Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Социально-технологический подход к рекламному воздействию



Рассматривая рекламу в рамках социологического подхода, ее традиционно определяют, прежде всего, как социальную комму­никацию. Это вполне объяснимо и справедливо. Безусловно, рек­лама — одна из разновидностей социальных коммуникаций. Наи­более очевидное назначение рекламы — установление связи (ком­муникации) между производителем (продавцом) какого-то «предложения», вынесенного на один из рынков (потребитель­ских товаров и услуг, труда, политический и пр.), и целевой ауди­торией этого предложения. Но, анализируя рекламу с позиций со­циологии управления, такой подход представляется слишком «не­специфичным», не отражающим особенностей процесса рекламного воздействия в системе социального управления. Поэто­му чрезвычайно актуальным представляется нам идентификация

рекламы не просто как одного из видов социальной коммуника­ции, но и как одной из социальных технологий. Понятие социаль­ной коммуникации и социальной технологии не противостоят друг другу, скорее наоборот — при определенных условиях соци­альная коммуникация перестает быть просто коммуникацией в «антропологическом» смысле этого слова, т.е. как совершаемой человеком и в целом контролируемой им связи с другими компо­нентами социальной реальности. Коммуникация, использующая человека как «участника программы», участника, не контролиру­ющего объем и характер передаваемой ему информации в рамках такой программы, позволяет перейти от определения «коммуни­кация» к определению «социальная технология».

Термин «технология» (от греч. «техно» — мастерство, умение) к концу XX века стал применяться при описании самых различных областей деятельности. Если сто лет назад это слово использовалось почти исключительно при описании производственных процессов, то в настоящее время в энциклопедиях, словарях печатаются статьи «технология карьеры», «технология предпринимательства», «техно­логия управления», «медицинские технологии», «педагогические технологии», «соционические технологии». Слово «технология» фи­гурирует все чаще в публикациях и даже в названиях организаций, связанных так или иначе с воздействием на общественное сознание и поведение. В целом же, отмечается значительный рост технологи­ческих ориентации, подходов в науках и областях деятельности, да­леких от собственно технических. Это не случайно, так как в основе технологического подхода лежит стремление упорядочить в прост­ранстве и времени некоторые явления и процессы. Причем упорядо­чение это происходит не только на основе научной рефлексии, но и повседневного мышления и практики, поскольку непроходимой границы между научным и обыденным знанием нет, еще А. Эйн­штейн подчеркивал, что «вся наука является ничем иным, как усо­вершенствованием повседневного мышления». Технология, однако, появляется там, где есть стремление субъекта какого-то процесса до­вести упорядоченность некоторой деятельности до уровня стандар­тизации, «рецепта», алгоритма, который позволил бы с минималь­ной адаптацией воспроизвести действия и достичь запланированно­го социального результата. Закономерность появления социальных технологий связана с возникшей в XX веке необходимостью быстро­го и крупномасштабного тиражирования новых видов деятельности, Новых проектов, моделей поведения, стереотипов и установок в ус­ловиях массового общества.Общее определение «технологии» — это способ соединения материальных, нематериальных и личностных факторов какого-либо процесса в единую систему, создающую заранее заданный полезный результат. Технология — соединения некоторых «тех­ник» в единую, целенаправленно работающую систему, техноло-гизация применима, в принципе, в любой сфере человеческой жизнедеятельности. Технологический подход предполагает ори­ентацию на постижение роли принципов, стандартизации, ре­цептуры, обеспечивающих воспроизводимость результатов. В об­щем виде технологическое познание связано с анализом конкрет­ных повседневных ситуаций для определения и организации сил и средств достижения социального результата. Система техноло­гических знаний обеспечивает воспроизводимость получаемых результатов при условии выполнения определенной последова­тельности действий и использования необходимых средств дея­тельности [116, с. 15].

В социологии любые технологии рассматриваются как соци­альный продукт, т.к. они являются следствием принятия и реали­зации решений в процессе человеческой деятельности и, в конеч­ном счете, результатом социальных процессов. Так, Г. Маркузе оп­ределял технологию как форму общественного контроля и господства [100, с. 211]. Но не любой «социальный продукт» по­добного рода можно определить как «социальную технологию». Так определить технологию можно в том случае, если «упорядочи­ваемые» до технологического уровня явления и процессы есть яв­ления и процессы «социальные», т.е. имеющие место в социумах. Образно говоря, социальная технология — это упорядоченная по­следовательность действий по «обработке» социума или, что кор­ректнее, некий алгоритм воздействия, предусматривающий стан­дартизированный набор процедур и операций, позволяющих ока­зать на определенный социум запланированное воздействие.

Словосочетание «социальная технология» стало использоваться в нашей стране относительно недавно, с начала 80-х годов XX ве­ка. Но. если обратиться к теории и практике разработки систем и методов рационального воздействия на социальные процессы, получившей название «социальная инженерия», то соответствую­щие практики и теоретические разработки известны с 20-х годов XX века. Собственно, слово «технология» является одним из воз­можных переводов слова « engeneering». Другой перевод — «инже­нерия». В зарубежных публикациях используется как «social enge­neering», так и «social technologies».

К. Поппер считал, что первым термин «социальная инжене­рия» использовал американский юрист и социолог Роско Паунд, развивая концепцию рационального использования правовых ме­ханизмов в целях частных социальных преобразований [118, с. 261]. Но, видимо, еще раньше ввели в публикации этот термин английские экономисты-социалисты Сидней и Беатрис Веббы, придерживающиеся так называемого «фабианского» направления социального реформизма, сутью которого было внесение посте­пенных, «поэлементных» улучшений в положение рабочего класса и всю социальную систему. В работах самого К. Поппера социаль­ная технология — способ применения теоретических выводов со­циологии для выработки и реализации способов и методов соци­ального управления. «Подобно тому, как основной задачей инже­нера физика является проектирование, усовершенствование и эксплуатация машин, задача социального инженера состоит в проектировании и реконструкции социальных институтов, а так­же в управлении ими» [117, с. 76]. Но, вместе с тем, взгляды Поп-пера на возможности технологизации социального управления на макроуровне были все же скептическими. Он различал «частную» социальную технологию, рассчитанную на решение локальных социальных задач (предотвращение кризисов, совершенствование социальной структуры), и «утопическую», которая стремится пре­образовать общество в целом. Последняя, по его мнению, приво­дит к потрясениям и вообще возможна только в условиях тотали­тарного общества. Возможности воздействия на крупномасштаб­ные социальные процессы, явления у человека ограничены окружающей его социальной средой, во многом непредсказуемой. Кроме того, «возможности властвования» ограничены и демокра­тическими институтами общества. Поэтому только отдельные ин­ституты могут стать сферой деятельности «социального инженера» [П8, с. 353]. Узко направленная, «поэлементная», «пошаговая» со­циальная технология (piecemeal engeneering) действительно явля­ется научно обоснованным и эффективным средством социально­го воздействия.

В нашей стране «социальная инженерия» («социальный конст-РУктивизм») стала популярной в 20-х годах в связи со становлени­ем теории и практики научной организации труда (НОТ). Во главе этих разработок стоял А. К. Гастев, назначенный в 1920 г. директо­ром Института труда. Основной своей задачей он считал разработ­ку методов формирования большой массы работников «нового типа» Из имеющегося на тот момент «неурегулированного человеческогопотока». Это должны быть «культурные работники», причем не только в смысле «культуры производства», но и культуры быта, поведения, взаимоотношений [80, с. 191]. Методы интернализа-ции такой культуры в рядового исполнителя и пытался разрабаты­вать А. Гастев.

