Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Факторы воздушной среды. Гигиеническое значение физических свойств воздуха. Влияние на организм высоких и низких температур, влажности и скорости движения воздуха
Факторами воздушной среды, оказывающими воздействие на человека, являются Физические свойства воздуха Химический и биологический состав Химические и биологические загрязнители Физические свойства воздуха: - температура - влажность - скорость движения воздуха - барометрическое давление - электрическое состояние Именно температура, влажность и скорость движения влияют на тепловой баланс организма, в значительной мере определяя его теплообмен с окружающей средой (испарение влаги при дыхании, теплоотдаче, конвекции). Теплоотдача происходит при соприкосновении человека с поверхностями, имеющими более низкую в сравнении с кожей человека температуру (стеной помещения, защитным ограждением), конвекционная — при нагревании воздушных масс, соприкасающихся с поверхностью кожи человека. Основным источником тепла на Земле служит тепловое солнечное излучение, в результате которого разогревается почва, которая, в свою очередь, нагревает прилегающие к ней слои воздуха. Температура воздуха зависит главным образом от количества солнечной энергии (суточного и годового), широты и высоты местности над уровнем моря, удаленности от морей и океанов, наличия растительности. Температура воздуха испытывает суточные и годовые колебания. Например, самый низкий суточный показатель предшествует восходу солнца или совпадает с ним по времени, а самый высокий наблюдается в период от 13 до 15 ч. Работа при высоких температурах воздуха чревата довольно неприятными последствиями, и вполне естественно, что продолжительность подобной работы должна быть ниже чем обычно. Основное гигиеническое значение температуры воздуха состоит в ее влиянии на тепловой обмен организма с окружающей средой: высокая температура затрудняет отдачу тепла, низкая, наоборот, повышает ее. Человек может приспособиться к условиям внешней среды, перенося даже значительные колебания температуры воздуха, что обеспечивается сложными терморегуляторными механизмами. В их основе способность организма человека изменять объем тепла и интенсивность его выработки (разная интенсивность окислительно-восстановительных процессов, обеспечивающих выделение энергии и теплопродукции) и теплоотдача во внешнюю среду (изменение диаметра периферических сосудов кожи, перемещение крови в глубоколежащие ткани и внутренние органы). Если человек находится в условиях низкой температуры, у него усиливается теплопродукция и уменьшается диаметр периферических сосудов кожи, усиливается приток крови к глубоким тканям и внутренним органам. При повышенной температуре у человека снижаются уровень и интенсивность теплопродукции и увеличивается диаметр периферических сосудов кожи, снижается приток крови к глубоким тканям и внутренним органам. При длительном нахождении в неблагоприятных температурных условиях (высокая или низкая температура воздуха) может наступить срыв адаптации механизмов терморегуляции, сопровождающийся нарушением теплового баланса организма и среды. В свою очередь, это может привести к функциональным (перегревание или переохлаждение, тепловой удар) или глубоким патологическим нарушениям. При длительном пребывании человека в условиях высокой температуры повышаются температура тела, ЧСС изменяется, повышается или снижается артериальное давление, нарушаются обменные процессы, особенно водно-солевой, функциональное состояние органов желудочно-кишечного тракта. Одновременно значительно снижается умственная и физическая работоспособность. Человек будет чувствовать себя абсолютно комфортно, если влажность окружающего его воздуха будет колебаться в пределах от 40 до 60%. Это и есть нормальная влажность воздуха. В случаях снижения влажности ниже 40%, практически все здоровые люди начинают испытывать сонливость, рассеянность, ощущать чувство сухости