![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Деятельностные педагогические технологии
Результативность обучения зависит от того, какую позицию (активную или пассивную) в процессе обучения занимает студент, так как знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения при применении их на практике, при решении конкретных проблем. Поэтому овладение знаниями, умениями и навыками требует организации непосредственной деятельности самих студентов. Решение этой проблемы связано с применением деятельностных педагогических технологий. Их можно классифицировать следующим образом: - репродуктивные — ориентируют на усвоение знаний по воспроизведению; - проблемно-развивающие — обеспечивают развитие мышления, обучение репродуктивному и продуктивному усвоению знаний; - эвристические — ориентируют на продуктивное усвоение (творческое). Репродуктивные педагогические технологии предполагают организацию деятельности репродуктивного характера: воспроизведение информации, алгоритмические действия или действия по точно описанным правилам, инструкциям, в известных условиях. Проблемно-развивающие педагогические технологии требуют сочетания репродуктивных и продуктивных методов обучения, обучения умениям самостоятельно принимать решения, выполнять задания, которые требуют переноса известных знаний и способов деятельности в новые ситуации и направлены на развитие мышления. Эвристические педагогические технологии предполагают организацию деятельности продуктивного характера. Они требуют применения: - системы методов проблемно-развивающего обучения; - заданий на поиск новых способов деятельности, требующих самостоятельности и принятия решений, проявления творчества. Компонентами деятельностных педагогических технологий являются: - содержание обучения; - методы обучения; - организационные формы (лекция, семинар, практическое занятие, лекция – экскурсия, деловая игра). Выбор содержания учебного материала обусловлен требованиями образовательной программы. Кроме того, учебный материал должен ориентировать не на воспроизведение знаний, а на усвоение смысла изучаемого, на развитие мышления, на самостоятельность в деятельности.
Педагогические технологии управления Педагогические технологии управления включают в себя два аспекта: управление деятельностью и управление поведением, общением, мотивацией обучающихся. Педагогические технологии управления включают в себя: - выявление исходного уровня подготовленности обучающихся, - выбор требуемых методов и дидактических средств обучения, - контроль за ходом процесса обучения, - контроль знаний и умений, - выдача рекомендаций для корректировки процесса обучения. В целом выбор конкретных педагогических технологий обусловлен изменяющейся обстановкой занятия и предполагает принятие решений по вариативному изменению целей деятельности.
Методы обучения
Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине. Методы обучения — способы взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся. Методика обучения — совокупность, система методов, используемых преподавателем. Методы обучения включают в себя отдельные методические приемы обучения. Метод обучения — составная часть педагогической технологии. Методы обучения подразделяются на: · репродуктивные; · проблемные; · проблемно-развивающие. Репродуктивные методы — от лат. «репродукция» — воспроизведение, повторение). Традиционно занятие всегда сводилось к объяснению учебного материала преподавателем и восприятию этого материала студентом; осуществлялась репродуктивная деятельность. Обучение, ориентированное на организацию репродуктивной деятельности, называется репродуктивным. Предъявление учебного материала сопровождается иллюстрацией по схемам, графикам, таблицам, плакатам и т.д., организуется выполнение практических заданий или упражнений (объяснительно-иллюстрированный метод). Обучающиеся должны воспринять, осмыслить и запомнить учебный материал. Применение знаний на практике, усвоение практических умений и навыков, овладение способами учебной деятельности осуществляется через самостоятельную работу по образцам под руководством преподавателя. Проблемные методы основаны на создании проблемных ситуаций и поиске путей решения проблем. В отличие от репродуктивного обучения проблемное обучение ориентирует, в основном, на организацию поисковой деятельности обучающихся. Проблемное обучение заключается в проблемном изложении учебного материала, создании проблемных ситуаций, организации деятельности студентов, побуждении их к самостоятельной поисковой деятельности. При этом обучающиеся включаются в обстановку решения проблем, поиска новых знаний, самостоятельной постановки проблемных вопросов и ответов на них. Для организации проблемного обучения необходимы: · готовность преподавателя (создание проблемных ситуаций и привлечение студентов к их разрешению); · наличие необходимых базовых знаний студентов. Проблемное обучение более эффективно, но оно требует значительного учебного времени (большего чем при репродуктивном обучении). Современные методы обучения основаны на сочетании репродуктивных и проблемных методов и называются проблемно-развивающими. Методы проблемно-развивающего обучения — это методы, основанные на сочетании репродуктивных и проблемных методов. К методам проблемно-развивающего обучения относятся: · монологический; · показательный; · диалогический; · эвристический; · исследовательский; · программированный; · алгоритмический. Эти методы позволяют полностью решить задачи обучения.
Контрольные вопросы 1. Как взаимосвязаны понятия “проектирование” и “педагогические технологии”? 2. Какие существуют виды педагогических технологий? 3. Чем отличаются понятия “технология обучения” и “метод обучения”? 4. Какие методы обучения Вы знаете? 5. Дайте характеристику репродуктивных методов обучения. 6. Чем отличаются проблемные методы от проблемно-развивающих? 7. От чего зависит выбор конкретных технологий обучения?
![]() |