Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Понятия, предмет, объект, методы и задачи психологии



М.П. Горчакова-Сибирская

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Конспект лекций

 

Для всех специальностей

 

 

 

Санкт-Петербург


Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

 

 

Составитель

д-р пед.наук, проф. М.П. Горчакова-Сибирская

Рецензент

д-р экон. наук, проф. Б.М. Генкин

 

 

Подготовлено на кафедре

психологии и педагогики

 

 

Одобрено научно-методическим советом

СПбГИЭУ

 

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем

 

 

Ó СПбГИЭУ, 2009

Ó Горчакова-Сибирская М.П., 2009

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Происходящие в российском обществе процессы реформирования и коренные изменения в образовательной системе России требуют соответствующих подходов к обучению в высшем учебном заведении.

Современный выпускник вуза должен не только владеть знаниями и умениями, непосредственно связанными с профессиональной деятельностью, но и быть коммуникативно компетентным, иметь психологическую готовность к сотрудничеству, знать систему методов оптимального усвоения информации и общения.

Умения коммуникативной компетентности и готовности к самостоятельному пополнению знаний, а следовательно к непрерывному образованию лучше всего развивать непосредственно с первого курса при изучении дисциплин гуманитарного цикла. В значительной мере достижению этих целей способствует дисциплина “Психология и педагогика”.

Психология и педагогика – глубинно очень непростые отрасли знаний, исследующие чрезвычайно многогранные явления и процессы, включающие в себя понятия и термины, логические закономерности и взаимосвязи, научно-обоснованную систему сочетания теории и психолого-педагогической практики. Вот почему эти науки не поддаются быстрому освоению, зачастую их содержание трудно осваивается.

Для изучения психологии и педагогики нужна определенная система подходов, обеспечивающая оптимальное усвоение информации и облегчающая процесс овладения обширным материалом. Такими подходами являются структурирование учебного материала, его систематизация и представление в виде, удобном для запоминания и достижения ситуативного и долгосрочного эффекта в осмыслении понятий и категорий педагогики и психологии.

Поэтому учебный материал дисциплины структурирован по признакам: понятия, определения, схемы, таблицы и комментарии, выводы. Каждая схема и таблица несут определенную информацию, относятся к тем базовым внутренним составляющим всего каркаса психолого-педагогических знаний, которые могут затем и наращиваться, и расширяться, но уже всегда останутся в сознании в обобщенном и систематизированном виде. Приводимые к схемам комментарии разъясняют и закрепляют заложенную в них информацию.

Содержание учебного материала соответствует государственному образовательному стандарту для высших учебных заведений.

Изложение учебного материала завершается контрольными вопросами и тестами; приводится терминологический словарь.

Данный конспект лекций предназначен для студентов всех специальностей, всех форм обучения. Он может быть использован и для самостоятельного изучения дисциплины.

 

 

РАЗДЕЛ I. П С И Х О Л О Г И Я

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

 

Изучив материал главы, Вы сможете:

- усвоить основные понятия психологии, познакомиться с предметом, объектом, методами и задачами психологии;

- понять место психологии в системе других наук, основные функции психики и ее развитие, взаимосвязь психики и организма, психики, поведения и деятельности;

- иметь представление об этапах развития психологии и структуре психологии, структуре психики, соотношении сознания и бессознательного;

- классифицировать основные психические процессы.

 

Тема 1. Характерные особенности и

Этапы развития психологии как науки

Понятия, предмет, объект, методы и задачи психологии

Этапы развития психологии

Структура психологии

Понятия, предмет, объект, методы и задачи психологии

Психология (от греч. «PSICHE» - душа и «LOGOS» - знания) – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики человека. Психологияизучает такие явления, как личность, деятельность и поведение человека, а также бессознательное.

Каждая наука имеет свой предмет, объект, задачи и методы исследования. Предмет науки – это то, что изучается данной наукой, а объект – это среда в которой находится предмет.

Объектом исследования в психологии является все то в реальном мире, что является носителем психического. Объектом психологии является как отдельный человек, так и различные общности людей.

Предметом психологии как науки являются:

· психика;

· сознание;

· личность;

· поведение;

· деятельность;

· бессознательное.

Психикасвойство головного мозга, обеспечивающее способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира. Психика человека – это его чувства, мысли, переживания, намерения, то есть все то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.