кожи и раздражение слизистых оболочек. В общем, его самочувствие значительно ухудшается. Под влажностью воздуха понимается содержание водяных паров (г) в 1 м3 воздуха. Основные показатели влажности воздуха: -абсолютная влажность — абсолютное количество водяных паров, находящихся в 1 м3 воздуха в конкретное время при конкретной температуре; -максимальная влажность — количество водяных паров, обеспечивающих полное насыщении 1 м3 воздуха влагой при конкретной температуре воздуха; -относительная влажность — отношение абсолютной влажности воздуха к максимальной (%); -дефицит насыщения — разность между максимальной и абсолютной влажностью воздуха. Наибольшее гигиеническое значение имеет относительная влажность воздуха: чем она ниже, тем меньше воздух насыщен водяными парами и тем интенсивнее испаряется пот с поверхности тела, что усиливает теплоотдачу. Низкая темп + движ возд= усиливает теплоотдачу Выс темп+низк влажность= усиление теплоотдачи Выс темп+ выс влжность= тепловому удару Сильный ветер- препятствует дыханию, ухудшает состояние серд- сосуд заболев, забол ДС Умеренный, термически нейтральный ветер оказывает бодрящее, тонизирующее действие, тогда как сильный ветер способствует развитию депресс сост Движение воздуха - участвует в процессах теплообмена человека с окр средой - удаляет загрязнения, и приводит к распространению загрязнений - является естественной вентиляцией 41. Функциональные зоны городских населенных пунктов и их рациональное размещение. Системы застройки жилой зоны и их гигиеническое значение. Планировка микрорайонов. Особенности планировки и застройки сельских населенных мест.В городе выделяют следующие основные функциональные зоны: жилую (селитебную), промышленную, коммунально-складскую, внешнего транспорта, пригородную с местами и объектами для отдыха населения. Селитебная зона города предназначается для размещения жилых районов, общественных центров (административных, научных, учебных, медицинских и др.), зеленых насаждений. Для нее отводят наиболее здоровые и удобные земельные участки, богатые зелеными насаждениями и имеющие рядом водоемы. Промышленную зону размещают ниже жилой по течению реки, чтобы не загрязнять водоем в границах населенного пункта промышленными стоками, а также с подветренной стороны и на определенном расстоянии от жилой зоны. Между селитебной и промышленной зонами должен устанавливаться разрыв – санитарно-защитная зона, размер которой зависит от характера вредного действия источников загрязнения и составляет от 50 до 1000 м. Основным структурным элементом селитебной зоны является микрорайон. Микрорайон рассчитан на 6-20тыс. человек и имеет в своем составе жилые здания, учреждения повседневного пользования (ясли и детские сады, школы, спортивные комплексы, продуктовые магазины, столовые, приемные пункты белья в стирку и пр.), а также парки, скверы для повседневного отдыха населения. Его площадь составляет от 20 до 50 га. Границами микрорайона являются магистральные или жилые улицы, проезды, естественные границы. Основную массу жилых домов и детских учреждений размещают в глубине микрорайона для того, чтобы обеспечить лучшие бытовые условия и снизить уровень шума, вибрации и загрязнение воздуха пылью, выхлопными газами автотранспорта. 4-6 микрорайонов объединяют в жилой район – структурный элемент площадью 80-400 га, границы которого проводят по магистральным улицам и дорогам общегородского значения, а также по естественным и искусственным рубежам (реки, каналы, зеленые насаждения, железные дороги и др.). В жилых районах имеются общественные центры с общественными учреждениями районного и городского значения, поликлиники, больницы, спортивные сооружения, супермаркеты, кинотеатры, библиотеки. Благоприятные микроклиматические условия и инсоляция во многом зависят от системы застройки – расположения зданий на участке, их длины, конфигурации и взаиморазмещения. Различают несколько систем застройки: сплошную, замкнутую, рядовую, периметральную, строчную