Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Этика и деонтология в медицине



Слово этика произошло от греч. Ethos – обычай, нрав. Нравственность является предметом изучения особой науки – этики. Медицинская этики рассматривает отношение к человеку с нарушенным состоянием здоровья или риском возникновения той или иной патологии6 изучает сосбенности развития и зависимость морального поведения медицинского работника от условий его практической деятельности; определяет нормы поведения медицинского работника в быту, его культуру, физическую и моральную чистоплотность.

Существует так называемый моральный этикет медицинского работника, предполагающий:

- соблюдение правил внутренней культуры: отношение к труду, дисциплина, бережное отношение к общественному достоянию, дружелюбие и чувство коллегиальности;

- соблюдение правил внешней культуры поведения: благопристойность, приличие, хороший тон, соответствующий внешний вид, умение держать себя среди коллег и больных, умение вести беседу соответственно обстановке и условиям.

Медицинская деонтология(от греч. Deontos – должное, надлежащее и logos – учение) – наука о профессиональном поведении медицинского работника. Задолго до появления этого термина основные принципы, регламентирующие правила поведения врача и медицинского работника, содержались в письменных источниках, дошедших до нас из глубины веков.

Основными задачамимедицинской деонтологии являются:

1.) изучение принципов поведения медицинского персонала, направленных на максимальное повышение эффективности лечения;

2.) исключение неблагоприятных факторов в медицинской деятельности;

3.) изучение системы взаимоотношений, которые устанавливаются между медицинским персоналом и больным;

4.) устранение вредных последствий неполноценной медицинской работы.

На медицинского работника возложен огромный общественный долг –

забота о сохранении здоровья людей и излечение заболевших, ему доверено самое дорогое – здоровье и жизнь людей.

Медик должен строго хранить врачебную тайну. Под врачебной тайной понимают следующее:

-сведения о больном, полученные медицинским работником от больного или в процессе лечения, не подлежат разглашению;

- сведения о больном, которые медицинский работник не должен сообщать ему (неприятный исход болезни, диагноз, наносящий психологическую травму больному, и т. д. )

Важнейшей для медицинского работника является обязанность нигде и ни под каким предлогам не участвовать в действиях, направленных против физического и психического здоровья людей либо угрожающих их жизни. Никто не имеет права ускорить смерть даже безнадежного и глубоко страдающего больного. Необходимо всеми возможными средствами уменьшить страдания больного и бороться за каждый час его жизни.

Лечебный процесс – это не только медикаментозное воздействие, но и психотерапия, проявляющаяся в специфике взаимоотношений между больным и медицинским работником. При общении с больным большое значение имеет чуткость, т.е. умение внимательно выслушать больного и стремление понять его переживания. Такое отношение поднимает настроение, отвлекает больного от мрачных мыслей о возможном неблагоприятном исходе заболевания. Важно при этом ободрить больного участливым словом, убедить в необоснованности его опасений. Все контактирующие с больным лица должны вести себя адекватно разработанной врачом «легенде» относительно него заболевания и своим поведением и словами не возбуждать у больного догадок о тяжести болезни. Медицинская сестра не должна рассказывать о случаях тяжелых заболеваний, так как это может усилить страх и беспокойство больных за свое здоровье. Неуместны также в стенах лечебного учреждения спросы с больными, обращение к ним с просьбами и поручениями.

Больной очень тонко чувствует взаимоотношения между врачом и медицинской сестрой и живо на них реагирует. Хорошие взаимоотношения медицинских работников укрепляют веру пациентов в них, а способность своевременно оказать необходимую квалифицированную помощь повышает авторитет отделения и медицинского учреждения в целом. Недопустима фамильярность в отношениях как между персоналом, так и между медицинским работником и больным. Высокая культура взаимоотношений во всех звеньях медицинской структуры отделения (няня – палатная сестра – процедурная сестра – сестра-хозяйка – старшая сестра – ординаторы – заведующий отделением) при четком выполнении каждым своих профессиональных обязанностей благоприятно влияет на лечебный процесс.

Важное значение имеет этика взаимоотношений медицинского работника с родными и близкими больного. Беседа медицинской сестры с родственниками не должна выходить за рамки ее компетенции – в этом случае она может сослаться на неосведомленность и предложить обратиться за разъяснением к врачу. Не следует рассказывать родственникам о симптомах и возможном прогнозе заболевания, так как они могут передать содержание беседы больному. Недопустимо, чтобы родственники часами ждали беседы с медицинским работником. Его ситуация складывается так, что беседа может состояться через час и более, необходимо извиниться и назначить другое время для встречи. В процессе беседы на вопросы нужно отвечать четко и убедительно.

Правильная тактика общения медицинского персонала с родными и близкими больного создает должное психологическое равновесие.

Почти каждый человек, за редким, может быть, исключением, недомогая, становится несравнимо более ранимым и восприимчивым к слову врача, любого другого медицинского работника. Поэтому утешить больного, помочь ему найти в себе силы сопротивляться болезни; верить в исцеление – нелегкая, но очень важная задача.

Компетентность врача, фельдшера, медицинской сестры определяется сочетанием знаний, опыта, характера, образованности, воспитания. Встреча больного с гуманным и высококвалифицированным врачом, сплоченным коллективом помощников в его профессиональной работе может оказаться наиболее действенным фактором излечения.

 

 



Просмотров 1145

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!