Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Основные черты марксистской философии



Марксизм возник в середине 40-х гг. 19 века. Классиками диалектического материализма и марксизма являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Маркс родился 5 мая 1818, а Энгельс — 28 ноября 1820 г. Три составные части марксизма — политическая экономия, философия и научный коммунизм. Философия сводится к двум составным частям: диалектическому материализму и историческому материализму.

Основные условия возникновения марксизма:

1. Происходило развитие промышленного капитала и формирование класса наемных рабочих, пролетариата.

2. Уничтожались сословные, феодальные привилегии, вводились демократические свободы и гражданские права.

3. Возрастал рост противоречий: между буржуазией и пролетариатом; возрастала рол интенсификации труда, увеличение продолжительности рабочего дня при сохранении низкой зарплаты; низкий уровень культуры и образования, характерный для полной массы людей, которые переселялись из деревни в город, и происходил процесс урбанизации; возникают кризисы, связанные с технологическими новациями, происходит рост безработицы. Первый экономический кризис произошел в 1825 г.

4. В Германии возникают революционные пролетарские организации «Союз коммунистов». В 1848 г. Макс и Энгельс по поручению второго Конгресса Союза Коммунистов разработали программу «Манифест коммунистической партии». В результате борьба пролетариата приобрела интернациональный характер.

Теоретические источники марксизма – немецкая классическая философия, английская политическая экономия, критический утопический социализм.

Черты марксистской философии:

1. Общественное бытие определяет общественное сознание. Этот вывод стал главной предпосылкой для материалистического решения основного вопроса философии в применении к обществу «несознание людей определяет их общественное бытие, и наоборот, общественное бытие определяет их сознание»

2. Диалектический метод рассматривается в единстве материалистических принципов. Мировое развитие связано с материальным производством, оно первично, что составляет базис общества. Сознание, наука, политика, искусство, мораль – вторично и составляет надстройку общества.

3. Материалистическое понимание истории позволило Марксу обнаружить повторяющиеся черты в экономическом базисе ряда стран и прийти к определенным общественно-экономическим формациям. Каждая их общественно-экономических формации состоит из базиса и надстройки. Маркс и Энгельс выявили 5 общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

4. Задачей марксистской философии является не только объяснение мира, но и его преобразование. Преобразование мира происходит в результате классовой борьбы, высший этап которой революция, «революция – локомотив, двигатель».

5. Марксистская философия считается выражением интересов пролетариата, которые совпадают с потребностями общественного развития, где действуют принципы: свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех; от каждого по способностям, каждому по труду. При переходе к коммунистическому обществу от каждого по способностям, каждому по потребностям.

Согласно Марксу практика – критерий истины. На практике человек убеждается в ложности или истинности своих суждений. Из практики он узнает, что менее и что более важно. В теории более значимое ставится на первое место, логика научного рассмотре­ния реализуется в переходе от общего к частному, от фундаментального к менее фундаментальному. Прак­тика вынуждает отказываться от заблуждений и ведет вперед к истине.

Итак, основные достижения философии Маркса мы видим: 1) в талантливой критике недостатков капитализма; 2) в разработке проблемы практики; 3) в постановке проблемы природы общественного.


Билет № 22


Билет № 23

3. Основные истори­ческие формы позитивистской философии.

В центре внимания позитивизма всегда находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Позитивизм пережил три основные этапа своей эволюции. Первая историческая форма позитивизма (О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер) возникла в 30—40 гг. XIX в. Конт и его последователи попытались осмыслить противоречие между наукой того времени и философией, претендовавшей на роль "науки наук".

Основоположник позитивизма О. Конт обосновал свою концепцию науки 3 основными законами:

1. Закон трех стадий, отражающий этапы человеческого познания мира: теологической стадии, где человек объясняет мир с помощью сверхъестественных сил Бога; метафизической стадии, где мир объясняется с помощью первоначал, первосущностей; позитивной стадии развития познания, где ведущая роль принадлежит науке. Их последующая смена определяет прогресс человечества.

2. Закон постоянного подчинения воображения наблюдению. Его смысл заключается в том, чтобы гипотезы опирались на опыт и имели положительную проверку.

3. Энциклопедический закон проявился в классификации основных наук. О. Конт разработал учение об обществе, социологию. Классический позитивизм развивал науки, определил методологические идеалы: необходимость опоры на опыт; описательную трактовку знаний; индукция как способ мышления; тенденцию к объединению знания и классификацию наук.

Принципы позитивизма:

1. Философское знание должно бать точным и достоверным.

2. При познании нужно использовать научный метод и опираться на достижения науки.

3. Основной путь достижения знания – эмпирическое наблюдение.

4. Философия должна исследовать факты, а не причины.

5. Философия должна прекратить диктат другим наукам.

