Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Сегментирование рекламной аудитории



С точки зрения социологии, исходным пунктом рекламной практики является сегментирование рекламной аудитории. Сег­ментирование — аналитическая процедура деления всей потенци­альной рекламной аудитории на однородные группы. Слова «по­тенциальная рекламная аудитория» могут быть заменены в дан­ном контексте понятием «рынок», поскольку одно из определений рынка — совокупность всех потенциальных покупателей данного товара. Тогда сегментирование можно определить как деление рынка рекламируемого товара на однородные группы, выделяе­мые на основе тех или иных критериев. Возникает вопрос, во-пер­вых, что может считаться в данном контексте «однородной груп­пой», во-вторых, на основе каких критериев она выделяется.

Типичной точкой зрения маркетологов является следующая: единым сегментом рекламная аудитория может считаться тогда, когда демонстрирует «систематические модели использования продуктов, отношений к ним, поведения и ценностей, обусловли­вающие особый маркетинговый подход» [158, с. 287]. Более опре­деленно заявляют свою позицию авторы, полагающие, что в ры­ночный сегмент группируются покупатели, обладающие схожими запросами и покупательским поведением относительно данного продукта [42, с. 16]. Эта точка зрения, по нашему мнению, вполне справедлива, но в ней не отражена специфика собственно реклам­ного воздействия, она более применима к маркетингу в целом. Что означают «систематические модели» или «схожие запросы и поведение» применительно к рекламе как составляющей марке­тинговой деятельности?

По нашему мнению, ответ необходимо искать в противоречии между гетерогенностью (разнородность) аудитории данного ры­ночного предложения по социально-демографическим, культур­ным, поведенческим, психологическим характеристикам, с одной стороны, и ограниченностью возможностей воздействия на эту аудиторию посредством одного рекламного сообщения. Эффек­тивное рекламное воздействие предполагает ориентацию на ха­рактеристики членов аудитории, но характеристики эти у гетеро­генных аудиторий разные. В рамках одного рекламного сообщения

крайне сложно учесть интересы и предпочтения всех типов воз­можных покупателей. Или же приходится ограничиваться самыми общими утверждениями относительно товара (недифференциро­ванная реклама). Выделение рекламного сегмента — это результат компромисса между желанием в максимальной степени ориенти­ровать рекламное сообщение на конкретного покупателя и ресур­сами рекламодателя. В идеальном (т.е. практически не осуществи­мом варианте) сегмент должен состоять из 1 человека, в перспек­тиве именно в этом направлении, по мнению «рекламных футурологов», будет развиваться реклама. Но пока, как правило, в качестве целевого (т.е. основного для данной кампании сегмента) принимается та часть рынка, которая представляется рекламода­телю наиболее перспективной для поддержания или увеличения объема продаж данного товара сейчас или в будущем. Рекламная кампания может быть сосредоточена на одном сегменте, может предусматривать воздействие на несколько сегментов. Оппозиция сегментированию — уже упоминавшаяся недифференцированная реклама, т.е. обращение сразу ко всем возможным покупателям.

Достаточно популярна в маркетинговой среде точка зрения, что однородность аудитории обеспечивается за счет соблюдения принципа единства ее членов по отдельным группам характерис­тик (социально-демографическим, поведенческим и т.д.). Это вер­но для маркетинга. Но рекламистами данные параметры берутся уже как исходные. Главным же при сегментировании целевой рек­ламной аудитории является, на наш взгляд, иной принцип: иден­тифицированная аудитория должна отличаться однотипным отно­шением к

1. Содержанию рекламного сообщения.

2. Форме рекламного сообщения.

