Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Развитие медицинских знаний



История развития медицины.

Определяют три периода в развитии первобытного врачевания:

1) врачевание эпохи праобщины (самый длительный период), когда происходило первоначальное накопление и обобщение эмпирических знаний о приемах врачевания и природных лечебных средствах (растительного, животного и минерального происхождения);

2) врачевание эпохи первобытной общины, когда развивалось и утверждалось целенаправленное применение эмпирического опыта врачевания в социальной практике;

3) врачевание эпохи классообразования, когда шло становление культовой практики врачевания (зародившейся в период позднепервобытной общины), продолжалось накопление и обобщение эмпирических знаний врачевания (коллективного опыта общины и индивидуальной деятельности врачевателей-профессионалов).

 

Изученность развития лечебной деятельности человека в разные периоды истории неодинаковы и зависят от давности эпохи. Наиболее сложна реконструкция первобытной истории: она не оставила письменных источников, а осмысление археологических и этнологических данных имеет вполне объективные трудности и требует постоянного пересмотра в свете современных представлений и новейших научных достижений.

Достоверные научные знания базируются на данных археологии и палеоантропологии, палеопатологии и палеоботаники, палеопсихологии и этнологии (этнографии).

Данные археологии. Основными вещественными источниками первобытной истории являются: орудия труда, остатки первобытных построек, святилища, погребе7ия и останки человека, предметы первобытной культуры.

Врачевание и зарождение культов и верований.

Неолитическая революция».

Результатом рационального миросозерцаниябыли положительные знания и приемы врачевания. Богатый материал для их реконструкции дают исследования приемов врачевания в синполитейных обществах аборигенов Австралии, Америки, Океании, живших в недавнем прошлом по археологической терминологии, в каменном веке.

Так, аборигены Австралии, широко используя флору и фауну своего континента, применяли для лечения пищевых расстройств эвкалиптовую смолу, касторовое масло и луковицы орхидеи; останавливали кровотечение при помощи паутины, золы или жира игуаны; при змеиных укусах высасывали кровь и прижигали рану; при заболеваниях кожи делали промывание мочой и прикладывали местные глины.

Аборигены Австралии и Америки в процессе врачевания широко использовали методы, которые сегодня называются физическими: паровая «баня» при простудах, горячие и холодные компрессы, массаж, промывание кишечника.

Первобытные люди владели также и приемами оперативного лечения: обрабатывали раны средствами, приготовленными из растений, минералов и частей животных; накладывали «шины» при переломах; знали опьяняющее и наркотическое действие некоторых природных средств и использования их для обезболивания; умели делать кровопускания, применяя в качестве игл изделия из камня, кости, рыбьей чешуи, колючки и шипы растений. В Новой Гвинее, например, еще в прошлом столетии аборигены вскрывали вены при помощи мелких стрел, которые они пускали с близкого расстояния из туго натянутого лука.

Однако эмпирические знания первобытного человека, полученные в результате практического опыта, были еще весьма ограниченными. Первобытный человек не понимал многих явлений окружающей его природы, не мог предвидеть или объяснить причины стихийных бедствий. Его бессилие перед природой порождало фантастическое (иррациональные) представления об окружающем мире. На этой почве уже в период ранней родовой общины начали зарождаться первые религиозные представления(тотемизм, фетишизм, анимизм, магия), которые отразились и на приемах врачевания.

Тотеизм (от алгонкинск. от-отем – его род) – вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения (например, кенгуру или эвкалиптом). Его считали «отцом», «старшим братом», защитником от бед и болезней. Тотеизм явился идеологическим отражением связи рода с окружающей естественной средой. Ранней родовой общине был свойственен главным образом зооморфный тотемизм, то есть почитание животных.

Фетишизм (от португ. fetico – амулет. Талисман) – вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Сначала эта вера распространялась на орудия труда (например, особо удачное копье, плодоносящие деревья или полезные предметы обихода), то есть имела вполне материальную основу. Впоследствии фетиши стали изготовляться специально в качестве культовых предметов и получили идеалистическое толкование. Так появились амулеты и талисманы (от ранения в бою, от болезней и т. П.).