и групповую. При сплошной системе территория квартала застраивается сплошь по линии улиц и внутри. При замкнутой системе идет застройка зданиями по всему периметру без разрывов, внутри квартала располагаются дворы. Сплошная и замкнутая системы являются крайне неблагоприятными в гигиеническом отношении, так как образуют дворы-колодцы, куда мало поступает солнечный свет, недостаточны возможности для проветривания, почти отсутствуют зеленые насаждения. Наилучшей считается строчная застройка, при которой дома стоят параллельно друг другу с соблюдением необходимых разрывов между ними. При периметральной застройке здания с разрывами между ними располагают по периметру улицы. Для групповой застройки характерно группирование зданий на отдельных участках с устройством разрывов между группами зданий. Коммунально-складская зона предназначена для размещения торговых складов, складов для хранения овощей и фруктов, предприятий по обслуживанию транспорта (депо, автопарки), предприятий бытового обслуживания (прачечные и пр.). Ее размещают вне жилой территории, зачастую на территории санитарно-защитных зон промышленных предприятий. В зоне внешнего транспорта размещаются пассажирские и грузовые железнодорожные станции, порты, пристани и др. Особенности планировки и застройки сельских населенных мест.В основу планировки, застройки и благоустройства сел положены те же гигиенические принципы, что и при строительстве городов, но с учетом специфики сельских условий (плотность застройки не превышает 5 -6%, а заселенность 20 - 25 человек на 1 га). При планировке села выделяют две основные зоны: жилую с общественным центром и производственную. Раньше наиболее распространенным было расположение жилых зданий вдоль транспортной магистрали, что увеличивало протяженность села и затрудняло сообщение между его концами, а также культурно-бытовое обслуживание и санитарно-техническое благоустройство. В настоящее время свою целесообразность доказала компактная застройка в виде жилых кварталов из жилых зданий, примыкающих к ним приусадебным участкам, и улиц. В этих же кварталах располагаются культурно-бытовые и лечебно-профилактические учреждения, зеленые насаждения общего пользования (парки, скверы, сады), улицы. За счет компактности облегчается и удешевляется устройство водопровода, канализации, центрального отопления, газификацию, размещение тротуаров и улиц. В центральной части села устраивают общественный центр, где размещаются административные учреждения, почта, клуб, столовая, магазины, гостиница и т.п. Школы, детские сады и ясли, больничные учреждения целесообразнее располагать в стороне от общественного центра и автомагистралей. В производственной зоне размещают все хозяйственные постройки и производственные комплексы (ремонтно-механические мастерские, цех для приготовления кормов, животноводческие фермы, подсобные производства). Так как производственная зона является источником химических и биологических загрязнителей, а также шума, пыли, дыма, дурных запахов и мух, ее располагают по отношению к жилой с подветренной стороны, ниже по рельефу местности и ниже по течению реки. Между жилой и производственной зонами создают санитарно-защитную зону, ширина которой определяется степенью вредности и опасности источника.
Физиологические нормы питания для различных групп населения( 1991г.). Значение коэффицента физической активности. Показатели количественной, качественной адекватности и сбалансированности питания. