Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Некоторые аспекты рекламного воздействия на детей 3 часть



• конативный (поведенческий), выражающийся в устойчивых привычках, способах реагирования на различные ситуации;

• когнитивный, связанный с содержанием картин мира и позна-

вательных стереотипов;

• коммуникативный, связанный с включенностью человека в си-

стему социальных связей, а также с состоянием языка (словар­ного запаса, произношения, стилистики и т.п.) различных со­циальных групп.

Итак, согласно общепринятой точке зрения, в основе стиля жизни лежит определенная система социально-культурных цен­ностей, приоритетов, картины мира, понимания нормы, круг об­щения, интересы, потребности и способы их удовлетворения, со­циальные стереотипы и привычки. Более лаконично образ жизни определяют как единство деятельности, интересов и мнений ин­дивидов (ДИМ).

Интерес к сегментированию по стилю жизни возник после то­го, как выяснилась недостаточность ориентации маркетинговых усилий только на традиционные социально-демографические па­раметры, а также бесперспективность опоры только на личност­ные качества человека при решении маркетинговых задач. В 60-е годы пришли к выводу, что даже если предположить, что личность человека в полной мере обуславливает его потребительские пред­почтения и намерения, то строить на этом рыночное сегментиро­вание нельзя хотя бы потому, что эти предпочтения могут превра­титься в спрос только при соответствующем доходе. Концепцияобраза жизни, интегрирующая объективные и субъективные ха­рактеристики человека, группы, привлекла интерес маркетологов именно в силу своей интегративности. Конкретное сегментирова­ние по образу жизни и с учетом личностных параметров получило название психография (психографическое сегментирование). Сам термин «психография» появился в 1974 г. Ориентация рекламы на стиль жизни предопределяет, в первую очередь, имиджевую со­ставляющую рекламного сообщения, а также детерминирует вы­бор носителей рекламы в процессе брендинга в связи с тем, что используемые человеком коммуникационные каналы являются как раз одной из характеристик стиля жизни.

Реализация психографического сегментирования проводится на основе метода кластерного анализа. Путем анкетирования вы­являют согласие или несогласие респондента с некоторыми ДИМ-утверждениями. Утверждения группируются по социально-демографическим переменным, важным для данного рынка (пол, возраст, профессия и пр.). Концентрация утверждений по значи­мым переменным служит основанием для выделения сегмента.

Некоторые варианты психографического сегментирования представлены в приложении. Там же представлен материал по имеющемуся опыту изучения стилевой дифференциации россий­ских аудиторий в рамках маркетинговых исследований.

Вместе с тем, есть точка зрения, что дифференциация по сти­лям жизни применительно к российским аудиториям носит весьма условный характер. Так, немецкие социологи Б. Хельнер и Р. Дит­рих в своей работе «Россия идет на Запад?» [167] высказывают свою точку зрения на вопрос, формируется ли в России новое не­равенство — на основе дифференциации по стилям жизни. С од­ной стороны, по их мнению, идет очевидный процесс принятия западных ориентации в поведении, а также ценностных и норма­тивных образцов некоторыми группами российского населения. Но, по мнению авторов, принятие и освоение западных потреби­тельских и социокультурных практик носит характер имитации. «Они используются фактически без овладения стоящими за ними на Западе ценностными и нормативными образцами: имитирует­ся, таким образом, скорее (модная) «видимость», а не (интернали-зованное) «бытие». Мотивационная ситуация образуется сильно поляризованным дефицитным обществом и, по-видимому, при­равнивает «желание быть такими», как западное население (гори­зонтальное неравенство), к «желанию иметь столько же» (верти­кальное неравенство)». Авторы, таким образом, подчеркивают, что

статус, презентируемый окружению с помощью «вестернизирован-ных привилегий», достигается, прежде всего, за счет дохода, а не нормативно-ценностных ориентации. Стиль жизни демонстратив­но выставлен в качестве социального маркера Причем маркируют­ся не индивидуальные ценности, а достигнутый уровень потребле­ния. Стилизация жизни осуществляется, таким образом, в рамках модели «демонстративного потребления» в ее первоначальном оп­ределении, ориентированном на конструкцию «статус/престиж».

