Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Основные черты марксистской философии
Марксизм возник в середине 40-х гг. 19 века. Классиками диалектического материализма и марксизма являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Маркс родился 5 мая 1818, а Энгельс — 28 ноября 1820 г. Три составные части марксизма — политическая экономия, философия и научный коммунизм. Философия сводится к двум составным частям: диалектическому материализму и историческому материализму. Основные условия возникновения марксизма: 1. Происходило развитие промышленного капитала и формирование класса наемных рабочих, пролетариата. 2. Уничтожались сословные, феодальные привилегии, вводились демократические свободы и гражданские права. 3. Возрастал рост противоречий: между буржуазией и пролетариатом; возрастала рол интенсификации труда, увеличение продолжительности рабочего дня при сохранении низкой зарплаты; низкий уровень культуры и образования, характерный для полной массы людей, которые переселялись из деревни в город, и происходил процесс урбанизации; возникают кризисы, связанные с технологическими новациями, происходит рост безработицы. Первый экономический кризис произошел в 1825 г. 4. В Германии возникают революционные пролетарские организации «Союз коммунистов». В 1848 г. Макс и Энгельс по поручению второго Конгресса Союза Коммунистов разработали программу «Манифест коммунистической партии». В результате борьба пролетариата приобрела интернациональный характер. Теоретические источники марксизма – немецкая классическая философия, английская политическая экономия, критический утопический социализм. Черты марксистской философии: 1. Общественное бытие определяет общественное сознание. Этот вывод стал главной предпосылкой для материалистического решения основного вопроса философии в применении к обществу «несознание людей определяет их общественное бытие, и наоборот, общественное бытие определяет их сознание» 2. Диалектический метод рассматривается в единстве материалистических принципов. Мировое развитие связано с материальным производством, оно первично, что составляет базис общества. Сознание, наука, политика, искусство, мораль – вторично и составляет надстройку общества. 3. Материалистическое понимание истории позволило Марксу обнаружить повторяющиеся черты в экономическом базисе ряда стран и прийти к определенным общественно-экономическим формациям. Каждая их общественно-экономических формации состоит из базиса и надстройки. Маркс и Энгельс выявили 5 общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. 4. Задачей марксистской философии является не только объяснение мира, но и его преобразование. Преобразование мира происходит в результате классовой борьбы, высший этап которой революция, «революция – локомотив, двигатель». 5. Марксистская философия считается выражением интересов пролетариата, которые совпадают с потребностями общественного развития, где действуют принципы: свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех; от каждого по способностям, каждому по труду. При переходе к коммунистическому обществу от каждого по способностям, каждому по потребностям. Согласно Марксу практика – критерий истины. На практике человек убеждается в ложности или истинности своих суждений. Из практики он узнает, что менее и что более важно. В теории более значимое ставится на первое место, логика научного рассмотрения реализуется в переходе от общего к частному, от фундаментального к менее фундаментальному. Практика вынуждает отказываться от заблуждений и ведет вперед к истине. Итак, основные достижения философии Маркса мы видим: 1) в талантливой критике недостатков капитализма; 2) в разработке проблемы практики; 3) в постановке проблемы природы общественного. Билет № 22 Билет № 23 3. Основные исторические формы позитивистской философии. В центре внимания позитивизма всегда находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Позитивизм пережил три основные этапа своей эволюции. Первая историческая форма позитивизма (О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер) возникла в 30—40 гг. XIX в. Конт и его последователи попытались осмыслить противоречие между наукой того времени и философией, претендовавшей на роль "науки наук". Основоположник позитивизма О. Конт обосновал свою концепцию науки 3 основными законами: 1. Закон трех стадий, отражающий этапы человеческого познания мира: теологической стадии, где человек объясняет мир с помощью сверхъестественных сил Бога; метафизической стадии, где мир объясняется с помощью первоначал, первосущностей; позитивной стадии развития познания, где ведущая роль принадлежит науке. Их последующая смена определяет прогресс человечества. 2. Закон постоянного подчинения воображения наблюдению. Его смысл заключается в том, чтобы гипотезы опирались на опыт и имели положительную проверку. 3. Энциклопедический закон проявился в классификации основных наук. О. Конт разработал учение об обществе, социологию. Классический позитивизм развивал науки, определил методологические идеалы: необходимость опоры на опыт; описательную трактовку знаний; индукция как способ мышления; тенденцию к объединению знания и классификацию наук. Принципы позитивизма: 1. Философское знание должно бать точным и достоверным. 2. При познании нужно использовать научный метод и опираться на достижения науки. 3. Основной путь достижения знания – эмпирическое наблюдение. 