Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Тема 3. Организация бухгалтерского и налогового учета на предприятиях оптовой и розничной торговли



Учет поступления товаров.

Особенности учета тары.

Учет реализации товаров.

Содержание товарных потерь и их классификация. Переоценка товаров.

Учет товаров в местах хранения.

 

Учет поступления товаров

Торговая организация получает товар от поставщиков по догово­рам купли-продажи, договорам комиссии, договорам поставки, по от­дельным заявкам и т. п. Администрация торговой организации должна ознакомить персонал, ответственный за приемку товара, с условиями этих договоров. По прямым договорам с длительными хозяйственными связями в качестве отдельного документа необходимо передать согла­сованный график поставок. Если поставка товара осуществляется на ос­новании заявок, то персонал информируется о заказанном товаре и сроках его поставки.

Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зави­сят от места приемки, характера приемки (по количеству, качеству, комплектности), от степени соответствия договора поставки сопрово­дительным документам.

Приемку товаров можно вести на территории по­ставщика, на территории перевозчика и на территории самой торговой организации-покупателя.

Если приемка товаров осуществляется на складе поставщика, то материально ответственное лицо покупателя получает товар по дове­ренности. Доверенность подтверждает право на получение товара от имени покупателя. Материально ответственное лицо вместе с доверен­ностью предъявляет поставщику свой паспорт или иной документ, удо­стоверяющий личность. В доверенности указываются следующие сведения:

- номер и дата выдачи;

- срок ее действия;

- должность и фамилия лица, которому выдана доверенность, его
паспортные данные;

- номер и дата документа, на основании которого отпускается
товар;

- наименование, адрес, банковские реквизиты покупателя;

- наименование товаров, подлежащих получению материально ответственным лицом, единицы их измерения и количество.

Доверенность подписывают материально ответственное лицо, ру­ководитель и главный бухгалтер организации-покупателя.

После доставки полученного товара в торговую организацию материально ответственное лицо предъявляет в бухгалтерию товаро­сопроводительные документы. Бухгалтер делает отметку в книге до­веренностей о том, что по данной доверенности товар получен по такому-то документу. Эта процедура называется «закрытием доверен­ности».

Листы в книге доверенностей должны быть пронумерованы, про­шнурованы и скреплены подписью главного бухгалтера и печатью ор­ганизации.

Для приемки товаров на территории торговой организации руко­водитель назначает приказом приемную комиссию либо материально ответственных лиц, ответственных за приемку товара (заведующий складом, секцией, отделом, кладовщик, продавец). Все зависит от разме­ра самого предприятия, вида деятельности (оптовая или розничная торговля), объемов поступающего товара и т. п.

При приемке товаров по количеству, качеству и комплектности проверяется соответствие товара его характеристикам:

1) по количеству - соответствие количества товара, указанного в договоре, фактически поставленному товару. Проверка производится на основании транспортных документов (товарно-транспортной на­кладной, железнодорожной накладной) и товаросопрово­дительных документов (товарной накладной, счета-факту­ры и т. д.).

При доставке товаров автомобильным транспортом оформляют товарно-транспортную накладную, при доставке железнодорожным транспортом оформляет­ся железнодорожная накладная. К ней могут быть приложены специфи­кации и упаковочные листы, о чем делается отметка в накладной.

Если товар отправлен по железной дороге в контейнерах, то оформ­ляется «Накладная на перевозку груза в универсальном контейнере».

Товарные накладные оформляются по унифицированной форме ТОРГ-12. Поставщики - неторговые организации могут оформлять от­пуск своей продукции по накладным других форм.

Если количество товара указано в договоре в весовых единицах, то его количество устанавливается взвешиванием. Проверяется вес брутто и нетто выгруженного товара в пункте назначения. Эти данные сравни­ваются с указанным в сопроводительном документе весом брутто и нет­то отгружаемого товара в пункте отправления.

Если количество товара указано в договоре в объемных единицах, то проверка количества производится подсчетом выгруженного коли­чества мест. Затем полученные данные сравнивают с количеством мест отгруженного товара, которое указано в сопроводительном документе.

Если установлено несоответст­вие количества или качества товара договору, то составляется рек­ламационный акт (рекламация);

2) по качеству (приемка осуществляется двумя способами).