Таким образом, по мнению немецких социологов, освоение ка­кого-то стиля жизни в России не носит характера личностной дифференциации, связанной с освоением, прежде всего, опреде­ленных норм и ценностей, а носит характер «престижного потреб­ления» в рамках традиционной социальной вертикальной страти­фикации, когда «стиль жизни» служит знаком не индивидуализа­ции, а социального статуса. Статус же в России проявляется традиционно — через власть и иные «классические» критерии неравенства «незападного покроя». В этих условиях ориентация на «вестернизацию» может выступать в качестве «нового» крите­рия неравенства для позиционирования в социальной структуре традиционного типа.

Причина такой ситуации все та же — отсутствие в России сред­него класса в его западном понимании. Стилевая индивидуализа­ция — это дифференциация имиджевая и относится к горизон­тальному неравенству. Она приобретает истинное значение, когда возможности для вертикальной стратификации снижены вследст­вие социально-экономической однородности основной массы на­селения. В условиях же России с большой социально-экономиче­ской неоднородностью тенденции индивидуализации, стилиза­ции свидетельствуют, скорее, о маргинальное™.

Итак, в рекламном процессе, сегментирование предопределяет адресата рекламного сообщения. Содержание рекламного сообще­ния, система основных аргументов в пользу предложения форму­лируется на основе следующего социо-технологического модуля рекламного процесса — позиционирования.

5.3. Позиционирование рекламируемого объекта

«Позиция», по Э. Гидденсу — это место актора социального процесса в системе социальных отношений. Данное понятие яв­ляется одним из фундаментальных в социологии, так как «мес­то» влечет за собой определенный (хотя и нечеткий) круг прав и обязанностей. Идентификация в рамках определенной позиции(«позиционирование») предполагает удовлетворение актором (пусть неполное, нечеткое удовлетворение) тех социальных ожиданий, которое социум связывает с этой позицией [28; с. 141 — 143]

По существу, понятие «позиция товара» принципиально не от­личается от понятия «социальная позиция», это также место сво­его рода «актора» (товара) в системе социальных отношений. Только место это идентифицируется опосредованно, через систе­му представлений потребительской аудитории. Иначе говоря, по­зиция товара — это место данного товара в системе социально де­терминированных представлений аудитории. Позиционирование — определение той ниши в сознании потребителя, которая должна идентифицироваться с данным товаром, выделяя его в конкурент­ном ряду. Так, зубная паста «А» может идентифицироваться с ут- : верждением «лучше всех отбеливает зубы», это ее позиция на рын­ке, паста «Б» — с утверждением «предназначена для молочных зу­бов», паста «В» — занимать нишу «для укрепления десен» и т.д. Если при возникновении потребности в соответствующем типе товаров (например, зубной пасте для ребенка 4 лет) в сознании покупателя всплывает торговая марка «паста Б», то это означает, что товар успешно занял свою нишу, что он правильно позицио­нирован.

Позиционирование — термин, который используется сегодня при характеристике весьма широкого круга феноменов. Так, на­пример, И. Валлерстайн применил этот термин, анализируя сис­тему международных отношений: «Определенное позициониро­вание страны в межгосударственной системе дает... явные пре­имущества» [19, с. 90]. «Явные преимущества» производителям дает и позиционирование товаров на рынке. Заявляется же пози­ция и доводится до сведения аудитории через рекламу.

На практике теория позиционирования используется давно, но как система, как теоретическое обоснование маркетинговых разработок она была оформлена в 1979 г. в работе американских маркетологов Дж. Траута и А. Раиса Сами авторы назвали его «новым подходом к коммуникации». Они определяют его как «операцию на сознании потенциальных покупателей», суть ко­торой — «не в создании нечто нового и отличного от других, а в манипулировании тем, что уже живет в умах потребителей». Цель манипулирования — использовать уже имеющиеся в созна­нии аудитории связи в целях формирования у аудитории четких представлений о:

• целевой аудитории товара ( товар для курящих, для кормящих

матерей, для менеджеров среднего звена от 25 до 30),

• проблеме, которую он решает (чувствительные к холоду зубы,

недостаток времени для «нормального» обеда, желание за­явить себя лидером моды).

