Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Медицина раннего и развитого средневековья



Медицина в Средние века формировалась в тесной взаимосвязи с социально-экономическим и культурным развитием народов. Большое влияние на нее оказали: развитие смежных наук (естествознания, математики и механики, физики, химии и др.), становление философских систем и учений, мировые и национальные религии, многочисленные войны и крестовые походы, эпидемии и пандемии повальных болезней и многое другое.

В истории медицины Средневековья были темные века и светлые страницы, мертвящие влияние схоластики и живительный воздух гуманизма, великие эпохальные открытия и триумф эпохи Возрождения, была национальная и региональная ограниченность, но было и воистину интернациональное взаимодействие ученых, когда наука развивалась без языковых барьеров и государственных границ.

Средневековая медицина многолика. Став преемницей античного мира, она прошла сложный и тернистый путь и явилась той основой, на которой развивалась научная медицина Нового времени.

 

Санитарно-технические сооружения.

Ранневизантийская цивилизация унаследовала от античности устройство и быт городов: водопроводы, сточные системы, бани. Наиболее ярко это проявилось при строительстве Константинополя.

Каменистая почва, на которой располагается древний Византий, затрудняла устройство колодцев для подачи необходимого количества воды. Более того, вода, наполнявшая их, имела горько-соленый вкус и практически была непригодна для питья. Поэтому одной из важнейших задач при создании новой столицы – Константинополя (а длилось оно в течение нескольких столетий0 было строительство акведуков, постоянно пополнявших запасы воды в колодцах, фонтанах и цистернах – подземных резервуаров для хранения запасов питьевой воды. Наибольшее число гидротехнических сооружений Константинополя было построено при Константине Великом, Валенте (364 – 378 гг.) и Юстиниане І.

Этапы истории врачевания на Руси.

Согласно современным представлениям, история врачевания и медицины на Руси подразделяется на четыре этапа:

1.) врачевание праславянского периода (VІ в. до н. э. – ІX в. Н. э.);

2.) врачевание и медицина в Древней Руси (конец ІX – середина XІІІ в.);

3.) медицина периода нашествия Золотой Орды и последующего возрождения русской государственности (середина XІІІ – конец XV в.);

4.) медицина Московского государства (XV – XVІІ вв.)

В этом разделе рассматриваются три первых этапа. Последний период (Медицина Московского государства) представлен в главе «Медицина Позднего Средневековья».

 

Праславянский период

(VІ в. до н. э. – ІX в. н. э.)

Праславянская культура создавалась многочисленными племенами (древляне, северяне, поляне, кривичи, дреговичи, вятичи, скифы и др.). Античные и византийские писатели (Плиний, Геродот, Гален, Орибасий) неоднократно сообщали о скифских врачевателях, эффективности их противоядий и снадобий – скифской травы и скифского корня (ревень), разведения целебных растений в специальных огородах, закаливании младенцев, методах врачевания и оперативного лечения травм и ран.

 

Первая библиотека в Древнерусском государстве была собрана в 1037г. князем Ярославом Мудрым (1019-1054гг.) – третьим по старшинству сыном князя Владимира. Ее разместили в величественном Софийском соборе, воздвигнутом в Киеве в 1036г. по велению Ярослава в ознаменование победы над печенегами на месте победоносного сражения (в 1045г. аналогичный храм был построен в Новгороде – городе, где раньше княжил Ярослав Владимирович).

Его внучка Янка Всеволодовна в 1086г. организовала при Андреевском монастыре первую женскую школу. О широком распространении грамотности в Древней Руси свидетельствуют и многочисленные берестяные грамоты, найденные при археологических раскопках древнего Новгорода. Они составлялись не только боярами, но и простыми ремесленниками.

При Ярославе Мудром Киевская держава достигла широкого международного признания. Митрополит Илларион писал в то время о киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в Русской, которая ведома и слышима во всех концах земли».

Развитие врачевания.

В Древней Руси врачевание существовало в разных формах: 1.) в народе сохранялось народное врачевание – языческое кудесничество и знахарство; 2.) после принятия христианства под сенью монастырей активно развивалась монастырская медицина; 3.) со времени княжение Ярослава Мудрого на Руси появилась и светская (или мирская) медицина.

Вплоть до второй половины XІX столетия, то есть на протяжении почти двух тысяч лет нашей истории, народная медицина оставалась единственным доступным средством поддержания здоровья российского народа, ибо, как отмечал в той же лекции профессор Н. П. Загоскин: «Доступной для народных масс врачебной помощи в нашем Отечестве не существовало вплоть до введения земских учреждений и тесно связанного с ними возникновения земской медицины».

До конца XVІІ в. у нас существовало лишь «государево» врачебное дело (для заботы о здоровье царской семьи и высших служилых чинов). Со времен Петра І в России стала развиваться чиновно-бюрократическая медицина, доступная привилегированным слоям населения. И только земская медицина (появившаяся после земской реформы 1864г.) сделала первые конкретные шаги на пути к общенародности и общедоступности врачебной помощи.

Врачеванием занимались ведуны, ведуньи и ведьмы, кудесники, чаровницы и др. В народе они считались посредниками между человеком и таинственными силами природы, умеющими обращать эти силы на пользу (или во вред) человеку. Все вместе они представляли языческое жреческое сословие древней дохристианской Руси. В сферу их деятельности входили: общественные магические действия, лекарственное знахарство, гадания о личной судьбе и т. п.

