Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Физическое развитие как один из основных показателей здоровья детей и подростков. Методы изучения и оценки
Физическое развитие является одним из наиболее информативных и чувствительных критериев состояния здоровья ребенка. Под физическим развитием понимают совокупность морфологических и функциональных характеристик организма, отражающих процессы роста и развития ребенка в каждом конкретном возрастном периоде. Для изучения физического развития применяют два метода исследований: индивидуализирующий и генерализующий. Индивидуализирующий используется для изучения и оценки физического развития отдельного индивидуума. Он заключается в систематическом и длительном наблюдении за физическим развитием ребенка от его рождения до достижения 18 лет. На каждом возрастном отрезке определяется адекватность достигнутого уровня биологического развития календарному возрасту, а также его гармоничность, выявляются факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на организм, и проводятся необходимые оздоровительные мероприятия. Генерализующий метод заключается в одномоментном массовом обследовании больших контингентов детей с целью изучения и оценки физического развития различных возрастно-половых групп детского населения. С помощью этого метода устанавливаются общие закономерности роста и развития детей и подростков, разрабатываются региональные и местные стандарты показателей физического развития, изучается влияние факторов среды на здоровье детей, обосновываются гигиенические требования к условиям обитания, организации учебного, физического и трудового воспитания и т.д.Для изучения физического развития используются три группы показателей: соматоскопические, соматометрические и физиометрические. К соматоскопическим относятся показатели, оцениваемые при осмотре ребенка: тип телосложения, степень жироотложения, тонус и развитие мускулатуры, форма костяка, позвоночника, грудной клетки, ног, стопы, развитие вторичных половых признаков. Соматометрические показатели определяют путем измерения различных параметров тела: длины тела, туловища, конечностей, массы тела, окружности грудной клетки, головы, плеча, бедра, количества зубов и т.д. Физиометрические показатели характеризуют функциональное состояние организма. Обычно используют определение жизненной емкости легких, мышечной силы кистей рук и силы мышц спины (становую силу), артериального давления и частоты сердечных сокращений.Оценку полученных данных проводят, сравнивая их с возрастными стандартами физического развития, разработанными для конкретных регионов, так как физическое развитие детей, проживающих в различных климато-географических местностях имеет свои особенности. Для оценки физического развития используют различные методы: индексов, сигмальных отклонений, по шкале Z-score, шкалам регрессии, комплексный, центильный и другие. Метод индексов, один из наиболее ранних методов оценки физического развития, основан на подсчете так называемых индексов, которые представляют собой отношение величин различных соматометрических показателей, чаще всего массы и длины тела. Известно свыше 100 индексов, но наибольшее распространение получили индекс Брока и индекс Кетле-2. Индекс Кетле-2 в комплексе с другими показателями широко используется для оценки физического развития и принят в большинстве стран. Он определяется по формуле: ВМI (body mass index) = масса тела / длина тела2 (кг/м2). В отличие от других индексов, индекс Кетле-2 довольно точно отражает соотношение длины и массы тела у детей разного возраста, тогда как основным недостатком большинства других индексов, ограничивающим их применение, являлось игнорирование того факта, что изменение размеров тела не является пропорциональным в различные возрастные периоды. В этом отношении метод сигмальных отклонений явился шагом вперед. Оценку физического развития этим методом ведут, уже сравнивая показатели физического развития (масса, длина тела, окружность грудной клетки и др.) ребенка со стандартом (М) для соответствующей возрастно-половой группы. Определяют, на сколько σ (σ - среднее квадратическое отклонение) эти показатели отклоняются от стандарта и в зависимости от величины отклонения выделяют 5 степеней развития: среднее (М± 1σ); выше среднего (1σ <М +2σ);высокое (М >2 σ); ниже среднего (-1σ < М -2σ) и низкое ( М >-2σ).
|