Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Структурализм и постструктурализм
Структурализм возник в литературоведении и искусствоведении в 30-е годы XX в. Предлагая альтернативные методы исследования и решения проблем социогуманитарного знания, он выступает с претензией на универсальность. Формирование структурализма как философского направления связано с обращением к концепции предтечи структурализма, французского лингвиста Фердинанда де Соссюра, деятельностью американской школы семиотики, русского формализма, структурной антропологии Клода Леви-Стросса, структурного психоанализа Жака Локона, изучением структур познания Мишелем Фуко и др.Самим своим существованием структурализм указывает на появление новых тенденций в развитии культуры, важнейшей из которых является раздражение, которое испытывается (причем скрыто и неосознанно) современной западной цивилизацией по поводу языка. Раздражение, вызванное беспокойством культуры относительно самих своих оснований, проявляется в форме тревоги языка относительно самого себя, успокоить которую призваны многообразные умозрительные конструкты (структуры), извлекаемые структурализмом из анализа культурных явлений, а также предпосылаемые ему. Основные идеи структурализма: 1. Во всех проявлениях культуры сущ. глубинные универсальные структуры, которые постоянно изменяются и преобразуются, их необходимо изучать. 2. Структурное изучение языка, науки, искусства, религии обычно позволяет получать ценные знания в спец. областях: лингвистики, этнологии, культурологи, религиоведения. 3. Сущ. скрытые связи между соц. институтами, идеями и отношениями власти, кот. способны к саморегуляции. 4. В структуре культуры важное место занимает психика человека, начиная с его бессознательного уровня. 5. Структурализм огранич. свободу человека, подчеркивая его биологическое начало и отрицая соц. сущность человека. 6. Мифы разн. народов имеют общую структуру, отражая противоречия чел. бытия. На рубеже 70-х гг. XX в. саморефлексия структуралистского движения приводит его виднейших представителей (Деррида, Делёза, Лакана) к отказу от установок структурализма. Структурализм достаточно быстро трансформируется в постструктурализм. Критика структурализма по таким направлениям, как отрицание субъекта, историзма, смысла, философии является радикализацией акта деятельности. Так, критика субъекта -это выражение того, что человеческий субъект не обладает целостным сознанием, а обусловлен бессознательными структурами языка. Соответственно последующие "критики" касались знаковости, коммуникативности и целостности структуры. Основные критики структурализма - Лакан, Деррида, Фуко, Барт, Кристева, Делёз, Лиотар - при всем разнообразии позиций работали на обоснование нового принципа мышления, в котором основные параметры связаны с символом, знаком, пониманием Другого, воображением, дебиологизацией фрейдизма, представлением субъективности как лингвистического продукта, личности как литературной условности, теорией социального текста и контекста культуры, феминистской критикой, манерой письма и др. Развивая идеи бинарной оппозиции в различных областях человеческой жизни (господство-подчинение, природа-культура, означающее-означаемое, язык-речь), постструктуралисты заменяют их понятиями плюралъности, множественности.В принципе, все проявления постструктурализма можно свести к нескольким доминирующим тенденциям: 1) критика классической (логоцентрической) западноевропейской метафизики; 2) попытка показать "изнанки" структуры в маргинальных, неструктурируемых полях реальности (желание, "хаосмос", жест, тело, множество и т. п.); 3) а-концептуализм, отвержение референции и приговор репрезентации; 4) введение схем неовитализма, противопоставляемых знанию. При этом позиции авторов ориентированы на текстовую или политическую реальность. Философия постмодернизма. Термин «постмодерн» (post — после) используется для обозначения как специфики культуры второй половины XX века, так и философской мысли, представленной именами: Жак Лакан (1901—1981), Жак Деррида (род. 1930), Жорж Батай (1987—1962), Жиль Делез (1925—1995), Мишель Фуко (1926— 1984), Ролан Барт (1915—1980), Ричард Рорти (род. 1931) и др. Постмодернизм, уделяя внимание описанию "игры частностями", не претендует на создание всеобъемлющей философской теории. Большинство постмодернистских концепций относится к сфере интеллектуальных феноменов. Первоначально они фокусировались на искусстве, позднее распространились на более широкий спектр явлений современной культуры. Идеалом для постмодернистов выступает "единство" предметных полей. Отсюда их требование соединить науку, искусство, философию, религию, филологию и т.п. Средством для этого должен стать "тотальный критицизм». Понимание философии как некоего текста или акта говорения приводит постмодернистов к убеждению, что философия и ее язык не могут быть точной репрезентацией и результатом соглашения мыслителей. Это позволяет выдвинуть программное требование постмодернизма — философствование без субъекта. Основные идеи постмодернизма: 1. Мир характеризуется неопределенностью, теряется его целостность в философии, религии, морали 2. Этот многообразный мир требует лиц. методов его описания, где смешиваются разл. стили культуры. 3. Утрачиваются все каноны и авторитеты, признаются абсурды и парадоксы как варианты творчества 4. Понятие истины относительно, чем больше мы знаем о мире, тем глубже наше познание. 5. Чел. познание не отраж. мир, а переводит его понятийное истолкование. Это истолкование может быть множественным 1.31.Истоки и основные этапы развития философской мысли Беларуси. В истории философской мысли Беларуси выделяют несколько периодов, в основном мало связанных между собой преемственностью традиций, сменявших друг друга в силу внешних, главным образом политических обстоятельств. Формирование философии Беларуси связано с взаимодействием культурной среды запад – восток, на стыке которых находится Беларусь. В качестве важнейших периодов можно выделить следующие: 1) формирование основ философской мысли Беларуси 2) распространение идей ренессансного гуманизма и реформации (ХУ1-ХУП вв.); 3) преобладание схоластической философии (XVII - первая половина XVIII вв.); 4) распространение философии просвещения (вторая половина XVIII - первая половина XIX вв.); 5) распространение народно-демократической идеологии (вторая половина XIX в.); 6) гегемония марксистско-ленинской идеологии (20-80-е гг. XX в.). 