1-й способ. На основе документа, подтверждающего соответ­ствие качества товара. В зависимости от вида товара, условий договора качество товара может определяться по сертификатам, техническим условиям, стандар­там, образцам и т. д.

2-й способ. Путем проверки качества фактически поставлен­ного товара в месте приемки При этом способе приемки проводят качественный анализ, сличе­ние ранее отобранных образцов, осмотр товара, различного рода ис­пытания.

Для продовольственных товаров обязательной является проверка сроков годности и реализации поставленного товара. Просроченные товары являются некачественными;

3) по комплектности.

Понятие комплектности применяется в основном к технически сложным изделиям, например, к бытовой технике. Если в договоре пре­дусмотрено условие о комплектности, то материально ответственное лицо при приемке товара проверяет соответствие поставленного това­ра этому условию.

При проверке комплектности необходимо установить наличие пе­речисления составных частей товара (комплектующих изделий, узлов и др.), указанных в договоре или государственном стандарте, отраслевом стандарте, стандарте предприятия, технических условиях и т. д.

При оприходовании товаров, поступивших в торговую организа­цию, следует определить себестоимость этих товаров, то есть стои­мость, по которой они будут числиться в складском и бухгалтерском учете.

Порядок определения себестоимости поступивших товаров за­крепляется в учетной политике организации.

Если в организации учетной политикой предусмотрено включение в себестоимость товаров (их покупную стоимость) расходов, связанных непосредственно с приобретением конкретной партии товара, то в по­купную стоимость включают эти расходы.

Торговая организация может приходовать покупные товары по цене поставщика, то есть включать в себестоимость поступившего товара только цену (без НДС), которая указана в расчетных документах поставщика.

Бухгалтерские записи

Когда товары поступают в торговую организацию от поставщика, их необходимо оприходовать, то есть отразить поступление товаров в складском и бухгалтерском учете. Одновременно в бухгалтерском уче­те отражают задолженность торговой организации перед поставщиком за полученные товары.

В складском учете производится запись о поступлении товаров в карточке количественно-суммового учета формы № ТОРГ-28, в журнале учета движения товаров на складе формы № ТОРГ-18.

В бухгалтерском учете делается запись по дебету сче­та 41 «Товары» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщи­ками и подрядчиками» на стоимость товара в ценах поставщика.

Если торговое предприятие учитывает товары по продажным це­нам, то при оприходовании товаров следует также отразить торговую наценку (по дебету счета 41 «Товары» в корреспонденции со сче­том 42 «Торговая наценка»).

 

2. Особенности учет тары

На оптовом торговом предприятии может быть сосредоточено большое количество тары под товаром и порожней. Порядок контроля за полным поступлением и правильным оприходованием тары в основном такой же, что и товаров. Одновременно с проверкой цен на товары определяется правильность цен на тару. Приемка поступившей тары осуществляется на основании счетов-фактур, товарно-транспортных накладных других сопроводительных документов. Если количество и качество поступившей тары не соответствуют данным сопроводительного документа, составляется акт в таком же порядке, как и по товарам.

Различают несколько категорий тары:

- многооборотная тара (используется многократно, подлежит обязательному возврату поставщику). Гарантией возврата тары является взимаемый поставщиком залог, который возвращается после получения назад порожней тары в исправном состоянии. К многооборотной таре могут быть отнесены металлическая и пластмассовая тара (корзины, бочки, бидоны), деревянная тара (ящики, бочки и др.), стеклянная тара (бутылки, банки), тара из ткани (мешки), картонная тара (коробки);

- тара однократного использования.

Кроме того, в торговом предприятии должен быть предусмотрен раздельный учет тары, которая:

- оприходована на основании товаросопроводительных документов поставщиков;

- не включена в товаросопроводительные документы поставщика, а оприходована с составлением акта и оценкой торговым предприятием;

- относится к основным средствам.

Taрa поступает на предприятия торговли в основном вместе с товарами от поставщиков и приходуется на основании сопроводительных документов.

Тару, не указанную отдельно в документе поставщика и не подлежащую оплате, приходуют на основании соответствующего акта по цене возможной реализации.

Стоимость тары, отпущенной вместе с товаром, указывается в товарно-транспортных накладных, счетах-фактурах и других товарных документах отдельной строкой.

