Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Медицинские школы и университеты



Первые высшие медицинские школы в Западной Европе появились в Италии. Старейшая среди них – Салернская, основанная в ІХ в. По велению императора Священной Римской империи Фридриха ІІ ей – единственной в стране – было дано право присвоения звания врача; без лицензии этой школы заниматься медициной запрещалось. В 1213 г. Салернская школа была преобразована в университет (лат. Uiversitas – совокупность). Обучение продолжалось пять лет, после чего следовала обязательная врачебная практика в течение одного года.

Как правило, средневековые университеты имели несколько факультетов (лат. Facultas – способность, талант), один из которых обязательно был медицинским. Термин «факультет» введен в 1232 г. папой Григорием ІХ в Парижском университете, открытом церковными властями, которые стремились таким образом утвердить свое влияние на подготовку ученых.

Слово «студент» произошло от латинского studere – учиться. Количество студентов в пределах одной специальности редко превышало число 10. Для руководства ими избирался староста десятка – декан (от лат. Decem – десять). Во главе университета стоял rector magnificissinus ( лат. Rector – управитель). Оба эти поста занимали лица, имевшие высокий духовный сан. Термин «профессор» (лат. Professor – знаток) пришел из Древнего Рима. В средневековых университетах примерно с ХІV в. Профессорами стали называть преподавателей – магистров ( лат. Magistri).

Обучение в университетах носило теоретический характер, длительное время опиралось на учение Галена. Сочинения, отобранные и отрецензированные церковными служителями, заучивались наизусть. Прикладные дисциплины запрещались церковью. Так, Солернскому университету в ХІV в. Было разрешено вскрывать один труп в пять лет. В 1376 г. Людовик, герцог Анжуйский, приказал своему суду отдавать университету в Монпелье один труп в год. Система обучения была направлена на формирование врача-схоласта. Французский художник ХІХ в. О. Домье запечатлел двух средневековых врачей-схоластов, которые, придя к больному и едва взглянув на наго, усердно спорят, держа в руках книги и показывая в них пальцами. Каждый утверждает свою правоту, ссылаясь на текст в открытой книге. Во время затянувшегося спора, когда врачи стоят, повернувшись к больному спиной, смерть в образе скелета с косой уносит больного.

Следует напоминать, что еще в середине прошлого века больницы выглядели совершенно иначе, чем теперь. В палатах царили грязь и смрад. Больные с гнойными ранами лежали рядом с только что перенесшими операцию, выздоравливающие находились рядом с умирающими. Среди хирургов господствовало убеждение, что жизнь человека на операционном столе подвергается большей опасности, чем на поле брани. Операционный стол был деревянный, инструменты с полок брали без всякой стерилизации, вместо ваты употребляли корпию – клубки нитей из старого белья, вообще не стиранного. Хирурги приходили в больницу в одном и том сюртуке, до предела загрязненном кровью и гноем, что являлось предметом гордости и служило доказательством большого опыта го владельца.

Метод антисептики, несмотря на его положительные и очевидные результаты, не мог решить всех проблем обеззараживания ран. Было очевидно, что обеззараживанию подлежит все, соприкасающееся с раной: инструменты, перевязочный материал, руки хирурга и пр. Факт гибели микроорганизмов при высокой температуре послужил основанием для разработки метода асептики. Введение методов асептики и антисептики явилось самым крупным завоеванием в хирургии.

Выдающийся венский хирург прошлого века Т. Бильрот считал своим учителем н. и. Пирогова. Он, так же как и Земмельвейс, вел борьбу с внутрибольничной инфекцией, боролся за чистоту в палатах и операционных, за смену врачебной форменной одежды ежедневно, за мытье рук в хлорной воде. Бильрот бывал в России и оперировал Н. А. Некрасова по поводу рака прямой кишки. Современники писали о Т. Бильроте: «Это не специалист-оператор, хирург-ремесленник, это настоящий хирург». Десятки различных операций, разработанных Бильротом, носят его имя, но вершиной творчества стали два варианта резекции части желудка, которые и в настоящее время являются операциями выбора у хирургов всего мира. Великий русский хирург Н. И. Пирогов высоко ценил Бильрота и, когда заболел сам, консультировался с ним.

Хирургия второй половины XІX в. Оттеснила мать медицины – терапию на второе место. В этот период невиданный рывок сделала пластическая хирургия – восстановление утраченных органов и тканей, протезирование.



Просмотров 2276

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!