Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Понятие мировоззрения, его структура



Образы философии в истории культуры.

Термин «философии» впервые возник в Древней Греции. Сначала появились философы, затее слово «философ» и ещё позже слово «философия». По свидетельству античных авторов, слово «философ» впервые встречалось у Пифагора, а в качестве обозначения особой науки термин «философия» впервые был употреблён Платоном. Древнегреческие мыслители высказывали мысль о том, что мудрость как таковая – прерогатива богов, а достояние человека – любовь к мудрости, влечение к ней.

Не всякое знание, с точки зрения первых философов, есть мудрость. Многознание, учил Гераклит, не прибавляет мудрости. Мудрость заключается в том, чтобы обо всех известных людям вещах судить, исходя из признания их общей непреходящей основы, чтобы, постигнув сущность бытия, найти всеобщее в специфическом, обосновать и объяснить многие явления. Необходимость обоснования осмысливается в форме вопросов, непосредственно затрагивающих существование человека. Люди были, остаются и останутся философами, пока они ставят вопросы о смысле своей жизни, о смысле мира, - писал французский философ Э.Вейль. Они забудут философию, вернее, не будут больше философствовать, если поверят, что они постигли этот смысл, или станут сомневаться в том, что он существует.

Философия существенным образом отличается от других систем знания тем, что она постоянно вопрошает саму себя о своей собственной сущности, предмете, назначении. Не случайно многие мыслители, рассуждая о начале философии, указывали, что она появляется в результате изумления, удивления.

Согласно Аристотелю, «люди начали и теперь, и впервые философствовать вследствие удивления». Гегель утверждал, что древнегреческая философия появилась на свет в период упадка Ионии, когда остановленный в своем движении дух обратился вовнутрь. Факторы, способствующие появлению философии в Древней Греции, - положение, исторические обстоятельства, богатство и многосторонность дарований, энергичность в сочетании с тонким чувством красоты, мифология без догматики и без касты жрецов, демократия, уважение к закону и порядку, и, наконец, любовь к поэзии.


Билет № 2

2. Генезис философии, социально-исторические и культурные пред­посылки ее возникновения.

К VI в. до н. э. в разнообразных культурах, как уже отмечалось, происходит настоящий взрыв интеллектуальной энергии.

Термин "философия "впервые возник в Древней Греции (бук­вально от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость). Сначала по­явились философы, затем слово "философ" и еще позже слово "фи­лософия". По свидетельству античных авторов, слово "философ" впервые встречалось у Пифагора, а в качестве обозначения особой науки термин "философия" впервые был употреблен Платоном. Древнегреческие мыслители высказывали мысль о том, что муд­рость как таковая - прерогатива богов, а достояние человека -любовь к мудрости, влечение к ней. В диалоге "Пир" Платон ука­зывает: "Философ занимает промежуточное положение между мудрецом и невеждой... Из богов никто не занимается философи­ей, поскольку боги и так мудры. Но не занимаются философией и не желают стать мудрыми опять-таки и невежды... Занимаются ею те, кто находится между богами и невеждами" ("Пир", 204 а-б).

Не всякое знание, с точки зрения первых философов, есть муд­рость. Многознание, учил Гераклит, не прибавляет мудрости. Мудрость заключается в том, чтобы обо всех известных людям вещах судить, исходя из признания их общей непреходящей осно­вы, чтобы, постигнув сущность бытия, найти всеобщее в специфи­ческом, обосновать и объяснить многие явления. Необходимость обоснования осмысливается в форме вопросов, непосредственно затрагивающих существование человека. Люди были, остаются и останутся философами, пока они ставят вопросы о смысле своей жизни, о смысле мира, - писал французский философ Э. Вейль. Они забудут философию, вернее, не будут больше философство­вать, если поверят, что они постигли этот смысл, или станут со­мневаться в том, что он существует.

Согласно Аристотелю, "люди начали и теперь, и впервые фило­софствовать вследствие удивления". Гегель утверждал, что древне­греческая философия появилась на свет в период упадка Ионии, ког­да остановленный в своем движении дух обратился вовнутрь. Фак­торы, способствующие появлению философии в Древней Греции, -это одаренность греческого народа, благоприятное географическое положение, исторические обстоятельства, богатство и многосторон­ность дарований, энергичность в сочетании с тонким чувством кра­соты, мифология без догматики и без касты жрецов, демократия, ува­жение к закону и порядку, и, наконец, любовь к поэзии.

В вопросе о происхождении философии сформировались две кон­цепции: мифогенная и гносеогенная. Первая выводит философию из мифологии, вторая - из науки.

Мифогенная концепция права, когда анализирует предысто­рию философии, вскрывает переходные формы от мифологии к философии, анализирует мифологическое мировоззрение как предфилософское. Но с мифогенной концепцией нельзя согла­ситься, когда она сводит мифологию к религии, не видит отличи­тельных особенностей философии от мифологии не только по форме, но и по содержанию.

Сторонники гносеогенной концепции правы, когда показывают значение зачатков научного знания для философии. Не правы же, когда третируют мифологию, рассматривая ее как нечто, совер­шенно лишенное всякого исторически оправданного содержания и ценности.

Итак, у истоков формирования философии - мифология, ре­лигия, зачатки научного и обыденного знания.

Ранняя философия прямо еще не отрицает сверхприродное, но выводит его уже из природного как нечто вторичное. Так, об Анаксимене известно, что "богов же он не отрицал и не обошел их мол­чанием. Однако он того убеждения, что не ими (богами) создан воздух, но что они сами возникли из воздуха".


Билет № 3

 

Понятие мировоззрения, его структура.

Мировоззрение – это система наиболее общих представлений и знаний о мире в целом и месте человека в нём, его ценностей и убеждений. Все эти компоненты представлены в единой неделимой цельности, и только при аналитическом подходе мы можем рассмотреть их дифференцированно.

Можно выделить следующие функции мировоззрения:

ü познавательную

ü аксиологическую

ü праксеологическую

Натуралистический аспект познавательной стороны мировоззрения – это знания и представления о природе, в целом об универсуме, космосе, о природной сущности человека.

Гуманитарный аспект познавательной стороны мировоззрения – это осознание совей социальной природы, своего места в «мире людей».

Познавательную сторону мировоззрения составляют не только взгляды и представления о природе, космосе, обществе, человеческой истории, но и вопросы, связанные с выяснением познавательного отношения человека к внешнему миру: как относится мысль к предмету, возможно ли адекватное отражение предмета, являются ли формы, законы мыслительной деятельности доопытными способностями человека или они формируются в процессе его практической деятельности; что такое истина, заблуждение, ложь.

В системе мировоззрения важное место занимает аксиологическая сторона мировоззрения. Аксиология – философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Двумя полюсами ценностного отношения человека к миру являются «предметные» и «субъектные» ценности.

Предметные ценности – всё многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включённых в их круг природных явлений, которые оцениваются в плане добра и зла, красоты или безобразия, справедливого или несправедливого, допустимого или недопустимого.

Субъектные ценности – способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений. Это установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, которые закрепляются в общественном сознании в форме нормативных представлений и выступают ориентирами деятельности человека.

Назначение праксеологической подсистемы – обеспечивать тесную связь познавательного и ценностного компонентов мировоззрения с деятельностью человека. Убеждение – это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера человека в правоту усвоенных идей.

Мировоззрение в исторической ретроспективе прошло эволюционное развитие, и выделяются следующие этапы:

ü Мифологическое мировоззрение

ü Религиозное мировоззрение

ü Философское мировоззрение

ü Научное мировоззрение


Билет № 4



Просмотров 957

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!