Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Объект, предмет и основные категории педагогики
Педагогика — наука об образовании как процессе целенаправленного развития человека посредством рационального построения обучения и воспитания. Объектом педагогикивыступают те явления действительности, которые обеспечивают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности. Предмет педагогики–образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Исходя из предмета педагогики, можно выделить ее основные категории. К категориям любой науки относят наиболее ёмкие понятия, отражающие ее сущность и наиболее часто ею использующиеся. Основные категории педагогики - это: - образование; - обучение; - воспитание; - педагогический процесс; - педагогическая деятельность - педагогическое взаимодействие; - педагогическая технология; - педагогическая задача. В Законе Российской Федерации «Об образовании» образование рассматривается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Термин «образование»означает: 1) процесс развития (саморазвития) личности, осуществляемый в ходе специально организованного и целенаправленного воспитания и обучения; 2) результат процесса воспитания и обучения, зафиксированный в документе и представленный образованностью конкретного человека. Образование–это общечеловеческая ценность, поскольку направлено на развитие личности и ее социализацию. Право человека на образование закреплено Конституцией. Культурно-гуманистические функции образования сводятся к следующему: · развитие духовности, способностей и умений человека; · формирование характера и моральной ответственности; · обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и самореализации; · создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовного потенциала. Образование можно рассматривать как социокультурный феномен, поскольку оно обеспечивает физическое и духовное формирование личности, ее социализацию при ориентации на идеальные образы и социальные эталоны общества. Образование рассматривается и как педагогический процесс – движение от целей образования к его результатам путем единства обучения и воспитания. Сущность процесса - педагогическое взаимодействие. Педагогическое взаимодействие - это запланированный контакт педагога и обучающихся, результатом которого являются изменения в знаниях и умениях, в деятельности и отношениях. Образование как целенаправленный процесс социализации включает в себя обучение и воспитание. Обучение— способ получения образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленности педагогического процесса на всестороннее творческое развитие и саморазвитие личности обучающихся обуславливают функции обучения: · образовательная; · воспитательная; · развивающая. Образовательная функция связана с объемом знаний и умений, развивающая – со структурным усложнением учебного материала и развитием мышления обучающихся, воспитательная – с формированием личности и ее взаимоотношений. Воспитание — это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. В современной педагогической литературе и практике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле воспитание включает в себя весь процесс формирования личности и подготовки ее к активному участию в жизни. В узком смысле воспитание означает формирование мировоззрения, нравственного облика, развитие эстетического вкуса, физическое развитие. При определении цели воспитания учитывается система ценностей, принятых в обучении. В основе учения о ценностях лежат представления о потребностях человека и общества. Воспитание практически отождествляется с социализацией. Виды воспитания в целом классифицируются следующим образом: умственное, нравственное, трудовое, физическое. В зависимости от направления воспитательной работы выделяют гражданское, политическое, интернациональное, патриотическое, нравственно-этическое, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое. Воспитание может быть семейное, школьное, внешкольное, по месту жительства, в образовательных учреждениях, в специальных детских и юношеских организациях. Наиболее важную роль с точки зрения эффективности воспитания играет семья как субъект педагогического взаимодействия в социокультурной среде воспитания и развития личности. Именно в семье закладываются основы воспитания, формирования мировоззрений, ценностей и идеалов, отношений и убеждений личности. Образованность— это интеллектуальные, личностные, поведенческие качества, знания и умения человека. Уровень образованности или образовательный ценз подтверждает документ об образовании. (Например, высшее образование или среднее профессиональное). Педагогический (образовательный) процесс— это целенаправленное и организационно-оформленное взаимодействие педагога и обучающихся по обучению, развитию и воспитанию личностей студентов. Педагогическая деятельность — деятельность педагога по организации и осуществлению процесса обучения и воспитания. Педагогическая технология – заранее спроектированный ход процесса обучения, это инструментарий достижения целей образования. Педагогическая задача – основная единица педагогического процесса,соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления. Задачи педагогикисводятся к эффективному решению задач образования: обучения, воспитания и развития обучающихся, становления их личностей как индивидуальностей со своими мировоззренческими и поведенческими качествами.
|