Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Факторы воздушной среды. Гигиеническое значение физических свойств воздуха. Влияние на организм высоких и низких температур, влажности и скорости движения воздуха



Факторами воздушной среды, оказывающими воздействие на человека, являются

Физические свойства воздуха

Химический и биологический состав

Химические и биологические загрязнители

Физические свойства воздуха:

- температура

- влажность

- скорость движения воздуха

- барометрическое давление

- электрическое состояние

Именно температура, влажность и скорость движения влияют на тепловой баланс организма, в значительной мере определяя его теплообмен с окружающей средой (испарение влаги при дыхании, теплоотдаче, конвекции). Теплоотдача происходит при соприкосновении человека с поверхностями, имеющими более низкую в сравнении с кожей человека температуру (стеной помещения, защитным ограждением), конвекционная — при нагревании воздушных масс, соприкасающихся с поверхностью кожи человека.

Основным источником тепла на Земле служит тепловое солнечное излучение, в результате которого разогревается почва, которая, в свою очередь, нагревает прилегающие к ней слои воздуха.

Температура воздуха зависит главным образом от количества солнечной энергии (суточного и годового), широты и высоты местности над уровнем моря, удаленности от морей и океанов, наличия растительности.

Температура воздуха испытывает суточные и годовые колебания. Например, самый низкий суточный показатель предшествует восходу солнца или совпадает с ним по времени, а самый высокий наблюдается в период от 13 до 15 ч.

Работа при высоких температурах воздуха чревата довольно неприятными последствиями, и вполне естественно, что продолжительность подобной работы должна быть ниже чем обычно.

Основное гигиеническое значение температуры воздуха состоит в ее влиянии на тепловой обмен организма с окружающей средой: высокая температура затрудняет отдачу тепла, низкая, наоборот, повышает ее.

Человек может приспособиться к условиям внешней среды, перенося даже значительные колебания температуры воздуха, что обеспечивается сложными терморегуляторными механизмами. В их основе способность организма человека изменять объем тепла и интенсивность его выработки (разная интенсивность окислительно-восстановительных процессов, обеспечивающих выделение энергии и теплопродукции) и теплоотдача во внешнюю среду (изменение диаметра периферических сосудов кожи, перемещение крови в глубоколежащие ткани и внутренние органы).

Если человек находится в условиях низкой температуры, у него усиливается теплопродукция и уменьшается диаметр периферических сосудов кожи, усиливается приток крови к глубоким тканям и внутренним органам. При повышенной температуре у человека снижаются уровень и интенсивность теплопродукции и увеличивается диаметр периферических сосудов кожи, снижается приток крови к глубоким тканям и внутренним органам.

При длительном нахождении в неблагоприятных температурных условиях (высокая или низкая температура воздуха) может наступить срыв адаптации механизмов терморегуляции, сопровождающийся нарушением теплового баланса организма и среды. В свою очередь, это может привести к функциональным (перегревание или переохлаждение, тепловой удар) или глубоким патологическим нарушениям.

При длительном пребывании человека в условиях высокой температуры повышаются температура тела, ЧСС изменяется, повышается или снижается артериальное давление, нарушаются обменные процессы, особенно водно-солевой, функциональное состояние органов желудочно-кишечного тракта. Одновременно значительно снижается умственная и физическая работоспособность.

Человек будет чувствовать себя абсолютно комфортно, если влажность окружающего его воздуха будет колебаться в пределах от 40 до 60%. Это и есть нормальная влажность воздуха. В случаях снижения влажности ниже 40%, практически все здоровые люди начинают испытывать сонливость, рассеянность, ощущать чувство сухости кожи и раздражение слизистых оболочек. В общем, его самочувствие значительно ухудшается.

Под влажностью воздуха понимается содержание водяных паров (г) в 1 м3 воздуха.