Ответы на эти вопросы даются, во-первых, на основе анализа отличительных свойств товара. При этом товар рассматривается как мультиатрибутивный объект, способный удовлетворить не только ту потребность человека, для которой он очевидно пред­назначен, но и другие потребности (как витальные, так и социаль­ные). Более того, товар способен удовлетворить эти потребности в стандартах, которые соответствуют тем или иным желаниям. Сформировать у аудитории стойкое мнение о том, какую потреб­ность и какое желание удовлетворяет товар, и означает сформиро­вать позицию товара. Мультиатрибутивная концепция товара, разработанная французским маркетологом Ж.-Ж. Ламбеном, уже упоминалась выше (в 4.2) в связи с рассмотрением потребитель­ского выбора как процесса принятия решения. Проанализируем ее более подробно в контексте позиционирования. Согласно Лам-бену [92, с. 106—113], товар обеспечивает «ядерную услугу», спе­цифическую для данного класса товаров. Так, «ядерная услуга» ча­сов — измерение времени. Если иметь в виду потребность, то сле­дует признать, что покупатель стремится приобрести не товар-часы, а услугу по измерению времени. Сегодня же он может воспользоваться для определения времени сотовым телефоном — острая надобность в часах отпадает. Но это еще не значит, что он не купит часы при наличии сотового телефона. Причина в том, что товар обеспечивает еще и целый ряд «периферийных услуг», вто­ричных по отношению к ядерной, но значимых для потребителя — удобство в пользовании, эстетические качества, привычка, надеж­ность. Среди периферийных услуг выделяются те, которые связа­ны с психологическими преимуществами для покупателя, а также с его социальными ожиданиями, среди которых важное место за­нимает стремление к дифференциации. То свойство товара, кото­рое обеспечивает удовлетворение покупателя по тому или иному направлению, и называется атрибут товара.

Атрибуты могут сильно отличаться в зависимости от марки то­вара. Цена — атрибут товара. Те же часы различаются по цене в ты­сячи раз. Зависит цена от сочетания в товаре других атрибутов при сохранении единства всей товарной группы по ядерной услуге. Ат­рибуты могут иметь функциональную природу, но могут иметьприроду психологическую или социальную. Совершенно не обя­зательно так называемым «детерминирующим» атрибутом (позво­ляющим отличать марки друг от друга) должно быть функцио­нальное преимущество. Часы марки «Картье» заявляются как ювелирное изделие, что не имеет прямого отношения к ядерной услуге, но переводит инструмент для измерения времени в разряд товаров, свидетельствующих о «богатстве», т.е. социально харак­теризующих владельца.

Итак, атрибуты могут быть функциональными, психологичес­кими и социальными, хотя на практике их порой не так-то легко разделить, в известных брендах, например, в автомобилях «Роллс-Ройс», атрибуты всех этих типов слиты в прочную амальгаму. Ат­рибуты могут также быть реальными (присущими товару в реаль­ности) и виртуальными (существующими лишь в сознании). По­рошок «Ариэль» действительно справляется с «трудными» пятнами (хотя и далеко не со всеми). Это реальный атрибут товара. А вот рекламное заявление «в этих колготках вы неотразимы» — попытка сформировать представление о товаре, существующее только в сознании — т.е. представление виртуальное.

Позиционирование — выявление или конструирование такого атрибута товара, который будет поставлен в центр рекламной кам­пании и определит содержание рекламы. Рекламистом на этом этапе определяются те стимулы («продающие моменты»), через которые сегмент будет выделять данный товар в конкурентном ряду. Исходя из концепции мультиатрибутивного товара, нами предлагается стедуюшая типология атрибутов

При этом данные атрибуты могут быть определены как по ядерной услуге, так и по периферийным услугам, обеспечиваемым товаром Фактически, речь при позиционировании идет о том, ка­кой атрибут сделать доминирующим в рамках данной рекламной кампании. Доминирующими могут быть и несколько атрибутов, но, как правило, не более трех, иначе внимание человека рассеи­вается, он начинает затрудняться с идентификацией позиции, то­вар остается неспозиционированным.