Бой, лом и порча тары оформляются актом, при этом причиненный ущерб должен быть взыскан с виновных работников. Тару учитывают в местах ее хранения и в бухгалтерии. При этом материально ответственные лица ведут учет тары по количеству, наименованиям, ценам в товарной книге или в карточках, записи в которые производятся на основании первичных документов на поступление и выбытие товара.

Торговые предприятия учет тары (как покупной, так и собственного производства) ведут на активном счете 41 "Товары", субсчет 41-3 "Тара под товаром и порожняя". По дебету этого субсчета отражается оприхо­дование поступившей тары в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и дебиторами", а по кредиту - выбытие (списание) тары (при этом дебетуется 41 "Товары" и другие счета в зависимости от причин ее выбытия).

Учет движения тары под товарами и тары порожней при наличии разного количества разных видов тары с разными ценами производят по средним учетным ценам, которые устанавливают по отдельным группам тары применительно к ее назначению. При этом разница между ценами приобретения и средними учетными ценами может относиться на 42 "Торговая наценка".

В торговых предприятиях по тарным операциям могут иметь место как расходы и убытки, так и доходы. Расходы по операциям с тарой в целях исчисления налога на прибыль на основании ст. 265 НК РФ относятся к прочим расходам.

Расходы включают в себя затраты, без которых, как правило, невоз­можно обойтись (перевозка, погрузка, выгрузка, ремонт и т. п.).

К доходам по таре относятся: стоимость тары, полученной от постав­щиков бесплатно; превышение стоимости тары по сдаточным ценам над стоимостью тары по учетным ценам и др.

Расходы по таре учитываются на счете 44 "Расходы на продажу", а по­тери и доходы на счете 91 "Прочие доходы и расходы".

Аналитический учет тары ведется по материально ответственным лицам, по наименованиям, количеству и стоимости тары. Поступление тары (вместе с товаром) от поставщика в оптовой торговле фиксируется записью:

Дт 41, субсчет 41-3 "Тара под товаром и порожняя" Дт 19 "НДС по приобретенным ценностям" Km 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

При поступлении многооборотной тары часто взимается залог, что отражается в обычном порядке через счета учета денежных средств. При этом реализации товаров в многооборотной таре, имеющей залоговые цены, эти цены не включаются в базу по НДС в случае, если указанная тара подлежит возврату продавцу.

Возврат тары поставщику или сдача ее соответствующим организаци­ям фиксируется проводкой:

Дт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

Km 41, субсчет 41-3 "Тара под товаром и порожняя".

Списание недостач от операций с тарой (лом, бой и др.) отражается записью Дт 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" Km 41, субсчет 41-3 "Тара под товаром и порожняя".

Ремонт тары по договору силами сторонней организации фиксируется бухгалтерском учете проводкой:

Дт 44 "Расходы на продажу";

Дт 19, субсчет "Налог на добавленную стоимость по работам и оказан-

услугам "

Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Тара может быть изготовлена предприятием самостоятельно, при этом ее учет проводится через счет 23 "Вспомогательные производства".

 

Учет продажи товаров.

Порядок учета продажи товаров торговыми организациями осуществляется таким же образом, как и в производственных организациях.

При признании выручки от продажи товаров при их отгрузке они списываются с кредита счета 41 в дебет счета 90 «Продажи»,

Если выручка от продажи отгруженных товаром определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете, то отпущенные товары списывают с кредита счета 41 в дебет счета 45 «Товары отгруженные», а после признания выручки - в дебет счета 90 с кредита счета 45.

Товары, переданные для переработки другим организациям, со счета 41 не списывают. На счете 41 они учитываются обособленно.

Товары, принятые на ответственное хранение и на комиссию, учитывают на забалансовых счетах 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» и 004 «Товары, принятые на комиссию».

Аналитический учет по счету 41 ведут по ответственным лицам§ наименованиям (сортам, партиям, кипам), а в необходимых случая и по местам хранения товаров.

Счет 42 «Торговая наценка» предназначен для обобщения информации о торговых наценках (скидках, накидках) на товары в организациях розничной торговли, ведущих учет по продажным ценам. На этом счете учитываются также скидки, предоставляемые поставщиками организациям розничной торговли на возможные потери товаров.

