![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Этика и деонтология в медицине
Слово этика произошло от греч. Ethos – обычай, нрав. Нравственность является предметом изучения особой науки – этики. Медицинская этики рассматривает отношение к человеку с нарушенным состоянием здоровья или риском возникновения той или иной патологии6 изучает сосбенности развития и зависимость морального поведения медицинского работника от условий его практической деятельности; определяет нормы поведения медицинского работника в быту, его культуру, физическую и моральную чистоплотность. Существует так называемый моральный этикет медицинского работника, предполагающий: - соблюдение правил внутренней культуры: отношение к труду, дисциплина, бережное отношение к общественному достоянию, дружелюбие и чувство коллегиальности; - соблюдение правил внешней культуры поведения: благопристойность, приличие, хороший тон, соответствующий внешний вид, умение держать себя среди коллег и больных, умение вести беседу соответственно обстановке и условиям. Медицинская деонтология(от греч. Deontos – должное, надлежащее и logos – учение) – наука о профессиональном поведении медицинского работника. Задолго до появления этого термина основные принципы, регламентирующие правила поведения врача и медицинского работника, содержались в письменных источниках, дошедших до нас из глубины веков. Основными задачамимедицинской деонтологии являются: 1.) изучение принципов поведения медицинского персонала, направленных на максимальное повышение эффективности лечения; 2.) исключение неблагоприятных факторов в медицинской деятельности; 3.) изучение системы взаимоотношений, которые устанавливаются между медицинским персоналом и больным; 4.) устранение вредных последствий неполноценной медицинской работы. На медицинского работника возложен огромный общественный долг – забота о сохранении здоровья людей и излечение заболевших, ему доверено самое дорогое – здоровье и жизнь людей. Медик должен строго хранить врачебную тайну. Под врачебной тайной понимают следующее: -сведения о больном, полученные медицинским работником от больного или в процессе лечения, не подлежат разглашению; - сведения о больном, которые медицинский работник не должен сообщать ему (неприятный исход болезни, диагноз, наносящий психологическую травму больному, и т. д. ) Важнейшей для медицинского работника является обязанность нигде и ни под каким предлогам не участвовать в действиях, направленных против физического и психического здоровья людей либо угрожающих их жизни. Никто не имеет права ускорить смерть даже безнадежного и глубоко страдающего больного. Необходимо всеми возможными средствами уменьшить страдания больного и бороться за каждый час его жизни. Лечебный процесс – это не только медикаментозное воздействие, но и психотерапия, проявляющаяся в специфике взаимоотношений между больным и медицинским работником. При общении с больным большое значение имеет чуткость, т.е. умение внимательно выслушать больного и стремление понять его переживания. Такое отношение поднимает настроение, отвлекает больного от мрачных мыслей о возможном неблагоприятном исходе заболевания. Важно при этом ободрить больного участливым словом, убедить в необоснованности его опасений. Все контактирующие с больным лица должны вести себя адекватно разработанной врачом «легенде» относительно него заболевания и своим поведением и словами не возбуждать у больного догадок о тяжести болезни. Медицинская сестра не должна рассказывать о случаях тяжелых заболеваний, так как это может усилить страх и беспокойство больных за свое здоровье. Неуместны также в стенах лечебного учреждения спросы с больными, обращение к ним с просьбами и поручениями. Больной очень тонко чувствует взаимоотношения между врачом и медицинской сестрой и живо на них реагирует. Хорошие взаимоотношения медицинских работников укрепляют веру пациентов в них, а способность своевременно оказать необходимую квалифицированную помощь повышает авторитет отделения и медицинского учреждения в целом. Недопустима фамильярность в отношениях как между персоналом, так и между медицинским работником и больным. Высокая культура взаимоотношений во всех звеньях медицинской структуры отделения (няня – палатная сестра – процедурная сестра – сестра-хозяйка – старшая сестра – ординаторы – заведующий отделением) при четком выполнении каждым своих профессиональных обязанностей благоприятно влияет на лечебный процесс. Важное значение имеет этика взаимоотношений медицинского работника с родными и близкими больного. Беседа медицинской сестры с родственниками не должна выходить за рамки ее компетенции – в этом случае она может сослаться на неосведомленность и предложить обратиться за разъяснением к врачу. Не следует рассказывать родственникам о симптомах и возможном прогнозе заболевания, так как они могут передать содержание беседы больному. Недопустимо, чтобы родственники часами ждали беседы с медицинским работником. Его ситуация складывается так, что беседа может состояться через час и более, необходимо извиниться и назначить другое время для встречи. В процессе беседы на вопросы нужно отвечать четко и убедительно. Правильная тактика общения медицинского персонала с родными и близкими больного создает должное психологическое равновесие. Почти каждый человек, за редким, может быть, исключением, недомогая, становится несравнимо более ранимым и восприимчивым к слову врача, любого другого медицинского работника. Поэтому утешить больного, помочь ему найти в себе силы сопротивляться болезни; верить в исцеление – нелегкая, но очень важная задача. Компетентность врача, фельдшера, медицинской сестры определяется сочетанием знаний, опыта, характера, образованности, воспитания. Встреча больного с гуманным и высококвалифицированным врачом, сплоченным коллективом помощников в его профессиональной работе может оказаться наиболее действенным фактором излечения.
![]() |