![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Способы коррекции, реабилитации и терапии девиантного поведения
Основополагающими принципами в выборе тех или иных психокоррекционных, психотерапевтических методик в деятельности, направленной на исправление (искоренение, смягчение) отклонений в поведении человека, считаются: 1)принцип добровольности; 2)принцип осознанности; 3)принцип соответствия (адекватности); 4)принцип целесообразности; 5)принцип допустимости; 6)принцип гуманности. Психологическая коррекция базируется на консультировании и предполагает целенаправленное психологическое воздействие на клиента или пациента с целью приведения его психического состояния к норме в случаях диагностики у него каких-либо характерологических девиаций или личностных аномалий, а также для освоения им какой-либо деятельности. ПК в клинической психологии и психотерапии направлена на активное внешнее вмешательство в формирование адекватного и искомого психического состояния человека, его активности и душевного комфорта, гармонизации его отношений с социальным окружением. Выделяется пять видов стратегий ПК (Ю. С. Шевченко): 1. ПК отдельных психических функций и компонентов психики (внимание, память, конструктивное и вербальное мышление, фонематическое восприятие, ручная умелость, познавательная деятельность и т. д.) либо коррекция личности. 2.Директивная или недирективная стратегия ПК воздействия. 3.Коррекция, направленная на индивида или сконцентрированная на семье. 4.ПК в форме индивидуальных или групповых занятий. 5.ПК как компонент клинической психотерапии в комплексном лечении нервно-психических заболеваний либо как основной и ведущий метод психологического воздействия на человека с отклонениями в поведении и социальной адаптации. ПК подразумевает выработку новых психологически адекватных и выгодных навыков в процессе специально разработанных тренинговых программ, среди которых наиболее известны аутотренинг, поведенческая (бихевиоральная) терапия, нейролингвистическое программирование, психодрама, трансактный анализ (Э. Берн). Аутогенная тренировка (аутотренинг) — методика, направленная на овладение навыками психической саморегуляции с помощью релаксационных способов. Поведенческая (бихевиоральная) психотерапия изобилует методиками, основанными на выработке условно-рефлекторной деятельности с целью купирования психопатологической симптоматики или навыков адекватных привычек взамен неадекватных, невротических. Происходит погружение человека в ситуацию, вызывающую страх (воображаемую или реальную), с формированием новой адекватной реакции на ситуацию и затуханием старой болезненной. Методика, называемая «парадоксальной интенцией», направлена на изменение отношения пациента к фобиям за счет «переворачивания» этого отношения и доведения ситуации до абсурда (при эрейтофобии, страхе покраснеть — научение настроить себя так: «Ну, покажи-ка всем, как ты умеешь краснеть. Пусть все увидят, как это тебе удается»). Задача парадоксальной интенции — лишить эмоционально негативного подкрепления страхов, заменив их на иронию и юмор. Нейролингвистическое программирование - система психологических манипуляций на основании изучения лингвистической метамодели человека. Для этого в нейролингвистическом программировании (НЛП) существует понятие модальности — наиболее типичном и характерном для индивида способе восприятия и отражения окружающей реальности. Выделяют три разновидности модальности: визуальная, аудиальная и кинестетическая. После выявления доминирующей модальности человека предполагается коррекция его поведения, которая может самим человеком осознаваться или не осознаваться. Цель программирования — выработка определенной стратегии поведении, желательной для человека или окружения. В рамках нейролингвистического программирования используется несколько техник: «якорение», «взмах», «взрыв», «метафора». Основным же считается «рефрейминг» — переформирование личности, придание ей новой заданной формы. В процессе психодрамы происходит разыгрывание человеком ролей с целью изучения внутреннего мира и выработки навыков оптимального социального поведения. Как правило, психодрама используется при наличии у индивида характерологических, коммуникативных девиаций и «комплекса неполноценности». Человек в процессе игровой деятельности усваивает стереотипы поведения в различных жизненных ситуациях, апробирует их, выбирает наиболее подходящие и тем самым преодолевает коммуникационные проблемы. Трансактный анализ рассматривает личность человека как совокупность трех состояний «Я», условно названных Родитель, Взрослый и Ребенок. Основная цель трансактного анализа состоит в том, чтобы помочь индивиду понять особенности его взаимодействия с окружающими с помощью соответствующей терминологии и обучить его нормативному и оптимальному поведению.