Анимизм (от лат. anima. animus – воздух, дух, душа) – вера в душу, духов и всеобщее одухотворение природы. Полагают, что эти представления связаны с ранним формами культа умерших. Ритуалы, посвященные мертвым, и сегодня встречаются на островах Океании, в Австралии, Америке и Африке.

Магия (греч. mageia – колдовство) – вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на людей, предметы, события или явления природы. Еще не понимая истинной связи событий и явлений природы и произвольно истолковывая случайные совпадения, первобытный человек пытался с помощью специальных приемов (магических действий) получить желаемый результат – изменение погоды, удачу на охоте или выздоровление от болезни.

Среди многочисленных разновидностей магии была и лечебная магия – врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике. Сначала культовая практика не составляла секрета: простые церемонии и ритуалы мог совершать каждый.

Посредниками в общении между богами и людьми были жрецы, в то же время у каждого человека был свой личный бог. Так, личным богом Гудеа (ХХII в. до н. э.), правителя г. Лагаш, был бог плодородия Нингишзида. Его эмблема – посох, обвитый двумя спаривающимися змеями, - изображена на знаменитом кубке Гудеа. Впоследствии эмблема Нингишзиды стала одной из эмблем медицины.

Развитие врачевания.

В настоящее время наука располагает двумя шумерскими табличками медицинского содержания. Одна из них – небольшой глиняный кусочек с одним рецептом, другая представляет древнейший из дошедших до нас текстов медицинского содержания. Это – небольшая глиняная табличка, составленная в Месопотамии в конце 3-го тысячелетия до н. э. Обнаружена она в 1889 г. при археологических раскопках одного из древнейших шумерских городов – Ниппура (в 160 км от современного Багдада). В табличке 145 строк, представляющих 15 прописей лекарственных средств, начертанных клинописью на шумерском языке. Таким образом, она может считаться древнейшей «фармакопеей» в истории человечества.

Врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства прежде всего растительного происхождения: травы, горчицу, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, инжир, иву, растение леканору («манна»), пихту, сосну и т.д. В состав лекарств включались: сырая нефть, речной битум, природная смола, поваренная соль (т.е. средства минерального происхождения, а также продукты животного мира: молоко, органы водяных змей, панцирь черепахи, шерсть и т.п. готовили лекарства на пиве, вине и растительном масле.

Шумерский врачеватель, составивший табличку из Ниппура, в своей практике исходил из эмпирического опыта, - в ней нет ни единого слова о богах или демонах, она не содержит заклинаний и заговоров, которые встречаются в медицинских текстах Древней Месопотамии боле позднего периода. Табличка имела практическое применение при составлении лекарственных средств.

Шумеры заложили основы права и создали первые своды законов – образец для более поздних законодательств.

Шумеры первыми стали отходить от закона талиона «око за око, зуб за зуб» и начали заменять его более гуманным денежным штрафом.

У шумеров издавна выработались строгие гигиенические правила, основанные на коллективном опыте и народной традиции: не пить воды из нечистой посуды, не простирать к богам немытые руки, ограничивать себя в определенного рода пище и т.п. Самые строгие требования предъявлялись к жрецу: перед статуей бога шумерский жрец должен был появляться тщательно вымытым и выбритым с головы до пят. Одной из причин этого обычая было предупреждение педикулеза (вшивости). Мужчины были либо чисто выбриты, либо носили длинные бороды и волосы, разделенные пробором. Основным материалом для одежды была овечья шерсть, которая заготавливалась в изобилии; льняное полотно было редкостью и использовалось для одеяния жрецов. В домах были туалеты, полы покрывались тростниковыми циновками, под домом часто располагали семейный мавзолей.