Основные показатели влажности воздуха:

-абсолютная влажность — абсолютное количество водяных паров, находящихся в 1 м3 воздуха в конкретное время при конкретной температуре;

-максимальная влажность — количество водяных паров, обеспечивающих полное насыщении 1 м3 воздуха влагой при конкретной температуре воздуха;

-относительная влажность — отношение абсолютной влажности воздуха к максимальной (%);

-дефицит насыщения — разность между максимальной и абсолютной влажностью воздуха.

Наибольшее гигиеническое значение имеет относительная влажность воздуха: чем она ниже, тем меньше воздух насыщен водяными парами и тем интенсивнее испаряется пот с поверхности тела, что усиливает теплоотдачу.

Низкая темп + движ возд= усиливает теплоотдачу

Выс темп+низк влажность= усиление теплоотдачи

Выс темп+ выс влжность= тепловому удару

Сильный ветер- препятствует дыханию, ухудшает состояние серд- сосуд заболев, забол ДС

Умеренный, термически нейтральный ветер оказывает бодрящее, тонизирующее действие, тогда как сильный ветер способствует развитию депресс сост

Движение воздуха

- участвует в процессах теплообмена человека с окр средой

- удаляет загрязнения, и приводит к распространению загрязнений

- является естественной вентиляцией

41. Функциональные зоны городских населенных пунктов и их рациональное размещение. Системы застройки жилой зоны и их гигиеническое значение. Планировка микрорайонов. Особенности планировки и застройки сельских населенных мест.В городе выделяют следующие основные функциональные зоны: жилую (селитебную), промышленную, коммунально-складскую, внешнего транспорта, пригородную с местами и объектами для отдыха населения. Селитебная зона города предназначается для размещения жилых районов, общественных центров (административных, научных, учебных, медицинских и др.), зеленых насаждений. Для нее отводят наиболее здоровые и удобные земельные участки, богатые зелеными насаждениями и имеющие рядом водоемы. Промышленную зону размещают ниже жилой по течению реки, чтобы не загрязнять водоем в границах населенного пункта промышленными стоками, а также с подветренной стороны и на определенном расстоянии от жилой зоны. Между селитебной и промышленной зонами должен устанавливаться разрыв – санитарно-защитная зона, размер которой зависит от характера вредного действия источников загрязнения и составляет от 50 до 1000 м. Основным структурным элементом селитебной зоны является микрорайон. Микрорайон рассчитан на 6-20тыс. человек и имеет в своем составе жилые здания, учреждения повседневного пользования (ясли и детские сады, школы, спортивные комплексы, продуктовые магазины, столовые, приемные пункты белья в стирку и пр.), а также парки, скверы для повседневного отдыха населения. Его площадь составляет от 20 до 50 га. Границами микрорайона являются магистральные или жилые улицы, проезды, естественные границы. Основную массу жилых домов и детских учреждений размещают в глубине микрорайона для того, чтобы обеспечить лучшие бытовые условия и снизить уровень шума, вибрации и загрязнение воздуха пылью, выхлопными газами автотранспорта. 4-6 микрорайонов объединяют в жилой район – структурный элемент площадью 80-400 га, границы которого проводят по магистральным улицам и дорогам общегородского значения, а также по естественным и искусственным рубежам (реки, каналы, зеленые насаждения, железные дороги и др.). В жилых районах имеются общественные центры с общественными учреждениями районного и городского значения, поликлиники, больницы, спортивные сооружения, супермаркеты, кинотеатры, библиотеки. Благоприятные микроклиматические условия и инсоляция во многом зависят от системы застройки – расположения зданий на участке, их длины, конфигурации и взаиморазмещения. Различают несколько систем застройки: сплошную, замкнутую, рядовую, периметральную, строчную и групповую. При сплошной системе территория квартала застраивается сплошь по линии улиц и внутри. При замкнутой системе идет застройка зданиями по всему периметру без разрывов, внутри квартала располагаются дворы. Сплошная и замкнутая системы являются крайне неблагоприятными в гигиеническом отношении, так как образуют дворы-колодцы, куда мало поступает солнечный свет, недостаточны возможности для проветривания, почти отсутствуют зеленые насаждения. Наилучшей считается строчная застройка, при которой дома стоят параллельно друг другу с соблюдением необходимых разрывов между ними. При периметральной застройке здания с разрывами между ними располагают по периметру улицы. Для групповой застройки характерно группирование зданий на отдельных участках с устройством разрывов между группами зданий. Коммунально-складская зона предназначена для размещения торговых складов, складов для хранения овощей и фруктов, предприятий по обслуживанию транспорта (депо, автопарки), предприятий бытового обслуживания (прачечные и пр.). Ее размещают вне жилой территории, зачастую на территории санитарно-защитных зон промышленных предприятий. В зоне внешнего транспорта размещаются пассажирские и грузовые железнодорожные станции, порты, пристани и др. Особенности планировки и застройки сельских населенных мест.В основу планировки, застройки и благоустройства сел положены те же гигиенические принципы, что и при строительстве городов, но с учетом специфики сельских условий (плотность застройки не превышает 5 -6%, а заселенность 20 - 25 человек на 1 га). При планировке села выделяют две основные зоны: жилую с общественным центром и производственную. Раньше наиболее распространенным было расположение жилых зданий вдоль транспортной магистрали, что увеличивало протяженность села и затрудняло сообщение между его концами, а также культурно-бытовое обслуживание и санитарно-техническое благоустройство. В настоящее время свою целесообразность доказала компактная застройка в виде жилых кварталов из жилых зданий, примыкающих к ним приусадебным участкам, и улиц. В этих же кварталах располагаются культурно-бытовые и лечебно-профилактические учреждения, зеленые насаждения общего пользования (парки, скверы, сады), улицы. За счет компактности облегчается и удешевляется устройство водопровода, канализации, центрального отопления, газификацию, размещение тротуаров и улиц. В центральной части села устраивают общественный центр, где размещаются административные учреждения, почта, клуб, столовая, магазины, гостиница и т.п. Школы, детские сады и ясли, больничные учреждения целесообразнее располагать в стороне от общественного центра и автомагистралей. В производственной зоне размещают все хозяйственные постройки и производственные комплексы (ремонтно-механические мастерские, цех для приготовления кормов, животноводческие фермы, подсобные производства). Так как производственная зона является источником химических и биологических загрязнителей, а также шума, пыли, дыма, дурных запахов и мух, ее располагают по отношению к жилой с подветренной стороны, ниже по рельефу местности и ниже по течению реки. Между жилой и производственной зонами создают санитарно-защитную зону, ширина которой определяется степенью вредности и опасности источника.

