Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Функции педагогической науки. Методы исследования
Функции педагогической науки подразделяются на теоретические и технологические и заключаются в следующем. Теоретическая функция реализуется на трех уровнях: 1) описательная или объяснительная — изучение передового педагогического опыта; 2) диагностическая — выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и обучающихся, установление условий и причин, их обеспечивающих; 3) прогностическая — экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности. Технологическая функция включает в себя: 1) проектирование[2] образовательных программ, учебных планов, методических материалов, педагогических технологий и др.; 2) внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику; 3) рефлексию[3] — оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания. Методы исследованияв педагогике как науке подразделяются на теоретически и эмпирические. К теоретическим относятся: анализ, синтез, абстрагирование, систематизация, моделирование, обобщение. Эмпирические методы – это наблюдение, социологический опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, изучение и обобщение педагогического опыта, эксперимент.
Основы дидактики Раздел педагогики, посвященный содержанию, формам и методам обучения - это дидактика, теория обучения (в переводе с латинского – “учу, обучаю”). Основные категории дидактики: - обучение; - содержание образования; - процесс обучения; - педагогическая деятельность; - технологии обучения; - организационные формы и методы обучения; - дидактические средства. Принципы обучения — это знания о сущности, содержании, структуре обучения, его законах и закономерностях, выраженные в виде норм деятельности. К основным принципам обучения относятся: 1) Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения — направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности обучаемого. 2) Принцип научности содержания и методов обучения — отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества. 3) Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры и опыта деятельности, теоретическими знаниями и практическими умениями. 4) Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности обучаемых при руководящей роли педагога. 5) Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, репродуктивного и продуктивного. 6) Принцип доступности обучения — требует учета особенностей развития обучающихся и их возможностей; обучаемые не должны испытывать интеллектуальных, моральных и физических перегрузок и др. Содержание образования — это базовый элемент образовательного процесса, составляющий основу, на которой достигаются цели образования, уровень знаний, умений и опыта, которыми должны владеть выпускники учебного заведения. Процесс обучения — заранее спроектированное общение педагога и обучающихся, целью которого являются усвоение ими знаний, умений и навыков, а также воспитание и развитие обучаемого. Процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Процесс обучения осуществляется по заранее спроектированным образовательной программе и учебному плану. Образовательная программаопределяет содержание образования определенного уровня и направленности. Учебный план — официальный документ, отражающий объем и содержание обучения. Учебный план — это комплект документов, обеспечивающих последовательность изучения в соответствии с их преемственностью, а также рациональное распределение этих дисциплин по семестрам. Организационные формы обучения – способы организационного построения учебного процесса, определяющие характер учебной (теоретической и практической) деятельности и руководство этой деятельностью со стороны преподавателей. К таким формам относятся: урок, лекция, семинарские занятия, лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Дидактические средства – материально-техническое и методическое обеспечение, способствующее эффективности хода обучения. К дидактическим средствам относятся: компьютеры, мультимедийные средства, кодоскопы, плакаты, карточки-задания, раздаточный материал и т.д.
Контрольные вопросы 1. Каково различие понятий “образование” и “образованность”? Обоснуйте. 2. Понятие “обучение” включает ли в себя “образование”? 3. Как взаимосвязаны обучение и воспитание? 4. Чем отличаются понятия воспитания в узком и широком смысле? 5. В чем состоят функции педагогической науки? 6. Поясните содержание термина «образование». 7. Назовите категории педагогики 8. Что изучает дидактика? 9. Что означает понятие “педагогический процесс”? 10. В чем смысл учебного плана? 11. Покажите суть организационных форм обучения. 12. Какие дидактические средства применяются на Ваших занятиях?
|