Сегодня одновременно используется несколько схожих поня­тий, иногда воспринимающихся почти как идентичные: социаль­ная технология, социальная инженерия, социальное проектиро­вание. Им уделяется довольно заметное внимание в социальной теории и практике, все они считаются проявлениями тенденции к «технологизации» социального пространства и социальных про­цессов, которая считается некоторыми специалистами вообще са­мым перспективным направлением социального развития в XXI веке [54, с. 13]. Но ясности ни в понятийном аппарате, ни в содер­жании тех социальных действий, которые можно отнести к «тех­нологии», «инженерии» или «конструированию», нет.

Социальная инженерия определяется порой очень широко — как часть социологической науки, агрегирующая те специфичес­кие знания, которые направляют, приводят в порядок и оптими­зируют процесс создания, модернизации и воспроизведения но­вых («искусственных») социальных реальностей. Но более праг­матический взгляд на социальную инженерию соотносит ее сегодня с управленческим консалтингом, концентрирующимся вокруг применения результатов прикладной социологии к изме­нению организационных структур, стиля руководства, системы отношений на производстве и т.д.

Социальное проектирование рассматривается как создание инди­видом, группой или организацией проекта какого-то действия, на­правленного на достижение социально значимой цели и локализо­ванного по месту, времени и ресурсам [96, с. 7]. Более лаконичные (но более претенциозные) определения отождествляют социальное проектирование с созданием проектов социальных объектов, соци­альных качеств, социальных процессов и отношений [89, с. 8], со­зданием моделей общественных явлений, социальных институтов, систем управления и даже «новых форм социального устройства и общественной жизни» [99, с. 6]. Естественно, что столь широкие оп­ределения позволяют отнести к социальному проектированию столь разнохарактерные действия, как создание проектов художест­венных выставок «Москва-Париж» и «Москва-Берлин», разработку законов социальной направленности, хэппенинги и перфомансы, даже телеконкурс «Фабрика звезд» и телешоу «Последний герой».

Социальная технология в этом ряду занимает, с нашей точки зрения, более скоромное, но более прагматичное место. Это мес­то — рационализация процесса социального воздействия на уп­равляемую систему, позволяющая не только достичь цели воздей­ствия в данном конкретном случае, но и воспроизвести воздейст­вие и получить аналогичный эффект в случае схожести объекта, цели и условий. Поэтому, если попытаться соотнести социальную технологию и социальное проектирование, то технология — «ин­струментальная» часть проектирования: в процессе создания про­екта субъект проектирования формализует, «расчленяет» реальные процессы по конструированию и внедрению социального ново­введения до уровня однозначно выполняемых процедур и опера­ций (насколько такая «однозначность» вообще возможна приме­нительно к объектам социальной природы). Тогда социальная тех­нология превращается в технологию социального проектирования. Но нам представляется, что социальная технология выходит за рамки социального проектирования, если только не ставить знак равенства между ним и социальным управлением в целом. В прин­ципе, такое тоже возможно, поскольку управление предполагает целеполагание, т.е. фактически — некий «проект» будущего состо­яния управляемой системы, но в таком случае не было бы необхо­димости в двух терминах.

В современной социологии нет единства относительно опреде­ления социальной технологии. Л.Г. Ионин определяет социаль­ную технологию как совокупность приемов, методов воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в процессе со­циального планирования и развития, решения социальных про­блем [59]. Кравченко и Тюрина понимают социальную техноло­гию гораздо более узко — как вид прикладного социологического исследования, отработанного в своих деталях настолько тщатель­но, что возможно многократное использование алгоритмов такого исследования на различных социальных объектах [82, с. 701]. Практически речь идет о локализации социальных технологий в сфере собственно социологии, идентификации их как некоторых стандартизированных стратегий и практик профессиональной со­циологической деятельности. В этом случае, по нашему мнению, можно говорить скорее о «социологической», а не социальной тех­нологии — стандартизированном алгоритме типового социологи­ческого исследования.

Большинство же авторов разделяют широкий взгляд на соци­альную технологию как на «область конструирования различныхсредств для решения социальных проблем» [116, с. 15], как на ра­циональные способы и приемы социального действия, совокуп­ность операций и процедур социального воздействия для получе­ния оптимального социального результата [54, с. 17, 26]. Удачно такой подход выразила В.И. Подшивалкина. Для нее социальная технология — инструментальная, искусственная система, которая является результатом целенаправленной человеческой деятельно­сти и создается для решения задач в некоторой проблемной обла­сти. Связи, которыми обеспечивается единство инструменталь­ной системы, лежат вне сферы ее материального носителя, но в сфере тех задач, для которых она предназначена. Системообразу­ющим фактором социальной технологии выступает смысл дея­тельности [116, с. 142].

Собственно, и сторонники «узкого» взгляда на социальную технологию — Кравченко и Тюрина — в конце концов называют как важнейшую черту социальной технологии то, что она дает воз­можность многократного использования отработанных стандарт­ных алгоритмов для решения типовых задач социального управле­ния. Другой вопрос, что в разработке и применении социальных технологий именно социологу может принадлежать особо значи­мая роль. В таком контексте можно вспомнить, например, о так называемой «дизайн-социологии», в которой социологу отдается роль «социального архитектора», формулирующего и обосновы­вающего цели социального развития, в том числе и на макроуров­не. Концепция эта была выдвинута в 1983 г. Б. Ван Штинберге-

ном.

В технологизации социального управления, в построении его на рациональных началах, подобно управлению техническими си­стемами, некоторые социологи видели опасность отчуждения «че­ловеческого элемента» от социального процесса, когда деятель­ность человека превращается в формально-исполнительскую, не связанную с его собственным целеполаганием, моральным созна­нием. Отчетливо эта точка зрения прослеживается у Г. Маркузе. Он подчеркивал, что когда человек начинает считать основным во­просом не метафизический «Что есть?», а функциональный «Ка­ким образом?», то реальность «превращается в систему средств; метафизическое «бытие-как-таковое» уступает место «бытию-ин­струменту» [100, с. 203]. Но такая позиция не бесспорна. Ю. Ха-бермас, например, считал точку зрения Маркузе, что «инстру-ментализация вещей» автоматически превращается в «инстру-ментализацию человека» [100, с. 213], слишком категоричной.

По его мнению, наука и техника сами по себе не могут выполнять роль собственно социального проекта, они лишь обслуживают функциональные потребности системы [165]. Вместе с тем, в рам­ках теории коммуникативного действия, он подчеркивал опас­ность превращения «просвещенного действия» в общественных интересах (т.е. разработанных на научных основах способах реше­ния актуальных для общества практических задач) в «инструкции по управлению», данные управляющим, но не обращенные к «со­знанию коммуницирующих граждан».