Социологическому изучению подлежат, в первую очередь, соци­альные (реальные и виртуальные) атрибуты товара, используемые при формировании позиции. Это атрибуты, связанные с положени­ем типичного представителя сегмента в социальном пространстве (статусом, ролью, группой), с другими его социальными характе­ристиками — социально-демографическими параметрами, ценно­стями, интересами, мнениями, представлениями, стереотипами и т.д. В части социальных атрибутов товара возможно говорить о со­циальной позиции товара, понимая, конечно, некоторую услов­ность данного словосочетания. Социальная позиция товара — его место в многомерной системе социальных координат. Можно ска­зать, что социальная позиция товара — это его место в социальном пространстве потребителя. Наиболее общее представление о по­зиционировании в его социальной части следующее: цель позици­онирования — выделить особое место для данного товара в соци­альном пространстве целевого сегмента.

Но сама категория социального пространства определяется се­годня неоднозначно. Если встать на точку зрения А.И. Кравченко, понимающим социальное пространство как континуум статусов [81, с. 69], то слова «позиция товара» можно заменить на «статус товара». Тогда социальные атрибуты товара те, которые создают удовлетворение в части статусных потребностей аудитории. Но выше, при анализе потребления как социально детерминирован­ного процесса, говорилось, что статусные потребности не исчер­пывают всех возможных социальных потребностей. Соответствен­но статус товара не может дать потребителю «полного социально­го удовлетворения».

Если же понимать социальное пространство как воображае­мый континуум социальных взаимодействий, то его осями долж­ны быть не только статусные социальные характеристики, но и ценности, нормы, мотивы, мнения, представления, стили жизни и т.д. Они, конечно, корреспондируются со статусом, но связь эта отнюдь не функциональна. Соответственно, социальная позиция товара может быть заявлена не только как некоторая точка в ста­тусной системе, но и в ценностной системе, системе норм, моти-вационной системе и пр. или как комбинация их двух-трех осей социального пространства. На практике рекламисты реализуют, в большинстве случаев, именно такой широкий подход к позицио­нированию товара в системе социальных координат. Наиболее час­то при позиционировании товар соотносится с социальным стату­сом в целом (как единство традиционных статусных характеристик),с отдельными его составляющими (например, уровнем властных полномочий), с ценностями и мотивами.

Особый предмет обсуждения — отнесение социальных атрибу­тов товара к атрибутам реальным или виртуальным. Рассматривая этот вопрос, можно вспомнить концепцию товарного фетишизма, разработанную К. Марксом. В «Капитале» Маркс определил, что фетишистский характер товарного мира порождается своеобраз­ным общественным характером труда, производящего товары. Вследствие разделения труда вещи становятся носителями произ­водственных отношений, отношения между людьми проявляют себя как отношения между вещами. Изменения спроса и предло­жения воспринимаются людьми как действие стихийных сил, то­вары из неодушевленных предметов превращаются в самостоя­тельную общественную силу, предопределяющую судьбы людей. Формируется «культ вещей». Итак, «культ вещей», с одной сторо­ны, результат конструирования людьми своего социального про­странства, попытки рефлексии действий в этом пространстве. С другой стороны — у товарного фетишизма имеется и вполне мате­риальная, объективная основа, связанная с процессом разделения труда и стоимостной формой продукта труда, выявляемой в про­цессе обмена.

«Товарный фетишизм» — термин экономический. Возвраща­ясь в социологический дискурс, мы должны признать, что реше­ние вопроса о природе социальных атрибутов товара зависит от той парадигмальной основы, которая принята исследователем при изучении социального. Если, вслед за Э. Дюркгеймом, счи­тать социальное «вещью», социальные структуры — существую­щими объективно, вне зависимости от представлений и воли лю­дей, тогда социальные атрибуты товара следует признать реальны­ми. Если же встать на точку зрения человеческого конструирования социальной реальности, то социальные атрибу­ты товара являются виртуальными конструкциями, зависящими полностью от той системы социальных представлений, которая сложилась на настоящий момент. Продуктивная позиция П. Бур-дье, работающего в поле интегративного подхода и считающего прямое противопоставление объективизма и субъективизма наро­читым, дает возможность по-иному взглянуть на оппозицию «виртуальное—реальное» применительно к концепции мультиат-рибутивного товара. Приведем высказывание П. Бурдье: «Анализ объективных структур... не отделим от анализа генезиса у биологи­ческих индивидов ментальных структур, которые в определенной