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения разрабатываются НИИ питания или же соответствующими кафедрами медицинских вузов и институтов усовершенствования врачей и являются государственным нормативным документом. Энергетические потребности здоровых людей определяются фактической активностью (энерготраты), полом, возрастом, массой тела, состоянием организма, климатическими и другими факторами окружающей среды. Суточные энерготраты складываются из нерегулируемых и регулируемых волей человека. К нерегулируемым относятся расход энергии на основной обмен и специфически - динамическое действие пищи, к регулируемым - расход энергии на все виды деятельности. Основной обмен - энергия, расходуемая на поддержание основных жизненных функций: дыхания, работы сердца, почек и других органов. - в состоянии покоя. Основной обмен выше у мужчин (в среднем 1700 ккал), чем у женщин (в среднем 1400 ккал) Величина основного обмена у детей и подростков в 1,5-2 раза выше, чем у взрослого человекаОсновной обмен возрастает при низкой температуре воздуха, стрессовых состояниях, заболеваниях, сопровождающихся лихорадкой, гиперфункции щитовидной железы и при действии многих других факторов. Снижение основного обмена наблюдается при ограниченном питании, гипофункции эндокринных желез, гиподинамии и др. состояниях. Физиологическим критерием, по которому можно определить необходимое количество энергии и пищевых веществ для конкретных групп населения или отдельно взятого лица, является коэффициент физической активности (КФА) - отношение общих энерготрат к величине основного обмена. в настоящих "Нормах" (1991) по рекомендации ВОЗ критерием для определения потребности в энергии и пищевых веществах у лиц трудоспособного возраста избран коэффициент физической активности. С учетом этого принципа все трудоспособное население в возрасте от 18 до 60 лет в зависимости от коэффициента физической активности разделено на пять групп для мужчин и четыре группы для женщин. Каждая из групп дифференцирована на 3 возрастные категории: 18-29, 30-39 и 40-59 лет I группа - работники преимущественно умственного труда, очень легкая физическая активность;КФК-1,4; научные работники, студенты гуманитарных специальностей, педагоги, диспетчеры, II группа - работники, занятые легким трудом, легкая физическая активность;КФК-1,6; водители, упаковщицы, швеи, агрономы, медсестры, санитарки, работники связи, сферы обслуживания, III группа - работники средней тяжести труда, средняя физическая активность;КФК-1,9; слесари, , буровики, водителиэ скаваторов, бульдозеров, врачи-хирурги, текстильщики, обувщики, железнодорожники, металлурги-доменщики, работники химзаводов и др. IV группа - работники тяжелого физического труда, высокая физическая активность;КФК-2,3; строительные рабочие, помощники буровиков, проходчики, хлопкоробы, основная масса с\х рабочих, доярки, овощеводы, V группа - работники особо тяжелого физического труда, очень высокая физическая активность;КФК-2,5; и с\х рабочие в посевной, уборочный период, горнорабочие, бетонщики, вальщики леса, каменщики, землекопы, Качественная адекватность подразумевает, что рациональное питание должно восполнять потребности человека в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных солях и микроэлементах. Количественная адекватность заключается в том, что питание должно соответствовать энергетическим затратам организма. Другим требованием к рациональному питанию является его сбалансированность - оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов в суточном рационе. Это соотношение должно примерно составлять 1:1:4(Б:Ж:У= 1:1:4)Сбалансированность рациона по белкам характеризуется долей белков животного происхождения в рационе, соотношением незаменимых аминокислот, процентом энергетической ценности рациона, обеспечиваемым белками. Сбалансированность рациона по жирамопределяется соотношением животных и растительных жиров, содержанием полиненасыщенных, мононенасыщенных и насыщенных жирных кислот, а также энергетической ценностью рациона, обеспечиваемой за счет жиров. Сбалансированность рациона по углеводам характеризуется соотношением простых сахаров, полисахаридов, пектиновых веществ и клетчатки, а также энергоценностью рациона, обеспечиваемой за счет углеводов. Сбалансированность минеральных элементов определяется пока в основном по соотношению кальция, фосфора и магния, так как исследования по другим элементам еще недостаточны.