Содержание рекламного сообщения — это, фактически, те сти­мулы, которые предлагает рекламодатель аудитории. Если в каче­стве такого стимула избраны низкие цены, то этот факт должен положительно восприниматься всем выделенным сегментом ауди­тории (что наблюдается отнюдь не всегда, для некоторых низкая цена — отрицательный стимул). Если в качестве такого стимула предлагается возможность оплаты покупки через пластиковую карту, то опять же целевой сегмент должен не только иметь такие карты, но и видеть положительные стороны в такой форме оплаты. То же можно сказать и о форме рекламного сообщения. Реклама пива «Клинское» содержала образы молодых, свободно ведущих себя потребителей, использующих специфические обороты речи.Вербальный и невербальный ряд этой рекламы был положительно встречен молодежной аудиторией (целевой для данной рекламы), но в то же время оттолкнул от этой марки пива ряд традиционной аудитории — мужчин среднего и старшего возрастов с невысоким доходом.

Процедура сегментирования осуществляется как бы в два эта­па. На первом идентифицируется весь рынок товара, на втором выявляются отдельные, более узкие рекламные аудитории. Имен­но они и должны иметь сходное отношение к содержанию и фор­ме рекламного сообщения. Помимо этого условия, существуют еще три значимых требования к сегменту:

• он должен быть измеряем (т.е. должна иметься возможность определения хотя бы приблизительной численности выделен­ной в качестве сегмента рекламной аудитории, иначе невоз­можно принять обоснованные решения по рекламированию);

• он должен быть доступен для воздействия (если нет возможно-

сти передать этому сегменту рекламное сообщение, то нет смысла «работать» с этим сегментом);

• сегмент должен иметь достаточный размер (чтобы экономиче-

ски оправдать затраченные усилия).

Но естественно, что сходное отношение аудитории к рекламе обусловлено, как правило, сходством членов этой аудитории по та­ким признакам, как доход, социальный слой, пол, возраст, соци­альное положение, разделяемые ценности, мотивы потребления и т.д. Признаки, положенные в основу выделения сегмента, называ­ются критерии сегментирования (основания сегментирования). Раз­деление рынка по социально-демографическим критериям — по­лу, возрасту, образованию, району проживания, социальному слою, составу семьи, материальному положению — считается опи­сательным сегментированием. Поведенческое сегментирование — сегментирование на основе различных критериев, касающихся поведения людей в процессе покупки и потребления товара. К не­му относится сегментирование по выгодам (по критерию «пре­имущество, которое ищух в товаре покупатели»), по объему и час­тоте использования продукта (так называемой «лояльности потре­бителя»), по ситуации покупки и применения продукта (т.е. на основе классификации типовых случаев его покупки и использо­вания), по процедуре принятия решений о покупке. В связи с из­менениями потребления в современных условиях, о которых го­ворилось в предыдущем параграфе, все более актуальным на раз­витых рынках становится сегментирование по критериям,

связанным со стилем жизни (психографическое сегментирование). Результатом сегментирования является идентификация так назы­ваемого «профиля покупателя» — описание члена целевой аудито­рии в тех его характеристиках, которые значимы для рекламного процесса. Такое описание может выглядеть следующим образом. Для рекламы агрохимической продукции: «продвинутый фер­мер» — до 45 лет, ориентирован на прибыль, имеет бизнес-подго­товку, пользуется новейшими технологиями, заботится об окружа­ющей среде, проницателен. Для рекламы сети бензоколонок: не состоящие в браке молодые агрессивные водители, стремящиеся сделать карьеру, предпочитающие рок. Рассмотрим в рамках соци­ологического подхода особенности ориентации рекламных сооб­щений на некоторые из таких характеристик.

