Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Социально-политические идеи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла)



В эпоху Возрождения начал оформляться и такой феномен как политическая философия (или философия политики), хотя само превращение политики в самостоятельный институт - яв­ление более позднего времени. Причина формирования этого направления философской мысли заключается в том, что объяснение многих проблем человеческого общежития гумани­сты искали часто не в Божественном откровении, а исходя из природы и сути реального человека и его места в общественных отношениях.

Общественно-политические рассуждения знаменитого автора "Утопии" (1516) Томаса Мора также явились выводами из его трактовки сути реального человека, для которого частный интерес превыше всего. Видимо поэтому Мор, рисуя идеальное госу­дарство (названное, соответственно, Утопия - место, которого нет), предлагает устройство, которое избавило бы человека от его главного порока - эгоизма.

В Утопии все находится в общей собственности, ибо благополу­чие общества невозможно там, где существует собственность част­ная. Впервые в мировой литературе Мор описал социальное уст­ройство, основанное на коллективной собственности не только в сфере потребления, но и в сфере производства. В его сообществе индивидуальное подчинено общему. Утописты получают все не­обходимое от общины, однако то, что есть "необходимое" и "лиш­нее", "нужное" и "ненужное", определяет не сам индивид, а община. Подчеркивая гуманистический, даже эпикурейский дух "Утопии", надо признать, что черты уравнительности, аскетизма в социаль­ной философии Мора являются доминирующими.

В целом общественное учение Мора было само­критикой нарождавшейся социально-политической западноевро­пейской культуры, которая нашла свое воплощение в Новое время.

Другой проект идеального общества был предложен Томмазо Кам­панеллой (1568 — 1639) в произведении "Город Солнца". Дейст­вие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жите­ли — солярии — построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца:

• отсутствует частная собственность;

• все граждане участвуют в производительном труде;

• результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами;

• труд совмещается с одновременным обучением;

• жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробно­стей, от подъема до отхода ко сну;

• большое внимание уделяется воспитанию — с рождения ре­бенок забирается от родителей и воспитывается в специаль­ных школах, где обучается наукам и приучается к коллек­тивной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;

• во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (из­бираемый соляриями) — Метафизик, владеющий всеми зна­ниями своей эпохи и всеми профессиями.

Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрож­дения, были ответом на имевшую место социальную несправед­ливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем. (отрывок о Кампанелла: по А. В. Якушев, М., 2004


Билет № 16

3. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

Европейскую философию 17 века принято условно называть философий Нового времени. Данный этап характеризуется неравномерностью развития, буржуазными революциями в Голландии и Англии. Англия переживает период абсолютной монархии, общее движение от феодализма к капитализму носило противоречивый характер. В философии 17 века выделяется три теоретически обоснованные концепции философского познания.

1. Философия Р. Декарта, картезианский рационализм, оказавший влияние на последнюю европейскую мысль и являющийся теоретической основой эстетики и искусства классицизма.

2. Эмпирического метафизического материализма Ф. Бэкона, Дж. Локка, Д. Гоббса.

3. Творческая философия мистического рационализма П. Паскаля, которая послужила обоснованием нового стиля барокко в культуре 17 – 18 века.

Ф. Бэкон Вошел в историю как родоначальник эмпиризма – философского направления, признающего чувственный опыт главным единственным источником знаний, обосновывающийся на опыте и посредством опыта. Руководящим для Бэкона был принцип «Нет ничего в разуме, чтобы до этого не прошло через чувства». Он считал, что для достижения знания необходимо избавиться от 4 видов заблуждения «идолов»:1. Идолы рода – предрассудки, обусловленные природой людей и выраженные в естественной ограниченности чувственного восприятия.

2. Идолы пещеры – ошибки, присущие некоторым группам людей, индивидуальные заблуждения.

3. Идолы площади – слова, нечетко отражающие действительность и порождающие ложные понятия.

4. Идолы театра – заблуждения, высказанные некрит. усвоениями чужих мнений.

Бэкон предложил в качестве осн. метода исследования, чтобы избавиться от «идолов» эксперементально-индуктивный. Эксперимент должен дополнить чистое созерцание целенаправленным наблюдением. Исследуемое явление в специально созданных условиях, благодаря чему преодолевается субъективность чувственного восприятия. Эксперимент устраняет заблуждения чувств («идолы рода» и «идолы пещеры»), а индукция – заблуждения разума («площади и театра»). Знаменитый бэконовский девиз « Знания – сила» убедительно свидетельствует, что мыслитель рассматривает знания как результат практической деятельности.