Мы поддерживаем ту позицию, которая относит к социальным технологиям системы типовых взаимосвязанных процедур и опера­ций, с высокой степенью вероятности позволяющих достичь заранее заданного социального результата (изменения в сознании, состоя­нии, поведении или деятельности социума). При этом социальная технология отличается от обычной социальной практики, т.к. предполагает теоретическое осмысление практики, идентифика­цию типовых этапов и процедур, их агрегирование в единую по­следовательность социально значимых действий. В целом, мы присоединяемся к точке зрения Ю. Хабермаса, что любая обезли­ченная операционализация воздействия на социальные процессы повышает риск манипулирования «сознанием коммуницирующих граждан» и их поведением, когда человек из субъекта социального действия превращается в «человеческий фактор», который нужно учитывать при управлении таким действием. Но, вместе с тем, ре­шение многих практических вопросов социального бытия совре­менного человека приватным способом, без использования инст­рументальных систем социального воздействия, практически не­возможно, хотя бы вследствие массовости имеющих место социальных явлений и процессов. Можно на эмоциональном уровне понять культуролога, негодующего, что в педагогическом ВУЗе преподается предмет «Технология общения с детьми»: «Если это становится технологией, то нетехнологических социальных Действий больше нет», поясняя далее свою мысль на примере «операционализации» любви, редукции ее к сексу, а затем и к тех-носексуализму [90, с. 24]. Но оставаясь в поле целерациональных социальных действий, трудно предполагать, что все студенты пе­дагогического института обладают коммуникативным талантом Я. Корчака, А.С. Макаренко или хотя бы той единственной «лю­бимой учительницы», которая была у абсолютного большинства Детей. Но гарантировать социально приемлемый минимум пра­вильно выстроенного общения с ребенком во всех дошкольныхили школьных учреждениях его работник профессионально обя­зан. «Технологический подход» позволяет воспроизводить лучший коммуникативный опыт пусть не на идеальном, но на социально приемлемом уровне, что, впрочем, не исключает и «частного под­хода» в общении с ребенком, если для этого есть возможности.

Итак, подводя некоторый итог, выделим системные черты со­циальной технологии:

• это способ воздействия на социум в целях его изменения;

• способ этот представляет собой последовательный алгоритм действий (операций, процедур),

• действия эти специально разрабатываются и планируются,

• соответствующие решения принимаются на основе знаний и практического опыта в области социального воздействия,

• при разработке типовые операции и процедуры, предусмотрен-

ные алгоритмом, адаптируются к конкретным особенностям

субъекта и объекта социального воздействия.

Реклама вполне может быть идентифицирована как социаль­ная технология. Это, без сомнений, специфический способ воз­действия на социум (рекламную аудиторию) с целью изменить со­стояние или поведение этого социума по определенному направ­лению его активности. Рекламное воздействие представляет собой последовательность четко детерминированных этапов. Действия на каждом из этапов, так же как и вся цепочка в целом, специально разрабатываются. Их разработка и реализация плани­руются. Имеет место обоснование принимаемых на каждом из этапов решений на основе специальных исследований или обоб­щения практического опыта. Безусловно, общие рекомендации и принципы разработки рекламной продукции, ее трансляции на аудитории адаптируются в каждом конкретном случае к особен­ностям как рекламируемых предложений, так и рекламных ауди­торий. В конце концов, реклама в достаточной степени гаранти­рует сходное поведение типовых рекламных аудиторий в типовых ситуациях. Все перечисленное позволяет отнести рекламу к соци­альным технологиям.

«Технологический подход» к рекламированию уже встречался в литературе. Так, В. Коломиец определял рекламу как интеллекту­альное (духовное) высокотехнологическое производство образов и стереотипов, которые регулируют поведение человека [75]. На «технологичность» самого рекламного процесса, существование типовых приемов рекламной деятельности обращал особое вни­мание И.Л. Викентьев — автор популярного среди рекламистов

пособия по созданию эффективной рекламы на основе теории ре­шения изобретательских задач (ТРИЗ) [25]. Реклама также опре­делялась в литературе как одна из «гуманитарно-технологических отраслей», задача которой — не только «двигать торговлю», но и «создавать, образовывать, обрабатывать, либо изменять правила и рамки сообщений и взаимоотношений людей согласно вызовам внешней среды» [112]. Из этого не очень удачно сформулирован­ного, на наш взгляд, определения, тем не менее можно понять, что реклама рассматривается авторами именно как технологический способ изменения информационной среды и информационных связей в обществе и, как следствие, изменения системы взаимоот­ношений людей.

Как социальная технология впрямую идентифицировалась не реклама, а «паблик рилейшнз» в работе Ю.П. Сурмина и Н.В.Ту-ленкова. При этом, они рассматривали PR не как одну из марке­тинговых коммуникаций, а как элемент гражданского общества, определив их как специально организованные подсистемы связи между органами управления разного уровня, предприятиями и ор­ганизациями, производящими и реализующими различные това­ры и услуги, с одной стороны, и социальными группами, чье об­щественное мнение значимо [143, с. 290]. Вопрос об отнесении «паблик рилейшнз», по крайней мере, в их практически сложив­шемся качестве, к элементам гражданского общества сам по себе весьма дискуссионен. Мы рассматриваем эту технологию как одну из тех, которая, направлена на формирование, по выражению А. Турена, «программированного общества», а не «всеведущего граж­данина». Но в данном случае обращает на себя внимание тот факт, что реклама как таковая не рассмотрена авторами этой фундамен­тальной работы как социальная технология, а упоминается вскользь в контексте PR-воздействия.

Итак, как социальная технология в контексте социологии уп­равления реклама сколь-нибудь подробно и системно не рассмат­ривалась. Далее нами будет проведен такой анализ, вычленен ал­горитм рекламы как социальной технологии.

Напомним, что ранее реклама была определена нами как един­ство рекламной деятельности и рекламного сообщения. «Реклама как социальная технология», по нашему мнению, соотносится, прежде всего, с рекламной деятельностью. Процесс этой деятель­ности на основе теоретического знания и обобщения практики «технологизируется», т.е. расчленяется на ряд модулей, в рамках которых осуществляются определенные действия, решаютсяопределенные задачи. В результате этого технологического про­цесса появляется, во-первых, рекламное сообщение. Возникает вопрос, можно ли рассматривать рекламное сообщение (плакат, ролик) как социальный проект (так называемый «минипроект»), предлагающий некоему социуму (рекламной аудитории) разре­шить его проблему данным способом (добиться поощряемой об­ществом белизны зубов с помощью пасты XXX). Тогда, говоря о рекламе как о социальной технологии, мы фактически говорим о технологии проектирования рекламных сообщений как особого рода текстов, рассчитанных на социальное воздействие. Думается, что, несмотря на привлекательность подобного подхода в смысле его нестандартности, глубоких оснований для определения рек­ламного сообщения как социального проекта нет. Социальный проект разрабатывается его автором изначально как «целевая ав­торская конструкция позитивного социального нововведения» [96, с. 37]. Обязательная характеристика социального проекта — положительное воздействие на людей по своему социальному зна­чению [96, с. 36]. Рекламное же сообщение создается, в большин­стве случаев, не как социальный проект, а как коммерческое сооб­щение, восхваляющее какое-то предложение с целью его коммер­ческой реализации. Социальные функции рекламы как института являются для нее не первичными, а производными, возникающи­ми фактически независимо от намерений или усилий самих рек­ламистов.