Функции (роль) психики:

· побуждение (потребности и мотивы),

· исполнение (знания, умения, навыки, привычки, способности),

· отражение (явлений окружающего мира),

· формирование образа,

· смыслообразование и понимание,

· целеполагание,

· накопление опыта,

· самопознание.

В развитии психики следует выделить процесс онтогенеза и филогенеза. Онтогенез (ontos – сущее, genos - происхождение) – формирование основных структур психики в процессе роста организма (задача возрастной психологии). Содержание онтогенеза - предметная деятельность и общение. Филогенез (от греч. phyle – род и genos - происхождение) – историческое формирование группы организмов. В психологии филогенез понимается как процесс возникновения и эволюции психики и поведения.

Все многообразие психики можно представить структурой:

1. Психические процессы - процессы осознания человеком воздействия окружающей действительности: познавательные, эмоциональные, волевые. Классификация психических процессов показана на схеме 1.

 

 

Схема 1. Классификация психических процессов

 

2. Психические образования человека: знания, умения, навыки, привычки, установки, убеждения и др.

3. Психические свойства (направленность, характер, темперамент, способности личности).

4. Психические состояния: функциональные интеллектуально-познавательные, эмоциональные и волевые) и общие (мобилизованность, настроенность, готовность и т.д.).

Сознание человека – высший уровень психического отражения действительности, присущий человеку.

Структура сознания определяет его основные свойства: социальный характер, предметность, внутренний диалогизм, способность к осмыслению.

Бессознательное– форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями.

Личность– это качество индивида, приобретаемое в предметной деятельности и общении.

Поведение – внешние проявления психической деятельности, поступки и действия человека.

Деятельность – совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Методы психологии - способы изучения психических особенностей людей, сбора, обработки и анализа психологической информации. Методы психологии подразделяются на:

· теоретические;

· эмпирические;

· обработка информации;

· практические.

Методами психологии являются наблюдение, эксперимент, опросы, тестирование, анализ и обработка данных, психологическая помощь и др.

Задачами любой науки выступают основные направления ее исследования и развития, а также те цели, которые ставит перед собой эта конкретная отрасль знаний, достигая определенных результатов. Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования психических явлений и процессов, а также влияния психики на поведение и деятельность людей.

При этом психология ставит перед собой и ряд других задач:

1) изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов;

2) анализировать становление и развитие психических явлений и процессов, в зависимости от объективных условий жизни и деятельности людей;

3) исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений;

4) способствовать внедрению психологических знаний в практику жизнедеятельности людей.

В целом психология выполняет две функции:

· как фундаментальная наука она призвана разрабатывать психологическую теорию;

· как прикладная область знаний – давать рекомендации по совершенствованию поведения и деятельности людей.

Характерные особенности психологии как науки показаны на схеме 2.

Исходя из того, что материальной основой психики является головной мозг, а психика является функцией нервной системы, психология тесно связана с физиологией и естествознанием.

Место психологии в системе наук можно представить как промежуточное между философскими, естественными, социальными и техническими науками, со всеми из которых она имеет взаимосвязи и влияет на них.

 

 

 

 

Схема 2. Характерные особенности психологии как науки

 

1.2. Этапы развития психологии

В течение столетий явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином “душа” и считались предметом одного из разделов философии, названным “Психология”.

По мере развития науки и производств психология стала выделяться в самостоятельную науку. Этапы развития психологии представлены на схеме 3.

 

 

 

Схема 3. Этапы развития психологии

Структура психологии

 

Задачи, которые решает психология как наука, обусловили возникновение и развитие ее конкретных отраслей. Структура психологии и содержание ее отдельных отраслей отражено на схеме 4.

 

Схема 4. Структура психологии (окончание на стр. 14)

 

 

Окончание схемы 4

 

 

Схема 4. Структура психологии (начало на стр. 13)

Контрольные вопросы

1. Что изучает психология?

2. Как объяснить, что такое “психический процесс”?

3. Виды психических процессов.

4. Когда психология стала учитывать мотивы людей?

5. Каковы основные особенности психологии?

6. Какой раздел психологии рассматривает общие закономерности психологии личности и деятельности?



Просмотров 717

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!