ПОЛ

Рекламная аудитория может быть гомогенна или гетероген-на по полу. Решение вопроса об учете или не учете факта поло­вой дифференциации при конструировании рекламного сооб­щения является одним из важнейших. Общий принцип — если товар признан индифферентным к полу аудитории, то сегмент гетерогенен, и наоборот. Соответственно принятому решению конструируются используемые аргументы и знако-символиче-ский ряд рекламы: не ориентированные на пол аудитории; ори­ентированные строго на мужчин или женщин, ориентирован­ные преимущественно на мужчин или женщин. Обращение к мужской и женской рекламной аудитории предполагает ис­пользование не только разных образов, но и разных цветовых гамм, принципов композиции и т.д. Существенно различаются и ценностные ориентации мужчин и женщин, а следовательно, и связаные с ценностными ориентациями содержательные и формообразующие составляющие рекламы. Так, по данным крупномасштабного исследования ценностей россиян, мужчи­ны гораздо чаще, чем женщины, заявляют себя приверженца­ми таких ценностей, как Законность, Могущество, Независи­мость, Природа. Профессионализм, Равенство, Родина, Сво­бода, Сотрудничество, Труд, Убеждения, Удовольствия. У женщин же явное, по сравнению с мужчинами, предпочтение таким ценностям, как Вера, Внимание к людям, Здоровье, Ми­лосердие, Мир, Надежда, Образование, Покой, Порядочность, Семья [5, с. 30].

Но общий принцип сегментирования аудиторий по полу суще­ственно модифицируется в конкретной практике рекламирования.Во-первых, некоторые товары покупают и мужчины, и женщи­ны, но базовый рынок1 все же гомогенен. Так, потребители пива разнополы, но базовый рынок все же — мужчины. Соответствен­но, в рекламе «Клинского» были задействованы и женские обра­зы, но все же большинство персонажей были мужского пола. По другим сортам пива, за исключением разве что «Тинькофф», ис­пользовались только актеры-мужчины. Во-вторых, достаточно типичным случаем является несовпадение пола потребителя и по­купателя (например, по ювелирным изделиям, духам, мужскому белью). Задача половой идентификации типичного представителя базового и периферийного рынков становится многовариантной: ориентирована ли реклама на потребителя, на покупателя, на тех и других вместе, на лиц, принимающих решения о покупке? В-тре­тьих, образы рекламы должны, как правило, совпадать с полом ре­ферентной для аудитории группы. Опять же «как правило» это та же группа, к которой принадлежит аудитория. Так, существует все­го несколько случаев рекламы женского белья с использованием мужских образов, хотя казалось бы... Реклама женских ювелирных изделий в мужском журнале часто использует мужские образы.

Эти виды ориентации на половую дифференциацию при сег­ментировании являются достаточно стандартными, их значи­мость сохраняется на протяжении длительного периода. Особен­ность современного этапа — особое внимание к гендерным аспек­там рекламного воздействия. Напомним, что тендер — те составляющие половой дифференциации (разделения на мужчин и женщин), которые предопределены не биологией, а обществом (например, у мужчин и женщин различная одежда, разный набор привычных профессий и т.п.). Тендерный аспект отчетливо прояв­ляется в рекламе, именно реклама дает обширный материал для исследования действующих в обществе тендерных стереотипов, тех типовых представлений, которые связаны в данном обществе с мужчиной или женщиной. Поскольку реклама, с одной сторо­ны, есть порождение системы социальных представлений, с дру­гой — сама порождает их, то она представляет собой один из са­мых привлекательных объектов для социологического анализа во­обще и для тендерной социологии, в частности.

Американский социолог И. Гоффман в 50-х годах исследовал, на­сколько в рекламе воспроизводятся традиционные представления о

1 Базовый рынок — рынок, обеспечивающий основной объем продаж Периферийный рынок — рынок, который не рассматривался ранее как значимый для фирмы или для данного товара (товарной группы).

женщине и мужчине (гендерные стереотипы). Гоффман взял в ка­честве гипотезы исследования следующее утверждение: чтобы рекламная аудитория быстро проникла в суть изображенного, со­здатели рекламы предлагают ему идеальное воспроизведение муж­ского и женского образа, символизирующее стандартное для со­циума распределение ролей и статусов между мужчинами и жен­щинами. В рекламной продукции взаимоотношения между мужчиной и женщиной упрощаются до уровня ритуальных идиом, идеального воспроизведения стереотипов «маскулинности» и «фе-минности». В рамках этого подхода Гоффман ввел понятие «ген-дерный дисплей» как внешние проявления культурно заданных «знаков» пола.

