Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Проблема антропогенеза в философии и науке



Проблема антропогенеза (от греческих слов антропос - человек и генезис - происхождение) выступает как одна из традиционных тем философского и культурного дискурса. Наиболее древние версии возникновения человека связаны с различными мифологическими сюжетами его чудесного рождения из земли, воды, дерева или космоса

Социальные факторы антропогенеза:

1. Трудовая деятельность, в ходе которой человек изменяет природу в соответствии со своими потребностями.

2. Развитие ролевого общения, которое в процессе труда способствует развитию мозга, гортани, органов чувств, видоизменяется форма черепа.

3. Регулирование семейно-брачных отношений, запрет близкородственных отношений внутри общины, переход к экзогамии, установление брачных отношений с членами других общин.

4. «Неолитическая революция», ознаменовавшая переход от присваивающей экономики к производящей.

Выделяются следующие парадигмы антропогенеза:

1. Креационная (лат. творение) концепция происхождения человека связана с актом божественного творения, в результате которого человек приобрел бессмертную душу и возвысился над природой. Эта концепция рассматривает человека как продукт специального божественного творения на земле по "образу и подобию бога".

2. Трудовую концепцию антропогенеза развивал Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». 2 фактора характеризуют собой по Энгельсу переход от обезьяны к человеку:

а) труд, т.е. целесообразная деятельность человека по преобразованию природы с использованием орудий труда.

б) коммуникация, т.е. взаимное общение между людьми на основе вербальных, речевых, словесных и невербальных средств общения.

Современный тип человека gomo sapiens, кроманьонец появился примерно 50-40 тыс. лет назад. Первый человек появился в Африке примерно 2-1.5 млн. лет назад.

3. Социобиологизаторская концепция антропогенеза разработана учеными Э. Уилсоном, Ф. Аяла, Г. Флор. Основываясь на данных современной биологии и философской антропологии, социобиологи утверждают:- человек – это животное, которое руководствуется в своей деятельности преимущественно инстинктами;- биологическое и социальное в человеке сопоставлено неорганично, вследствие чего разум человека часто оказывается источником заблуждения, а не действует инструментом познания.

4. Игровая модель антропосоциогенеза связана с деятельностью Хейдинга, который в своей работе «Человек играющий» соединяет антропогенез и культурогенез. Игра выступает одной из форм развития человека, его творческой активности к стремлению социологизации и объединению. Он предпринял попытку реконструкции архаической культуры и таких известных форм культурного развития как религия, искусство, философия, исходя из принципа игры.

6. Синтезирующая концепция человека. Основатель направления философская антропология М. Шелер в работе «Положение человека в космосе» в концентрирующей форме изложил основные идеи данной концепции. Статус человеческого бытия определяется Шелером в космологической перспективе через синтез человека с другими формами органического мира в плане становления и эволюции психического начала: чувственного порыва, инстинкта, ассоциативной памяти и практического интеллекта.


41Смысл жизни – только человеческий феномен. Никто из живых существ, кроме человека, не задумывается над смыслом бытия, не поднимается выше своих физических возможностей. Проблема смысла жизни реальна только там, где ставится вопрос о целом, целостности жизни, о взаимосвязи ее начала и конца и потому – о том, что после жизни. Как проблема, смысл жизни существует лишь для того, кто задался целью понять до конца свое поведение, свою траекторию жизни. Смысл жизни – это не только ее понимание, но и самооправдание: само по себе существование не самодостаточно, человека оно не удовлетворяет. Под смыслом жизни скрывается убеждение в том, что жизнь достойна того, чтобы ее прожить. В процессе рассмотрения смысла жизни в философии и этике возникли следующие интерпретации ценности смысла жизни:

1. Аскетизм – сводит смысл жизни к следованию долга, предписывает то или иное подавление чувственных влечений и желаний человека. В самой сильной версии аскетизм означает сознательное отрицание всех желаний без исключения, высшее состояние духа, отрешенного от всех земных привязанностей, забот и страстей.

2. Гедонизм(от греч. hedone – наслаждение) этическая установка, с т.зр. которой основой природы человека является стремление к наслаждению, а поэтому смысл жизни человека и все его стремления сводятся к наслаждению как к высшему благу. Приверженцем гедонизма был древнегреческий философ Эпикур, который провозглашал своим ученикам соблюдать меру в наслаждениях и, тем самым, избегнуть жизненных страданий. Его идеал – замкнутая жизнь, полная чувственных и духовных наслаждений, не приносящих пресыщения.

3. Ригоризм– этическая установка, согласно которой смысл человеческой жизни состоит в выполнении определенного долга, достижении поставленной цели.

4. Смиренно-стоический – форма смысла жизни как долга, долженствования. Смирение является не чем иным как покорностью, подчинением себя какому-то открытому разумом закону или другой необходимости. Это упование на характер, внутренние силы и резервы, известная стойкость перед лицом неизбежности, неотвратимости, неизбывности.

5. Эвдемонизм –(отгреч. eudemonia – блаженство, счастье) – этическое направление, рассматривающее счастье, блаженство в качестве мотива и цели всех человеческих устремлений.

6. Категорически-императивная идея смысла жизни нашла свое отражение в философии И.Канта. Цель и смысл жизни по Канту – жить нравственно, т.е. поступать всегда в соответствии с нравственным законом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства».

7. Религиозный смысл жизни заключается в самоотверженном служении Богу, в выполнении религиозных заповедей и предписаний.



Просмотров 1456

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!