Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Способы коррекции, реабилитации и терапии девиантного поведения



Основополагающими принципами в выборе тех или иных психокоррекционных, психотерапевтических методик в деятельности, направленной на исправление (искоренение, смягчение) отклонений в поведении человека, считаются:

1)принцип добровольности; 2)принцип осознанности; 3)принцип соответствия (адекватности);

4)принцип целесообразности; 5)принцип допустимости; 6)принцип гуманности.

Психологическая коррекция базируется на консультировании и предполагает целенаправленное психологическое воздействие на клиента или пациента с целью приведения его психического состояния к норме в случаях диагностики у него каких-либо характерологических девиаций или личностных аномалий, а также для освоения им какой-либо деятельности. ПК в клинической психологии и психотерапии направлена на активное внешнее вмешательство в формирование адекватного и искомого психического состояния человека, его активности и душевного комфорта, гармонизации его отношений с социальным окружением.

Выделяется пять видов стратегий ПК (Ю. С. Шевченко):

1. ПК отдельных психических функций и компонентов психики (внимание, память, конструктивное и вербальное мышление, фонематическое восприятие, ручная умелость, познавательная деятельность и т. д.) либо коррекция личности.

2.Директивная или недирективная стратегия ПК воздействия.

3.Коррекция, направленная на индивида или сконцентрированная на семье.

4.ПК в форме индивидуальных или групповых занятий.

5.ПК как компонент клинической психотерапии в комплексном лечении нервно-психических заболеваний либо как основной и ведущий метод психологического воздействия на человека с отклонениями в поведении и социальной адаптации.

ПК подразумевает выработку новых психологически адекватных и выгодных навыков в процессе специально разработанных тренинговых программ, среди которых наиболее известны аутотренинг, поведенческая (бихевиоральная) терапия, нейролингвистическое программирование, психодрама, трансактный анализ (Э. Берн).

Аутогенная тренировка (аутотренинг) — методика, направленная на овладение навыками психической саморегуляции с помощью релаксационных способов.

Поведенческая (бихевиоральная) психотерапия изобилует методиками, основанными на выработке условно-рефлекторной деятельности с целью купирования психопатологической симптоматики или навыков адекватных привычек взамен неадекватных, невротических. Происходит погружение человека в ситуацию, вызывающую страх (воображаемую или реальную), с формированием новой адекватной реакции на ситуацию и затуханием старой болезненной.

Методика, называемая «парадоксальной интенцией», направлена на изменение отношения пациента к фобиям за счет «переворачивания» этого отношения и доведения ситуации до абсурда (при эрейтофобии, страхе покраснеть — научение настроить себя так: «Ну, покажи-ка всем, как ты умеешь краснеть. Пусть все увидят, как это тебе удается»). Задача парадоксальной интенции — лишить эмоционально негативного подкрепления страхов, заменив их на иронию и юмор.

Нейролингвистическое программирование - система психологических манипуляций на основании изучения лингвистической метамодели человека. Для этого в нейролингвистическом программировании (НЛП) существует понятие модальности — наиболее типичном и характерном для индивида способе восприятия и отражения окружающей реальности. Выделяют три разновидности модальности: визуальная, аудиальная и кинестетическая. После выявления доминирующей модальности человека предполагается коррекция его поведения, которая может самим человеком осознаваться или не осознаваться. Цель программирования — выработка определенной стратегии поведении, желательной для человека или окружения.

В рамках нейролингвистического программирования используется несколько техник: «якорение», «взмах», «взрыв», «метафора». Основным же считается «рефрейминг» — переформирование личности, придание ей новой заданной формы.

В процессе психодрамы происходит разыгрывание человеком ролей с целью изучения внутреннего мира и выработки навыков оптимального социального поведения. Как правило, психодрама используется при наличии у индивида характерологических, коммуникативных девиаций и «комплекса неполноценности». Человек в процессе игровой деятельности усваивает стереотипы поведения в различных жизненных ситуациях, апробирует их, выбирает наиболее подходящие и тем самым преодолевает коммуникационные проблемы.

Трансактный анализ рассматривает личность человека как совокупность трех состояний «Я», условно названных Родитель, Взрослый и Ребенок. Основная цель трансактного анализа состоит в том, чтобы помочь индивиду понять особенности его взаимодействия с окружающими с помощью соответствующей терминологии и обучить его нормативному и оптимальному поведению.

 

Психотерапия (ПТ) является видом активного психологического воздействия на пациента, имеющего психопатологические симптомы и синдромы и находящегося в состоянии кризиса, фрустрации, стресса или душевной болезни. ПТ подразумевает как купирование болезненных клинических проявлений, так и коррекцию индивидуально-психологических свойств человека с целью вторичной профилактики психогенных (невротических, психосоматических) расстройств и заболеваний с помощью специальных способов ПТ воздействия, в частности используя измененные состояния сознания. При широком толковании термина «ПТ» под данным видом психологического воздействия имеют в виду все виды направленного психологического воздействия на индивида (консультирование, коррекцию и терапию).

