Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Деятельностные педагогические технологии



 

Результативность обучения зависит от того, какую позицию (активную или пассивную) в процессе обучения занимает студент, так как знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения при применении их на практике, при решении конкретных проблем.

Поэтому овладение знаниями, умениями и навыками требует организации непосредственной деятельности самих студентов. Решение этой проблемы связано с применением деятельностных педагогических технологий.

Их можно классифицировать следующим образом:

- репродуктивные — ориентируют на усвоение знаний по воспроизведению;

- проблемно-развивающие — обеспечивают развитие мышления, обучение репродуктивному и продуктивному усвоению знаний;

- эвристические — ориентируют на продуктивное усвоение (творческое).

Репродуктивные педагогические технологии предполагают организацию деятельности репродуктивного характера: воспроизведение информации, алгоритмические действия или действия по точно описанным правилам, инструкциям, в известных условиях.

Проблемно-развивающие педагогические технологии требуют сочетания репродуктивных и продуктивных методов обучения, обучения умениям самостоятельно принимать решения, выполнять задания, которые требуют переноса известных знаний и способов деятельности в новые ситуации и направлены на развитие мышления.

Эвристические педагогические технологии предполагают организацию деятельности продуктивного характера. Они требуют применения:

- системы методов проблемно-развивающего обучения;

- заданий на поиск новых способов деятельности, требующих самостоятельности и принятия решений, проявления творчества.

Компонентами деятельностных педагогических технологий являются:

- содержание обучения;

- методы обучения;

- организационные формы (лекция, семинар, практическое занятие, лекция – экскурсия, деловая игра).

Выбор содержания учебного материала обусловлен требованиями образовательной программы.

Кроме того, учебный материал должен ориентировать не на воспроизведение знаний, а на усвоение смысла изучаемого, на развитие мышления, на самостоятельность в деятельности.

 

Педагогические технологии управления

Педагогические технологии управления включают в себя два аспекта: управление деятельностью и управление поведением, общением, мотивацией обучающихся.

Педагогические технологии управления включают в себя:

- выявление исходного уровня подготовленности обучающихся,

- выбор требуемых методов и дидактических средств обучения,

- контроль за ходом процесса обучения,

- контроль знаний и умений,

- выдача рекомендаций для корректировки процесса обучения.

В целом выбор конкретных педагогических технологий обусловлен изменяющейся обстановкой занятия и предполагает принятие решений по вариативному изменению целей деятельности.

 

Методы обучения

 

Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине.

Методы обучения — способы взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся. Методика обучения — совокупность, система методов, используемых преподавателем.

Методы обучения включают в себя отдельные методические приемы обучения. Метод обучения — составная часть педагогической технологии.

Методы обучения подразделяются на:

· репродуктивные;

· проблемные;

· проблемно-развивающие.

Репродуктивные методы — от лат. «репродукция» — воспроизведение, повторение).

Традиционно занятие всегда сводилось к объяснению учебного материала преподавателем и восприятию этого материала студентом; осуществлялась репродуктивная деятельность.

Обучение, ориентированное на организацию репродуктивной деятельности, называется репродуктивным.

Предъявление учебного материала сопровождается иллюстрацией по схемам, графикам, таблицам, плакатам и т.д., организуется выполнение практических заданий или упражнений (объяснительно-иллюстрированный метод).

Обучающиеся должны воспринять, осмыслить и запомнить учебный материал.

Применение знаний на практике, усвоение практических умений и навыков, овладение способами учебной деятельности осуществляется через самостоятельную работу по образцам под руководством преподавателя.

Проблемные методы основаны на создании проблемных ситуаций и поиске путей решения проблем.

В отличие от репродуктивного обучения проблемное обучение ориентирует, в основном, на организацию поисковой деятельности обучающихся. Проблемное обучение заключается в проблемном изложении учебного материала, создании проблемных ситуаций, организации деятельности студентов, побуждении их к самостоятельной поисковой деятельности. При этом обучающиеся включаются в обстановку решения проблем, поиска новых знаний, самостоятельной постановки проблемных вопросов и ответов на них.

Для организации проблемного обучения необходимы:

· готовность преподавателя (создание проблемных ситуаций и привлечение студентов к их разрешению);

· наличие необходимых базовых знаний студентов.

Проблемное обучение более эффективно, но оно требует значительного учебного времени (большего чем при репродуктивном обучении).

Современные методы обучения основаны на сочетании репродуктивных и проблемных методов и называются проблемно-развивающими.

Методы проблемно-развивающего обучения — это методы, основанные на сочетании репродуктивных и проблемных методов.

К методам проблемно-развивающего обучения относятся:

· монологический;

· показательный;

· диалогический;

· эвристический;

· исследовательский;

· программированный;

· алгоритмический.

Эти методы позволяют полностью решить задачи обучения.

 

Контрольные вопросы

1. Как взаимосвязаны понятия “проектирование” и “педагогические технологии”?

2. Какие существуют виды педагогических технологий?

3. Чем отличаются понятия “технология обучения” и “метод обучения”?

4. Какие методы обучения Вы знаете?

5. Дайте характеристику репродуктивных методов обучения.

6. Чем отличаются проблемные методы от проблемно-развивающих?

7. От чего зависит выбор конкретных технологий обучения?

 



Просмотров 3444

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!