Достижения шумеров (их арифметика и геометрия, врачевание и сельское хозяйство, литература и искусство) послужили основой для развития знаний у народов Ассирии, Вавилонии и других государств древней Передней Азии.

Строение тела человекав Древней Месопотамии не изучали (о вскрытии тел умерших в текстах не упоминается). Рассечение жертвенных животных давало лишь самое общее представление о крупных внутренних органах: печени, сердце, почках, кишечнике, желудке.

Родовспоможением занимались женщины. Согласно юридическим текстам, после смерти роженицы разрешалось путем рассечения живота (т.е. кесаревым сечением) спасти живого младенца. На живых роженицах кесарево сечение в то время не проводили.

Оперативное врачевание касалось только лечения ран и травм.

Правовые аспекты деятельности врачевателей.Самым обширным права Древней Месопотамии остаются законы Хаммурапи – шестого царя I Вавилонской династии, правившего в 1792- 1750 гг. до н.э. Сначала их записывали на глиняных табличках, а к концу правления Хаммурапи свели воедино и высекли на черном базальтовом столбе высотой 2,25 м. Этот памятник права был обнаружен в 1901 г. В верхней ее части вырезаны две фигуры: восседающего на троне бога Солнца, правды и справедливости Шамаша и стоящего перед ним царя Хаммурапи, который получает из рук бога-покравителя правосудия судейский жезл (или атрибуты власти).

Законы Хаммурапи принадлежат к числу наиболее древних законодательств мира и ярко отражают общественные отношения периода раннего рабовладения на Востоке. Характеризуют Хаммурапи как мудрого и в то же время деспотичного правителя, который уделял большое внимание хозяйственной, финансовой, военной и судебной деятельности государства.

По законам Хаммурапи, в случае успешного лечения врачеватель получал весьма высокое вознаграждение.

Гигиенические традиции. Как уже отмечалось, в Месопотамии издавна существовали строгие гигиенические правила. Прежде всего они касались жрецов и персоны царя. Сохраняя традиции шумеров, жрецы тщательно следили за чистотой своего тело, носили тонкие белые льняные одежды, очень дорогие в те времена (остальные жители носили более доступное шерстяное платье). Жрецы тщательно следили за персоной царя: если они замечали, что царь соприкоснулся с нечистым человеком, то немедленно производилось мытье своего дворца и прилежащей части города, после чего приносились многочисленные жертвы (крупный рогатый скот, вино, пиво, масло, мед). Обряды жертвоприношений были для основной массы населения практически единственной возможностью есть мясо. Пища в Месопотамии была по преимуществу растительной: из бобов, чечевицы, ячменя, пшена, ели овощи, орехи, финики, инжир, а также молочные продукты, мед, рыбу и птицу.

В Месопотамии издавна существовал обычай: не пить сырой воды из каналов и рек, ибо природные и искусственные водоемы служили источником заболеваний, - пили вареное пиво (16 сортов) из хлебных злаков и другие разнообразные напитки, которые готовились в большом ассортименте и широко употреблялись как взрослыми, так и детьми.

Жилой дом в Вавилоне не имел окон, выходящих на улицу, которая представляла собой узкий проход между двумя сплошными высокими стенами. В некоторых дворах сооружали колодцы, в других случаях воду носили из реки или уличного колодца. Домашний очаг не имел дымохода. Внутренний двор богатых домов покрывался обожженным кирпичом; посредине имелось отверстие для стока воды.

Сточные системы в городах Месопотамии долгое время не сооружались (в этом плане выгодно отличается хараппская цивилизация Древней Индии, середина 3-го тысячелетия до н. э.). Все нечистоты, как правило, выбрасывались на улицу (так делалось и позднее в средневековых городах Западной Европы и Востока).

Яркой особенностью египетской религии был заупокойный культ, который возник еще в додинастический период. Он является ключом к пониманию всей древнеегипетской культуры.

