![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ДКР разработана в 10 вариантах. Выполнять её надо в тонкой тетради, указав № варианта и списывая текст задания. Для выполнения работы вам потребуются словари русского языка, которые есть в библиотеке НТМТ, поэтому удобнее делать работу в читальном зале библиотеки. Выполняя 1 задание, обратитесь к «Словарю ударений русского языка», проверив акцентологические нормы в предложенных словах. Для работы над 2 заданием вам потребуется «Орфоэпический словарь русского языка». Вспомните, что на письме звуки записываются в квадратных скобках; мягкость звука обозначается запятой, поставленной в правом верхнем углу квадратных скобок. Определить лексическое значение слов в 3 задании вам поможет «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова или «Словарь иностранных слов». Правильно образовать различные формы от предлагаемых слов в 4 задании вы сможете, если поработаете с «Грамматическим словарём русского языка», особенность построения которого состоит в том, что слова в нём располагаются по алфавиту, но, начиная с последней буквы в слове, а не с первой, как в других словарях. При работе со словарями обращайте внимание на пометы, имеющиеся в них. Пометы бывают запретительные, например: неправ., и разрешительные, например: проф. Перед выполнением 5 задания вам надо познакомиться с морфологической нормой употребления собирательных числительных, которые можно употреблять не со всеми существительными (пять – количественное числительное; пятеро – собирательное числительное). В 6 задании необходимо уточнить лексическое значение слов, входящих в состав предложенных словосочетаний, чтобы найти в них лишнее. При выполнении 8 задания помните, что при склонении (изменении по падежам) сложных и составных числительных изменяются все слова и все корни, входящие в состав числительного. В 9 задании следует найти и исправить различные нарушения грамматических и лексических норм русского языка, связанные, например, с порядком слов в предложении; с точным употреблением лексического значения слова; с построением предложений с причастными и деепричастными оборотами; с отсутствием согласования между подлежащим и сказуемым (главными членами) в предложении и т.п. ДКР по РЯиКР нацелена на проверку уровня усвоения норм русского языка и умения применять их в устной и письменной речи. Познакомившись с теоретическим материалом по теме по учебным пособиям Введенской В.А. или Данцева А.А., используйте для выполнения заданий словари, имеющиеся в библиотеке НТМТ. Для правильной постановки ударения в словах (зад.1) обратитесь к «Словарю ударений» любого года издания. При обнаружении разночтений информации с другими словарями (орфографическим, толковым и др.) преимущество следует отдать специальному изданию, при этом обращайте внимание на пометы в словарях, которые носят разрешительный и запретительный характер, например: проф. или не реком.. В задании 2 необходимо в квадратных скобках указать звучание подчёркнутых в словах букв или сочетания букв, например: счёт – щ Правильность выполнения задания 2 можно проверить по «Орфоэпическому словарю». Для выполнения заданий 3,6,7 необходимо поработать с «Толковым словарем русского языка», уточнив значения слов или сферу их употребления , обратив внимание на многозначные слова и на пометы в словарных статьях. В «Грамматическом словаре русского языка» вы найдете ответ, как правильно образовать форму Род. пад. от предложенных существительных (задание 4). Только надо иметь в виду, что данный словарь построен не так, как все словари: слова в нём располагаются по алфавиту, но с последней буквы в слове. В задании 5 образуйте словосочетания существительных с двумя формами числительных: количественным - пять и собирательным – пятеро (по вариантам), познакомившись с морфологическими нормами употребления собирательных числительных, которые можно употреблять не со всеми существительными. Записывая словами математические выражения в задании 8, помните, что количественные числительные в русском языке изменяются по падежам (склоняются), и при их склонении изменяются все слова и все корни, входящие в состав числительного, например: сколько? – 385; скольким? – трёмстам восьмидесяти пяти. Во всех предложениях задания 9 нарушены нормы: лексические (связанные со значением слова, например: тавтология – повторение однокоренных слов; плеоназм – употребление лишнего по значению слова; употребление слов в неточном или в несвойственном им значении и т.п.) Или морфологические (связанные с образованием и употреблением различных частей речи). Или синтаксические (связанные с построением словосочетаний и предложений, например: неправильный порядок слов в предложении; построение предложений с причастными и деепричастными оборотами, т. е. с обособленными членами предложения; согласование главных членов предложения; нарушение норм управления, когда глагол-сказуемое «требует» постановки при себе зависимых слов в определённом падеже и т. п.) Вам необходимо определить вид нарушения нормы и записать предложение в исправленном виде.
Вариант 1. Задание № 1.
![]() |