Анализ проводился на основе рекламных фотографий, опубли­кованных в журналах в середине XX века. По мнению Гоффмана, именно фотография является завершенным в смысловом отноше­нии текстом. В первую очередь, он изучил соотнесенность разме­ров мужских и женских фигур. Как правило, мужчины в рекламе изображаются выше женщин. Исключения подтверждают прави­ло: если рекламная женщина выше мужчины, то она выше его и по социальному статусу в данной ситуации. Этот прием был широко известен еще в древнем мире. Египетского фараона всегда изобра­жали в несколько раз выше окружающих. Причем, чем менее знат­ным был человек, тем ниже был его рост.

Вторым исследованным Гоффманом аспектом была функцио­нальная иерархия. Мужчина в рекламе чаще выступает в роли ин­структора, руководителя, специалиста, даже если рекламируются женские товары и товары для домашнего хозяйства. Третьим ана­лизируемым параметром было расположение человеческой фигу­ры в пространстве интерьера. Положение лежа имеет традицион­но значение слабости, доступности, зависимости. Рекламная жен­щина гораздо чаще предстает в положении лежа. Мужчина почти всегда изображается сидя, стоя или, в крайнем случае, полулежа. В качестве четвертого параметра была выбрана мимика участников. По мнению Гоффмана, улыбка выражает готовность подчиниться, серьезный вид — превосходство. На рекламных фотографиях жен­щина улыбается часто, мужчины же — гораздо реже. Кроме того, мимика женщин в рекламе часто свидетельствует о потере само­контроля, подчиненности эмоциям. Изображения мужчин в таком состоянии редки. Жестикуляция мужчин часто принимает в рекла­ме вид «символического оружия» (выброс руки, сжатие ладони в кулак) или «позы доминирования» (выпячивание груди, высокоеподнятие подбородка) Наоборот, женская рекламная жестикуля­ция редко содержит властные знаки, чаще жестикуляция направ­лена на себя (поправка прически, освежение макияжа). Домини­рование связано и с контролированием определенной простран­ственной зоны вокруг себя, чем она больше — тем больше претензии на высокое положение в иерархии. Личностное прост­ранство, занимаемое мужчинами, как правило, больше [184; рус­ское изложение — 83; 84]. В результате исследования Гоффман сделал вывод, что реклама закрепляет традиционно сложившиеся стереотипы маскулинности и феминности, в которых мужчина — лидер, а женщина — ведомая. Тем самым реклама консервирует дифференциацию по половому признаку, доставшуюся в наслед­ство от патриархата. И современный российский специалист по тендерной проблематике вслед за Гофманом спрашивает: разве не очевидно, что наша реклама эксплуатирует женское в угоду муж­скому, употребляет женщину как символ мужского успеха, ис­пользует женщину-модель как средство, чтобы привлечь мужчи­ну-потребителя и т.д., и т.п.? И вообще, разве не навязывает рек­лама мужской дискурс, мужскую перспективу всему обществу в целом? И сам же отвечает — «да», в той части, в какой наша рек­лама повторяет западноевропейскую и американскую Но в рос­сийских условиях каждая приходящая к нам тенденция обнару­живает себя совсем не в том социальном, культурном, экономи­ческом контексте, в котором она изначально сформировалась [51, с. 45].

Нельзя не заметить, что реклама довольно чутко улавливает со­циокультурные изменения в области половой дифференциации. Так, объективная перемена в положении женщины в развитых странах находит свое отражение в рекламе. Все чаще рекламная женщина — менеджер, инженер, врач, даже рабочий. Доводя эти образы до массовой аудитории, реклама закрепляет новые гендер-ные реалии, вводит их в моду, способствует их стереотипизации в массовом сознании. Социологи активно изучают эти новые ас­пекты в рекламе, пытаются определить модальные тенденции данного процесса [51; 77; 45; 31—35]. Рекламная женщина сегодня уже не только «церковь, кухня, дети» — классическая формула до­бропорядочной жены и матери, сосредоточенной на домашнем хозяйстве и семейных делах. Феминистские мотивы в рекламе от­четливы, хотя впервые они явно появились в американской рек­ламе еще в период Второй Мировой войны (плакат «Клепальщица Рози», призывающий женщин занять «мужские» рабочие места).