Физиологические нормы питания для различных групп населения( 1991г.). Значение коэффицента физической активности. Показатели количественной, качественной адекватности и сбалансированности питания.

Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения

разрабатываются НИИ питания или же соответствующими кафедрами медицинских вузов и институтов усовершенствования врачей и являются государственным нормативным документом.

Энергетические потребности здоровых людей определяются фактической активностью (энерготраты), полом, возрастом, массой тела, состоянием организма, климатическими и другими факторами окружающей среды.

Суточные энерготраты складываются из нерегулируемых и регулируемых волей человека. К нерегулируемым относятся расход энергии на основной обмен и специфически - динамическое действие пищи, к регулируемым - расход энергии на все виды деятельности.

Основной обмен - энергия, расходуемая на поддержание основных жизненных функций: дыхания, работы сердца, почек и других органов. - в состоянии покоя. Основной обмен выше у мужчин (в среднем 1700 ккал), чем у женщин (в среднем 1400 ккал) Величина основного обмена у детей и подростков в 1,5-2 раза выше, чем у взрослого человекаОсновной обмен возрастает при низкой температуре воздуха, стрессовых состояниях, заболеваниях, сопровождающихся лихорадкой, гиперфункции щитовидной железы и при действии многих других факторов. Снижение основного обмена наблюдается при ограниченном питании, гипофункции эндокринных желез, гиподинамии и др. состояниях.