Схожае по форме с некоторыми видами социальных проектов, большая часть рекламных сообщений представляет собой так на­зываемые «псевдопроекты». Псевдопроект — симулякр проекта, «форма, которой прикрывается другое содержание» [96, с. 81]. Псевдопроект — это, по выражению В.А. Лукова, «декорации де­ятельности, изображение позитивных результатов там, где они не были достигнуты». Рекламной аудитории предлагается проект пе­ремен, но реального социального эффекта эти перемены не обес­печивают. Жизненный успех, в конечном счете, не определяется ни количеством съеденных таблеток «Рондо», ни используемой маркой зубной пасты. Чай «Беседа» сам по себе не поможет уста­новить социальные контакты, а подведенные модной тушью глаза не гарантируют нахождения брачного партнера или хотя бы парт­нера для секса. Значительная часть рекламных сообщений, явля­ясь по форме социальными проектами, в реальности — «потем­кинские деревни». По удачному выражению современного иссле­дователя, «познание того, что наличествует, заменяется

проектированием того, что отсутствует» [90, с. 88]. Причем такая характеристика касается, в первую очередь, именно социального дискурса рекламы, возможность серьезных искажений в товарном дискурсе предотвращается, вообще-то, законом «О рекламе» (по­нятия недостоверной, недобросовестной рекламы и т.п.).

Есть и еще одно возражение против того, чтобы считать рекла­му социальным проектированием. Рекламная деятельность не за­ключается в создании только текста (в семиотическом, естествен­но, смысле этого слова). Как уже говорилось, существует еще кри­тически важная проблема трансляции этого текста на аудиторию. Как особая задача может быть выделено и определение реакции ау­дитории на сообщение. Поэтому «реклама как социальная техно­логия» шире, чем «технология создания рекламного сообщения». Наконец, реклама — не только создание проекта, но, главное, его реализация. Без реализации, собственно, и рекламы нет, она оста­ется действительно «проектом сообщения». Поэтому мы считаем, что предпочтительнее использовать относительно рекламы термин «социальная технология» и не «социальное проектирование».

Реклама как социальная технология — это алгоритм (последо­вательность этапов и операций) оказания социального влияния на рекламную аудиторию с целью изменения ее психологических или поведенческих характеристик. Составной частью в этот алгоритм может, в некоторых случаях, входить создание социального проек­та в виде рекламного сообщения (текста), презентируюшего ауди­тории некую возможность улучшить свою жизнь. Социальный дискурс этого сообщения презентирует возможности изменения положения человека в социальном пространстве, изменения его социальной реальности. Товарный дискурс рекламного сообще­ния предлагает ему ту вещь, услугу, идею, посредством которой можно добиться желаемого социального изменения. Но большая часть рекламных сообщений может быть идентифицирована как «псевдопроекты», обещающие, но не приносящие рекламной ау­дитории ожидаемого социального результата.

При идентификации рекламы как социальной технологии воз­никает вопрос, не противоречит ли это институциональному под­ходу к рекламе, достаточно распространенному в рамках структур­ной парадигмы. Продуктивным в этом смысле нам представляется подход к социальным технологиям, заявленный Ю.П. Сурминым и Ю.П. Туленковым. Они определяют социальные технологии как институциональные образования с присущими этим образованиям Функциями, нормами, механизмами [143, с. 24]. О социальнойтехнологии в полной мере можно говорить лишь тогда, когда она оформлена, пусть и в неявном виде, в достаточно устойчивую и стабильную систему, реализующую определенные социальные

функции.

Реклама как объект социологического изучения может быть одновременно определена и как социальная коммуникация, и как социальный институт, и как социальная технология. Причины справедливости каждого из таких определений уже рассматрива­лись выше. Но в данном случае мы хотим подчеркнуть то, что как системный объект реклама представляет собой непротиворечивое единство всех трех сущностей. Институциональная ее трактовка характеризует рекламу как особую форму организации совмест­ной жизнедеятельности людей по критически важному направле­нию. Коммуникативные определения рекламы выделяют «ядро» этого института — установление определенного характера связей между социальными акторами. Наконец, идентификация рекла­мы как социальной технологии позволяет вычленить процессу­альную сторону, механизм, приводящий к целенаправленным из­менениям объекта рекламного воздействия.

Социология

потребления как основание рекламного воздействия

4.1. Потребление как социально детерминированный процесс

Рассматривая рекламное воздействие, теоретики и практики рекламы, начиная еще с В. Паккарда (работа 1957г. [113]), концен­трируются, в первую очередь, на выявлении его психологических основ. Этому посвящено значительное число публикаций. В биб­лиографическом указателе книг по рекламе и PR, подготовленном Российской государственной библиотекой, даже выделен соответ­ствующий тематический раздел [124]. Мало того, в 1996 г. Инсти­тутом психологии РАН была проведена академическая научная конференция по данной проблематике. Ничего подобного не на­блюдается в области социологии рекламного воздействия. Между тем, еще в 50-х годах XX века американец Э. Вейс, директор круп­ной рекламной фирмы (т.е. явный «практик рекламы»), счел нуж­ным сказать, что именно социальные познания помогают рекла­мистам «забыть о трюках и сосредоточиться на реальных причинах того, почему люди покупают товары».

Наиболее очевидная причина того, «почему люди покупают то­вары» — потребности человека. По сути своей, потребность — тре­бование, выдвигаемое человеком к своему внутреннему миру и внешней среде, обусловленное необходимостью жизнедеятельно­сти. Человек не может жить без воздуха, воды, пищи и т.д., соот­ветственно появляется потребность в них. Она ощущается челове­ком как некоторое психическое и физиологическое напряжение или дискомфорт, расхождение между желаемым и действитель­ным состоянием. Ф. Котлер определяет потребность как «испыты­ваемый человеком недостаток в чем-то необходимом» [79, с.22]. Обратим внимание, что данное определение отнесено переводчи­ком к термину «нужда». Но термин human need логичнее, на наш взгляд, перевести как потребность, потому как следующий рас­сматриваемый Котлером термин из данной логической цепоч­ки — human want («человеческое хотение»), переведенный как «потребность», — лучше по смыслу перевести как «желание». Желание — «потребность, принявшая специфическую форму всоответствии с культурным уровнем и индивидуальностью чело­века», т.е. ощущаемый человеком недостаток какого-то конкрет­ного блага или типа благ. Такой же перевод терминологии Ф. Кот-лера дается и некоторыми российскими переводчиками [92]. В психологии или экономике такое расхождение между желаемым и имеющимся часто обозначают словом «дефицит», в теории сис­темного анализа более принято понятие «проблема». Именно ощущение дефицита, осознание существования проблемы застав­ляет человека действовать в направлении ее решения, преодоле­вать возникший дискомфорт. Когда человек перестает ощущать потребности — он умирает, поскольку ему нет необходимости жить, т.е. взаимодействовать с окружающим его миром. Потреб­ности лежат в основе мотивации любого акта человеческого пове­дения. Потребление — процесс удовлетворения потребностей. За­дача социолога, анализирующего потребление, — выявить его со­циальные детерминанты.

Эти детерминанты, по нашему мнению, следует искать не в по­ле собственно потребностей, а в поле тех благ (типов благ), по­средством которых они удовлетворяются. Благо — некоторый ма­териальный или нематериальный объект, обладающий способно­стью ликвидировать дефицит, решить проблему. Если это благо приобретается через рынок, то перед нами — то самое «предложе­ние», которым маркетолог Ф. Котлер предлагал заменять «товар» при анализе современного рынка. Потребление как раз и пред­ставляет собой процесс извлечения человеком полезных для него свойств из блага.