93.Физиолого- гигиенические принципы трудового и проф.воспитания и обучения детей и подростков. Гигиенические требования к его организации. Основные аспекты профориентации и врачебно – проф консультации подростков. Трудовое воспитание и обучение преследует своей целью не только формирование у детей трудолюбия, приобретение ими общетрудовых навыков и умений, овладение определенными профессиями, но и оздоровление детей и подростков благодаря благоприятному воздействию трудовой деятельности на организм. Занятия физическим трудом стимулируют обменные процессы, улучшают координацию движений, повышают мышечную силу и выносливость, способствуют улучшению функционального состояния всех систем организма и предупреждают развитие гиподинамии. Трудовое воспитание и обучение имеет многоступенчатый характер, начинаясь еще в дошкольном возрасте и продолжаясь на протяжении всех лет обучения в школе. Оно должно строиться на следующих принципах: По характеру, объему и организации трудовая деятельность должна соответствовать возрастно-половым возможностям и состоянию здоровья детей; Трудовые нагрузки должны увеличиваться и усложняться постепенно, оказывая тренирующее действие на организм Должны быть обеспечены безопасные условия труда В начальной школе учащихся можно привлекать к уборке классных комнат, своего рабочего места, сбору семян, ягод, выращиванию рассады, уходу за комнатными растениями, помощи по дому. В средних классах общественно-полезный труд может быть представлен работой по выполнению заказов в учебных мастерских, уборкой кабинетов, участием в уборке урожая, ремонтом учебного оборудования, кормлением животных, дойкой коров, поддержанием чистоты пришкольной территории, сбором металлолома и др. Учащиеся старших классов могут заниматься работой на предприятиях общественного питания, связи, торговли, на рабочих местах промышленных предприятий, в сельском хозяйстве и т.д. большое значение имеет своевременно проводимая профессиональная ориентация школьников. Под профессиональной ориентацией понимается научно-обоснованная система мероприятий по подготовке учащихся к сознательному и свободному выбору профессии в соответствии с призванием, способностями, образованностью, состоянием здоровья, индивидуальными особенностями, а также с учетом потребности общества. Профессиональная ориентация включает в себе решение нескольких вопросов. Одним из них является определение потребности народного хозяйства в специалистах разного профиля. Этот вопрос решается экономистами. Другие вопросы являются содержанием так называемой медико-физиологической профессиональной консультации (МФПК). В задачи МФПК входят:1. Оценка профессий с точки зрения качеств человека, которые необходимы для работы в ней; 2. Изучение психофизиологических и других личностных особенностей и способностей учащегося и определение соответствия их для работы в избираемой профессии; Изучение состояния здоровья школьников с целью подбора профессии, работа в которой не приведет к нежелательным последствиям для здоровья, и будет способствовать успешному формированию профессиональной пригодности в процессе обучения, а также сохранению и укреплению здоровья в последующей трудовой деятельности В решении медико-физиологических вопросов принимают участие различные специалисты: психологи, педагоги, физиологи, школьные врачи, врачи подростковых кабинетов, отделов гигиены детей и подростков СЭУ. Однако основная роль отводится школьным врачам и врачам подростковых кабинетов, которые выносят заключение о профессиональной пригодности подростка к той или иной профессии и помогают в выборе наиболее подходящих профессий. По современным представлениям, профессиональная пригодность не является врожденным, присущим человеку качеством, а формируется в процессе обучения и профессиональной деятельности, но задатки являются биологической основой формирования профессиональной пригодности. Поэтому при ее определении обязательно учитываются не только состояние здоровья подростков, но и типологические особенности высшей нервной деятельности, которые мало изменяются на протяжении жизни, а также степень развития ключевых профессионально значимых функций (мышечная сила, выносливость, координация, уровень развития интеллекта, анализаторных функций и др.). Комплекс мероприятий по профориентации проводится в школах, начиная с 5 класса, в основном педагогами с привлечением родителей. МФПК осуществляется, начиная с 7 класса. Для проведения ее врач должен иметь результаты полного медицинского освидетельствования подростка, знать анатомо-физиологические особенности подростково-юношеского возраста, быть знакомым с условиями труда на различных производствах и их влиянии на организм, требованиями, предъявляемыми тем или иным видом труда к функциональному состоянию организма и отдельным органам и системам, знать перечень медицинских противопоказаний к обучению профессии и работе в ней, основные законодательные документы по охране труда подростков. Основываясь на этой информации врач должен осуществлять не отбор подростков для профессии, а индивидуальный подбор такой профессии для них, которая бы не ухудшила имеющиеся отклонения в состоянии здоровья, а содействовала их компенсации и повышению резистентности организма.
|