![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Раздел 5. Марксизм и материалистическое понимание истории
Исторический материализм как составная часть философии марксизма. Проблема закономерности исторического процесса. Концепция развития общества как процесс смены общественно-экономических формаций. «Способ производства», «базис и надстройка». Механизм смены формаций. Миссия рабочего класса. Роль народных масс, классовой борьбы в истории. Периодизация всемирной истории в формационной концепции. Концепция «общего кризиса капитализма» и ее влияние на марксистскую историческую науку. Дискуссия 90-х гг. о хронологических рамках новой и новейшей истории, соотношении формационного и цивилизационного подходов.
Раздел 6. Методологический кризис в исторической науке В начале 20 века Причины кризиса позитивизма на рубеже 19-20 вв. Изменение ситуации в естественнонаучном знании. Смена научной парадигмы в гуманитарном знании. Критика позитивизма и европоцентризма. Баденская школа (В.Виндельбанд, Г.Риккерт) о логике исторического познания. Теория понимания В.Дильтея. Концепция идеальных типов М.Вебера. Относительность исторической «истины». Раздел 7. Основные направления ведущих национальных историографических школ в XX в. Историография Франции в начале 20 в. Э.Дюркгейм, А.Берр и разработка основ концепции исторического синтеза. М.Блок, Л.Февр, журнал «Анналы социальной истории» и формирование методологии ментальной истории. Ф.Бродель и второе поколение «Анналов». Структурализм в концепции Ф.Броделя. «Мир-экономика». Третье поколение Анналов (Ф.Фюре, Ж. Ле Гофф, Ж.Дюби). Методологические принципы «немецкого историзма». Ф.Мейнеке, Э.Трельч, Г. фон Белов. М.Вебер и развитие методологии исторического познания. Третий Рейх и гуманитарные науки. Идеографический метод в немецкой историографии второй половины XX века (Г.Риттер, Т.Шидер, Х.Зибург) и идеи структурной историографии. Ф.Фишер и его школа. Социально-критическое направление германской исторической науке (Г.Моммзен, Ю.Кокка, Г.Винклер). Школа «социальной истории» (Т.Шидер, Эрдман, К.Хильдебранд). Историческая антропология Т.Нипердея. Кризис традиционных школ английской историографии в начале XX века. Роль Р.Коллингвуда и А.Тойнби в развитии английской исторической науки. Течение «социальной истории» в английской историографии второй половины XX века (Д.Пларб, С.Поллад, Дж.Барраклоу). Э.Карр и систематизация методологических принципов исторического познания. Марксистская историография в Англии второй половины XX века (Э.Хобсбаум, К.Хилл, Д.Рюде). Консерватийное крыло современной английской историографии (Х.Тревор-Роупер, А.Тейлор, И.Бейлин). Прогрессизм в американской историографии начала XX века. «Презентизм» (Ч.Бирд, Л.Беккер). Американская марксистская историография (Г.Аптекер, У.Фостер). Клиометрия и психоаналитическая методика в американской историографии. «Метаистория» Х.Уайта. «Новая политическая история» в контексте американской истории XX века.
Раздел 8. Отечественная историография всеобщей истории Новая история стран Европы и Америки в трудах отечественных историков второй половины XIX- начале XX вв. (В.В.Бауер, М.Н.Петров, В.И.Герье, Е.В.Тарле). «Русская историческая школа» (П.Г.Виноградов, Н.И.Кареев, И.В.Лучицкий, М.М.Ковалевский) и ее характерные черты. Становление и развитие историографии нового и новейшего времени в 1917-1945 гг.: господство марксистской методологии, рассмотрение истории «снизу и слева», особенности проблематики исторических исследований по всеобщей истории. Советская историография всеобщей истории до конца 80-х гг. XX века. Основная проблематика, обобщающие работы. Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки в новой России: проблематика, методологический плюрализм, дискуссии 90-х гг.
Основные понятия (тезаурус)
1. - европоцентризм 2. - идеографический метод в историографии 3. - историография 4. - историографический факт 5. - историографический источник 6. - историографическая школа 7. - интеллектуальная история 8. - историческая антропология 9. - исторический материализм 10. - историческая демография 11. - история повседневности 12. - гендерная история 13. - герменевтика 14. - дискурс 15. - женская история 16. - количественная история 17. - компаративная история 18. - лингвистический поворот в историографии 19. - либеральная школа историков Франции периода Реставрации 20. - линейное и циклическое развитие истории 21. - методология 22. - междисциплинарный подход 23. - малогерманская школа в историографии 24. - монизм 25. - «новая историческая наука» 26. - новая социальная история 27. - новая локальная история 28. - «органическое» развитие истории 29. - провиденциализм 30. - позитивистская историография 31. - постмодернизм 32. - презентизм 33. - «психоистория» 34. - релятивизм 35. - романтическая историография 36. - структурализм 37. - социальная история 38. - социальная антропология 39. - теория консенсуса в американской историографии 40. - теория границ Тернера 41. - телеология 42. - теория «героев и толпы»
Организация самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа бакалавров организуется в форме самоподготовки к лекционным и семинарским занятиям, составления конспектов современных монографий и научных статей, рецензирования, аннотирования, написания эссе, рефератов.
![]() |