![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Проблема антропогенеза в философии и науке
Проблема антропогенеза (от греческих слов антропос - человек и генезис - происхождение) выступает как одна из традиционных тем философского и культурного дискурса. Наиболее древние версии возникновения человека связаны с различными мифологическими сюжетами его чудесного рождения из земли, воды, дерева или космоса Социальные факторы антропогенеза: 1. Трудовая деятельность, в ходе которой человек изменяет природу в соответствии со своими потребностями. 2. Развитие ролевого общения, которое в процессе труда способствует развитию мозга, гортани, органов чувств, видоизменяется форма черепа. 3. Регулирование семейно-брачных отношений, запрет близкородственных отношений внутри общины, переход к экзогамии, установление брачных отношений с членами других общин. 4. «Неолитическая революция», ознаменовавшая переход от присваивающей экономики к производящей. Выделяются следующие парадигмы антропогенеза: 1. Креационная (лат. творение) концепция происхождения человека связана с актом божественного творения, в результате которого человек приобрел бессмертную душу и возвысился над природой. Эта концепция рассматривает человека как продукт специального божественного творения на земле по "образу и подобию бога". 2. Трудовую концепцию антропогенеза развивал Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». 2 фактора характеризуют собой по Энгельсу переход от обезьяны к человеку: а) труд, т.е. целесообразная деятельность человека по преобразованию природы с использованием орудий труда. б) коммуникация, т.е. взаимное общение между людьми на основе вербальных, речевых, словесных и невербальных средств общения. Современный тип человека gomo sapiens, кроманьонец появился примерно 50-40 тыс. лет назад. Первый человек появился в Африке примерно 2-1.5 млн. лет назад. 3. Социобиологизаторская концепция антропогенеза разработана учеными Э. Уилсоном, Ф. Аяла, Г. Флор. Основываясь на данных современной биологии и философской антропологии, социобиологи утверждают:- человек – это животное, которое руководствуется в своей деятельности преимущественно инстинктами;- биологическое и социальное в человеке сопоставлено неорганично, вследствие чего разум человека часто оказывается источником заблуждения, а не действует инструментом познания. 4. Игровая модель антропосоциогенеза связана с деятельностью Хейдинга, который в своей работе «Человек играющий» соединяет антропогенез и культурогенез. Игра выступает одной из форм развития человека, его творческой активности к стремлению социологизации и объединению. Он предпринял попытку реконструкции архаической культуры и таких известных форм культурного развития как религия, искусство, философия, исходя из принципа игры. 6. Синтезирующая концепция человека. Основатель направления философская антропология М. Шелер в работе «Положение человека в космосе» в концентрирующей форме изложил основные идеи данной концепции. Статус человеческого бытия определяется Шелером в космологической перспективе через синтез человека с другими формами органического мира в плане становления и эволюции психического начала: чувственного порыва, инстинкта, ассоциативной памяти и практического интеллекта. 41Смысл жизни – только человеческий феномен. Никто из живых существ, кроме человека, не задумывается над смыслом бытия, не поднимается выше своих физических возможностей. Проблема смысла жизни реальна только там, где ставится вопрос о целом, целостности жизни, о взаимосвязи ее начала и конца и потому – о том, что после жизни. Как проблема, смысл жизни существует лишь для того, кто задался целью понять до конца свое поведение, свою траекторию жизни. Смысл жизни – это не только ее понимание, но и самооправдание: само по себе существование не самодостаточно, человека оно не удовлетворяет. Под смыслом жизни скрывается убеждение в том, что жизнь достойна того, чтобы ее прожить. В процессе рассмотрения смысла жизни в философии и этике возникли следующие интерпретации ценности смысла жизни: 1. Аскетизм – сводит смысл жизни к следованию долга, предписывает то или иное подавление чувственных влечений и желаний человека. В самой сильной версии аскетизм означает сознательное отрицание всех желаний без исключения, высшее состояние духа, отрешенного от всех земных привязанностей, забот и страстей. 2. Гедонизм(от греч. hedone – наслаждение) этическая установка, с т.зр. которой основой природы человека является стремление к наслаждению, а поэтому смысл жизни человека и все его стремления сводятся к наслаждению как к высшему благу. Приверженцем гедонизма был древнегреческий философ Эпикур, который провозглашал своим ученикам соблюдать меру в наслаждениях и, тем самым, избегнуть жизненных страданий. Его идеал – замкнутая жизнь, полная чувственных и духовных наслаждений, не приносящих пресыщения. 3. Ригоризм– этическая установка, согласно которой смысл человеческой жизни состоит в выполнении определенного долга, достижении поставленной цели. 4. Смиренно-стоический – форма смысла жизни как долга, долженствования. Смирение является не чем иным как покорностью, подчинением себя какому-то открытому разумом закону или другой необходимости. Это упование на характер, внутренние силы и резервы, известная стойкость перед лицом неизбежности, неотвратимости, неизбывности. 5. Эвдемонизм –(отгреч. eudemonia – блаженство, счастье) – этическое направление, рассматривающее счастье, блаженство в качестве мотива и цели всех человеческих устремлений. 6. Категорически-императивная идея смысла жизни нашла свое отражение в философии И.Канта. Цель и смысл жизни по Канту – жить нравственно, т.е. поступать всегда в соответствии с нравственным законом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства». 7. Религиозный смысл жизни заключается в самоотверженном служении Богу, в выполнении религиозных заповедей и предписаний.
![]() |