Виды психотерапии:

Патогенетическая психотерапия осуществляется в 4 этапа. На 1 происходит преодоление неправильных представлений пациента о его болезни; на 2 — осознание психологических причин и механизмов болезни; на третьем — решение конфликта и на четвертом — реконструкция системы отношений личности.

Логотерапия относится к гуманистическому направлению психотерапии и ставит своей целью терапию ноогенных неврозов с помощью приобретения утраченного человеком в силу каких-то причин смысла жизни. Задачей логотерапии становится восстановление или приобретение человеком потерянной духовности, свободы и ответственности, исходя из известной позиции А. Эйнштейна, выраженной в следующих словах: «Человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастлив, он вообще едва ли пригоден для жизни». Основой логотерапии становится исцеление души с помощью формирования осмысленного стремления к смыслу и даже к конечному смыслу (сверхсмыслу) в противовес стремлению к наслаждению или власти.

В рамках психологии самореализации упор делается на выработку психологической стратегии максимально использовать в жизни собственный личностный потенциал, который включает в себя: индивидуально-психологические особенности; потенциальные возможности; аутентичность — способность познать истинные собственные потребности и возможности; способность принимать себя; потребность в любви.

Позитивная психотерапия исходит из принципа обладания человеком способностью к саморазвитию и гармоничности. Основными целями позитивной психотерапии являются:

1)изменение представлений человека о себе, своих актуальных и базисных способностях;

2)познание традиционных для него, его семьи и культуры механизмов переработки конфликтов; 3)расширение целей жизни, выявление резервов и новых возможностей для преодоления конфликтных ситуаций и болезней.

Для этих целей используется транскультурный подход к оценке тех или иных психологических феноменов и болезненных симптомов. Суть его заключается в предоставлении клиенту или пациенту информации об отношении к сходному с имеющимися у него психологическим проявлениям, симптомам, проблемам или болезням в иных культурах. Еще одним методом в позитивной психотерапии является позитивная интерпретация любых проблем и симптомов.

Когнитивная терапия рассматривает механизмы возникновения различных эмоциональных феноменов в связи с имеющимися у пациента отклонениями в оценке реальной действительности в виде «систематических предубеждений». Считается, что эмоциональные расстройства возникают из-за «когнитивной уязвимости» — предрасположенности к стрессу в силу использования при анализе внешних событий жестко заданных иррациональных заблуждений («когнитивных искажений»). Среди них выделяются:

1) сверхгенерализация (неоправданное обобщение на основании единичного случая);

2)катастрофизация (преувеличение последствий каких-либо событий);

3)произвольность умозаключений (бездоказательность и противоречивость при вынесении умозакл.);

4)персонализация (склонность интерпретировать события в контексте личных значений);

5)дихотомичность мышления (склонность к использованию в мышлении крайностей);

6)выморочность абстрагирования (концептуализация ситуации на основе детали, извлеченной из контекста).

Целью когнитивной терапии является исправление ошибочной переработки информации и модификация убеждений в сторону ее рационализации и выработки жизненной стратегии здравого смысла.

Близкой по смыслу к когнитивной терапии считается рационально-эмотивная терапия, нацеливающаяся на искоренение когнитивных искажений и т. н. «иррациональных установок и мыслей». В соответствии с принципами рационально-эмотивной терапии со стороны клиента или пациента должен произойти «отказ от требований» к действительности и самому себе, основанных на иррациональных идеях (установках), которые делятся на четыре группы: установки долженствования («Люди должны быть честными», «Супруг должен быть верным»); катастрофические установки («Все ужасно и непоправимо»); установка обязательной реализации своих потребностей («Я должен быть счастлив»); оценочная установка.

На логическом переубеждении клиента или пациента основан также метод рациональной психотерапии, направленный на обучение человека правильному мышлению, избегание логических ошибок и заблуждений с целью предотвращения невротических симптомов.

Психотерапия «здравым смыслом» включает в себя, наряду с элементами рациональной психотерапии, становление многовариантного способа осмысления действительности. Он противопоставляется одновариантному (ригидному), являющемуся частью патологического мыслительного паттерна при т. н. каузальной атрибуции.

 

Реабилитация понимается как восстановление, активизация. Р — это система мер, имеющих своей целью возвращение индивида к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Виды реабилитации:

Медицинская Р направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма или на возможное замедление прогрессирующего заболевания.

Психологическая Р направлена на психическую сферу и имеет своей целью преодоление в сознании индивида с девиантным поведением представления о его ненужности и никчемности как личности.

Профессиональная Р предусматривает обучение или переобучение индивида доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места.

Бытовая Р имеет в виду предоставление нормальных условий жизни.

Социальная Р — это процесс восстановления способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам.

Под социально-экономической Р понимают комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение подростка причитающимися ему денежными выплатами, защиту его законных интересов и прав.

Социально-педагогическая Р — это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования. Социально-педагогическая Р подростков с девиантным поведением реализуется, как правило, в специализированных учреждениях, которые называются реабилитационными центрами.

 

 



Просмотров 1818

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!