Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Основные идеи феноменологии



Феноменология –философское учение, согласно которому предметом исследования должны быть акты сознания самого по себе, познаваемые с помощью особого метода. Ее возникновение связано с именем Эдмунда Гуссерля (1859-1938), а также таких выдающихся мыслителей XX в., как Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Макс Шелер, Морис Мерло-Понти и др.

Эволюция термина «феноменология»:

1. В 18 веке это означало теорию иллюзии. И. Кант, феноменология – это новое понимание философии. Г. Гегель, феноменология – это путь познания от предложений органов чувств до знания абсолютной идеи. Э. Гуссерль, феноменология – этометод существования, смысл структур и связей процесса познания всего окружающего мира.

Основные идеи феноменологии:

Э. Гуссерль в работе «Кризис европейского человека и философии» раскрывает след. идеи:

1. Исследование путей получения истинного знания не опираясь на психологические процессы отдельного человека.

2. Важно исследовать феномены сознания путем структурирования научного знания и исследования идей, которые предшествуют всякой науке.

3. Окр. мир сущ. реально, при его изучении нельзя следовать установившимся теориям – это возможность анализа «чистого сознания».

4. Сознание вырабатывает смысл предметов. Каждый осмысливает происходящее по своему и в этом смысл его свободы.

М. Хайдггер развивал след. идеи феноменологии в работе «Бытие и время»:

1. Задача человека не терять себя и быть самим собой.

2. Действия человека зависят от его построения: перед лицом смерти все ост. невозможно; радость от общения с любимым преображает мир; тоска, горе делают мир серым.

3. Изучение бытия человека – это не стремление покорить природу, а вникнуть в суть ее существования.

4. речь человека – это отражение его бытия. Язык поэзии более важен, чем язык науки.

Ж. П. Сартр развивал след. идеи феноменологии:

1. Человеку нельзя дать определение начально, он существует как «чистая доска», а позже становится тем, как сам себя формирует. Человек это определенный проект, в этом его свобода.

2. Человек высшая цель и ценность, но он всегда не завершен, главное что позволяет жить человеку это его действия.

М. Шелер «Человек как часть живой природы господствовать над собой и возвышаться».

М. Мерло-Понти. С точки зрения феноменологии идеи марксистской философии воспринимал с интересом, хотя критиковал их одностороннюю историческую проблематику.

Феноменологическая проблематика получила свое развитие по различным направлениям психологии, этики, эстетики, праве и социологии, религии, истории метафизики, философии математики и естествознании.


Философская герменевтика.

Герменевтика (греч.: hermeneutike - толкование) как способ систематического размышления о специфике проблем понимания и истолкования является одним из влиятельных философских на­правлений философского анализа XX в. Но постановка проблем в современной теории герменевтики остается непонятной без учета предшествующей герменевтической традиции.

По древнегреческому преданию бог Гермес — вест­ник Зевса, владыки богов и людей. Гермес должен был разъяснять людям послания Зевса, обеспечивать их понимание.

В науке понимание часто интерпретируют как подведение под понятие. Так делают, когда решают зада­чи по математике, физике, другим учебным дисцип­линам. Герменевтик считает, что здесь нет подлинного понимания, а присутствует всего лишь объяснение. По­нимание должно быть по-настоящему жизненным, оно должно иметь дело с сущим, а наука от многого просто-напросто абстрагируется.

Человек изначально находится в мире сущего, ис­пытывает интерес к нему (на латинском «быть среди сущего» — значит интересоваться им). Однако вещи закрыты от человека, у них есть свои границы. С другой стороны, свои границы есть и у каждого человека. Понимание будет достигнуто, и истина откроется, если удастся добиться слияния границ вещи и человека. Несколь­ко примеров пояснят нам ситуацию.

Допустим, у меня есть автомобиль. Как открыть его тайну? Дать ему возможность показать себя всесторон­не, в совершенстве. А для это им надо пользоваться. Но не любым образом, иначе он просто придет в негод­ность.

Понять текст — это значит найти в нем ответы на ряд вопросов, определяемых границами вопрошаемого, его образованием, вкусом (эстетическим, например), талантом, традиционностью. Согласно немецкому фи­лософу Гадамеру, которого считают основателем со­временной герменевтики, тщетны попытки видеть смысл текста в сознании его творца (ибо создатель тек­ста сам есть часть мира, к тому же мы хотим познать непосредственно данное, точнее: заданное для нахождения ответа). У текста нет собственного смысла вне его интерпретации, а в рамках этой интерпретации неуме­стен субъективный произвол, ибо сам текст не произ­волен. Итак, понимание достигается в обеспечении сли­яния горизонтов текста и человека. При этом надо иметь в виду так называемый герменевтический круг. Чело­век должен понять то, внутри чего он с самого начала находится, круговая зависимость связывает целое и его часть. Мы можем понять текст только как часть цело­го, о котором у нас есть некоторое пред-понимание до начала интерпретации текста. Наконец следует учесть, что понимание исторично, преходяще, временно, а это означает изменчивость самих горизонтов понимания. Каж­дое новое поколение интерпретирует по-своему. Для герменевтики самое главное — это познать суть дела.

Основные идеи герменевтики:

1. Познание и жизнь человека протекает по пути одних текстов к другим с учетом современной социокультурной ситуации.

2. Язык общения – основа для получения диалогового философского знания.

3. Познание опирается на знание.

4. Особенность процесса понимания основа для разъяснения. Для религиозного понимания текста – основой является вера.

5. Важно преодолеть односторонность фактов науки, подвергать их критике, опираясь на множество точек зрения и проявляя субъективизм.

6. Возможны различные варианты толкования одного и того же текста, не совпадающие даже с мнением авторов.

7. Сущ. сложность в понимании природы, ибо она безмолвна.

8. Не каждый факт науки может быть проверен опытным путем.

9. Для понимания и истолкования целого необходимо познать его составные части.

10. В любой теории важен подбор определенных фактов, которые порождают эту теорию.

11. Многообразие форм существования языка: жесты, мимика и др.



Просмотров 9271

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!