Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Физическое развитие как один из основных показателей здоровья детей и подростков. Методы изучения и оценки



Физическое развитие является одним из наиболее информативных и чувствительных критериев состояния здоровья ребенка. Под физическим развитием понимают совокупность морфологических и функциональных характеристик организма, отражающих процессы роста и развития ребенка в каждом конкретном возрастном периоде. Для изучения физического развития применяют два метода исследований: индивидуализирующий и генерализующий. Индивидуализирующий используется для изучения и оценки физического развития отдельного индивидуума. Он заключается в систематическом и длительном наблюдении за физическим развитием ребенка от его рождения до достижения 18 лет. На каждом возрастном отрезке определяется адекватность достигнутого уровня биологического развития календарному возрасту, а также его гармоничность, выявляются факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на организм, и проводятся необходимые оздоровительные мероприятия. Генерализующий метод заключается в одномоментном массовом обследовании больших контингентов детей с целью изучения и оценки физического развития различных возрастно-половых групп детского населения. С помощью этого метода устанавливаются общие закономерности роста и развития детей и подростков, разрабатываются региональные и местные стандарты показателей физического развития, изучается влияние факторов среды на здоровье детей, обосновываются гигиенические требования к условиям обитания, организации учебного, физического и трудового воспитания и т.д.Для изучения физического развития используются три группы показателей: соматоскопические, соматометрические и физиометрические. К соматоскопическим относятся показатели, оцениваемые при осмотре ребенка: тип телосложения, степень жироотложения, тонус и развитие мускулатуры, форма костяка, позвоночника, грудной клетки, ног, стопы, развитие вторичных половых признаков. Соматометрические показатели определяют путем измерения различных параметров тела: длины тела, туловища, конечностей, массы тела, окружности грудной клетки, головы, плеча, бедра, количества зубов и т.д. Физиометрические показатели характеризуют функциональное состояние организма. Обычно используют определение жизненной емкости легких, мышечной силы кистей рук и силы мышц спины (становую силу), артериального давления и частоты сердечных сокращений.Оценку полученных данных проводят, сравнивая их с возрастными стандартами физического развития, разработанными для конкретных регионов, так как физическое развитие детей, проживающих в различных климато-географических местностях имеет свои особенности. Для оценки физического развития используют различные методы: индексов, сигмальных отклонений, по шкале Z-score, шкалам регрессии, комплексный, центильный и другие. Метод индексов, один из наиболее ранних методов оценки физического развития, основан на подсчете так называемых индексов, которые представляют собой отношение величин различных соматометрических показателей, чаще всего массы и длины тела. Известно свыше 100 индексов, но наибольшее распространение получили индекс Брока и индекс Кетле-2. Индекс Кетле-2 в комплексе с другими показателями широко используется для оценки физического развития и принят в большинстве стран. Он определяется по формуле: ВМI (body mass index) = масса тела / длина тела2 (кг/м2). В отличие от других индексов, индекс Кетле-2 довольно точно отражает соотношение длины и массы тела у детей разного возраста, тогда как основным недостатком большинства других индексов, ограничивающим их применение, являлось игнорирование того факта, что изменение размеров тела не является пропорциональным в различные возрастные периоды. В этом отношении метод сигмальных отклонений явился шагом вперед. Оценку физического развития этим методом ведут, уже сравнивая показатели физического развития (масса, длина тела, окружность грудной клетки и др.) ребенка со стандартом (М) для соответствующей возрастно-половой группы. Определяют, на сколько σ (σ - среднее квадратическое отклонение) эти показатели отклоняются от стандарта и в зависимости от величины отклонения выделяют 5 степеней развития: среднее (М± 1σ); выше среднего (1σ <М +2σ);высокое (М >2 σ); ниже среднего (-1σ < М -2σ) и низкое ( М >-2σ).