Жители Древнего Египта верили в загробную жизнь и считали ее бесконечным продолжением земной. По их представлениям, бессмертие человека в загробной жизни даруется через единство (совместное существование) трех субстанций человека: его физического тела, его души («ба») и его духовного двойника («ка»).

Обе загробные субстанции («ба» и «ка») связаны с телом умершего и обитают в месте его погребения. Отсюда возникло стремление сохранить тело от разрушения. Для этого народ Египта со времен додинастического периода хоронил умерших в «красной земле» соседних с долиной Нила пустынь. Воздух и почва Египта обладают превосходными консервирующими свойствами: солнце и насыщенный солями горячий песок высушивали тела умерших, предохраняя их от дальнейшего разрушения. Таким образом, завернутые в циновки, они прекрасно сохранялись (без гроба и мумификации). Развитие цивилизации привело к строительству специальных закрытых помещений для захоронения знатных умерших (мастабов, позднее пирамид). Там не было солнца, и для сохранения тела требовались специальные искусственные методы. Так возникла мумификация, или бальзамирование умерших (от греч. balsamon – бальзам). Понятно, что возможность набальзамировать труп умершего родственника имели далеко не многие.

Мумификацией в Древнем Египте занимались специальные люди, которых греки называли тарихевтами. Метод бальзамирования держался в секрете и в папирусах не описывался – со временем он был утерян навеки; однако тела умерших, обработанные тысячи лет назад, сохранились до наших дней. Лучшее описание процесса мумификации оставили древние греки – Геродот (ок.484 – 425 гг. до н. э.) и Диодор (ок. 90 – 21 гг. до н. э.).

Развитие медицинских знаний.

Первые представления о строении человека (анатомии) египтяне получали из практики бальзамирования, которая свидетельствовала также и о высоких достижениях в области химии.

Причины болезней древние египтяне связывали как естественными явлениями (нездоровая пища, кишечные паразиты, изменения погоды), так и со сверхъестественными представлениями (например, вселение в тело заболевшего злого духа умершего, которого пытались изгнать неприятными на вкус лекарствами, заговорами и заклинаниями). По свидетельству Геродота, уже в V в. до н. э. египтяне были убеждены в том, что «все людские недуги происходят от пищи». Вот почему «желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами» (изобретение клизмы приписывают египтянам).

Самую обширную информацию о внутренних болезнях и лекарственном врачевании в Древнем Египте содержит большой медицинский папирус Г. Эберса (XVI в. До н. э.), обнаруженный в 1872 г. в Фивах и названный по имени изучавшего его ученого. Склеенный из 108 листов, он достигает в длину 20,5 м и вполне оправдывает свое название – «Книга приготовления лекарств, для всех частей тела». Папирус содержит 900 прописей лекарственных средств, для лечения органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла и носа, ожогов и кровотечений, глазных болезней, кожных, паразитарных и многих других заболеваний. При составлении лекарств широко использовались растения (лук, чеснок, салат, бобы, мак, финики, лотос, гранат, алоэ, виноград, папирус), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, глина, селитра) и части тела многих животных.

В Древнем Египте были распространены некоторые тяжелые инфекционные (оспа, малярия, чума) паразитарные заболевания. Об этом свидетельствуют описания историков; Оспенные пустулы на коже лица Рамсеса II; палочки чумы, обнаруженная при Обследовании мумий, и другие бесспорные научные доказательства. Долина Нила была крупным очагом тяжелых глистных заболеваний – мочеполового и кишечного шистосомозов.

Эти болезни описаны под названием a^aa^ в папирусах Эберса, Хёрста, Берлинском и Лондонском. Древние тексты сообщают, что характерными признаками заболевания a^aa^ были наличие червей в организме, появление крови в моче («египетская гематурия»), поражение прямой кишки и понос.

Существование шистосомоза в Древнем Египте подтверждается исследованием египетских мумий (ХХ династия, XII в. До н. э.), в почках которых обнаружено большое количество кальфицированных яиц его возбудителя – Schistosoma haematobium.