степени являются продуктом инкорпорации социальных струк­тур; а также неотделим от анализа генезиса самих этих социальных структур» [125, с. 459]. Применительно к позиционированию това­ра, эти слова можно трактовать следующим образом: если социаль­ные атрибуты товара согласуются с габитусом целевой аудитории (т.е. теми ментальными или когнитивными структурами, посредст­вом которых люди действуют в социальном мире), то социальную по­зицию товара можно интерпретировать как позицию, основанную на реальных атрибутах; если же рекламистом предлагается явная соци­альная новация, то такая позиция в большей мере может рассматри­ваться как результат социального конструирования. Так, позиция, связанная с объективацией женского тела в рекламе, может быть интерпретирована как «реальная», связанная же с объективацией мужского тела все еше считается социальной новацией и скорее соотносится с созданной специально социальной конструкцией, выходяшей за рамки привычного ценностно-нормативного поля.

Итак, задача рекламиста на этапе позиционирования — соотне­сти товар с габитусом сегмента и вписать его в социальное прост­ранство целевой аудитории, выделив те атрибуты, которые в наи­большей степени изменят сознание и поведение этой группы в нуж­ном рекламодателю направлении и в необходимой динамике. На практике для решения этой задачи прибегают к выявлению ценно­стных ориентации и мотивов поведения аудиторий и увязке товара с доминирующими в данной аудитории ценностями и мотивами.

Именно позиционирование определяет содержание рекламного об­ращения. Удачные рыночные позиции (типа «Пепси — напиток нового поколения») «работают» долго, иногда по двадцать-трид-цать лет, столько же длятся и соответствующие рекламные кампа­нии. Если позиция определена и четко сформулирована, то в рек­ламном процессе задействуют еще одну базовую рекламную тех­нологию — имиджирование.

5.4. Имиджирование рекламируемого объекта

Понятие «имидж» является фундаментальным для рекламы, но определение и смысл его — предмет дискуссий. В обыденном со­знании под имиджем имеется в виду внешний вид политического лидера, «звезды» (одежда, прическа и манера поведения). Но как предмет научного исследования категория имиджа более сложна. Современный человек ориентируется в своих действиях во все большей степени на так называемую «коммуникативную действи­тельность», т.е. те представления о действительности, которыесформировались у него под воздействием социальных коммуни­каций, а не только путем собственной рефлексии окружающего. Имидж является важнейшим компонентом такой коммуникатив­ной действительности.

Невозможно объяснить категорию «имидж», не рассмотрев сначала понятие стереотип более детально, чем это сделано ранее, при анализе рекламы в свете функционально-структурной пара­дигмы социологии. Вопрос о типизации явлений повседневности как основе повседневного взаимодействия был проанализирован подробно Л.Г. Иониным. Он интерпретирует тезис создателя «фе­номенологической социологии» А. Щюца «о взаимозаменяемости перспектив» следующим образом: все явления и объекты, принад­лежащие к общей для взаимодействующих индивидов среде, ти­пизируются — лишаются черт уникальности, свойственных им в непосредственном опыте индивида, и приобретают черты универ­сальности и безличности, т.е. черты социальности [59, с. 74]. Это не отвергает индивидуальных различий в восприятии событий и объектов, что обусловлено биографией, культурным окружением, социальным слоем и т.д. , но если люди хотят взаимодействовать, они не могут придавать этим различиям решающего значения. Отсюда следует логический вывод: в процессе делового и бытово­го (а порой и интимно-личностного) общения мы рассматриваем другого человека не во всем богатстве его характеристик, а как не­кий «тип», т.е. в характеристиках, важных для данного акта взаи­модействия. Так, если клиент приходит в парикмахерскую, его интересуют профессиональные качества мастера, а не то, что он любит читать детективы и не любит кошек. Вся повседневная и деловая жизнь — это, по сути, встречи, разговоры и взаимодейст­вие не столько с людьми, сколько с типами.