В «Изборнике» говорится и о лечцах-резалниках (хирургах), которые умели «разрезать ткани», ампутировать конечности и другие больные или омертвевшие части тела, делать лечебные прижигания при помощи раскаленного железа (каутеризацию) и лечить поврежденное место травами и мазями. Описаны ножи для рассечения и точила врачебные. Вместе с тем в «Изборнике» приведены недуги неисцелимые, перед которыми медицина того времени была бессильна.

В древнерусской литературе XІІ в. имеются также сведения о женщинах-лекарках, бабках-костоправках, искусно проводивших массаж, о привлечении женщин для ухода за больными. Это свидетельствует о том, что наряду с монастырской медициной в Древней Руси сохранялось народное врачевание по традициям языческих верования.

Светская медицина(или мирская) известна на Руси со времен княжения Ярослава Мудрого,- летописи того времени сообщают о существовании вольных врачей и вольной врачебной практики. В отличие от «безмездной» монастырской медицины, она была «возмездной» (т.е. платной). В городах при дворах князей и бояр служили светские лечцы, как русские, так и иноземные. Так, в Киеве в XІ – XІІ вв. практиковал лечец - армянин, имя которого неизвестно; в «Киево-Печерском патерике» о нем говорится: «хитр зело во врачевании, яко прежде того не быти таковому». Лечец-армянин умел определять болезни по пульсу и внешнему виду больного и своей успешной практикой заслужил широкую популярность; к нему обращались князь Всеволод и его сын Владимир (Мономах).

В Чернигове при дворе князя Николая Довыдовича (XІІ в.) служил «зело искусный» врачеватель Петр, родом Сириянин (т.е. сириец).

Понятно, что в основе светской медицины лежал многовековой опыт русского народного врачевании.

Светские (мирские) врачи отграничивали себя как от монастырской медицины, так и от языческого знахарства. А набирающая силу монастырская медицина конкурировала со светской медициной и активно боролась с языческим врачеванием.

Со временем в крещеной Руси «ведовство» и «волхование» были возведены в степень наказуемого антирелигиозного преступления. Христианство вступило в борьбу с могущественным язычеством и языческим врачеванием; волхвов и кудесников преследовали за «зелейничество» и «ведовство», вплоть до сожжения на костре. Так было в Новгороде в 1227 г., когда духовенство предало огню четырех волхвов.

Санитарное дело в Древнерусском государстве по уровню своего развития опережало страны Западной Европы. Об этом свидетельствуют археологические раскопки древнего Новгорода, начатые в 1932 г. и во многом сформировавшие наши представления о средневековом городе. На территории древнего Новгорода найдено около 50 средневековых усадеб, изучено более двух тысяч построек, открыто около 140 мастерсктх разных столетий. Освобождены от земли целые улицы и площади, покрытые многоярусными (до 30 настилов) деревянными мостовыми, созданными в X – XІ вв.

Царские указы (XVІ-XVІІ вв.) также были направлены на изоляцию зараженных мест и воспрепятствование продвижению заразы по стране, особенно к столичному городу. Их главной задачей было спасение государя и войска.

За период с 1654 по 1665 г. было подписано более 10 специальных царских указов «о предосторожности от мирового поветрия», а во время чумы 1654-1655 гг. повелевалось устанавливать на дорогах заставы и засеки, через которые никого не разрешалось пропускать под стразом смертной казни, невзирая на чины и звания. Здесь же на заставах сжигали на кострах зараженные предметы, а деньги промывали в уксусе. Письма по пути их следования многократно переписывали, а подлинники сжигали.

В XVІ в. умирающих во время мора стали хоронит за чертой города. Так, уже в 1572 г. во время мора в Новгороде погребение в городе было запрещено; тела умерших приказывалось уносить на шест верст вниз по течению р. Волхов и хоронить там, вдали от жилых мест и питьевых источников. В начале XVІІ в. во время мора в Москве царь Борис Годунов (1598-1606 гг.) повелел выделять для захоронения умерших специальных людей, «кому те трупы забирати». Священникам под страхом смертной казни запрещалось причащать умерших. Лечцов к заразным не допускали. Если же кто-либо из них случайно посещал «прилипчивого» больного, он был обязан известить об этом самого государя и сидеть дома «впредь до царского разрешения».

Во время мора прекращались ввоз и вывоз всех товаров, а также работы на полях. Все это приводило к неурожаям т голоду, который всегда шел вслед за эпидемией. Появились цинга и другие болезни, которые вместе с голодом давали новую волну смертности.

Медицина того времени все еще была бессильна перед эпидемиями, и тем большее значение имели первые государственные карантинные мероприятия, которые начали вводиться в то время в Российском государстве. Их развитие в значительной степени связано с деятельностью Аптекарского приказа, учрежденного при царском дворе в конце XVІ в.

В 1775 г. во всех губерниях Российской империи были созданы Приказы общественного призрения, в которые входили представители всех сословий. В их функции входила организация сиротских домов, богаделен, больниц и аптек. В то же время были учреждены должности уездных врачей.

В 1797 г. на местах были учреждены местные органы управления медицинским делом – губернские врачебные управы. Все они работали под контролем Медицинской коллегии.



Просмотров 2359

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!