Именно выбор благ для удовлетворения потребностей соци­ально детерминирован, тогда как перечень потребностей факти­чески одинаков для разных социальных групп. Впрочем, список потребностей, их типология — постоянный предмет дискуссий. Выразительно пишет об этом крупнейший теоретик маркетинга — Ж.-Ж. Ламбен: «Понятие потребности — термин, вокруг которого происходит бесконечная полемика, так как он содержит в себе элементы субъективного суждения, основанного иногда на мора­ли или идеологии. Помимо жизненно важного минимума, вос­принимаемого всеми, — который, однако, никто не пытается оп­ределить, — действительно ли необходимо разнообразить свой ра­цион питания, дабы удовлетворить вкусам, путешествовать из любопытства или уделять время развлечениям?» [92, с. 57]. В целях упорядочения «списка потребностей», а на самом деле — в целях структуризации потребительского поведения человека, специалисты

разработали немало схем потребностей. Есть предложения выде­лять «родовые» и «производные» потребности, абсолютные и от­носительные, естественные и искусственные, явные (действитель­ные) и латентные (воображаемые) потребности, осознанные и не­осознанные. По сути, различие между группами потребностей исследователи, так или иначе, видят в следующем — считать ли ту или иную потребность «требованием природы» или она — «требо­вание социальной жизни». Первая группа — это, условно говоря, «базовые потребности», «настоящие потребности», вторая — «производные», «искусственные» потребности.

Но вопрос, по нашему мнению, вообще должен быть поставлен по-другому. Все те «дефициты», которые можно идентифициро­вать как потребность, детерминированы природой человека. Но природа человека — двойственна. С одной стороны, он существо биологическое, с другой — социальное. Поэтому и «природные», и «социальные» человеческие потребности — одинаково «настоя­щие», они объективны. Человек не может осуществлять свою жиз­недеятельность не только без воды, пищи и т.д., но и без отноше­ний с другими людьми. Не только потребности в воде, пище, но и в межличностных отношениях, членстве в группе одинаково объ­ективны для человека. Субъективны же, хотя в то же время и де­терминированы социально, не потребности, а те нормы, стандар­ты, образцы благ, посредством которых человек желает удовлетво­рить свои потребности, по сути, желание определяет форму удовлетворения потребности. Субъективны, таким образом, жела­ния. Современный автор, анализируя желание с позиций филосо­фии, отмечает, что, с одной стороны, желание — объективное ка­чество, а не субъективная реакция. Но, с другой стороны, в нем проявляется субъективность человека. Желание для субъекта есть одновременно и ценностная задача, и неповторимое отношение к вещи и к стоящему за вещью Другому.

Желания можно определить как «квазипотребности». Термин «квазипотребность» ввел в научный оборот французский социолог А. Планшон в 1974 г. Квазипотребность возникает относительно особого «технологического отклика» (товара) на родовую потреб­ность. «Квазипотребность» — не потребность в собственном смысле этого слова, а объект желания. Поскольку «технологиче­ские отклики» все время совершенствуются, то, при неизменно­сти родовых потребностей, насыщения не наступает. Желания человека удовлетворить, в принципе, нельзя. Впечатляюще ска­зал об этом о. П. Флоренский в своей книге «Столп и утвержде-ние истины»: «И чем больше старается «Я» удовлетворить свое слепое хотение... тем более распаляется внутренняя жажда... «Я» дано себе только эмпирически, слепо, ограниченно и поэтому это стремление бесконечную свою потребность удовлетворить конеч­ным, по существу, нелепо» [65, с. 233]. Напомним, что реклама (по крайней мере, коммерческая реклама) есть средство стимулирова­ния обменных операций на рынке, поэтому она по определению ориентирована на «распадение внутренней жажды» путем презен­тации аудитории все новых способов «удовлетворить конечным» свои потребности.

В вопросе о «списке потребностей» мы принимаем точку зре­ния Г.Г. Дилигенского [43, с. 77-78], несколько модифицируя ее. Он полагает, что есть всего две крупные группы человеческих по­требностей, порождаемых определенным типом отношений чело­века с миром, — потребности физического существования (виталь­ные потребности) и потребности социального существования (со­циальные потребности). Основа первых — биологическая природа человека. Основа вторых — социальная природа его жиз­недеятельности. Далее, у Дилигенского потребности физического существования разделены на первичные (биологически детерменированные нужды) и вторичные (условия, необходимые для приобретения соответствующих благ). Существование по­следних обусловлено тем, что в условиях разделения труда челове­ку для удовлетворения биологических нужд необходим целый спектр условий и отношений: источник дохода (для покупки благ), а для этого — трудовая деятельность, образование, средства транспорта, связи, информация и многое другое.

Потребности социального существования — потребности, воз­никающие из отношений, связывающих людей с обществом. Это потребности в позитивных межличностных отношениях (любви, дружбе, общении), статусные потребности ( в позитивном поло­жении индивида в социальной группе — в признании, уважении, солидарности, власти), потребности в социально значимой дея­тельности, морально-этические потребности. Социолог В. Парето определял потребность в социальности как потребности в приня­тии со стороны других и в принадлежности. На практике любая социальная потребность, в конечном счете, определяется притя­занием человека на место в обществе.

Но главное, Дилигенский ввел в свою схему компонент, кото­рый, по его мнению, детерминирует проявление этих потребностей в конкретных формах. Правда, сделал он это только относительно

витальных потребностей: «Биологические потребности проявля­ются у человека в формах, соответствующих не только естествен­ным нуждам его организма, но и обусловленных исторически и соци­ально стандартами потребления» [43, с. 77]. Итак, автор видит ос­нову социальной детерминации потребления не в структуре человеческих потребностей, а в разных для разных групп стандар­тах их удовлетворения, т.е. в надбиологическом компоненте. На важ­ность такого компонента указывал еще Т. Парсонс, подчеркивая, что актор выбирает или подчиняется налагаемому на него культу­рой выбору между доступными ему объектами, хотя имеет в виду при этом и собственно потенциальные возможности удовлетворе­ния потребностей посредством этого объекта [J14, с. 428].

Наше предложение заключается в добавлении к «социальным и историческим стандартам» еще и особенностей потребления, обусловленных индивидуальностью человека, что особенно важ­но для потребления в условиях постмодерна и возникновения новых социальных дифференциаций, что будет рассмотрено да­лее. Потребление индивидуума является частью его конструкции социальной реальности. Во многом через потребление он «заяв­ляет» себя в социальном пространстве. Потребление — это некий универсум индивидуального и социального (если включить в «социальное» и исторический компонент, что не противоречит социологической логике). Резюмируем еще раз: детерминация конкретных форм проявления потребностей обусловлена двумя видами стандартов потребления — социальным и индивидуаль­ным. В этом заключается «надбиологический» компонент по­требления. Кроме того, по нашему глубокому убеждению, такую схему детерминации потребления можно распространить и на вторую группу потребностей — потребности социального суще­ствования. Ведь представления о том, какими должны быть лю­бовь, дружба, признание, солидарность и т.д. также определяют­ся историей, социальной принадлежностью, индивидуальностью человека.

