![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Методические рекомендации для студентов
При подготовке к семинарским занятиям, посвященным различным течениям в исторической науке 16-20 вв., студентам необходимо познакомиться с работами зарубежных историков и охарактеризовать их вклад в развитие науки. Прежде всего необходимо учитывать исторический контекст, повлиявший на творчество того или иного историка, вскрыть влияние господствующих в то время философских течений на формирование его мировоззрения. Далее необходимо дать анализ источниковой базы исследования, методологии и методов изучения источников конкретным ученым, остановиться на тематике и проблематике, выводах, сделанных в его трудах. Чтобы определить место данного исследователя в истории развития науки в целом стоит оценить его деятельность в качестве преподавателя, главы научной школы или направления. При анализе актуальных направлений современной историографии отдельно необходимо остановиться на причинах и предпосылках возникновения этих направлений, обозначить ученых, которых мы можем отнести к этим направлениям, и их труды, выделить специфику данных направлений, указать сильные и слабые стороны исследований в рамках отдельных направлений. Вполне уместно дать прогноз относительно дальнейшего развития того или иного направления. При изучении дисциплины «Историография новой и новейшей истории» необходимо, чтобы у студента сложилось четкое представление о периодах развития этой науки. При характеристике того или иного течения студент должен уметь сформулировать достижения этой методологии по сравнению с предшествующей, а также ее слабые стороны.Особо следует обратить внимание на деятельность крупнейших представителей отдельных направлений и школ национальных историографий, знать тематику и названия их основных трудов.
Методические рекомендации для преподавателей Курс «Историография новой и новейшей истории» изучается студентами исторических факультетов в 8 семестре. Учебно-методический комплекс включает в себя тематические разделы, соответствующие основным этапам развития исторической науки зарубежных стран. В рамках основных разделов представлены рабочая программа курса историографии, тематика семинарских занятий, список основной и дополнительной литературы, контрольно-измерительные материалы, технологическая карта. Преподаватель должен: - показать общественно-исторические условия развития исторической науки на разных этапах; - осветить разработку определенных концепций исторического развития с учетом общественно-политического контекста; - рассмотреть как развивались и изменялись теории, с позиций которых изучался исторический процесс.
Теоретические разделы курса ( развернутая аннотация лекций) Лекция № 1. Введение. 1. Предмет и задачи историографического исследования. 2. Методы, принципы и основные понятия историографического анализа.
1. Определение понятия «историография». Место историографии в системе исторических дисциплин. Предмет и основные задачи историографии. Соотношение исторической науки и исторического сознания. Периодизация развития истории исторической мысли. Значение историографических исследований для развития исторической науки. 2. Принципы историографического знания: историзм, ценностный подход, целостность. Методы: общенаучные и специфические. Междисциплинарный подход и его возможности. Основные понятия историографии: историческая концепция, историографический источник, историографический факт, научная парадигма, исторический дискурс, научные школы.
Литература - Историография истории нового времени стран Европы и Америки. Учеб. пособие под ред. И.П.Дементьева. М., 1990. С.5-14 - Методологические проблемы истории. Учеб. пособие под ред. В.Н.Сидорцова. Минск, 2006. С.193- 220
![]() |