Но не только люди — практически все явления и объекты среды в нашем сознании типизируются, т.е. лишаются черт уникальности и приобретают черты универсальности. При этом эти универсальные представления в большинстве случаев — не результат личного опыта, они принимаются «на веру», т.е. берутся из опыта социального. Мно­гие объекты входят в наше сознание не как сочетание индивидУаЛЬ" ных качеств, а как уже выработанные обществом до нас нормативные значения, «типы». На это обратил внимание еще И. Кант, введя при исследовании человеческого сознания понятие «схематизма». Но в большей степени прижился другой термин — стереотип сознания-Повторим, что стереотип — это стандартизированный, устойчи­вый и, как правило, упрощенный образ какого- либо объекта ил

явления в сознании человека. Человек воспринимает какой-либо объ­ект, ориентируясь на уже имеющуюся у него в голове «картинку» этого объекта — стереотип. Если приблизительно одни и те же «картинки» свойственны всему социуму, то говорят о социальных стереотипах.

Понятие «социальный стереотип» ввел американский журна­лист, социолог, дипломат У. Липпман в своей книге 1922 г. «Общест­венное мнение» [94]. Он исходил из той посылки, что сам человек не может охватить окружающий его мир непосредственно и во всей полноте, слишком уж мир обширен, сложен и изменчив. Но поскольку человеку приходится действовать в этом мире, он сна­чала реконструирует в своей голове действительность в виде упро­щенной модели, состоящей из стереотипов. Само слово взято У. Липпманом из полиграфии (он был журналистом). Стереоти­пом назвалась твердая форма для отливки матрицы, с помощью которой затем тиражировалось печатное издание. В прямом пере­воде с греческого это слово означает «твердый отпечаток».

На сегодняшний момент основные положения теории соци­альных стереотипов сводятся к следующему:

1. Стереотип — схематичная «картинка» мира в голове челове­ка. Он помогает человеку справиться с хаосом окружающей его действительности, но вследствие своей упрощенности не адеква­тен этой действительности.

2. Стереотип — порождение сознания ( «ментальная структу­ра»), но он реален по своим последствиям. Так, экспертами при­знано, что Сальери не виноват в смерти Моцарта, но, тем не ме­нее, все попытки исполнять музыку Сальери не встретили под­держки публики.

3. Стереотипы детерминируются культурой общества. Есть сте­реотипы, общие для всех людей данной культуры, например, евро­пейской. Есть стереотипы, порожденные национальной культу-Рой, субкультурой.

4. Стереотип характерен устойчивостью, ригидностью (затруд­ненностью адаптации к меняющимся условиям). Стереотип ру­шится только тогда, когда противоречие стереотипа и реальности приводит к тяжелым для носителя этого стереотипа последствиям.

5. Стереотипизация мышления — результат социализации чело­века в обществе. Начинается она в ранний период, еще на фазе ов­ладения родным языком. Так, слово «собака» обозначает некоторую абстрактную особь, обладающую всеми характерными чертами всех с°бак. Ориентируясь на эту «схематизму», мы определяем впервые встреченного конкретного Шарика или Джульбарса как собаку.

6. Стереотипы — основа для формирования социальных при­вычек, т.е. многократно повторяющихся в данном обществе или группе стандартных схем политического, экономического, быто­вого, досугового и иного поведения.

7. Чем более распространены в обществе одни и те же стерео­типы, тем более общество устойчиво, но при этом замедляется его развитие.

8. Стереотип состоит из двух компонентов — информационного (когнитивного образа, позволяющего узнавать и познавать объ­ект) и оценочного ( эмоционально окрашенного отношения к объ­екту). Иначе говоря, стереотипы бывают отрицательные и поло­жительные. Так положительными социальными стереотипами яв­ляются «своя нация», «своя страна», «традиция», «лидер», «жизнь». К отрицательным относят, например, стереотипы «смерть», «враг», «поражение», «старость» . Если оценочная сто­рона стереотипа преобладает над когнитивной, то возникает пре­дубеждение или крайняя его форма — предрассудок.