Революция в естествознании на рубеже XIX—XX вв. вновь поставила вопрос о месте философии в системе знаний и отвергла ответ, предлагавшийся Контом. Возникает вторая историческая форма позитивизма — эмпириокритицизм,(Э. Мах, Р. Авенариус). Главные принципы эмпириокритицизма:

1. Принцип «корреляции», или «координации», т.е. соотношение связи субъекта и объекта в процессе познания. Научное знание зависит в своем содержании от субъекта познания, ибо он реально имеет дело в опыте только со своими ощущениями.

2. Принцип критики опыта с целью очищения его содержания от ненужных иллюзий, выдумок, теоретических фантазий.

3. Принцип экономии мышления, где необходимо ограничить научное знание эмпирическим материалом.

Постпозитивизм. Наиболее яркими представителями являются К. Поппер – концепция критического реализма, И. Лакотос – концепция научно-исследовательских программ, Т. Кун – теория исторической динамики науки.К. Поппер основатель постпозитивизма. Работа «Логика научного исследования» предложил заменить принцип верификации принципом фальсификации.Т. Кун в работе «Структура научных революций» раскрывает концепцию исторической динамики научных знаний и вводит в научный оборот понятии парадигма.

Основные принципы постпозитивизма:

1. Наука не только система научных знаний, но и дает различным научным сообществам, группам ученых, обладающих сходной научной подготовкой, признающих общий фундамент, единство в понимании идеалов, норм и целей научного исследования.

2. Методологической основой профессиональной деятельности научного сообщества выступает парадигма – особая система научнотеоретических, методологических, философских, базисных знаний, объединяемых учеными в то или иное сообщество.

3. Эволюция науки представляет собой чередование двух основных этапов «нормальной науки» и «научной революции». На первом этапе в науке господствует определенная парадигма, которая подтверждается фактами. Рано или поздно в эмпирическом исследовании появляются аномальные факторы, которые не укладываются в теоретическую схему действия парадигмы и тогда происходит научная революция, которая приводит к смене прежних идеалов.


Билет № 24

1. Религиозная философия: неотомизм.

Одним из основных направлений философской мысли современ­ности является религиозная философия. Следует различать предметное поле религиозной философии и философии религии. Предметом философии религии является осмысление религии на ряду с такими феноменами культуры как наука, искусство и постижение религии с помощью разума. Предметом религиозной философии выступает Священное Писание, где приоритетным началом выступает вера, а не разум.

Неотомизм - течение в современной католической философии, в основе которого учение Фомы Аквинского (1227-1274). Получил статус официальной философской доктрины Ватикана после опубликования в 1879г. Неотомизм формирует религиозно-нравственные ценности общества:

1. Человек непросто орудие производства, а личность, где приоритет отдается общечеловеческим ценностям.

2. Труд – средство самовыражения личности, поэтому проблема преодоления безработицы актуальна для общества.

3. реализация развития человечества по «3-му пути» лежащему между «капиталистическим индивидуализмом» и «марксистским» коллективизмом движение человека к внутренне присущей ему цели.

4. Человек высшая ценность, поэтому идеи солидарности единения всех рас и культур к справедливости одна из целей религиозной политики неотомизма.

Социальные и теологические идеи неотомизма развивал Папа Римский, который за свою религиозную и социальную деятельность признан человеком тысячелетия.

Социальная концепция Иоанна Павла II:

1. Личность – уникальное творение, нужно уважать ее индивидуальность.

2. Общество может изменяться только вместе с изменением личности, важно обеспечить ей свободу.

3. Материальные ценности должны быть подчинены духовным.

4. Причины воин и конфликтов в материальных претензиях государств.

5. Образцы общества – это африканская цивилизация и христианский образ жизни, где нет больших материальных претензий, развито чувство братства.

6. Сторонник экуменизма – сближение всех христианских церквей и диалог с атеистами.

7. Публично извинился за жертвы инквизиции и варварство крестовых походов, осудил существование индульгенции в истории католицизма.

Возрождение философии неотомизма может послужить преодолением противостояния между поклонениям науке и религиозным противостоянием и будет способствовать единению человечества.

Одним из важных направлений в современной религиозной мысли является неопротестантизм. Основными формами является:

1. Теология кризиса К. Барта.

2. Экзистенциональная теология П. Теллиха.

3. Демифологизация Р. Бультмана

4. Теология «мертвого Бога», протестантский авангардизм Т. Альтера и Дж. Робинсона.

Идеи неопротестантизма:

1. Все попытки овладения религией через интеллектуальные или культурные формы безнадежны.

2. Религия – это свод законов общения с Богом, а вера – внутреннее состояние человека. Они должны быть противопоставлены.

3. Познание религии и Бога – это путь самопознания человека, вера – это путь освобождения от страха жизни.

4. Бог – первооснова мира, где задача неопротестантизма – создание теологии, которая должна с позиции веры объяснить все явления жизни.


БИЛЕТ 25



Просмотров 10651

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!