В Древнем Египте был составлен самый древний из дошедших до нас текстов об оперативном лечении(хирургии) – Большой хирургический папирус Эдвина Смита (XVI в. До н. э.), найденный в 1862 г. в Луксоре и названный именем исследовавшего его ученого. Как отмечалось, ученые полагают, что этот замечательный папирус является копией более раннего текста, составленного в эпоху Древнего царства. В 1930 г. известный американский египтолог Джеймс Генри Брестед впервые опубликовал его иератический (полускорописный) текст, транслитерацию в иероглифах и его перевод на английский язык («The Edwin Smith Surgical papyrus») с обширными собственными комментариями в виде отбельного тома.

 

Асклепий.

Выдающихся медиков греки обожествляли. Так, Асклепий (по-латыни Эскулап, отсюда современное переносное значение – врач или человек, занимающийся медициной), по преданию живший в Фессалии – в Северной Греции, «великий и бесспорный врач», как его называют Гомер в «Илиаде», был обожествлен и вошел в греческую и мировую литературу как бог врачевания. Многие крупные врачи Древней Греции считались его учениками и потомками. Покровительницы отдельных отраслей медицины – Гигиея (отсюда термин «гигиена») и лекарственной терапии – Панацея считалось его дочерьми.

 

Гиппократ.

Несомненно, самой яркой личностью медицины древности является Гиппократ (около 460-377 гг. до н. э.). Эта фигура как бы знаменует собой и подводит итог периоду эмпирической медицины. Перечисление всех научных трудов Гиппократа заняло бы много страниц. Самая выдающаяся работа – «Афоризмы» начинается такими словами: «Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности».

И. П. Павлов назвал Гиппократа «гениальным наблюдением человеческих существ». Вынужденный ограничиваться непосредственным наблюдением больного при помощи «пяти чувств» - зрения, осязания, слуха, обоняния, вкуса, Гиппократ искусно владел ими. Описанные им симптомы многих заболеваний прочно вошли в фундаментальную медицину. Немалое место в произведениях Гиппократа занимают вопросы этики врача и взаимоотношений его с больными. Знаменитая «Клятва врача», более известная как «Клятва Гиппократа», на протяжении многих столетий принималась выпускниками медицинских учебных заведений.

Клятва Гиппократа.

Клянусь Апполоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусств, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никакому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария.

Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливого и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том. Считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

Гален.

Другим крупнейшим врачом и естествоиспытателем Рима был Гален (около 201 – 131 гг. до н. э.). В отличие от своих предшественников он занимался анатомией и физиологией, вивсекциями на животных. Многие наивные положения, высказываемые Галеном, смешивались с теологическими представлениями о целенаправленности всего совершающегося в природе. Центром кровеносной системы он считал не сердце, а печень. Не будучи в состоянии объяснить процессы, происходящие в организме, Гален приписывал их нематериальным силам. Схоласты средневековья и церковники односторонне восприняли учение Галена и превратили в незыблемую догму. В таком искаженном виде наследие Галена стало знаменем сходастической медицины и в течение многих веков тормозило развитие медицинской науки. Вместе с тем высокое искусство врачевания, практический опыт хирурга, накопленный в школах гладиаторов, выдвинули его в число самых ярких представителей медицины древности, а изготовление им впрок лекарственных препаратов заложило основу создания аптек. И в наше время готовые лекарственные препараты из растительного или животного сырья нередко называют галеновыми, а предприятия, их выпускающие, - галеновым производством.

Хочешь лечить – на костер!

