Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Этапы коммунальной реформы в России



Тема 3. Жилищно-коммунальное хозяйство

Вопросы

Основные этапы развития коммунальной реформы

Назначение ЖКХ в городе и его основные особенности.

Финансово-экономические основы и тарифная политика в ЖКХ.

1. Реформа в ЖКХ началась с принятия Закона РФ «Об основах Федеральной жилищной политики (декабрь 1992 г.) и разработанной на его базе Федеральной целевой программы «Жилище» (июнь 1993г.) именно в этих документах были определены цели новой жилищной политики и принципы реформирования жилищной сферы в России.

В развитии ЖК реформы можно отметить три этапа.

Целью первого этапа была приватизация жилищного фонда городов, в результате реализации которой во всех городах России в 1992-1995годы муниципальное и ведомственное жилье становилось собственностью граждан. Приватизация жилья для большинства населения была выгодным делом, поскольку она проводилась на бесплатной основе и при этом жильцы становились полными собственниками жилья. В реализации этого мероприятия были заинтересованы и государственные структуры, поскольку оно освобождало муниципальные власти от обязанности предоставлять нуждающимся горожанам жилую площадь.

Политиками этот процесс назывался «осуществлением права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье: свободно покупать, продавать, владеть, пользоваться и распоряжаться своим жильем». В результате этого акта исчезали многочисленные списки очередников на получение муниципальной жилой площади. Очередниками остались лишь те семьи, которые относились к малообеспеченным и остро нуждались в улучшении жилищных условий, к тому же стоящие в этих очередях многие годы. Таким образом, приватизация жилья в России была обязана своим успехом тому обстоятельству, что отвечала интересам громадного числа квартиросъемщиков и органов власти (от государственных до муниципальных).

Второй этап характеризовался переходом в 1994-1995 годы на новую систему оплату жилья и коммунальных услуг. Его цель – постепенное повышение ставок тарифов до экономически обоснованного уровня и 100% возмещение стоимости жилищно-коммунальных услуг населением. Это мероприятие, которое называлось в правительственном документе «Новой системой оплаты услуг», должно было привести, в конечном счете, к полному освобождению федерального и региональных бюджетов от расходов на нужды ЖКХ. Однако эта задача так и не была решена в указанный срок и остается проблемой до сих пор.

Третий этап ЖКР инициированный пришедшим в Правительство РФ в 1997 году вице премьером Б.Е. Немцовым, был обозначен как «Программа демонополизации коммунальных предприятий и создания конкурентной среды в сфере ЖКХ» - Программа-98. В течение двух лет предполагалось провести приватизацию и демонополизацию объектов и систем ЖКХ, что должно было привести к появлению в отрасли разных форм собственности и конкуренции между ними. В результате этих преобразований у предприятий коммунального хозяйства должна была появиться заинтересованность в снижении издержек производства и предоставления ЖКУ. Уменьшение издержек, должно было обеспечить возможность снижения тарифов на услуги. Эта программа (Программа – 98) в теоретическом плане была наименее продуманной частью реформы и противоречила экономическим интересам субъектов ЖКХ.

В ноябре 2001 года Правительством РФ утверждена Подпрограмма реформирования и модернизации ЖКХ РФ» рассчитанная на выполнение в 2002-2010годы. Основной акцент этой программы ставиться на модернизацию систем инженерного оборудования городов.

Этапы коммунальной реформы в России

Этапы содержание цели
I. приватизация жилья Передача муниципального и ведомственного жилья в собственность жильцов 1.создание частной собственности на жилье 2.создание рынка вторичного жилья
II. переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг 1. повышение ставок и тарифов для экономически обоснованного уровня. 2. 100% -ная оплата стоимости жилищных и коммунальных услуг потребителями 1.создание условий для самоокупаемости и самофинансирования коммунальных предприятий 2. освобождение бюджета от расходов на ЖКХ
III. Демонополизация деятельности в ЖКХ 1.Дробление коммунальных предприятий. 2.Разгосударствление предприятий ЖКХ 3.Конкурсы. Переход на договорные отношения 1.создание конкурентной среды в отрасли; 2.снижение затрат на производство и предоставление коммунальных услуг; 3.стимулирование энергоресурсосбережения

 

2. ЖКХэто важная сфера социальной структуры общества.