Организации розничной торговли, ведущие учет товаров по про­дажным ценам, приходуют поступившие от поставщиков товары обычно бухгалтерской записью по дебету счета 41 «Товары» и кре­диту счета 60 «Расчет с поставщиками и подрядчиками» по покупным ценам. Для доведения покупной стоимости оприходованных товаров до стоимости по продажным ценам определяют разницу меж­ду стоимостью приобретения товаров и их стоимость по продажным ценам и на эту разницу дебетуют счет 41 и кредитуют счет 42 «Торговая наценка».

По мере продажи товаров сумма торговой наценки списывается с кредита счета 42 в дебет сче­тов 90 «Продажи» или 45 «Товары отгруженные» (при продаже това­ров), 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» (при порче и не­достаче), 41 «Товары» (при естественной убыли) способом «красное сторно».

Суммы торговых наценок, относящиеся к оставшимся в органи­зации товарам, уточняются по данным инвентаризационных описей путем определения полагающейся скидки (накидки) на товары в со­ответствии с установленными размерами.

Расходы, связанные с продажей товаров учитываются на счете 44 «Расходы на продажу».

В организациях торговли на счете 44 отражаются расходы (издержки обращения) по перевозке товаров, оплате труда, аренде и содержанию зданий, сооружений, помещений и инвентаря, хранений и подработке товаров, рекламе, представительские расходы, другие аналогичные по назначению расходы.

Для учета расходов на продажу используют активный счет 44 «Расходы на продажу». По дебету этого счета учитывают расходы на продажу с кредита соответствующих материальных, расчетных и де­нежных счетов:

• счета 10 «Материалы» - на стоимость израсходованной тары;

• счета 23 «Вспомогательные производства» - на стоимость услуг
по отправке продукции со склада на станцию
отправления или на склад покупателя автотранспортом предпри­ятия;

счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на сто­имость услуг по отправке продукции покупателю, оказанных сто­ронними организациями;

• счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на оплату тру­
да работников, сопровождающих продукцию, и других счетов.

По истечении каждого месяца расходы на продажу списывают на себестоимость проданных товаров. На отдельные виды товаров они относятся прямым путем, а при невозможности распределяются пропор­ционально себестоимости, объему проданных товаров или другим способом.

Списание расходов на продажу оформляют следующей бухгалтер­ской записью:

Дебет счета 90 «Продажи»

Кредит счета 44 «Расходы на продажу».

Если в отчетном месяце продается только часть товаров, то сумму расходов по продаже распределяют между продан­ными и непроданными товарами.

В торговых организациях сумма издержек обращения и производства, относящаяся к остатку товаров на конец месяца, исчисляется по среднему проценту издержек обращения и производства за отчетный месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

1) суммируются транспортные расходы на остаток товаров на начало месяца и произведенные в отчетном месяце;

2)определяется сумма товаров, реализованных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец месяца;

3)отношением определенной в п. 1 суммы издержек обращения
и производства к сумме реализованных и оставшихся товаров (п. 2)
определяется средний процент издержек обращения и производства
от общей стоимости товаров;

4)умножением суммы остатка товаров на конец месяца на средний процент указанных расходов определяется их сумма, относяща­яся к остатку нереализованных товаров на конец месяца.

 

Содержание товарных потерь и их классификация. Переоценка товаров.

Потери товаров и технологические отходы возникают при транспортировке, хранении и продаже товаров. Товарные потери включают в состав расходов на продажу.

Товарные потери могут происходить в следствие естественной убыли ( усушки, утруски, разлива и т.д.). Эти потери возникают по объективным причинам и их нормируют. Разработаны специальные нормы естественной убыли для различных видов товаров. Размер норм зависят от климатической зоны, видов и групп товаров, времени года, условий хранения и пр. На складах нормы естественной убыли зависят также от сроков хранения.

Порядок списания товарных потерь необходимо закрепить в учетной политике организации.

Списание товарных потерь производится по актам унифицированных форм:

- акт о завесе тары формы ТОРГ-6.( в данном документе отражают потери товара, обнаруженные при перевешивании тары, в которой поступил товар)

акте оприхования тары, не указанной в счете поставщика формы ТОРГ-5.( ставится на учет тара, которая приходит без документов)

- Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей следует составлять по унифицированной форме ТОРГ-15 .

- Акт на списание товаров составляется по форме ТОРГ-16.