Медицина средних веков (раннее средневековье – V – ХІ вв.; развитое – ХІ – ХV вв.; позднее средневековье – ХV – ХІІ вв.) имеет насколько характерных черт. Во-первых, изобретение способа изготовления бумаги способствовало созданию фундаментальных трудов и библиотек, обмену опытом между народами и континентами. Во-вторых, сформировалась средневековая схоластика, тип религиозной философии. Попытки заново осмыслить или переработать освященные церковью догмами жестоко преследовались инквизицией. Поэтому центром культуры в целом и медицины в частности стали государства Востока. В-третьих, «моровые поветрия» или эпидемии чумы, Осипы и других инфекций унесли много десятков миллионов человеческих жизней. Возникла необходимость в развитии учения о контагии (переносе инфекции), санитарии и гигиене. В-четвертых, произошло становление аптечного дела и создание лечебниц – госпиталей. В-пятых, медицинское образование выходит из узкого круга ремесленного обучения «учитель-ученик) и все более становится на научную почву, формируются высшие медицинские школы и университеты.

Средневековая схоластика.

В период классического средневековья идеология западноевропейского общества определялась прежде всего церковью. Согласно христианским догматам знание имеет два уровня: сверхъестественное знание, даваемое в «откровениях» и содержащееся в текстах Библии, и естественное – отыскиваемое человеческим разумом и выраженное в текстах Платона, Аристотеля и других авторов, признанных и канонизированных христианством. Задача ученых сводилась лишь к подтверждению этих текстов новыми данными.

На этой основе сформировалась средневековая схоластика – тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением мысли авторитету догмата веры. Попытки заново осмыслить или переработать освященные церковью догматы жестоко преследовались. Примером тому служит судьба Роджера Бэкона. Выдающийся мыслитель своего времени, воспитанник Парижского и Оксфордского университетов обратился к философским и медицинским первоисточникам и опытному методу исследования. Разработанная философская система способствовала позитивному развитию материалистических и атеистических идей, противопоставляла научные методы знания религии, совершенствовала методы познания окружающей природы. Основными задачами медицины он считал сохранение и укрепление здоровья, искоренение болезней, продление жизни человека. Суд святой инквизиции приготовил отступника не к смертной казни, а к длительному заключению в темнице в назидание другим. Р. Бэкон провел в заключении 24 года и вышел оттуда глубоким стариком.

Инквизиция.

Инквизиция существовала в Европе с конца ХІІІ в. До начала ХІХ в. Число ее жертв исчисляется сотнями тысяч. По образному выражению, «в средние века звание ученого скорее вело на костер, нежели в академию». К великому сожалении, в системе инквизиции важное место занимали врачи. Врач-инквизитор по существу был помощником палача. Он следил, чтобы пытаемый обвиняемый не скончался до суда, и залечивал раны – ведь еретика надлежало возводить на костер невредимым. Здесь уместны слова эпохи Возрождения Парацельса: «Врач не смеет быть ни мучителем, ни палачом, ни слугою палача».

Церковь с молчаливого согласия власть имущих начала расправу с наиболее передовыми философами и естествоиспытателями. В 1553 г. в Швейцарии вместе со своим произведением «Восстановление христианства», направленным против официальной церкви, был сожжен Мигель Сервет, испанский ученый. Заключительная глава этой книги посвящена вопросам физиологии, где описан малый (легочный) круг кровообращения. В 1600 г. на костер был отправлен Дж. Бруно, в 1619 г. – Д. Ванини, воспитанник Падуанского университета, врач и философ-материалист. В 1631 г. перед церковным судом предстал Х. де Руа: его материалистические взгляды на сущность души и ее соотношение с телом были признаны еретическими. В 1633 г. суд инквизиции принудил Г. Галилея отречься от учения о вращении Земли вокруг Солнца. Мало известно, что Галилей активно занимался врачеванием и прославился у себя на родине как искусный целитель. С 1599 г. 27 лет томился в тюрьме Т. Кампанелла. В 1624 г. за попытку провести в Париже публичный диспут против некоторых положений Аристотеля Французский врач Э. де Клав бал заочно приговорен к смертной казни. Этот список может быть продолжен. По всей Европе пылали костры, сжигавшие ведьм, колдунов, инакомыслящих.



Просмотров 2529

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!