Физиологическим критерием, по которому можно определить необходимое количество энергии и пищевых веществ для конкретных групп населения или отдельно взятого лица, является коэффициент физической активности (КФА) - отношение общих энерготрат к величине основного обмена.

в настоящих "Нормах" (1991) по рекомендации ВОЗ критерием для определения потребности в энергии и пищевых веществах у лиц трудоспособного возраста избран коэффициент физической активности.

С учетом этого принципа все трудоспособное население в возрасте от 18 до 60 лет в зависимости от коэффициента физической активности разделено на пять групп для мужчин и четыре группы для женщин. Каждая из групп дифференцирована на 3 возрастные категории: 18-29, 30-39 и 40-59 лет I группа - работники преимущественно умственного труда, очень легкая физическая активность;КФК-1,4; научные работники, студенты гуманитарных специальностей, педагоги, диспетчеры,

II группа - работники, занятые легким трудом, легкая физическая активность;КФК-1,6; водители, упаковщицы, швеи, агрономы, медсестры, санитарки, работники связи, сферы обслуживания,

III группа - работники средней тяжести труда, средняя физическая активность;КФК-1,9; слесари, , буровики, водителиэ скаваторов, бульдозеров, врачи-хирурги, текстильщики, обувщики, железнодорожники, металлурги-доменщики, работники химзаводов и др.

IV группа - работники тяжелого физического труда, высокая физическая активность;КФК-2,3; строительные рабочие, помощники буровиков, проходчики, хлопкоробы, основная масса с\х рабочих, доярки, овощеводы,

V группа - работники особо тяжелого физического труда, очень высокая физическая активность;КФК-2,5; и с\х рабочие в посевной, уборочный период, горнорабочие, бетонщики, вальщики леса, каменщики, землекопы,

Качественная адекватность подразумевает, что рациональное питание должно восполнять потребности человека в белках, жирах, угле­водах, витаминах, минеральных солях и микроэлементах. Количествен­ная адекватность заключается в том, что питание должно соответство­вать энергетическим затратам организма.

Другим требованием к рациональному питанию является его сбалан­сированность - оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов в суточном рационе. Это соотношение должно примерно составлять 1:1:4(Б:Ж:У= 1:1:4)Сбалансированность рациона по белкам характеризуется долей белков животного происхождения в рационе, соотношением незаменимых аминокислот, процентом энергетической ценности рациона, обеспечиваемым белками. Сбалансированность рациона по жирамопределяется соотношением животных и растительных жиров, содержанием полиненасыщенных, мононенасыщенных и насыщенных жирных кислот, а также энергетической ценностью рациона, обеспечиваемой за счет жиров. Сбалансированность рациона по углеводам характеризуется соотношением простых сахаров, полисахаридов, пектиновых веществ и клетчатки, а также энергоценностью рациона, обеспечиваемой за счет углеводов. Сбалансированность минеральных элементов определяется пока в основном по соотношению кальция, фосфора и магния, так как исследования по другим элементам еще недостаточны.

93.Физиолого- гигиенические принципы трудового и проф.воспитания и обучения детей и подростков. Гигиенические требования к его организации. Основные аспекты профориентации и врачебно – проф консультации подростков.

Трудовое воспитание и обучение преследует своей целью не только формирование у детей трудолюбия, приобретение ими общетрудовых навыков и умений, овладение определенными профессиями, но и оздоровление детей и подростков благодаря благоприятному воздействию трудовой деятельности на организм. Занятия физическим трудом стимулируют обменные процессы, улучшают координацию движений, повышают мышечную силу и выносливость, способствуют улучшению функционального состояния всех систем организма и предупреждают развитие гиподинамии.

