Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Основные идеи феноменологии
Феноменология –философское учение, согласно которому предметом исследования должны быть акты сознания самого по себе, познаваемые с помощью особого метода. Ее возникновение связано с именем Эдмунда Гуссерля (1859-1938), а также таких выдающихся мыслителей XX в., как Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Макс Шелер, Морис Мерло-Понти и др. Эволюция термина «феноменология»: 1. В 18 веке это означало теорию иллюзии. И. Кант, феноменология – это новое понимание философии. Г. Гегель, феноменология – это путь познания от предложений органов чувств до знания абсолютной идеи. Э. Гуссерль, феноменология – этометод существования, смысл структур и связей процесса познания всего окружающего мира. Основные идеи феноменологии: Э. Гуссерль в работе «Кризис европейского человека и философии» раскрывает след. идеи: 1. Исследование путей получения истинного знания не опираясь на психологические процессы отдельного человека. 2. Важно исследовать феномены сознания путем структурирования научного знания и исследования идей, которые предшествуют всякой науке. 3. Окр. мир сущ. реально, при его изучении нельзя следовать установившимся теориям – это возможность анализа «чистого сознания». 4. Сознание вырабатывает смысл предметов. Каждый осмысливает происходящее по своему и в этом смысл его свободы. М. Хайдггер развивал след. идеи феноменологии в работе «Бытие и время»: 1. Задача человека не терять себя и быть самим собой. 2. Действия человека зависят от его построения: перед лицом смерти все ост. невозможно; радость от общения с любимым преображает мир; тоска, горе делают мир серым. 3. Изучение бытия человека – это не стремление покорить природу, а вникнуть в суть ее существования. 4. речь человека – это отражение его бытия. Язык поэзии более важен, чем язык науки. Ж. П. Сартр развивал след. идеи феноменологии: 1. Человеку нельзя дать определение начально, он существует как «чистая доска», а позже становится тем, как сам себя формирует. Человек это определенный проект, в этом его свобода. 2. Человек высшая цель и ценность, но он всегда не завершен, главное что позволяет жить человеку это его действия. М. Шелер «Человек как часть живой природы господствовать над собой и возвышаться». М. Мерло-Понти. С точки зрения феноменологии идеи марксистской философии воспринимал с интересом, хотя критиковал их одностороннюю историческую проблематику. Феноменологическая проблематика получила свое развитие по различным направлениям психологии, этики, эстетики, праве и социологии, религии, истории метафизики, философии математики и естествознании. Философская герменевтика. Герменевтика (греч.: hermeneutike - толкование) как способ систематического размышления о специфике проблем понимания и истолкования является одним из влиятельных философских направлений философского анализа XX в. Но постановка проблем в современной теории герменевтики остается непонятной без учета предшествующей герменевтической традиции. По древнегреческому преданию бог Гермес — вестник Зевса, владыки богов и людей. Гермес должен был разъяснять людям послания Зевса, обеспечивать их понимание. В науке понимание часто интерпретируют как подведение под понятие. Так делают, когда решают задачи по математике, физике, другим учебным дисциплинам. Герменевтик считает, что здесь нет подлинного понимания, а присутствует всего лишь объяснение. Понимание должно быть по-настоящему жизненным, оно должно иметь дело с сущим, а наука от многого просто-напросто абстрагируется. Человек изначально находится в мире сущего, испытывает интерес к нему (на латинском «быть среди сущего» — значит интересоваться им). Однако вещи закрыты от человека, у них есть свои границы. С другой стороны, свои границы есть и у каждого человека. Понимание будет достигнуто, и истина откроется, если удастся добиться слияния границ вещи и человека. Несколько примеров пояснят нам ситуацию. Допустим, у меня есть автомобиль. Как открыть его тайну? Дать ему возможность показать себя всесторонне, в совершенстве. А для это им надо пользоваться. Но не любым образом, иначе он просто придет в негодность. Понять текст — это значит найти в нем ответы на ряд вопросов, определяемых границами вопрошаемого, его образованием, вкусом (эстетическим, например), талантом, традиционностью. Согласно немецкому философу Гадамеру, которого считают основателем современной герменевтики, тщетны попытки видеть смысл текста в сознании его творца (ибо создатель текста сам есть часть мира, к тому же мы хотим познать непосредственно данное, точнее: заданное для нахождения ответа). У текста нет собственного смысла вне его интерпретации, а в рамках этой интерпретации неуместен субъективный произвол, ибо сам текст не произволен. Итак, понимание достигается в обеспечении слияния горизонтов текста и человека. При этом надо иметь в виду так называемый герменевтический круг. Человек должен понять то, внутри чего он с самого начала находится, круговая зависимость связывает целое и его часть. Мы можем понять текст только как часть целого, о котором у нас есть некоторое пред-понимание до начала интерпретации текста. Наконец следует учесть, что понимание исторично, преходяще, временно, а это означает изменчивость самих горизонтов понимания. Каждое новое поколение интерпретирует по-своему. Для герменевтики самое главное — это познать суть дела. Основные идеи герменевтики: 1. Познание и жизнь человека протекает по пути одних текстов к другим с учетом современной социокультурной ситуации. 2. Язык общения – основа для получения диалогового философского знания. 3. Познание опирается на знание. 4. Особенность процесса понимания основа для разъяснения. Для религиозного понимания текста – основой является вера. 5. Важно преодолеть односторонность фактов науки, подвергать их критике, опираясь на множество точек зрения и проявляя субъективизм. 6. Возможны различные варианты толкования одного и того же текста, не совпадающие даже с мнением авторов. 7. Сущ. сложность в понимании природы, ибо она безмолвна. 8. Не каждый факт науки может быть проверен опытным путем. 9. Для понимания и истолкования целого необходимо познать его составные части. 10. В любой теории важен подбор определенных фактов, которые порождают эту теорию. 11. Многообразие форм существования языка: жесты, мимика и др.
|