Основоположником рационалистической традиции считается Рене Декарт. Рационалисты исходили из того, что вся познавательная деятельность должна быть организована в соответствии с некими фундаментальными "врожденными идеями", которые, со­ставляя априорное содержание нашего разума, выступают как универсальные предпосылки самой возможности познания. Свое "Рассуждение о методе" Декарт начинает с утверждения, что разумом все люди наделены в равной мере. Различие в сообразительности зависит не от "количества ума", которое у всех одинаково, а от умения им пользоваться. Поэтому главная задача философии - научить человека в полной мере использовать те умственные способности, которыми он располагает. Метод, который он искал, должен был обеспечить возможность разложения сложных и запутанных вопросов на простые и ясные положения, не вызывающие сомнений. Будучи превосходным математиком, Декарт полагал, что такой метод универсального анализа должен быть построен по образу и подобию математического метода.Подобно Бэкону, Декарт начинает построение системы достоверного знания с очищения разума от всего недостоверного и сомнительного. Для этого он предлагает отбросить всякое знание, в котором есть хоть малейшая возможность усомниться. Основным орудием познания Декарт считает разум. Чувства он рассматривает, скорее, как орудия жизни, а не познания. Они не раскрывают истину, а лишь сигнализируют человеку о том, что его окружает, "обслуживая" больше практические навыки, чем теоретическое познание, которое осуществляется благодаря присутствующим в содержании разума врожденным идеям. Таковыми являются наиболее общие законы всякого рассуждения и, прежде всего, логические и математические аксиомы и правила вывода, благодаря которым осуществляется отбор и упорядочивание всех приобретенных и создание всех сконструированных идей. Врожденные идеи наиболее просты и, в силу своей простоты, наиболее ясны и отчетливы, поэтому их истинность является самоочевидной, а истинность всех остальных идей устанавливается путем их сопоставления с врожденными.


Билет № 17

1. Идея «естественных прав» человека и концепция «общественного договора» (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо).

В области морали и педагогики Просвещение проповедовало идеалы гуманности, отвечающее запросам времени и систему гуманистического воспитания молодёжи. В области политики, юриспруденции и общественно-экономической жизни равенство всех людей перед законом, концепция естественных прав человека. Основные аспекты эпохи Просвещения:

1. Вместо основных религиозных догматов на первое место выходит разум.

2. Идея атеизма.

3. Прагматичность – исследует человека с позиции полезности для общества.

4. Наука и прогресс.

5. Просветительство граждан.

Данные аспекты получили наибольшее развитие в философских системах английских мыслителей Т. Гоббса и Дж. Локка.

Т. Гоббс (1588 – 1679). Выделил одну из главных проблем – проблема государства, законности, мира и порядка в нем, которую он рассматривал в работах «О гражданине» и «Левиафан».

Гоббс различал два состояния общества: естественное и гражданское. В естественном, т.е. догосударственном состоянии люди действуют согласно законам природы, подчиняясь своим страстям, с возникновением первенства появляется принцип «война всех против всех, где не может быть победителей». В представлении Гоббса государство – это мифическое чудовище Левиафан: его душа – власть, его кровь – деньги. Революция – это смерть государства. После его смерти немедленно появляется новый Левиафан, т.к. человечество не может существовать без него. Организация государственной власти по Гоббсу может быть различной: монархия, аристократия, демократия. Главное, чтобы власть в государстве была суверенной и единой, поэтому Гоббс считал монархию лучшей формой правления. Он описал теорию общественного договора, согласно которой возникновение государства и права являются результатом сознательно заключенного договора между людьми.

Дж. Локк (1632 – 1704). В своем произведении «2 трактата о государственном правлении» опубликованном в Англии, когда там утверждалась конституционная монархия, развивает учение об общественном договоре. Он исходит из естественного состояния общества, которое он изображает как царство свободы и равенства, в котором люди свободно располагают своей личностью, имущество и все имеют равные права. Таким образом, к основным неотчуждаемым естественным правам человека Дж. Локк относит три права: на жизнь, свободу и собственность, приобретенную своим трудом. Государство возникает из необходимости защищать свободу и собственность Локк первым обосновал идею разделения властей на законодательную, исполнительную и федеративную. В своем трактате он ставит вопрос о возможности сопротивления суверену (правителю), когда он злоупотребляет своим положением, тогда подданные в праве отказаться от общественного договора. Заключая общественный договор, государство получает от граждан столько власти, сколько необходимо и достаточно для защиты жизни, свободы и собственности граждан. Социально-политические идеи Т. Гоббса и Дж. Локка оказали огромное влияние на общественно политическую мысль европейского Просвещения, которая получила развитие в трудах Ш. Монтескье и Ж. Ж. Руссо.