ЖКХ– это сложная, самостоятельная, социально-экономическая система, обеспечивающая жизнь и работу населения, а также предприятия различных отраслей национального хозяйства необходимыми ресурсами воды, тепла, газа, электроэнергии и пр.

Что относится к деятельности ЖКХ?

В состав ЖКХ входит комплекс предприятий различных подотраслей: ремонтно-строительных, транспортных, энергетических, эксплуатационных и др.

Днем основания ЖКХ в России можно считать 16 января 1721 года,когда Петр I передал функции «общественного благополучия» российской полиции. Он называл полицию «душой гражданства и всех добрых порядков», связывая с полицией понятия «благосостояния населения», запрещения «излишеств в домовых расходах», производства чистоты на улицах и в домах» и т.д. Эта дата считается днем основания служб российского ЖКХ.

В настоящее время функции координатора развития ЖКХ России выполняет Министерство регионального развития (Мин регион России).

Современное развитие ЖКХ прошло несколько стадий от экстенсивного до интенсивного, качественного развития ЖКХ. В настоящее время, развитие данной сферы связано, прежде всего, с повышением качества оказываемых услуг, что ознаменовало собой принятие концепции реформирования ЖКХ на 2001-2010гг.

Системный кризис ЖКХ и низкий уровень предоставления жку населению, чрезмерная бюджетная нагрузка и отсутствие необходимых финансовых ресурсов жилищно-коммунальных предприятий, искусственный монополизм, административно-ведомственных характер механизма хозяйствования и др. факторы обусловили необходимость проведения ЖК реформы. Несомненно, проблемы в ЖКХ существовали всегда, но лишь в последнее время актуальность ее проведения стала значимой была осознанна на всех этапах и уровнях руководства страной, что выразилось в принятии необходимых документов и метод. материалов (указ президента РФ « О реформировании ЖКХ в РФ № 425 от 28.04.97, Постановление Правительства РФ № о федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и пр.).

 

В основе системы управления ЖКХ лежит принцип разграничения функций федерального (субъекта Федерации) и муниципального управления ЖКХ. Система управления должна предусматривать разделение функций и организацию взаимоотношений между собственником, управляющей компанией и подрядными организациями, осуществляющими обслуживание жилищного фонда.

Поэтому основной целью муниципального органа управления ЖКХ является выполнение функций заказчика жилищно-коммунальных услуг, т.е. разделение функций управления и обслуживания: с одной стороны, службы заказчика, а с другой – ремонтно-эксплуатационные предприятия по выполнению подрядных функций по содержанию и эксплуатации жилищного фонда

Собственникобеспечивает финансирование, достаточное для сохранения и улучшения жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры. Управляющая организация наиболее рационально распределяет ограниченные финансовые ресурса на оплату различных видов работ. При чем, собственник вправе выполнять эти функции самостоятельно или нанимать специализированную управляющую компанию. Управляющая организация занимается также сбором платежей, заключением найма или аренды. Подрядчик – своевременно и качественно выполняет работы в соответствии с заключенным договором подряда.

В настоящее время имеются различные подходы к содержанию и проведению реформы ЖКХ, но выделяются два основных:

1. Приоритет отдается экономии бюджетных средств и постепенно переложению высоких издержек городского хозяйства на плечи потребителей путем повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, на пассажирские перевозки, телефонные переговоры и т.д. В результате такого стратегического подхода может быть осуществлена структурная перестройка финансовых потоков и повышение эффективности использования бюджетных средств, но негативные последствия таких преобразований, очевидны: отрицательная реакция населения, дальнейшее ухудшение системы городского хозяйства и снижение качества обслуживания потребителей. Следовательно, такой подход является нецелесообразным и практически едва ли возможным, так как затрагивает интересы всего населения.

2. Приоритет отдается структурной перестройке хозяйственных отношений в данной сфере ее демонополизации, создания конкурентных отношений и ресурсосбережения. Повышение тарифов и совершенствование тарифной политики являются важной составной частью реформы, но изменение тарифов должно сочетаться с экономико- организационными и рыночными преобразованиями, а также с учетом уровня доходов широких масс городского населения.

Важнейшей целью реформирования и развития ЖКХ города является повышение уровня и качества обслуживания населения в соответствии с действующими стандартами путем перевода данной сферы в систему социально-ориентированного рыночного хозяйствования.



Просмотров 3490

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!