Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Раздел 5. Марксизм и материалистическое понимание истории



Исторический материализм как составная часть философии марксизма. Проблема закономерности исторического процесса. Концепция развития общества как процесс смены общественно-экономических формаций. «Способ производства», «базис и надстройка». Механизм смены формаций. Миссия рабочего класса. Роль народных масс, классовой борьбы в истории. Периодизация всемирной истории в формационной концепции. Концепция «общего кризиса капитализма» и ее влияние на марксистскую историческую науку. Дискуссия 90-х гг. о хронологических рамках новой и новейшей истории, соотношении формационного и цивилизационного подходов.

 

Раздел 6. Методологический кризис в исторической науке

В начале 20 века

Причины кризиса позитивизма на рубеже 19-20 вв. Изменение ситуации в естественнонаучном знании. Смена научной парадигмы в гуманитарном знании. Критика позитивизма и европоцентризма. Баденская школа (В.Виндельбанд, Г.Риккерт) о логике исторического познания. Теория понимания В.Дильтея. Концепция идеальных типов М.Вебера. Относительность исторической «истины».

Раздел 7. Основные направления ведущих национальных историографических школ в XX в.

Историография Франции в начале 20 в. Э.Дюркгейм, А.Берр и разработка основ концепции исторического синтеза. М.Блок, Л.Февр, журнал «Анналы социальной истории» и формирование методологии ментальной истории. Ф.Бродель и второе поколение «Анналов». Структурализм в концепции Ф.Броделя. «Мир-экономика». Третье поколение Анналов (Ф.Фюре, Ж. Ле Гофф, Ж.Дюби).

Методологические принципы «немецкого историзма». Ф.Мейнеке, Э.Трельч, Г. фон Белов. М.Вебер и развитие методологии исторического познания. Третий Рейх и гуманитарные науки. Идеографический метод в немецкой историографии второй половины XX века (Г.Риттер, Т.Шидер, Х.Зибург) и идеи структурной историографии. Ф.Фишер и его школа. Социально-критическое направление германской исторической науке (Г.Моммзен, Ю.Кокка, Г.Винклер). Школа «социальной истории» (Т.Шидер, Эрдман, К.Хильдебранд). Историческая антропология Т.Нипердея.

Кризис традиционных школ английской историографии в начале XX века. Роль Р.Коллингвуда и А.Тойнби в развитии английской исторической науки. Течение «социальной истории» в английской историографии второй половины XX века

(Д.Пларб, С.Поллад, Дж.Барраклоу). Э.Карр и систематизация методологических принципов исторического познания. Марксистская историография в Англии второй половины XX века (Э.Хобсбаум, К.Хилл, Д.Рюде). Консерватийное крыло современной английской историографии (Х.Тревор-Роупер, А.Тейлор, И.Бейлин).

Прогрессизм в американской историографии начала XX века. «Презентизм» (Ч.Бирд,

Л.Беккер). Американская марксистская историография (Г.Аптекер, У.Фостер). Клиометрия и психоаналитическая методика в американской историографии. «Метаистория» Х.Уайта. «Новая политическая история» в контексте американской истории XX века.

 

Раздел 8. Отечественная историография всеобщей истории

Новая история стран Европы и Америки в трудах отечественных историков второй половины XIX- начале XX вв. (В.В.Бауер, М.Н.Петров, В.И.Герье, Е.В.Тарле).

«Русская историческая школа» (П.Г.Виноградов, Н.И.Кареев, И.В.Лучицкий, М.М.Ковалевский) и ее характерные черты.

Становление и развитие историографии нового и новейшего времени в 1917-1945 гг.: господство марксистской методологии, рассмотрение истории «снизу и слева», особенности проблематики исторических исследований по всеобщей истории.

Советская историография всеобщей истории до конца 80-х гг. XX века. Основная проблематика, обобщающие работы.

Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки в новой России:

проблематика, методологический плюрализм, дискуссии 90-х гг.

 

Основные понятия (тезаурус)

 

1. - европоцентризм

2. - идеографический метод в историографии

3. - историография

4. - историографический факт

5. - историографический источник

6. - историографическая школа

7. - интеллектуальная история

8. - историческая антропология

9. - исторический материализм

10. - историческая демография

11. - история повседневности

12. - гендерная история

13. - герменевтика

14. - дискурс

15. - женская история

16. - количественная история

17. - компаративная история

18. - лингвистический поворот в историографии

19. - либеральная школа историков Франции периода Реставрации

20. - линейное и циклическое развитие истории

21. - методология

22. - междисциплинарный подход

23. - малогерманская школа в историографии

24. - монизм

25. - «новая историческая наука»

26. - новая социальная история

27. - новая локальная история

28. - «органическое» развитие истории

29. - провиденциализм

30. - позитивистская историография

31. - постмодернизм

32. - презентизм

33. - «психоистория»

34. - релятивизм

35. - романтическая историография

36. - структурализм

37. - социальная история

38. - социальная антропология

39. - теория консенсуса в американской историографии

40. - теория границ Тернера

41. - телеология

42. - теория «героев и толпы»

 

Организация самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа бакалавров организуется в форме самоподготовки к лекционным и семинарским занятиям, составления конспектов современных монографий и научных статей, рецензирования, аннотирования, написания эссе, рефератов.

 



Просмотров 1815

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!