Но в России эта общая тенденция к усилению феминистического дискурса в рекламе накладывается на доставшееся в «наследство» от советского периода активное включение женщин в обществен­ное производство на протяжении уже минимум трех поколений, занятие значительной части женщин квалифицированным и вы­соко профессиональным трудом, что, в целом, снижает остроту восприятия «феминистической» рекламы в нашей стране.

В мировой рекламе проявилась еще одна тенденция — доля «антисексистских» рекламных материалов возрастает.

Сексизм — термин, введенный ЮНЕСКО в 1981 г. Он означает оценку человека, прежде всего, на основе его биологического пола, а не индивидуальных качеств и свойств. Сексизм аналогичен расизму, когда оценка человека предопределяется цветом его кожи Подобно тому, как бывает «белый» и «черный» расизм, так и сексизм бывает «мужской» и «женский». Но все же в большинстве случаев он увязывается с принижением роли женщины в обществе, недооценкой ее возможностей в различных областях социальной практики. Нельзя сказать, что сегодня в рекламе меньше стали демонстрировать сексуальную привлекательность женщин, реже изображать ее в роли сексуального объекта, пред­мета мужского восхищения и желания. Но, вместе с тем, беззас­тенчивая эксплуатация факта биологической половой дифферен­циации, «объективация тела» уже не считается остро актуальным рекламным приемом, а наоборот, квалифицируется как способ воздействия на аудиторию, не отвечающий «вызову времени». Иронически обыграла этот факт французская обувная фирма, взяв в качестве модели для рекламы женской обуви обнаженного моло­дого мужчину в «соблазнительной» позе. Вербальный ряд рекламы пояснял: нам надоели упреки в том, что мы эксплуатируем жен­щин как сексуальный объект, теперь мы решили эксплуатировать в этом качестве мужчину. Порой антисексистские мотивы исполь­зуются в рекламе более серьезно, как свидетельство нарастания в обществе тенденции к унисексу — нивелировке, сближению ген-дерных стереотипов и тендерных ролей мужчин и женщин. Как «унисексуальный» факт можно расценить контракт, подписанный крупной косметической фирмой с популярным певцом Бой Джор­джем на рекламу... губной помады.

Но в России, опять же вследствие исторических причин, откры­тая демонстрация сексуальности все еще не потеряла, пользуясь вы­ражением И. Кона, «вкуса запретного плода», по крайней мере, у тех аудиторий, которые прошли первичную социализацию в советскийпериод. Реклама с открытой репрезентацией сексуальности оче­видно привлекает внимание аудитории в связи с нарушением все еще циркулирующих социальных норм, связанных с табуирован-ностью сексуальной сферы. Именно по этой причине она вызыва­ет социальную критику, а не вследствие неприятия «сексуальной эксплуатации женских образов» или, по выражению российской исследовательницы, включения посредством рекламы женского тела в экономический обмен, как то имеет место на Западе [51, с. 80]. Подтверждающим фактом может служить то, что открытая репрезентация мужской сексуальности в рекламе вызывает столь же негативную реакцию российской аудитории.

Объективация в рекламе мужского тела и репрезентация откро­венной мужской сексуальности — относительно новое явление в рекламе. Первым «исторически значимым» опытом представления мужчины как сексуального объекта (т.е. в нетрадиционной гендер-ной роли) считается реклама мужского белья Келвина Кляйна (1983 г.). Тенденция к отражению в рекламе процесса модифика­ции тендерных стереотипов и ролей, сглаживанию тендерных раз­личий достаточно активно обсуждается сегодня в социологии и со­циально-культурной антропологии. Но в основном, в центре дис­куссии — феминистические тенденции в рекламе. Публикаций на тему «мужчины в рекламе» существенно меньше. Между тем, именно здесь новации наиболее очевидны. В частности, И. Кон в работе «Мужское тело» приводит данные, что если доля в той или иной степени обнаженных женских моделей в журнальной рекла­ме стабильна уже многие годы, то доля аналогичных мужских мо­делей выросла в 7 раз за 50—90-е годы. Если возвращаться к рос­сийским особенностям, то для маскулинной российской культуры это действительно культурный шок в гораздо большей степени, чем демонстрация «женщины у станка» (а первая российская рек­лама с таким образом появилась в 1915 г ) или женщины-руково­дителя.

