Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Объект, предмет и основные категории педагогики



 

Педагогика — наука об образовании как процессе целенаправленного развития человека посредством рационального построения обучения и воспитания.

Объектом педагогикивыступают те явления действительности, которые обеспечивают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности.

Предмет педагогикиобразование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Исходя из предмета педагогики, можно выделить ее основные категории. К категориям любой науки относят наиболее ёмкие понятия, отражающие ее сущность и наиболее часто ею использующиеся.

Основные категории педагогики - это:

- образование;

- обучение;

- воспитание;

- педагогический процесс;

- педагогическая деятельность

- педагогическое взаимодействие;

- педагогическая технология;

- педагогическая задача.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» образование рассматривается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».

Термин «образование»означает:

1) процесс развития (саморазвития) личности, осуществляемый в ходе специально организованного и целенаправленного воспитания и обучения;

2) результат процесса воспитания и обучения, зафиксированный в документе и представленный образованностью конкретного человека.

Образованиеэто общечеловеческая ценность, поскольку направлено на развитие личности и ее социализацию. Право человека на образование закреплено Конституцией.

Культурно-гуманистические функции образования сводятся к следующему:

· развитие духовности, способностей и умений человека;

· формирование характера и моральной ответственности;

· обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и самореализации;

· создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовного потенциала.

Образование можно рассматривать как социокультурный феномен, поскольку оно обеспечивает физическое и духовное формирование личности, ее социализацию при ориентации на идеальные образы и социальные эталоны общества. Образование рассматривается и как педагогический процесс – движение от целей образования к его результатам путем единства обучения и воспитания. Сущность процесса - педагогическое взаимодействие. Педагогическое взаимодействие - это запланированный контакт педагога и обучающихся, результатом которого являются изменения в знаниях и умениях, в деятельности и отношениях.

Образование как целенаправленный процесс социализации включает в себя обучение и воспитание.

Обучение— способ получения образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленности педагогического процесса на всестороннее творческое развитие и саморазвитие личности обучающихся обуславливают функции обучения:

· образовательная;

· воспитательная;

· развивающая.

Образовательная функция связана с объемом знаний и умений, развивающая – со структурным усложнением учебного материала и развитием мышления обучающихся, воспитательная – с формированием личности и ее взаимоотношений.

Воспитание — это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. В современной педагогической литературе и практике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком смысле.

В широком смысле воспитание включает в себя весь процесс формирования личности и подготовки ее к активному участию в жизни. В узком смысле воспитание означает формирование мировоззрения, нравственного облика, развитие эстетического вкуса, физическое развитие.

При определении цели воспитания учитывается система ценностей, принятых в обучении. В основе учения о ценностях лежат представления о потребностях человека и общества. Воспитание практически отождествляется с социализацией.

Виды воспитания в целом классифицируются следующим образом: умственное, нравственное, трудовое, физическое. В зависимости от направления воспитательной работы выделяют гражданское, политическое, интернациональное, патриотическое, нравственно-этическое, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое.

Воспитание может быть семейное, школьное, внешкольное, по месту жительства, в образовательных учреждениях, в специальных детских и юношеских организациях.

Наиболее важную роль с точки зрения эффективности воспитания играет семья как субъект педагогического взаимодействия в социокультурной среде воспитания и развития личности. Именно в семье закладываются основы воспитания, формирования мировоззрений, ценностей и идеалов, отношений и убеждений личности.

Образованность— это интеллектуальные, личностные, поведенческие качества, знания и умения человека.

Уровень образованности или образовательный ценз подтверждает документ об образовании. (Например, высшее образование или среднее профессиональное).

Педагогический (образовательный) процесс— это целенаправленное и организационно-оформленное взаимодействие педагога и обучающихся по обучению, развитию и воспитанию личностей студентов.

Педагогическая деятельность — деятельность педагога по организации и осуществлению процесса обучения и воспитания.

Педагогическая технология – заранее спроектированный ход процесса обучения, это инструментарий достижения целей образования.

Педагогическая задача – основная единица педагогического процесса,соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления.

Задачи педагогикисводятся к эффективному решению задач образования: обучения, воспитания и развития обучающихся, становления их личностей как индивидуальностей со своими мировоззренческими и поведенческими качествами.



Просмотров 845

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!