Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Основные тенденции развития культуры в ХХI веке: футурология о глобальном моделировании культуры ХХІ в



С 20 века начался период Новейшего времени. С этого времени идет активное формирование глобальной культуры через формы диалога культур Востока и Запада.

В 80 гг. сформировалось два основных подхода в определении тенденций развития мировой культуры:

· Западный образец как единственный и классический формат развития истории (Ф.Фукуяма)

· Существование множества противостоящих друг другу цивилизаций (С.Хантингтон). Данная теория поддерживается и русскими философами П.Щедровицким и Е.Островским. В основе этой теории лежит принцип ухода от географической составляющей к принципу культурного своеобразия.

Основные положения работы Хантингтона:

1. Модернизация отделена от вестернизации – Распространения западных идеалов и норм не приводит ни к возникновению всеобщей цивилизации в точном смысле этого слова, ни к вестернизации не-западных обществ;

2. относительное влияние Запада снижается, не-западные цивилизации вновь подтверждают ценность своих культур;

3. возникает новый мировой порядок, основанный на цивилизациях: общества, имеющие культурные сходства, сотрудничают друг с другом; попытки переноса обществ из одной цивилизации в другую оказываются бесплодными; станы группируются вокруг ведущих или стержневых стран своих цивилизаций.

4. универсалистские претензии Запада все чаще приводят к конфликтам на линиях разлома.

5. выживание Запада зависит от того, подтвердят ли вновь американцы свою западную идентификацию и примут ли жители запада свою цивилизацию как уникальную, а не универсальную.

Глобальная политика имеет свою историю:

· период редких контактов народов или отсутствия их;

· около 1500 г.н.э. – глобальная политика приобрела два направления: взаимодействия народов западной Европы друг с другом и взаимодействие народов Западной Европы с народами других территорий;

· с началом «холодной войны» -- мир разделен на три части: Евро-американская цивилизация, советский Союз и его союзники, и развивающиеся страны;

· с конца 80-х ХХ века – идеологические, экономические и политические различия между народами уступают место по своей значимости в разделенности мира различиям культурным.

В современном мире, в котором культура стала главным критерием специфики, можно выделить несколько тенденций:

· страны с разной идеологией, но общей культурой объединяются (Корея, Германия);

· общества с общей идеологией, но разной культурой стремятся к разъединению (СССР, Югославия);

· страны с похожей культурой стремятся к экономическому и идеологическому союзу (Европейский Союз, Беларусь и Россия).

До ХХ века по Хантингтону мир делился:

· цивилизация и варвары;

· Восток-Запад;

· Север-Восток,

· Центр –периферия;

· У мусульман – ал-ислам и дар ал-ислам;зоны мира и зоны войны

· Богатые страны и бедные.

Если человек 19 века – человек с чувством собственного достоинства, хозяин жизни, при чем преуспевающий, склонный к соперничеству, накопительству, эксплуататорству, авторитаризму, агрессии и индивидуализму, то Человек 20 века – сотрудник, потребитель, со стандартными вкусами массового мышления, прогнозируемая личность, готовая к управлению, но обладающая долей свободы в собственном поведении. Человек 20 века – отчужденная (Фромм) личность, сводящая свое восприятие мира к абстракциям и количественным характеристикам: при описании бедствия называют ущерб в рублях, сам себя представляет как носитель функции в обществе (Я – врач, Я – журналист и т.д.). Человек ХХ века – бюрократ, относящийся к предмету своей деятельности только как к объекту возможного потребления. Человек потребляющий – это тот, кто потребляет не руководствуясь своими потребностями и эстетическим вкусом, а вовлечен в процесс манипулирования оценками и чувствами. Главным в потреблении становится не использование продукта, а сам акт обладания им. Символом времени стал Турист с его камерой, который только фотографирует мир, но сам ничего не видит. Процессуальность потребления проявляется в кретином характере потребления, растянутом во времени.

Кевин Уорвик в книге «Наступление машин. Почему миром будет править новое поколение роботов»: (Авторизованный перевод с англ. Е.В.Кокуриной. – М.: МАИК Наука/Интерпериодика, 1999. – 240 с.) пишет, что «у нас лишь одно преимущество – интеллект, и, как следствие, -- абстрактное мышление и способность к творчеству» (С.25). Таким образом, человек понимается как живая машина, способная мыслить пока еще лучше, чем машина неживая. Бог создал,по Уорвику, Адама и Еву, наделив их программой – системой генов. Об этом же пишет еще один американец Ричард Докинз.

Уорвик считает, что «…именно интеллект ставит людей выше всех животных и других существ на Земле и позволяет людям сохранять свое господство и контролировать ситуацию. Подчеркиваю, интеллект, а не сознание» (76). Он считат, что власть машин на Земле возможна потому, что человек скоро создаст машины с более совершенным интеллектом, чем у человека. В действительности же речь идет только о расширении возможностей человеческого разума и постижении его границ. Человека отличает от машины не интеллект, а сознание, наполненное духовностью. Загадка человека в его душе, а не в разуме. Это душа питает разум, а не разум душу.

Но важно разгланичить понятия интеллекта и сознания, и только потом выделять в них уровни наследственного или приобретенного характера.

Интеллект – это технология, алгоритм обработки информации.

Сознание – духовное свойство и способность человека разумно оценивать себя и сою деятельность.

Интеллект характеризуется скоростью, объемом, памятью, нахождением связи и т.д.

Сознание характеризуется глубиной, широтой, способностью оценивать.

Таким образом, интеллект работает с количественными характеристиками, а сознание – с качественными.

Сознание – это состояние, в котором мы пребываем большую часть своей жизни, когда способны проявлять активность собственной личности, корректировать, управлять своими действиями, направлять свои желания или бороться с ними.

Глобализация проявляется в нескольких направлениях:

· Рациональность во всем. Например, магдональдс как учреждение в котором все направлено на такую организацию обслуживания, чтобы пропускать за день как можно больше посетителей, что способствует увеличению прибыли;

· Исчисляемость всего, цифровыя модель, переход от качественных характеристик к количественным;

· Стремление к предсказуемости, которая гарантирует стабильность;

· Управление по принципу сети, когда нет единого руководителя



Просмотров 852

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!