ХХХХХ

Хим и биол состав воздуха и его гигиен значение. Природный хим и биол состав атмосферного воздуха и гигиен значение. Источники хим загрязнения атмосферы, главные загрязнители. Природный химический состав атмосферного воздуха: 20,95% - кислород, 78 % - азот, 0,03-0,04% - CO2, 1% - инертные газы, озон, метан, закись азота, йод и водяные пары. Кислород необходим для дыхания человека и животных, протекания различных процессов окисления, горения. Уровень его в атмосферном воздухе практически стабилен за счет процесса фотосинтеза растений. Лишь с подъемом на высоту парциальное давление кислорода снижается, вызывая развитие гипоксии. ↓концентрации кислорода до 11-13% - кислор нед-ть, а при 7-8% - смерть. Азот-индифферентн газ. Он не усв напрямую организмом ч-а и ж-х, но поступает в него ч-з растения, в которые попадает в виде нитратов, образовавшихся в процессе ассимиляции его и превращений, осуществляемых почвенными бактериями. Разбавитель кислорода. Дыхание чистым кислородом губительно, т.к. он сильный окислитель (токсическое действие, ожоги слиз дых путей и отек легких=лет исход). CO2 в естеств условиях поступает в воздух при дыхании человека и животных, в результате процессов гниения, брожения, горения, выделения с поверхности морей и океанов и др. Поддерж-ся отн-но пост конц-я CO2 благодаря протекающим процессам поглощения его растениями в процессе фотосинтеза, вымыванием осадками, растворением в воде морей и океанов, отложением в виде минеральных соединений. Инертные газы (аргон, неон, гелий, криптон, радон и др.) хим-и индифферентны. Лишь при значительном повышении их парциального давления, которого в природных условиях обычно не бывает, возможно проявление наркотического действия. Часть инертных газов является естественно радиоактивной – радон, актинон, торон (естеств радиоактивность атмосферы). При ↑ концентрации этих газов - различные радиационные эффекты. Особая опасность искусственных источников загрязнения, в отличие от существующих естественных (пыльные бури, вулканическая деятельность, пожары, выветривание, разложение остатков растений и животных и др.), заключается не только в прогрессирующем росте объемов загрязнения, но и характере загрязнения. Помимо прир-х загрязнителей, искусств источниками в атмосферу привносятся новые соединения, полученные синтетическим путем и не существовавшие ранее в природе. Бол-во из них обладает канцерогенным и мутагенным действием. Беспрепятственный трансграничный перенос атмосферных загрязнителей способствует глобальному их распространению и ухудшает качество воздуха даже на территориях, свободных от производства. Поступающие в воздух химические вещества не остаются интактными, а, вступая в различные реакции, образуют продукты, вносящие свою лепту в неблагоприятное воздействие как на здоровье человека, так и окружающую среду. Основными источниками загрязнения атмосферы являются промышленные предприятия, транспорт, предприятия теплоэнергетики, сельское хозяйство. До 90% веществ, загрязняющих атмосферный воздух, в виде газов и паров, около 10% - в твердом и жидком агрегатном состоянии. Наиболее распростра и опасные загрязнители воздуха: оксиды углерода, азота, серы, свинец, кадмий, мышьяк, никель, ртуть, соединения галогенов, бензол, полициклические ароматические углеводороды (ПАУ), радиоактивные газы и аэрозоли, зола, сажа, пыль и др. Весьма существенное влияние на атмосферный воздух оказывают выбросы промышленных предприятий, и, прежде всего, предприятий черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, строительной индустрии и целлюлозно-бумажной промышленности. Спектр загрязнителей, выбрасываемых этими предприятиями, более широк, в сравнении с загрязнениями, обусловленными автотранспортом и сжиганием топлива. Процессы выплавки чугуна и переработки его на сталь, осуществляемые на предприятиях черной металлургии, сопровождаются выбросом в атмосферу твердых веществ.

 

ЦЦЦЦЦЦЦ

Цель гигиены. Объект изучения, содержание и задачи гигиенической науки. Основные разделы.

Целью является сохранение и укрепление здоровья человека, предупреждение заболеваний.

Осуществления своей цели гигиена достигает, разрабатывая и внедряя в практику научно обоснованные гигиенические нормативы, санитарные правила, профилактические мероприятия, направленные на охрану и оздоровление окружающей человека среды – среды обитания и производственной деятельности. Для этого гигиенической наукой решаются следующие задачи:

1.Изучение природных и антропогенных факторов окружающей среды, оказывающих влияние на здоровье человека.

2.Изучение закономерностей влияния этих факторов на здоровье человека или популяции.

3.Внедрение в практику здравоохранения и народное хозяйство разработанных гигиенических рекомендаций, правил и нормативов.

4.Прогнозирования санитарной ситуации на ближайшую и отдаленную перспективу.

Объектом и предметом изучения гигиены являются здоровые люди, их индивидуальное коллективное и общественное здоровье, а также факторы окружающей среды, оказывающие влияние на организм человека в определенных социальных условиях: физические, химические, биологическое и психогенные.

Основные разделы:

1.Коммунальная гигиена – изучает влияние на организм природных и социальных факторов в условиях населенных мест и разрабатывает гигиенические нормативы и мероприятия для создания оптимальных условии проживания. Включает гигиену воздуха,воды,почвы.

2.Гигиена питания – изучает влияние на организм пищевых рационов с различным содержанием питательных веществ, потребности организма в их кол-ве.