Психотерапия (ПТ) является видом активного психологического воздействия на пациента, имеющего психопатологические симптомы и синдромы и находящегося в состоянии кризиса, фрустрации, стресса или душевной болезни. ПТ подразумевает как купирование болезненных клинических проявлений, так и коррекцию индивидуально-психологических свойств человека с целью вторичной профилактики психогенных (невротических, психосоматических) расстройств и заболеваний с помощью специальных способов ПТ воздействия, в частности используя измененные состояния сознания. При широком толковании термина «ПТ» под данным видом психологического воздействия имеют в виду все виды направленного психологического воздействия на индивида (консультирование, коррекцию и терапию). Виды психотерапии: Патогенетическая психотерапия осуществляется в 4 этапа. На 1 происходит преодоление неправильных представлений пациента о его болезни; на 2 — осознание психологических причин и механизмов болезни; на третьем — решение конфликта и на четвертом — реконструкция системы отношений личности. Логотерапия относится к гуманистическому направлению психотерапии и ставит своей целью терапию ноогенных неврозов с помощью приобретения утраченного человеком в силу каких-то причин смысла жизни. Задачей логотерапии становится восстановление или приобретение человеком потерянной духовности, свободы и ответственности, исходя из известной позиции А. Эйнштейна, выраженной в следующих словах: «Человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастлив, он вообще едва ли пригоден для жизни». Основой логотерапии становится исцеление души с помощью формирования осмысленного стремления к смыслу и даже к конечному смыслу (сверхсмыслу) в противовес стремлению к наслаждению или власти. В рамках психологии самореализации упор делается на выработку психологической стратегии максимально использовать в жизни собственный личностный потенциал, который включает в себя: индивидуально-психологические особенности; потенциальные возможности; аутентичность — способность познать истинные собственные потребности и возможности; способность принимать себя; потребность в любви. Позитивная психотерапия исходит из принципа обладания человеком способностью к саморазвитию и гармоничности. Основными целями позитивной психотерапии являются: 1)изменение представлений человека о себе, своих актуальных и базисных способностях; 2)познание традиционных для него, его семьи и культуры механизмов переработки конфликтов; 3)расширение целей жизни, выявление резервов и новых возможностей для преодоления конфликтных ситуаций и болезней. Для этих целей используется транскультурный подход к оценке тех или иных психологических феноменов и болезненных симптомов. Суть его заключается в предоставлении клиенту или пациенту информации об отношении к сходному с имеющимися у него психологическим проявлениям, симптомам, проблемам или болезням в иных культурах. Еще одним методом в позитивной психотерапии является позитивная интерпретация любых проблем и симптомов. Когнитивная терапия рассматривает механизмы возникновения различных эмоциональных феноменов в связи с имеющимися у пациента отклонениями в оценке реальной действительности в виде «систематических предубеждений». Считается, что эмоциональные расстройства возникают из-за «когнитивной уязвимости» — предрасположенности к стрессу в силу использования при анализе внешних событий жестко заданных иррациональных заблуждений («когнитивных искажений»). Среди них выделяются: 1) сверхгенерализация (неоправданное обобщение на основании единичного случая); 2)катастрофизация (преувеличение последствий каких-либо событий); 3)произвольность умозаключений (бездоказательность и противоречивость при вынесении умозакл.); 4)персонализация (склонность интерпретировать события в контексте личных значений); 5)дихотомичность мышления (склонность к использованию в мышлении крайностей); 6)выморочность абстрагирования (концептуализация ситуации на основе детали, извлеченной из контекста). Целью когнитивной терапии является исправление ошибочной переработки информации и модификация убеждений в сторону ее рационализации и выработки жизненной стратегии здравого смысла. Близкой по смыслу к когнитивной терапии считается рационально-эмотивная терапия, нацеливающаяся на искоренение когнитивных искажений и т. н. «иррациональных установок и мыслей». В соответствии с принципами рационально-эмотивной терапии со стороны клиента или пациента должен произойти «отказ от требований» к действительности и самому себе, основанных на иррациональных идеях (установках), которые делятся на четыре группы: установки долженствования («Люди должны быть честными», «Супруг должен быть верным»); катастрофические установки («Все ужасно и непоправимо»); установка обязательной реализации своих потребностей («Я должен быть счастлив»); оценочная установка. На логическом переубеждении клиента или пациента основан также метод рациональной психотерапии, направленный на обучение человека правильному мышлению, избегание логических ошибок и заблуждений с целью предотвращения невротических симптомов. Психотерапия «здравым смыслом» включает в себя, наряду с элементами рациональной психотерапии, становление многовариантного способа осмысления действительности. Он противопоставляется одновариантному (ригидному), являющемуся частью патологического мыслительного паттерна при т. н. каузальной атрибуции.
Реабилитация понимается как восстановление, активизация. Р — это система мер, имеющих своей целью возвращение индивида к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Виды реабилитации: Медицинская Р направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма или на возможное замедление прогрессирующего заболевания. Психологическая Р направлена на психическую сферу и имеет своей целью преодоление в сознании индивида с девиантным поведением представления о его ненужности и никчемности как личности. Профессиональная Р предусматривает обучение или переобучение индивида доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места. Бытовая Р имеет в виду предоставление нормальных условий жизни. Социальная Р — это процесс восстановления способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам. Под социально-экономической Р понимают комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение подростка причитающимися ему денежными выплатами, защиту его законных интересов и прав. Социально-педагогическая Р — это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования. Социально-педагогическая Р подростков с девиантным поведением реализуется, как правило, в специализированных учреждениях, которые называются реабилитационными центрами.
![]() |