4. Особенности белоруской культуры и этноса: а) толерантность и терпимость; б) сохранение традиций и преемственность; в) веротерпимость, где одновременно присутствовали язычество, православие, католицизм и протестантская церковь. Первый этап формирования основ философской мысли Беларуси связан с утверждением и развитием белоруской государственности, становлением полоцкого и туровского княжества, распространением идей крестьянства, утверждением идей книжности и знаний в творчестве Е. Полоцкой, которая переписала множество религиозных книг, одновременно образовала 2 монастыря, совершила подвиг – паломничество в святую землю и стала первой женщиной – святой восточно-славянских земель. К. Туровский пропагандировал основы крестьянства и этического характера, объединял понятия святости, истины, красоты в своих произведениях, которая получила название «Слово». К. Смолятич считал, что знание античной философии помогает пониманию Священного Писания. Главная проблема этого периода – выяснение взаимоотношений Бога и мира; Бога и человека; веры и разума; души и тела. Второй этап связан с распространением идей ренессансного гуманизма и деятельностью Ф. Скорины. В Библии Скорина видел важнейший источник в просвещении народа, возможность улучшения жизни людей. Он связан с распространением идей человеколюбия и справедливости. В 1517 году в Праге перевел на белорусский язык книгу «Библия». Важное значение он придавал вопросам права. Различал естественные и писаные законы. С середины 16 века на территорию ВКЛ развернулось движение реформации, оказавшее значительное влияние на общественную мысль. Видным представителем идеологии антитринитаризма. Он издал на белорусском языке «Катехизис» и свои переводы библейских текстов с предисловием и комментариями. Отрицал догмат о бессмертии души, пришел к отрицанию Бога как личности и истолковывал его как безликое творящее начало. 1579 г. – основана Вилейская иезуитская академия, которая служила главным центром и проводником идей контрреформации. В конце 17 века начинается третий этап схоластической философии, наиболее известный схоласт В. Тылковский. Девятитомная «Занимательная философия» систематизировал изложение учения Аристотеля в истолковании Ф. Аквинского. Среди преподавателей средневековой схоластики выделялся М. Смилицкий. Его основная работа «Логика» написана на латинском языке, пользуется спросом в учебных заведениях Франции и Англии. По принципиальному вопросу схоластики он придерживался позиции реализма. Четвертый этап развития белоруской и русской культуры связан с деятельностью С. Полоцкого, который родился в Полоцке, учился в Киево-Могилеанской коллегии и Виленском иезуитском коллегиуме. Утверждал, что русские, белорусские и украинские народы происходят из единого корня. В 1664 году переехал в Москву, где стал учителем царских детей, в том числе Петра I. Полоцкий полагает, что мир создан Богом и основан на 2 началах: материальном (земля, вода, воздух, огонь) и духовном. Человек причастен к обоим началам. Мировоззрение С. Полоцкого – христианские представления сочетались с различными новоевропейскими. По инициативе Полоцкого, было создано первое высшее учебное заведение России славяно-греко-латинская академия, где он непосредственно разработал устав. Просветительские воззрения на историю развивал Адам Нарушевич (1733-1796). Он родился в Пинском повете, был преподавателем в Виленской академии и в Варшавском иезуитском коллегиуме. По предложению польского короля А. Нарушевич написал "Историю польского народа", отображающую также историю Великого княжества Литовского. Он представил историю как деяния не только господ, но и простого народа. Главным двигателем свершающегося прогресса он считал человеческий разум. Важную роль в развитии белоруской общественной мысли сыграло творчество В. Дунина-Мартинкевича. Он полагал, что необходимо совершенствовать человеческие отношения путем просвещения и нравственного воспитания. Важную роль здесь играет литература, написанная на белорусском языке. Пятый этап возникает во второй половине и связан с деятельностью К. Калиновского, издавшего «мужицкую правду», проповедовавшего идеи христианской революции. Идеи народничества развивала газета «Гомон». В творчестве Ф. Богушевича и Я. Лучины начали распространятся марксистские идеи. В начале 20 века значительный вклад в национально-культорное возрождение внесли газеты «Наша доля», «Наша нива», «Звезда». Большую роль в развитии белоруской общественно-политической мысли сыграло творчество Я. Купалы и Я. Коласа. Важным мировоззренческим и ценностным компонентом является идеология белорусского государства. Концептуальное положение идеологии белорусского государства изложены в докладе президента РБ 28.03.2003 «Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент». Концептуальное положение идеологии белорусского государства можно выпазить следующим образом: 1. Государственность – крепкая президентская республика с принципом разделения властей. 2. Гражданственность – формирование гражданина РБ с учетом национальных традиций и истории белорусского народа, уважение к государственным символам. 3. Патриотизм – формирование гражданина-патриота с учетом исторического прошлого государства, где суверенитет, свобода, независимость являются главными ценностями для каждого белоруса. 4. Социально-ориентированная рыночная экономика, основанная на инновациях, которая способствует повышению качества и благосостояния жизни белорусского народа. 5. Правовое государство, где права и свободы граждан являются высшей ценностью и целью развития общества. Основные положения идеологии белорусского государства как одного из важнейших аспектов философии и социального развития выражены в словах «Сильная и процветающая Беларусь – государство для народа»
|