Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Физическое развитие как один из основных показателей здоровья детей и подростков. Методы изучения и оценки



Физическое развитие является одним из наиболее информативных и чувствительных критериев состояния здоровья ребенка. Под физическим развитием понимают совокупность морфологических и функциональных характеристик организма, отражающих процессы роста и развития ребенка в каждом конкретном возрастном периоде. Для изучения физического развития применяют два метода исследований: индивидуализирующий и генерализующий. Индивидуализирующий используется для изучения и оценки физического развития отдельного индивидуума. Он заключается в систематическом и длительном наблюдении за физическим развитием ребенка от его рождения до достижения 18 лет. На каждом возрастном отрезке определяется адекватность достигнутого уровня биологического развития календарному возрасту, а также его гармоничность, выявляются факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на организм, и проводятся необходимые оздоровительные мероприятия. Генерализующий метод заключается в одномоментном массовом обследовании больших контингентов детей с целью изучения и оценки физического развития различных возрастно-половых групп детского населения. С помощью этого метода устанавливаются общие закономерности роста и развития детей и подростков, разрабатываются региональные и местные стандарты показателей физического развития, изучается влияние факторов среды на здоровье детей, обосновываются гигиенические требования к условиям обитания, организации учебного, физического и трудового воспитания и т.д.Для изучения физического развития используются три группы показателей: соматоскопические, соматометрические и физиометрические. К соматоскопическим относятся показатели, оцениваемые при осмотре ребенка: тип телосложения, степень жироотложения, тонус и развитие мускулатуры, форма костяка, позвоночника, грудной клетки, ног, стопы, развитие вторичных половых признаков. Соматометрические показатели определяют путем измерения различных параметров тела: длины тела, туловища, конечностей, массы тела, окружности грудной клетки, головы, плеча, бедра, количества зубов и т.д. Физиометрические показатели характеризуют функциональное состояние организма. Обычно используют определение жизненной емкости легких, мышечной силы кистей рук и силы мышц спины (становую силу), артериального давления и частоты сердечных сокращений.Оценку полученных данных проводят, сравнивая их с возрастными стандартами физического развития, разработанными для конкретных регионов, так как физическое развитие детей, проживающих в различных климато-географических местностях имеет свои особенности. Для оценки физического развития используют различные методы: индексов, сигмальных отклонений, по шкале Z-score, шкалам регрессии, комплексный, центильный и другие. Метод индексов, один из наиболее ранних методов оценки физического развития, основан на подсчете так называемых индексов, которые представляют собой отношение величин различных соматометрических показателей, чаще всего массы и длины тела. Известно свыше 100 индексов, но наибольшее распространение получили индекс Брока и индекс Кетле-2. Индекс Кетле-2 в комплексе с другими показателями широко используется для оценки физического развития и принят в большинстве стран. Он определяется по формуле: ВМI (body mass index) = масса тела / длина тела2 (кг/м2). В отличие от других индексов, индекс Кетле-2 довольно точно отражает соотношение длины и массы тела у детей разного возраста, тогда как основным недостатком большинства других индексов, ограничивающим их применение, являлось игнорирование того факта, что изменение размеров тела не является пропорциональным в различные возрастные периоды. В этом отношении метод сигмальных отклонений явился шагом вперед. Оценку физического развития этим методом ведут, уже сравнивая показатели физического развития (масса, длина тела, окружность грудной клетки и др.) ребенка со стандартом (М) для соответствующей возрастно-половой группы. Определяют, на сколько σ (σ - среднее квадратическое отклонение) эти показатели отклоняются от стандарта и в зависимости от величины отклонения выделяют 5 степеней развития: среднее (М± 1σ); выше среднего (1σ <М +2σ);высокое (М >2 σ); ниже среднего (-1σ < М -2σ) и низкое ( М >-2σ).

 

 



Просмотров 843

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!