Итак, образно говоря, человеку недостаточно просто «быть оде­тым», надо еще «почувствовать себя одетым», т.е. удовлетворить свою потребность через такое благо, которое давало бы чувство Удовлетворения, ощущения «правильности» сделанного выбора, т.е. субъективной валидности. Кстати, несколько лет назад в рекла­ме одного из вещевых рынков так и говорилось — «Почувствуйте себя одетым!». В рамках социологического дискурса должны быть Рассмотрены, прежде всего, социальные стандарты потребленияматериальных и нематериальных благ (пищи, одежды, жилища, образования, формы досуга). Эти стандарты, а также источники их достижения всегда являлись знаками, посредством которых со­циальные группы публично утверждали себя и «огораживали» свое членство.

Значимость «надбиологичного» компонента потребления от­метили и американские социологи, осуществившие в 1986 г. круп­номасштабный проект по исследованию повседневного потреби­тельского поведения американцев. На основе анализа большого эмпирического материала они выделили особый тип потребле­ния — «сакральное потребление» — когда потребляемые блага рассматриваются как нечто большее, чем в них очевидно содер­жится, чем они являются по своей объективной природе. Его про­тивоположность — «языческое» потребление, когда к благам от­носятся лишь как к способу удовлетворения очевидной потребно­сти, не «возлагая» на них никакой «нагрузки».

В литературе традиционно существуют разные точки зрения на то, можно ли сформировать потребности в рамках маркетинга че­рез систему маркетинговых коммуникаций. Еще автор первой русской книги по рекламе Н. Плиский писал, что реклама «увели­чивает и создает потребности». В изложенной выше концепции следует признать, что «создать и увеличить» потребности никаки­ми маркетинговыми действиями нельзя в принципе, поскольку они уже сформированы социально-биологической природой че­ловека. Сформировать можно лишь квазипотребности в тех или иных благах, желания удовлетворить свою потребность посредст­вом принятия определенного «предложения». Желания, подкреп­ленные платежеспособностью, в маркетинге называются «спрос». Воздействие на потребителя имеет целью воздействие на спрос: создание спроса, его повышение, корректировку (например, рас­пределение по времени) и даже уменьшение. Основная же состав­ляющая в создании спроса, по мнению многих специалистов, — это реклама. Принимая во внимание все выше изложенное, выде­лим те основные моменты, вокруг которых должно концентриро­ваться рекламное воздействие:

1. Информирование аудитории о наилучшем соответствии дан­ного блага «естественным нуждам», т.е. природе потребности. «Не дай себе засохнуть» — один из слоганов рекламной кампании напитка «Спрайт». Он действительно утоляет жажду (хотя относи­тельно данного блага это можно сказать с некоторыми оговорка­ми). Задача убеждения аудитории в соответствии рекламируемого

блага природе потребности решается, прежде всего, в рамках то­варного дискурса рекламы.

2. Убеждение аудитории в наилучшей пригодности данного блага для «попадания» в желательные для него стандарты потреб­ления, формирующие чувство субъективной валидности. Эта зада­ча решается в рамках социального дискурса рекламы — через зна-ко-символический ряд рекламного сообщения, как вербальный (рекламный текст), так и невербальный (образы, звуки, цвета и т.п.), а также, в некоторых случаях, через систему транслирования рекламного сообщения на аудиторию (достигая соответствия но­сителя рекламы интересам аудитории).

При социологическом подходе к рекламному воздействию изуче­нию подлежит, прежде всего, второе направление, а в его рамках — стремление удовлетворить потребность через благо, соответствую­щее социально детерминированным стандартам потребления.

Возникает вопрос, можно ли интерпретировать выделение этих двух направлений рекламного воздействия на основе веберовской концепции целерационального и ценностно-рационального дей­ствия, развернуто изложенной им в работе «Хозяйство и общест­во»? [21, с. 628—630] В концепции М.Вебера целерациональное социальное действие — действие, в основе которого лежит ожида­ние определенного поведения внешнего окружения, эти ожида­ния используются в качестве условий или средств достижения субъектом рационально продуманных целей. Ценностно-рацио­нальное действие основано на вере в самодовлеющую ценность некоторых форм поведения, независимо от того, в какой степени они способны обеспечить достижение цели. Мы убеждены, что неверно было бы определить первое направление рекламного воз­действия как стимулирование «целерационального действия», а второе — ценностно-рационального. Реклама в любом случае на­целена на обслуживание выбора из конкурирующих предложений. Выбор предполагает рассмотрение альтернативных средств дости­жения цели, а это, по Веберу — признак целерационального дей­ствия. Но критерии выбора могут быть ценностно-рациональны­ми. Например, данная одежда слишком дорога для данного поку­пателя, ее приобретение существенно сузит его возможности по Другим видам покупок. Альтернативный вариант дешевле и не ус­тупает по объективным потребительским свойствам (сохранению тепла, носкости и т.п.). Тем не менее, оценив варианты, покупа­тель покупает дорогую одежду, так как реклама убедила его в том, что обладание этим товаром маркирует его как члена референт-ной группы. Таким образом, поведение покупателя целерацио-нально по средствам, методам действия, но критерий принятия ре­шения — ценностный, поскольку результат задается как «цен­ность», а не как некая объективно-утилитарная «полезность». Итак, покупатель выбирает наиболее рациональный путь реализа­ции своих ценностных ориентации или, по выражению Вебера, имеет место рациональная ориентация на систему ценностей. В каждом конкретном акте покупки соотношение этих двух момен­тов может быть разным, но на системном уровне оно определяется тем, о чем уже неоднократно говорилось — личностными и соци­альными образцами, стандартами удовлетворения потребностей.

Первым вопрос о социальной детерминации потребления рас­смотрел в рамках социологической науки американский ученый XIX века Т. Веблен. Его прежде всего интересовал вопрос об уровне и качестве потребления как социальных определителях статуса, власти [23]. Веблен показал, что целью потребления является не только присвоение материальных и духовных благ для удовлетворе­ния потребностей, но и стремление к «благоприятному завистниче-скому сопоставлению» себя с другими. «Завистническое сопостав­ление» автор определяет как «процесс сравнительной оценки лю­дей в целях их расположения по рангу достоинств и значимости и закрепления за ними соответствующей степени уважения и само­уважения» [23, с. 82]. Рассматривая этот социальный факт, Веблен ввел в социологию понятие «престижное потребление». Вебленом же введен и термин «демонстративное потребление». Но можно вспомнить, что задолго до Веблена в своей книге «Теория нравст­венных чувств» Адам Смит писал, что в погоне за деньгами людей интересует «тщеславие», а не безбедное существование и удоволь­ствие. Тщеславие — то же «завистническое сопоставление». Не от­кажем себе в удовольствии привести цитату из А. Смита: « Хотя вначале внешние блага ценятся нами вследствие того только, что они обеспечивают удовлетворение наших потребностей и пользо­вание всеми удобствами жизни, но вскоре, как только мы вступаем в жизнь общества, мы замечаем, что наше значение и влияние в нем измеряются большей или меньшей долей таких благ, находящихся в нашем распоряжении и предполагаемых. Желание обладать влия­нием на ближних и их доверием, а также заслужить сопровождаю­щее их уважение составляет одно из сильнейших наших желаний. Оно внушает нам большее стремление к благосостоянию, чем бес­покойство относительно удовлетворения потребностей нашего те­ла, для которого так немного требуется» [139, с. 210, 211].