«Знаковость» стереотипа дает ключ к управлению обществен­ным сознанием, проявляющимся в общественном мнении, обще­ственных настроениях и т.д. Если вы хотите добиться благоприят­ного отношения к какому-либо объекту или сообщению соотнеси­те его с положительными стереотипами аудитории. И наоборот — для формирования плохого мнения или отношения впишите свой объ­ект в систему отрицательных стереотипов. Собственно говоря, именно так создаются имиджи — другой важнейший блок сущест­вующего в наших головах «мнимого пространства» (по выраже­нию о. Павла Флоренского).

Само написание этого слова в русском языке утвердилось не­давно. Так, в весьма известной научной публикации 1974 г. чита­ем — «имэдж» [156, с. 141J. «Tmago» (подобие — лат.) — так назы­вались в Древнем Риме посмертные восковые маски, представля­ющие облагороженный облик покойного и снабженные его краткой агиографией (хвалебной биографией). В буквальном пере­воде с английского image — образ. Имажизмом называлась сущест­вовавшая в начале века школа в англоязычной поэзии, деклариро­вавшая приоритет образности и несущественность содержания. По-французски image — изображение, представление, imager — представлять себе, выдумывать. В сегодняшнем значении слово «имидж» впервые употребил 3. Фрейд, издававший в 30-х гг. журнал под таким названием. С 40-х годов термин стал использоваться рек­ламистами и специалистами по связям с общественностью.

Современный словарь иностранных слов дает такое определение: имидж — целенаправленно сформированный образ какого-либо ли­ца, явления или предмета, выделяющий определенные ценностные характеристики и призванный оказать эмоционально-психологичес­кое воздействие на кого-то в целях популяризации, рекламы.

Некоторая путаница возникает здесь из-за употребления как равнозначных слов «имидж» и «образ». На наш взгляд, это не вполне верно. Имидж — представление о каком-то объекте, явле­нии, которое пытаются сформировать с помощью определенных технологий. Но имиджевая информация, передаваемая аудито­рии, «накладывается» на специфику личностного восприятия это­го сообщения членами аудитории. В результате, у аудитории фор­мируется представление об объекте имиджирования, не вполне адекватное собственно имиджу. Вот это сформировавшееся у ау­дитории впечатление о каком-то лице, объекте, месте и т.д. и мож­но назвать образ. Образ — представление о каком-то объекте или явлении, сформировавшееся у аудитории. Задача имиджмейке­ра — сформировать поток имиджевой информации таким обра­зом, чтобы образ максимально совпал с имиджем, или, иными словами, сформировавшееся у аудитории представление было как можно ближе к желательному, проектируемому.

Если объект не имиджируется, т.е. специальных усилий по формированию представления аудитории о нем не предпринима­ется, то это представление аудитория формирует самостоятельно, на основе случайной информации, достигающей ее по формаль­ным коммуникационным каналам, неформальной коммуника­ции, из собственных наблюдений. Нет оснований полагать, что сформированное таким образом представление («стихийный об­раз») во всех случаях будет лучше репрезентировать реальность, чем образ, сформированный посредством имиджирования. В слу­чае полного отказа от влияния на аудиторию по определенному направлению эта аудитория (если она не состоит из экспертов) также не располагает полной информацией, руководствуется впе­чатлениями, а не знаниями.

Выше мы определили стереотип как стандартизированный и устойчивый образ какого-либо объекта или явления. Подчерки­валось также существование оценочного компонента в стереотипе. Сходство определений подталкивает к той мысли, что имидж — разновидность стереотипа. Такая точка зрения встречается даже в некоторых специальных изданиях. Однако стереотип и имидж не только не одно и то же, но в некотором смысле они противоположныдруг другу, на что первым обратил внимание старейший в России теоретик рекламы профессор МГИМО О. Феофанов.



Просмотров 535

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!