Если потери товара происходят при подработке, подсортировке, перетаривании товаров, то следует составить акт по унифицированной форме ТОРГ-20 .

Для учета товарных потерь предназначен балансовый счет 94«Недостачи и потери от порчи ценностей». По дебету счета 94отражается:

- по недостающим и полностью испорченным товарам - их учетная стоимость (в покупных или продажных ценах);

- по частично испорченным товарам - сумма определившихся
потерь.

При обнаружении недостачи или порчи товара запись производится по дебету счета 94в корреспонденции со счетом 41.

По кредиту балансового счета 94 отражается списание недостач и потерь от порчи товаров на другие балансовые счета в зависимости от причин, приведших к недостачам и потерям:

а) при недостачах и потерях товара при хранении и продаже в
пределах норм естественной убыли:

Дебет 44 Кредит 94- на стоимость товара в ценах приобретения (по фактической себестоимости);

Дебет 42 Кредит 94 - на стоимость товара в пределах торговой надбавки (эту проводку делают торговые организации, которые учитывают товары по продажным ценам);

б) при недостачах и потерях товара при хранении и продаже сверх норм естественной убыли:

Дебет 73-2 Кредит 94 -сумма недостачи (порчи) отнесена на виновных лиц (в учетных ценах).

Если организация учитывает товары по продажным ценам, то сум­му торговой надбавки, приходящейся на списываемый товар, следует отнестина доходы будущих периодов:

Дебет 42 Кредит 98- сумма торговой надбавки по недостающим (испорченным) това­рам сверх норм естественной убыли, подлежащая взысканию с винов­ных лиц.

По мере взыскания задолженности виновного лица наценка включается в состав прочих доходов- Дебет 98 Кредит 91

В) при недостачах и потерях товаров при хранении и продаже, когда виновное лицо не установлено:

Дебет 94 Кредит 41-- списана стоимость товара в учетных ценах;
Дебет 91-2 Кредит 94 - списана стоимость товара в ценах приобретения (по фактической себестоимости);

Дебет 42 Кредит 94 - списана стоимость товара в пределах торговой надбавки (для организаций, учитывающих товар в продажных ценах).

Под переоценкой товаров понимают их уценку или дооценку то­варов.

В результате переоценки изменяется продажная стоимость това­ров. Переоценка товаров производится по причине:

- изменения спроса и предложения;

- частичной потери товарами первоначальных потребительских свойств;

- окончания срока хранения и реализации;

- морального старения товара;

- изменения в законодательстве (изменение ставки НДС, введение
или отмена налога с продаж и т.п.);

- по иным подобным причинам.

Сумма уценки (дооценки) - это разница между стоимостью остат­ков товаров по прежним и вновь установленным продажным ценам. В результате уценки новая продажная цена может стать ниже покупной.

Переоценка товаров оформляется инвентаризационной описью-актом. В этом акте указывают:

- информацию о товаре (наименование, количество и др.);

- старую и новую цену;

- стоимость товара в старых и новых ценах;

- сумму дооценки (при повышении цен) или уценки (при снижении цен).

Переоценка товаров проводится на основании приказа руководи­теля организации. Если торговая организация ведет суммовой (стоимостной) учет товаров, то необходимо провести инвентаризацию пере­оцениваемых товаров. Если ведется количественно-суммовой (натурально-стоимостной) учет товаров, то переоценка осуществляется на основании данных бухгалтерского учета.

Переоценка в пределах торговой надбавки находит отражение в бухгалтерском учете только в организациях, которые учитывают товары по продажным ценам.

При дооценке товаров делают проводку:

Дебет 41-2 Кредит 42- отражена дополнительная торговая над­бавка на остаток переоцененных товаров.

Уценку товаров отражают следующими проводками:

а) уценка в пределах торговой надбавки:

(Дебет 41-2 Кредит 42)- «красное сторно» на сумму уценки;

б) уценка сверх торговой надбавки (новая цена ниже покупной):
Дебет 91 Кредит 41-2- на сум­му уценки сверх торговой надбавки.

В организациях, которые учитывают товары по покупным ценам, в бухгалтерском учете отражается только уценка ниже покупной стоимо­сти товара:

Дебет 91-2 Кредит 41-2- на сум­му уценки сверх торговой надбавки.

 

 



Просмотров 1093

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!