Веблен полагал, что первоначально собственность возникла как трофей и, соответственно, была знаком победы, удачливости, силы. Затем собственность стала приобретаться и мирными средствами, но по-прежнему служила наглядным доказательством успеха. При этом важно было не просто соответствовать общепринятому стан­дарту благосостояния («престижному денежному уровню»), но и сделать это соответствие очевидным, поскольку «уважение оказыва­ется только при предоставлении доказательств». Потребляемые бла­га и делали материальное и социальное положение индивида оче­видным для всех. В связи с этим возникает интересный парадокс: люди покупают дорогие товары не только потому, что они превосхо­дят другие товары по качеству, но именно потому, что они дороги. «Похвальным, — писал Веблен, — является потребление дорогосто­ящих товаров, а также товаров, которые содержат в себе ощутимый элемент стоимости сверх стоимости затрат, делающих товары при­годными для эффективного использования по очевидному физиче­скому назначению. Признаки излишней дороговизны в товарах свя­зываются, следовательно, с достоинством — они являются призна­ками того, что товары могут очень эффектно использоваться в косвенных, завистнических целях, которым должно служить по­требление» [23, с. 174]. Позднее в специальной литературе парадокс роста спроса на товар при повышении его цены и наоборот — умень­шения спроса при уменьшении цены (т.е. вопреки так называемой «кривой спроса») — получил название «Эффект Веблена», посколь­ку именно при высокой цене товар соответствует детерминантам престижного потребления. В некоторых публикациях его называют «эффектом Гиффена» — по имени британского экономиста, впервые глубоко его исследовавшего. Собственно, такое понимание «прести­жа» характерно для общества, «покоящегося» на товарном производ­стве (К. Маркс). Если в докапиталистических обществах символы престижа были, в общем-то, отделены от потребительных стоимос­тей (нищий дворянин обладал большим «престижем», чем богатый ремесленник), то воплощением престижа, инвариантным обществу буржуазному, становится стоимость достаточно большой величины. Вспоминается, в связи с этим, историческая байка о строительстве здания Купеческого клуба в Одессе, отличающегося редким эклек­тизмом. Когда архитектор стал интересоваться у заказчиков, в каком стиле им желательно построить здание, купцы якобы сначала поинте­ресовались, какие стили бывают, а потом сказали: «Валяй во всех, Денег хватит!». Впрочем, такую же историю рассказывают и в Ниж­нем Новгороде о местном здании аналогичного назначения.Веблен отметил, что для самих участников социальной практи­ки под названием «престижное потребление» она не прихоть, а довольно жесткая социальная норма, нередко очень обремени­тельная. «Те лица, чье время и энергия заняты в различного рода престижных акциях (вроде визитов, спортивных мероприятий, посещений клубов, участия в благотворительных организациях), признаются, что все эти церемонии, как и внимание, которое уде­ляется одежде и другим видам демонстративного потребления, очень утомительны, но неизбежны» [23, с. 106]. Причем демонст­ративное потребление в определенной степени свойственно всем слоям населения. «Любое демонстративное потребление, ставшее обычаем, не остается без внимания ни в каких слоях общества, да­же самых бедных. От последних предметов этой статьи потребле­ния отказываются разве что под давлением жестокой нужды. Лю­ди будут выносить крайнюю нищету и неудобства, прежде чем расстанутся с последней претензией на денежную благопристой­ность» [23, с. 120]. Автор определил такую модель потребления как «готовность оставаться голодным, но прилично одетым». При этом данный стереотип более характерен для городской культуры, чем для сельской, поскольку в городе гораздо выше плотность со­циальных контактов. «Индивид оказывается на обозрении многих людей, ничего не знающих о его повседневной жизни и не имею­щих никаких других возможностей судить о его почтенности, кро­ме тех материальных ценностей, которые он, находясь на виду, в состоянии продемонстрировать» [23, с. 122] . Позднее Ж. Бодрий-яр определит это свойство вещей наглядно демонстрировать пре­тензии их обладателя на определенные социальные достоинства как «код стэндинга».

«Демонстративность» потребления порождает искушение при­обретать товары, входящие в модель потребления более престиж­ного социального слоя, чем тот, к которому объективно принадле­жит человек. Тем самым он пытается заявить себя членом этой престижной группы, подключиться к ней, получая частичную психологическую компенсацию за недостаточное «социальное уважение». Фактически человек в этом случае реализует модель компенсаторного поведения, в рамках которого, по выражению Ж. Бодрийяра, отношения с вещами принимают на себя психологи­ческую нагрузку отношений с людьми.

Но могут быть и иные модели демонстративного потребления, например, эпатажное потребление, скандализирующее общество или какую-то группу (хотя бы собственных родителей). Но и в

том, и в другом случае, через потребление человек создает (пыта­ется создать) устраивающую его конструкцию своей социальной реальности. В этой ситуации задача рекламы — убедить аудито­рию, что данное благо наилучшим образом соответствует социаль­ному стандарту, принятому в «престижной» социальной группе, или же соответствует целям наглядной демонстрации разделяемых человеком ценностей.

Сформулированные Т. Вебленом положения о роли потребления в социальной дифференциации не потеряли значения и в другую историческую эпоху. Даже более того, проблема дифференциации через потребление стала в «обществе потребления» еще более акту­альной. Но изменились направления такой дифференциации. Веб­лен говорил, фактически, о статусном потреблении, т.е. о подтверж­дении через потребление своего социального статуса. При сохране­нии значения такой социальной практики, все более важной становится заявка через потребление своего имиджа, т.е. создание о себе представления, не связанного прямо с местом в традиционной системе вертикальной социальной классификации. Современные немецкие исследователи Б. Хельнер и Р. Дитрих говорят о феноме­не индивидуализации потребления как о совмещении двух диффе­ренциаций — вертикальное неравенство дает ориентацию потреб­ления на тот или иной уровень престижа, горизонтальная диффе­ренциация задает ориентацию потребления на формирование того или иного имиджа [167]. Совмещение престижа и имиджа и форми­рует индивидуальный стиль человека или стиль жизни группы. Тот факт, что покупатели, приобретая товар, покупают не только вещь или услугу, но также статус и/или имидж — общераспространенная точка зрения в литературе по маркетингу.

В основе современной социологии потребления лежит пост­модернистский взгляд на качественные изменения реальности и снятие границ между отдельными жизненными проявлениями, прежде всего, между сферой занятости, проведением свободного времени и культурой. Следствие данного процесса — фундамен­тальные изменения в природе социальных идентификаций. Се­годня, в первую очередь в Британии, активно разрабатывается социологическая теория «расхождений в потреблении» («рас­хождения социальных секторов по потреблению»). Ее основная идея — традиционные классовые расхождения между слоями на­селения в современных условиях самым существенным образом Модернизируются. Привычные «горизонтальные» страты пересе­кают «вертикальные» социальные дифференциации, основанныена различиях в принятых моделях потребительской активности. Эти «вертикальные» потребительские сектора в продвинутых ин­дустриальных обществах объединяют представителей разных со­циальных классов в традиционном понимании понятия «класс». В свою очередь, социальные классы разделяются «секторами по­требления» на отдельные социальные группы, не сходные по сво­ему социальному поведению, причем не только потребительско­му, но, например, электоральному.

