Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Функции педагогической науки. Методы исследования



 

Функции педагогической науки подразделяются на теоретические и технологические и заключаются в следующем.

Теоретическая функция реализуется на трех уровнях:

1) описательная или объяснительная — изучение передового педагогического опыта;

2) диагностическая — выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и обучающихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

3) прогностическая — экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

Технологическая функция включает в себя:

1) проектирование[2] образовательных программ, учебных планов, методических материалов, педагогических технологий и др.;

2) внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику;

3) рефлексию[3] — оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания.

Методы исследованияв педагогике как науке подразделяются на теоретически и эмпирические. К теоретическим относятся: анализ, синтез, абстрагирование, систематизация, моделирование, обобщение.

Эмпирические методы – это наблюдение, социологический опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, изучение и обобщение педагогического опыта, эксперимент.

 

Основы дидактики

Раздел педагогики, посвященный содержанию, формам и методам обучения - это дидактика, теория обучения (в переводе с латинского – “учу, обучаю”).

Основные категории дидактики:

- обучение;

- содержание образования;

- процесс обучения;

- педагогическая деятельность;

- технологии обучения;

- организационные формы и методы обучения;

- дидактические средства.

Принципы обучения — это знания о сущности, содержании, структуре обучения, его законах и закономерностях, выраженные в виде норм деятельности. К основным принципам обучения относятся:

1) Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения — направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности обучаемого.

2) Принцип научности содержания и методов обучения — отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества.

3) Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры и опыта деятельности, теоретическими знаниями и практическими умениями.

4) Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности обучаемых при руководящей роли педагога.

5) Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, репродуктивного и продуктивного.

6) Принцип доступности обучения — требует учета особенностей развития обучающихся и их возможностей; обучаемые не должны испытывать интеллектуальных, моральных и физических перегрузок и др.

Содержание образования — это базовый элемент образовательного процесса, составляющий основу, на которой достигаются цели образования, уровень знаний, умений и опыта, которыми должны владеть выпускники учебного заведения.

Процесс обучения — заранее спроектированное общение педагога и обучающихся, целью которого являются усвоение ими знаний, умений и навыков, а также воспитание и развитие обучаемого.

Процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности.

Процесс обучения осуществляется по заранее спроектированным образовательной программе и учебному плану.

Образовательная программаопределяет содержание образования определенного уровня и направленности.

Учебный план — официальный документ, отражающий объем и содержание обучения. Учебный план — это комплект документов, обеспечивающих последовательность изучения в соответствии с их преемственностью, а также рациональное распределение этих дисциплин по семестрам.

Организационные формы обучения – способы организационного построения учебного процесса, определяющие характер учебной (теоретической и практической) деятельности и руководство этой деятельностью со стороны преподавателей.

К таким формам относятся: урок, лекция, семинарские занятия, лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.

Дидактические средства материально-техническое и методическое обеспечение, способствующее эффективности хода обучения. К дидактическим средствам относятся: компьютеры, мультимедийные средства, кодоскопы, плакаты, карточки-задания, раздаточный материал и т.д.

 

Контрольные вопросы

1. Каково различие понятий “образование” и “образованность”? Обоснуйте.

2. Понятие “обучение” включает ли в себя “образование”?

3. Как взаимосвязаны обучение и воспитание?

4. Чем отличаются понятия воспитания в узком и широком смысле?

5. В чем состоят функции педагогической науки?

6. Поясните содержание термина «образование».

7. Назовите категории педагогики

8. Что изучает дидактика?

9. Что означает понятие “педагогический процесс”?

10. В чем смысл учебного плана?

11. Покажите суть организационных форм обучения.

12. Какие дидактические средства применяются на Ваших занятиях?

 



Просмотров 1917

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!