Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Приемы развития памяти, в зависимости



От этапов переработки информации

Этапы переработки информации Приемы развития памяти
Восприятие   Четкая постановка познавательных целей, ориентация на значимость изучаемого, нестандартность предъявления информации, занимательность, разнообразие организационных форм и методов усвоения.
Концентрация Акцентирование внимания на наиболее значимом.
Запечатление   Актуализация имеющихся знаний и сопоставление их с новой информацией.
Повторение Организация систематизации и обобщения информации.
Забывание   Выявление ассоциативных связей и ключевых слов, связанных с данной информацией. Установка на забывание.
Припоминание   Напоминание ключевых слов и ассоциативных связей заданной информации.

Контрольные вопросы

1. Как подразделяется память, в зависимости от характера восприятия информации?

2. Почему в обучении целесообразно использовать наглядность?

3. Назовите условные этапы переработки информации в памяти.

4. Что означает “запечатлеть” информацию?

5. Что необходимо для развития памяти?

6. В чем различаются приемы развития памяти, в зависимости от основных этапов переработки информации?

 

Тема 12. Мышление

 

Понятие. Функции мышления

Характеристики мышления

Формирование образа объекта

Виды мышления

Мыслительные операции

 

Понятие. Функции мышления

 

Мышление – это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Мышление – орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом.

Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии. Навыки и способы мышления развиваются у человека при воздействии социальной среды, общества.

 

Характеристики мышления

 

Процесс мышления характеризуется следующим:

1. Мышление всегда имеетопосредованный характер.

Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. При установлении связей и отношений между предметами и явлениями объективного мира человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.

2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания.

В процессе мышления человек пользуется известными ему знаниями, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

3. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами, выраженное в словесной форме.

Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве.

4. Мышление человека органически связано с практической деятельностью. Оно опирается на память, деятельность, на общественную практику.

Процессу мышления предшествует формирование образа объекта.

Формирование образа объекта

 

Каждый из психических процессов по-своему способствует независимости восприятия от изменяющихся условий внешней среды. При восприятии формируется образ объекта, который обладает существенной независимостью (константностью) от условий восприятия.

Образ восприятия (первичный образ) при получении новой информации преобразуется – появляется представление (вторичный образ информации)

 
 

 

 


С развитием вторичных образов (представлений) появляется возможность устанавливать между объектами уже более сложные отношения, чем в восприятии.

Представления создают принципиальную возможность существенно раздвинуть пространственные и временные границы в отражении мира, связанные с личным опытом.

Однако, лишь при развитии мышления психика человека совершает качественный скачок, преодолевается временная и пространственная ограниченность восприятия. Мышление радикально расширяет возможности в стремлении к познанию всего окружающего мира: оно оперирует не только первичными и вторичными образами, но и понятиями.

Таким образом, формирование образа объекта можно представить схемой – см. схему 24.

 

 


Схема 24. Формирование образа объекта

 

Виды мышления

 

Для классификации видов мышления следует выделить признаки различий: по форме, по характеру, по степени развернутости, по степени новизны и оригинальности.

Виды мышления, в зависимости от различий по указанным признакам представлены на схеме 25.

 

Схема 25. Виды мышления.

 

Мыслительные операции

 

К мыслительным операциям относятся:

- Анализ

- Абстрагирование

- Сравнение

- Обобщение

- Синтез

Анализ – это мысленное РАЗДЕЛЕНИЕ предметов и явлений на части или свойства (форма, цвет, вкус …)

Абстрагирование –этоВЫДЕЛЕНИЕ одних признаков и отвлечение от других (осуществляется на основе анализа).

Сравнение –этоСОПОСТАВЛЕНИЕ предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними.

Обобщение – это мысленноеОБЪЕДИНЕНИЕ предметови явлений по их общим и существенным признакам.

Синтез– это мысленное ОБЪЕДИНЕНИЕчастей и свойств в единое целое.

Контрольные вопросы

1. Как преодолевается временная и пространственная ограниченность восприятия?

2. За счет чего образ восприятия преобразуется в вторичный образ информации?

3. Назовите основные формы мышления.

4. Чем отличается допонятийное мышление от понятийного?

5. Как классифицировать виды мышления?

6. Как память связана с мышлением?

7. Какова взаимосвязь восприятия, представления и мышления?

8. В чем сущность мыслительных операций?



Просмотров 599

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!