Теория «расхождений по потреблению» выходит за рамки тра­диционных стратификационных моделей, в которых содержание потребления, его стиль (т.е. «особая манера» потребления) вообще не считалось за дифференцирующий фактор. Одним из критериев стратификации считался лишь доход или уровень благосостояния. Различия в потреблении рассматривались только как внутриклас­совые, не служили основанием для переопределения социальных позиций. Теперь же такие различия рассматриваются как «взрыва­ющие класс изнутри». Социальная динамика, таким образом, описывается через концепт «способ потребления», чего ранее не было. Так, английский социолог Р. Кромптон отмечает, что соци­ологи наконец признали тот факт, что впечатляющий рост уровня жизни населения в индустриально развитых странах после Второй мировой войны относительно понизил значимость для населения проблемы приобретения товаров для «базисного материального потребления». Стали расти стандарты жизни, более взыскатель­ным стали требования к качеству, содержанию потребления. По мнению Кромптона, именно процессы, происходящие в сфере потребления, более отражают социальную динамику, чем те, что имеют место в сфере производства. Соответственно, стили жизни, в которых важной составляющей является потребление, стали иг­рать более важную роль в дифференциации социальных установок и поведения, чем положение человека в производственной систе­ме [183, с. 140]. Российские исследователи также подчеркивают, что повышенное внимание к потреблению как таковому в послед­ние десятилетия стало естественным результатом бурного разви­тия массового производства, торговли и институциональных форм общественной жизни. Рационализация производственно-коммерческой деятельности стимулировала появление «ауры» обезличенных, анонимных форм отношений организаций с ра­ботниками и клиентами, производителей, поставщиков и потре­бителей. Это повлияло на понижение самоидентификации с теми, кто производит и распределяет товары и услуги, и параллельно

усилило значение мира вторичных (по сравнению с производст­венными) отношений. Результатом стало общее повышение само­идентификации людей как «потребителей» [91].

Основной автор концепции «расхождений по потреблению» — британский социолог П. Соундерс — разрабатывал эту теорию с конца 70-х годов XX века в рамках социологии города. В его кон­цепции «сектора потребления» выступают альтернативой соци­альному классу, при выделении которого важны критерии профес­сии и власти. Предшественником Соундерса можно считать бри­танского социолога П. Данлеави, который первым обратил внимание на «секторальные расхождения» в потреблении и сфор­мулировал это понятие в общих чертах.

В русле постмодернистского взгляда на социологию потреб­ления находятся и работы М. Дуглас. В ее концепции потребле­ние товаров рассматривается как «символический посредник», играющий главную роль в утверждении личностной и групповой идентичности. К. Кэмпбэлл, занимающийся социологией по­требления, также особое значение придает «социально-инфор­мационной» функции потребления, определяя ее как «деятель­ность, которая передает информацию об идентичности потреби­теля всем тем, кто является ее свидетелем», или как деятельность, которая отражает «реальную озабоченность инди­вида передачей специфических значений или сообщений о своей идентичности (или «жизненном стиле») другим, тем, кто в насто­ящее время доминирует в определенной сфере». Фактически, данное определение можно трактовать таким образом, что через потребление индивид утверждает свою субъективную валидносгь в части потребительского поведения. Он пытается у тех, кто «в настоящее время доминирует в определенной сфере», найти под­тверждение, одобрение своего потребления, своих индивидуаль­ных вкусов. Фактически, речь идет опять о конформном поведе­нии, только в модернизированном, «индивидуалистическом» ва­рианте, когда референтная группа сужается до очень небольшой группы, в предельном случае — до одного человека. Но такое конформное и одновременно индивидуалистическое поведение предполагает в качестве обязательного условия наличие насы­щенного товарами рынка, обеспечивающего выбор благ в соот­ветствии с индивидуальными вкусами, стилем. С другой сторо­ны, выход на такой рынок предполагает и высокий уровень дохо­да, позволяющего реализовывать свою индивидуальную модель, свой стиль потребления.В российской социологии аналогичные взгляды также получа­ют распространение Так, И.Н. Иванова полагает, что современ­ная ситуация увеличивает подвижность индивидуальных ценно­стных систем: индивид получает возможность изменять свой со­циальный статус, пересматривать усвоенные представления, совершенствовать ценностные приоритеты. В результате происхо­дит ослабление связи между социальной структурой и стилем жизни, а жизненные ориентации становятся более открытыми и подвижными. Возникает ситуация постоянной рефлексии субъ­ективного «Я», которое отторгает все объективированное. «Пред­меты потребления неформальны и находятся практически во всех сферах общественной жизни, что позволяет говорить об иденти­фикации через потребление. Стиль потребления выстраивает со­циальную дифференциацию и стратификационную модель обще­ства на основе стилевого многообразия» [55]. Иначе говоря, не страт определяет стиль, а стиль — страт.

Стиль как особая манера, вариант осуществления какой-либо социальной практики в любом случае предполагает два условия своей реализации: 1) знание актора о том, что варианты данной практики вообще возможны (иначе форма практики принимается тождественной ее содержанию); 2) наличие ресурсов для реализа­ции. Реклама, другие коммуникационные каналы могут предоста­вить человеку информацию о существующих возможностях инди­видуализации потребления. Но снабдить себя соответствующими атрибутами можно, как правило, лишь имея средства для приоб­ретения атрибутов. Б. Хельнер и Р. Дитрих [167] отмечают, в этой связи, что в целом на Западе дифференциация стилей жизни и со­ответствующих им образов как выражение типичных для больших групп схем идентичности является, с одной стороны, следствием стабильных для групп «ценностных векторов практик». Но, с дру­гой стороны, «западная дифференциация стилей жизни, прежде всего, в широких средних слоях, представляет собой квази «есте­ственное», эволюционное следствие общества благосостояния». Итак, стиль жизни — «сплав» ценностного вектора и благосостоя­ния. Если исчезает одна из этих составляющих, стиль становится «схемой имитации», типичной для какой-то группы.

На индивидуализацию потребления в современных условиях обращает внимание и такой известный социолог, как 3. Бауман. Приведем его мнение: «Именно потребительская установка пре­вращает мою жизнь в мое индивидуальное дело, именно потреби­тельская активность делает из меня индивида (почти всегда люди

производят или создают нечто совместно с другими людьми, и только то, что они потребляют, они потребляют в одиночку, в свое удовольствие). В конце концов, кажется, что я состою из множе­ства вещей, которые я покупаю и которыми владею... Кажется, что с помощью тщательно подобранных покупок я могу сделать из се­бя все, что пожелаю» [7, с. 215]. Но и сто лет назад известный аме­риканский психолог и философ Уильям Джемс, вводя понятие «социальная личность», написал, что «личность в широком смыс­ле — это «Я», плюс капитал и недвижимость, экипаж, библиотека, связи, семья и т.д.» [41]. Вторя Джемсу, современный английский исследователь пишет: «Ты — это то, что ты ешь, носишь и во­дишь... Короче говоря, ты — это то, что ты потребляешь» [189, с. 112]. Знаменательно, что наш современник не указал «семью, связи...». Конечно, он рассматривал взаимосвязь личности и по­требления, а не собственно структуру личности, но возможно, что тем самым подчеркивается и имеющее сегодня место снижение значимости традиционных социальных идентификаторов, упро­щение социального символизма до внешних атрибутов потребле­ния, о чем писал Ж. Бродрийяр, формулируя свое понятие «код стэндинга». В рамках этой концепции, для «заявки себя» в любом качестве достаточно «тщательно подобранных покупок».



Просмотров 580

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!