4. Философия должна исследовать факты, а не причины. 5. Философия должна прекратить диктат другим наукам. Революция в естествознании на рубеже XIX—XX вв. вновь поставила вопрос о месте философии в системе знаний и отвергла ответ, предлагавшийся Контом. Возникает вторая историческая форма позитивизма — эмпириокритицизм,(Э. Мах, Р. Авенариус). Главные принципы эмпириокритицизма: 1. Принцип «корреляции», или «координации», т.е. соотношение связи субъекта и объекта в процессе познания. Научное знание зависит в своем содержании от субъекта познания, ибо он реально имеет дело в опыте только со своими ощущениями. 2. Принцип критики опыта с целью очищения его содержания от ненужных иллюзий, выдумок, теоретических фантазий. 3. Принцип экономии мышления, где необходимо ограничить научное знание эмпирическим материалом. Постпозитивизм. Наиболее яркими представителями являются К. Поппер – концепция критического реализма, И. Лакотос – концепция научно-исследовательских программ, Т. Кун – теория исторической динамики науки.К. Поппер основатель постпозитивизма. Работа «Логика научного исследования» предложил заменить принцип верификации принципом фальсификации.Т. Кун в работе «Структура научных революций» раскрывает концепцию исторической динамики научных знаний и вводит в научный оборот понятии парадигма. Основные принципы постпозитивизма: 1. Наука не только система научных знаний, но и дает различным научным сообществам, группам ученых, обладающих сходной научной подготовкой, признающих общий фундамент, единство в понимании идеалов, норм и целей научного исследования. 2. Методологической основой профессиональной деятельности научного сообщества выступает парадигма – особая система научнотеоретических, методологических, философских, базисных знаний, объединяемых учеными в то или иное сообщество. 3. Эволюция науки представляет собой чередование двух основных этапов «нормальной науки» и «научной революции». На первом этапе в науке господствует определенная парадигма, которая подтверждается фактами. Рано или поздно в эмпирическом исследовании появляются аномальные факторы, которые не укладываются в теоретическую схему действия парадигмы и тогда происходит научная революция, которая приводит к смене прежних идеалов. Билет № 24 1. Религиозная философия: неотомизм. Одним из основных направлений философской мысли современности является религиозная философия. Следует различать предметное поле религиозной философии и философии религии. Предметом философии религии является осмысление религии на ряду с такими феноменами культуры как наука, искусство и постижение религии с помощью разума. Предметом религиозной философии выступает Священное Писание, где приоритетным началом выступает вера, а не разум. Неотомизм - течение в современной католической философии, в основе которого учение Фомы Аквинского (1227-1274). Получил статус официальной философской доктрины Ватикана после опубликования в 1879г. Неотомизм формирует религиозно-нравственные ценности общества: 1. Человек непросто орудие производства, а личность, где приоритет отдается общечеловеческим ценностям. 2. Труд – средство самовыражения личности, поэтому проблема преодоления безработицы актуальна для общества. 3. реализация развития человечества по «3-му пути» лежащему между «капиталистическим индивидуализмом» и «марксистским» коллективизмом движение человека к внутренне присущей ему цели. 4. Человек высшая ценность, поэтому идеи солидарности единения всех рас и культур к справедливости одна из целей религиозной политики неотомизма. Социальные и теологические идеи неотомизма развивал Папа Римский, который за свою религиозную и социальную деятельность признан человеком тысячелетия. Социальная концепция Иоанна Павла II: 1. Личность – уникальное творение, нужно уважать ее индивидуальность. 2. Общество может изменяться только вместе с изменением личности, важно обеспечить ей свободу. 3. Материальные ценности должны быть подчинены духовным. 4. Причины воин и конфликтов в материальных претензиях государств. 5. Образцы общества – это африканская цивилизация и христианский образ жизни, где нет больших материальных претензий, развито чувство братства. 6. Сторонник экуменизма – сближение всех христианских церквей и диалог с атеистами. 7. Публично извинился за жертвы инквизиции и варварство крестовых походов, осудил существование индульгенции в истории католицизма. Возрождение философии неотомизма может послужить преодолением противостояния между поклонениям науке и религиозным противостоянием и будет способствовать единению человечества. Одним из важных направлений в современной религиозной мысли является неопротестантизм. Основными формами является: 1. Теология кризиса К. Барта. 2. Экзистенциональная теология П. Теллиха. 3. Демифологизация Р. Бультмана 4. Теология «мертвого Бога», протестантский авангардизм Т. Альтера и Дж. Робинсона. Идеи неопротестантизма: 1. Все попытки овладения религией через интеллектуальные или культурные формы безнадежны. 2. Религия – это свод законов общения с Богом, а вера – внутреннее состояние человека. Они должны быть противопоставлены. 3. Познание религии и Бога – это путь самопознания человека, вера – это путь освобождения от страха жизни. 4. Бог – первооснова мира, где задача неопротестантизма – создание теологии, которая должна с позиции веры объяснить все явления жизни. БИЛЕТ 25
|