Трудовое воспитание и обучение имеет многоступенчатый характер, начинаясь еще в дошкольном возрасте и продолжаясь на протяжении всех лет обучения в школе. Оно должно строиться на следующих принципах:

По характеру, объему и организации трудовая деятельность должна соответствовать возрастно-половым возможностям и состоянию здоровья детей;

Трудовые нагрузки должны увеличиваться и усложняться постепенно, оказывая тренирующее действие на организм

Должны быть обеспечены безопасные условия труда

В начальной школе учащихся можно привлекать к уборке классных комнат, своего рабочего места, сбору семян, ягод, выращиванию рассады, уходу за комнатными растениями, помощи по дому. В средних классах общественно-полезный труд может быть представлен работой по выполнению заказов в учебных мастерских, уборкой кабинетов, участием в уборке урожая, ремонтом учебного оборудования, кормлением животных, дойкой коров, поддержанием чистоты пришкольной территории, сбором металлолома и др. Учащиеся старших классов могут заниматься работой на предприятиях общественного питания, связи, торговли, на рабочих местах промышленных предприятий, в сельском хозяйстве и т.д. большое значение имеет своевременно проводимая профессиональная ориентация школьников. Под профессиональной ориентацией понимается научно-обоснованная система мероприятий по подготовке учащихся к сознательному и свободному выбору профессии в соответствии с призванием, способностями, образованностью, состоянием здоровья, индивидуальными особенностями, а также с учетом потребности общества. Профессиональная ориентация включает в себе решение нескольких вопросов. Одним из них является определение потребности народного хозяйства в специалистах разного профиля. Этот вопрос решается экономистами. Другие вопросы являются содержанием так называемой медико-физиологической профессиональной консультации (МФПК). В задачи МФПК входят:1. Оценка профессий с точки зрения качеств человека, которые необходимы для работы в ней;

2. Изучение психофизиологических и других личностных особенностей и способностей учащегося и определение соответствия их для работы в избираемой профессии;

Изучение состояния здоровья школьников с целью подбора профессии, работа в которой не приведет к нежелательным последствиям для здоровья, и будет способствовать успешному формированию профессиональной пригодности в процессе обучения, а также сохранению и укреплению здоровья в последующей трудовой деятельности

В решении медико-физиологических вопросов принимают участие различные специалисты: психологи, педагоги, физиологи, школьные врачи, врачи подростковых кабинетов, отделов гигиены детей и подростков СЭУ. Однако основная роль отводится школьным врачам и врачам подростковых кабинетов, которые выносят заключение о профессиональной пригодности подростка к той или иной профессии и помогают в выборе наиболее подходящих профессий. По современным представлениям, профессиональная пригодность не является врожденным, присущим человеку качеством, а формируется в процессе обучения и профессиональной деятельности, но задатки являются биологической основой формирования профессиональной пригодности. Поэтому при ее определении обязательно учитываются не только состояние здоровья подростков, но и типологические особенности высшей нервной деятельности, которые мало изменяются на протяжении жизни, а также степень развития ключевых профессионально значимых функций (мышечная сила, выносливость, координация, уровень развития интеллекта, анализаторных функций и др.). Комплекс мероприятий по профориентации проводится в школах, начиная с 5 класса, в основном педагогами с привлечением родителей. МФПК осуществляется, начиная с 7 класса. Для проведения ее врач должен иметь результаты полного медицинского освидетельствования подростка, знать анатомо-физиологические особенности подростково-юношеского возраста, быть знакомым с условиями труда на различных производствах и их влиянии на организм, требованиями, предъявляемыми тем или иным видом труда к функциональному состоянию организма и отдельным органам и системам, знать перечень медицинских противопоказаний к обучению профессии и работе в ней, основные законодательные документы по охране труда подростков. Основываясь на этой информации врач должен осуществлять не отбор подростков для профессии, а индивидуальный подбор такой профессии для них, которая бы не ухудшила имеющиеся отклонения в состоянии здоровья, а содействовала их компенсации и повышению резистентности организма.

 



Просмотров 706

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!