Ш. Монтескье в работе «О духе законов» первым определил классический принцип разделения властей, исходя из учений Дж. Локка, который включает в себя законодательную, исполнительную и судебную власть, где ветви власти взаимодействуют между собой и уравновешивают друг друга.

Ж. Ж. Руссо (1712 – 1778). Исходя из идеи о естественном состоянии людей, Руссо считал первобытное общество «золотым веком» человечества, где господствовали свобода, равенство, общественная собственность. Гены человечества начались с возникновения частной собственности, которая привела к экономическому и социальному неравенству. В целях смягчения первенства Руссо предлагал ввести прогрессивный налог, ограничить переход имущества и капитала по наследству, освободить от налогов тех землевладельцев, которые имеют лишь самые необходимые средства труда.


Билет № 18

3. Идея «гносеологической революции» и критическая философия И. Канта.

Философия Канта делится на три периода: докритический, критический и антропологический.

1. Докритический период (1746 – 1770). Он создает «Всеобщую естественную историю и теорию неба», которая дополнена в некоторых деталях Лапласом и по сей день остается одной из самых распространенных космологических гипотез. Докритический период – попытка решить философские проблемы о бытии, философии природы, религии, этики, логики исходит из утверждения, что философия может быть разработана как умозрительная наука без обращения к опытным данным.

2. Критический период (1770 – 1797). Ознаменован разработкой основных философских произведений «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». В первом изложено учение о познании, во втором – основное внимание уделено проблемам этики, в третьем – эстетики.

3. Антропологический период (90-е годы 18 века). Работа «Антропология с прагматического взгляда».

Кант находит третий путь в море рационализма и эмпиризма, разума и чувств. Различает независимо от наших ощущений и мышлений мир «вещей в себе». Мир, научно непознаваемый, согласно его концепции в нашем знании всегда присутствуют априорные и апостериорные элементы. Априорные знания предшествуют опыту и не зависят от него. Возникновение априорного знания выводит нас за рамки феноменов «невольно обращ. к вещам в себе». Апостериорные знания получ. из опыта. Однако они тоже не сущ. в чистом виде. Трансцендентальный элемент в понимании Канта – это отношение к познанию, которое интересуется не столько предметами, сколько видами нашего познания, что выходит за пределы эмпирического опыта. Кантовский подход к познанию принципиально отличается от гносеологических установок его предшественников. В центре внимания нем. мыслителя – специфика познающего субъекта. До этого гносеологов интересовала специфика объекта. По Канту субъект поделен 3 способами познания:

1. Чувственностью

2. Рассудком

3. Разумом

чувственность – это способность к ощущениям. Ее изуч. «трансцендентальная эстетика». Рассудок – способность к понятиям и суждениям, исслед. трансцендентальная аналитика. Разум – способность к умозаключениям, исследует трансцендентальная диалектика.

Основные элементы теории познания:

1. Источник знания – органы чувств.

2. Знания формируются из опыта, но иногда и без него.

3. Разум противоречив: Бог есть – нет; свода есть – нет; время – нет начала и конца.

Априорными формами понятия рассудка Кант считает 12 категорий, которые свел в 4 группы: количества, качества, отношения и модальности.

Кант сформулировал категорический императив нравственности. Императив – означает требования, приказ, закон. У Канта категорический императив – это безусловный принцип поведения, основной закон его жизни. Это обязательные принципы, которыми должны руководствоваться люди независимо от его социального статуса и положения. Основные принципы императив нравственности:

1. Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.

2. Поступай только согласно такой максиме, рук – сь которой ты можешь в то же время пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.

3. Поступай так, чтобы ты относился к человеку в своем лице и в лице всякого другого.

Этика Канта – это этика долга, обязанность, умноженная на ответственность, этика самоограничения. Она учит человека тому, как стать достойным счастья. Социальные взгляды Канта заключаются в разработке идей и концепций либерализма, развитий концепций правового государства, разделения властей, где государством должны управлять не люди, а законы.


Билет № 19



Просмотров 4719

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!