Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше



Основоположником европейского иррационализма является Артур Шопенгауэр (1788—1860), системно изложивший свои воззрения в труде "Мир как воля и представление" (1818). Мир, согласно Шопенгауэру, может обнаруживаться человеком и как воля, и как представление. Воля — это абсолютное начало всякого бытия, некая космическая и биологическая по своей природе сила, созидающая мир и человека. Человек является рабом воли, поскольку во всем служит не себе, а Абсолюту. Воля заставляет человека жить, каким бы бессмысленным ни было его существование. Она заманивает индивида призраками счастья и такими соблазнами, как, например, сексуальное наслаждение. На самом же деле человек имеет для воли лишь косвенное значение, так как служит средством для ее сохранения. У человека есть только один выход — погасить в себе волю к жизни. Эту истину, по мнению Шопенгауэра, открыли еще древнеиндийские мудрецы, выразившие ее в буддистском учении о нирване. Воля – основа мира, она пронизывает существование каждой вещи, определяющих структуру наших представлений. Согласно Шопенгауэру, человек может вырваться из тисков воли. Ему может помочь в этом искусство. Особое внимание Шопенгауэр уделяет возвышенному. Возвышенное – сложная гамма чувств, возникающих при встрече с чем-то безграничным. Субъект уже не ощущает себя центром мира, а появляется предчувствие единства с миром, что возвышает человека. Возвышенное приближает нас к первоосновам мира. существует два вида возвышенного: математическое и динамическое.

Математическое возвышенное – эстетическое восприятие пространства и времени, переживания вечности и бесконечности.

Динамическое возвышенное – переживание природных стихий. Эстетический эффект возникает в результате осознания двойственности человека как выразителя воли и одновременно – созерцание мира как представления.

Одним из ярчайших представителей европейского философского иррационализма был немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844—1900). Жизнь Ницше рассматривал как "волю к власти". Все живое, согласно философу, стремится к власти, неравенство же сил создает естественную дифференциацию. Жизнь — это борьба всех против всех, в ней побеждает сильнейший. Насилие, согласно Ницше, есть кристально чистое проявление прирожденной воли человека к власти. Главную причину краха современной ему цивилизации философ видел в засилии интеллекта, в превалировании его над волей. Там, где интеллект возвышается над волей, она обречена на неминуемое разложение. Именно поэтому разум должен быть подчинен воле и работать как орудие власти.

Ницше пытался разорвать границы чисто теоретического познания и ввести в него в качестве регулятора практическую жизнь. Однако этот регулятор оказался не чем иным, как инстинктивной деятельностью, направляемой слепой иррациональной волей к власти.

Ницше одним из первых сказал о наступлении нигилизма, т.е. времени, когда христианский Бог утратил свою значимость для европейской культуры. Назначение отрезвленного нигилизмом европейского человека мыслитель видел в том, чтобы мужественно восторжествовать над остатками иллюзий.

Датский философ Сёрен Къеркегор (1813-1855). Основные работы «Страх и трепет», «Болезнь смерти», «Или-или», «Повторение». Он противопоставляет себя рационалистической философской традиции, олицетворенной для него в философии Гегеля, которая, по его мнению, сосредоточена на общих отвлечен­ных сущностях, общих понятиях. На место рационального пости­жения мира Кьеркегор ставит переживание, экзистенцию, или су­ществование, которые игнорировались прежней философией.

Экзистенция – индивидуальность человеческого существования, основными параметрами которой являются свобода, возможности выбора, страз и отчаяние. Страх характеризует отношение человека с миром, он неотделим от человеческой жизни. Прежде всего это страх перед возмездием за содеянное, страз за собственное совершенство, болезнь греха и ощущение его неизбежности. Отчаяние – взаимоотношения человека с самим собой, состояние вины, состояние внутреннего непринятия себя. Отчаяние – основа для свободного выбора и только через отчаяние человек может выбрать себя в своем высшем значении. В экзистенции человека Кьеркегор выделяет эстетическую, этическую и религиозную стадии. Только на религиозном уровне человек не подчиняется всеобщему закону, а вступает в прямое общение с Богом как подлинным абсолютом, делает прыжок в веру, выдвигая на место диалектической логики экзистенцию – полную диалектику или «диалектическую лирику». Через веру человек делает свой выбор в состоянии экзистенционального отчаяния. Вера одновременно является высшим наслаждением и мучением. Отсюда уместность парадокса и абсурда философии Кьеркегора.

Для постклассической философии Шопенгауэра характерна философия страдания и любви, Кьеркегора – философия веры, Ницше – философия надежды. В их концепциях раскрываются контуры нового мира, мира, где живет и мыслит свободный человек.


Билет №21



Просмотров 4294

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!