма. В поступках преобладающими становятся «жажда признания», исключительность, самолюбование, сочетаемые с грандиозным чувством собственной значимости, талантливости, одаренности, непревзайденности, а также ревностное отношение к успехам «соратников по цеху» и завистливость.

Характерным для анализируемой профессиональной группы считается девиация, носящая название снобистского поведения. Суть его заключается в выражении презрения к манерам, стилю и особенностям поведения других людей. Снобистское поведение характеризуется убежденностью человека в том, что именно его стиль деятельности, результаты творчества являются истинно модными, новыми, уникальными и заслуживающими поощрения.

Нередко лицам творческих профессий присуще отклоняющееся поведение, основанное на эзотерическом мировоззрении. Они склонны в большей степени доверять интуиции, а не разуму, чувствам, а не фактам. Подобное поведение способствует формированию сверхценных увлечений различными нетрадиционными религиозными учениями, экстрасенсорикой, поиском идолов, ритуализацией. Нередко оно сочетается с девиантным поведением в виде «паранойи здоровья» — сверхценного увлечения оздоровительными мероприятиями, гарантирующими «излечение от всех болезней».

 



Просмотров 1239

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!