ВОЗРАСТ

Возраст обуславливает потребление (есть товары для детей, для лиц преклонного возраста и т.п.). Возраст обуславливает отноше­ние к определенным стимулам, ценностям, мотивам, образам, ви­зуальным и вербальным конструкциям. Не случайно возраст — один из наиболее эксплуатируемых при сегментировании реклам­ных аудиторий критериев. В маркетинге и рекламном деле выде­ляют, как правило, следующие возрастные группы: дети до 6 лет, 6-11 лет, 12—19 лет, 20—34, 35—49, 50—64, свыше 65. Впрочем, выбор

и конструирование конкретных возрастных границ аудиторий зависит, в конечном счете, от товара и маркетинговой политики рекламодателя.

Важно учитывать, что именно по критерию «возраст» потреби­тельские и покупательские аудитории различаются особенно силь­но. Следовательно, решение вопроса о том, кому — потребителям или покупателям — будет адресовано данное рекламное обращение, приобретает системообразующее значение. Рассмотрим только один пример. Реклама куклы может быть обращена к потребите­лю — девочкам, тогда главный аргумент — возможности интерес­но играть с этой куклой. Сама собой вырастает система «продаю­щих моментов»: этой кукле можно расчесывать волосы, у нее дви­гаются ручки и ножки, ее можно мыть и т.д. Если реклама обращена к покупателю (матери) — то основная аргументация должна касаться пользы этой игрушки для развития ребенка, воз­можности занять дочку, пока мать делает другие дела, безопаснос­ти для здоровья, условий покупки.

В современных условиях некоторые возрастные группы стано­вятся особенно привлекательными для рекламодателей. Так, весь­ма значимым рынком являются пожилые граждане развитых стран. Продолжительность жизни увеличивается, медицинские технологии позволяют и в преклонном возрасте сохранить актив­ность, система социального обеспечения гарантирует старым лю­дям пристойный уровень жизни. Все это приводит к тому, что старшая возрастная группа становится заинтересованным и плате­жеспособным потребителем. Так, в частности, на эту аудиторию рассчитана значительная часть туристической рекламы, рекламы товаров для активного образа жизни, поддержания здоровья. Но для этой группы должны использоваться свои аргументы, свой язык, должна быть апелляция к иной системе ценностей. Так, по данным уже упоминавшегося исследования ценностей россиян, для молодежи (18—24 года) характерны такие ценности, как Друж­ба, Известность, Любовь, Могущество, Независимость, Образова­ние, Профессионализм, Развитие, Свобода, Смысл жизни, Со­трудничество, Удовольствие, Успех. В возрасте 25—34 года исчеза­ет явная заявка таких ценностей, как Могущество, Образование, Свобода, Смысл жизни. Зато существенно повышается ценность Стабильности. В группе 35—44 года явно чаще, чем в других воз­растах, заявляются только ценности Профессионализм и Семья. В группе 45—54 года картина меняется уже кардинально. Значимы Власть, Закон, Порядочность, Труд. Наконец, для людей 55—65 лет особо привлекательными становятся Вера, Внимание к людям,Милосердие, Надежда, Мир, Покой, Равенство, Родина, Спра­ведливость. Те, кому за 65 лет, существенными для себя считают ценности Внимание к людям, Милосердие, Мир, Покой, Родина, Справедливость [5, с. 31].

Особо значимой потребительской группой и, следовательно, рекламной аудиторией, в современных условиях являются дети (молодежь периода первичной социализации — до 18 лет). Рас­смотрим эту группу более подробно.



Просмотров 889

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!