3.Гигиена труда -изучает трудовую деятельность человека и производственную среду с точки зрения их возможного влияния на организм, предупреждение проф.заболеваний

4.Радиационная гигиена – влияние ионизирующих излучений на чел-ка и разрабатывает гигиенические нормативы по обеспечению радиационной безопасности лиц, работающих с радиоактивными вещ-ми.

5.Гигиена детей и подростков – влияние факторов окруж.среды на организм детей и разрабатывает гигиенич.нормативы к окружающей ребенка среде с целью создания гигиенич.условий жизни, обеспечивающих полноценное физическое и умственное развитие детей.

6.Общая гигиена- раскрывает основные положения об окруж.среде , закономерностях влияния природных, бытовых и различных факторов на здоровье и заболеваемость населения.

ШШШШШШ

Шум, инфразвук и ультразвук, как факторы производственной среды. Источники, физическая характеристика, влияние на организм человека. Мероприятия по профилактике неблагоприятного воздействия. Методы исследования влияния шума на организм.

Шум-это совокупность звуков различной частоты и интенсивности, беспорядочно сочетающихся и изменяющихся во времени.

В условиях производства наиболее часто встречаютсяшумы в диапазоне от 45 Гц до 11 кГц. Этот спектр разделен на 9 октавных полос.

-По характеру спектра шумы: широкополосные-частоты, выходят за пределы одной октавы и тональные;

-По распределению во времени: постоянные и непостоянные;

Шум-вредный фактор,действующий на весь организм, бытовой и транспорт периодически, производственный на протяжение всей смены,рабочего стажа.

Влияние на организм: специфическое-поражение органа слуха, на начальных этапах повышается порог слышимости, которое восстанавливается через нес-ко секунд, длительное воздействие-вызывает деструктивные процессы в кортиевом органе, приводит к развитию кохлеарного неврита, влекущий за собой профессиональную тугоухость. Наиболее выраженным повреждающим дей-м обладают высокочастотные, тональные и импульсные.

Неспецифическое-влияние на ссс-повыш АД,нарушение ритма, боли в области сердца. ЖКТ-гиперсекреция желез внутр секреции,ухудшение зрения,головокружения,ухудшается память.

Профилактика: соблюдение ПДУ,изменение технологических мероприятие (шумные на малошумные),технические мероприятия: подавление шума в источнике(звукоизоляция, материалы с пониж. акустическими свойствами капрон,пластмасса),глушители, подавление на пути от источника к рабоч месту(акустические экраны,звукопоглощающие облицовки, для уменьшения отражения цехи должны быть вытянутыми), и в рабочем месте(СИЗ-вкладыши,наушники,шлемы).

Инфразвук- звуковые колебанияи их совокупность в диапазоне 20 ГЦ,не слышимые ухом человека. Для гигиенической оценки производственного инфразвука интерес предст диапазон от 1,6-20 ГЦ, вкл 4 октавы с частотами 2,4,8,116. Природные источники :землетрясения, извержения вулканов, морские бури. В производстве генерируется двигателями внутр сгорания, вентиляторами, турбинами.

Влияние на организм: изучено мало. У рабочих появляется головокружение, головная боль, тошнота, озноб,сухость во рту, онемение неба и кожилица, нервно-психические расстройства.

Профилактика: Соблюдение ПДУ, борьба затрудняется тем, что он поглощается атмосферой и могут распространяться на большие расстояния, легко проникают в помещения. Защита заключается ослаблением инфразвука в источнике, устранение причин возникновения, локализацией и поглощением , использование СИЗ.

Ультразвук- упругие колебания с частотой выше 20 кГц, не слышимые ухом человека широко применяется в народном хозяйстве. Колебания до 100 кГц распространяются контактным и воздушным путем, применяются для очистки, обеззараживания,механич и термич обработки материалов,в хирургии для стерилизации. Высокочастотный 100 кГц-100 МГц распроняется контактным путем, в медицине для диагностики и лечения.

Влияние на организм: Контактный ультразвук низкой интенсивности- способствует ускорению обменных процессов, средней интенсивности – обратимые реакции, парестезии, парезы кистей и предплечий, фасцикулиты, вегето-сосудистая дисфункция, астенический синдром, высокой интенсивности-необратимое разрушение тканей.

Профилактика: соблюдение ПДУ, создание автоматизированного оборудования с дистанционным управлением, звукоизоляция экранами, СИЗ(при распространении в твердой среде-2 пары плотных перчаток, в жидкой- нижние х/б, верхние резиновые, перерывы по 15 мин каждый 1,5 час, массаж, УФ,витаминотерапия, водные процедуры.



Просмотров 845

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!